Закон защита прав человека

Оглавление:

Закон защита прав человека

Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

Для чего Вам нужна «База судебных решений»?
смотри подробнее

Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.

Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.

Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:

  • — принимал ли участие в судебных разбирательствах?
  • — в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
  • — по каким делам?
  • — выиграл или проиграл?

Самая полная база – более 7 000 000 документов

База содержит дела:

  • — гражданского судопроизводства
  • — административного производства
  • — уголовные дела открытого судебного производства

Простой и удобный поиск документов:

  • — по территории
  • — по суду
  • — по дате
  • — по типу
  • — по номеру дела
  • — по сторонам
  • — по судье

Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.

Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

Для чего Вам нужен раздел «Ответы государственных органов»?
смотри подробнее

1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
2. Ваш практический источник применения норм права.
3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.

В разделе содержатся все ответы государственных органов, которые размещены на портале «Открытый диалог» Электронного правительства Республики Казахстан.
Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
В отличие от портала Электронного правительства, ответы госорганов раздела ИС «ПАРАГРАФ» снабжены дополнительными поисковыми механизмами, позволяющими осуществлять поиск по:

  • — тематике;
  • — дате;
  • — автору;
  • — номеру вопроса;

а также вести полномасштабный контекстный поиск в вопросах и ответах – как отдельных слов, так и фраз в виде словосочетания.

Уверены, новые возможности ИС «ПАРАГРАФ» сделают Вашу работу еще более эффективной и плодотворной!

Законная защита прав продавца

Государство заботится о защите прав своих граждан, в том числе и в рыночной сфере. ЗоЗПП РФ предоставляет покупателям широкие возможности для отстаивания своей позиции.

Обнаружение дефекта, отсутствие части комплекта и даже недостаточное информирование может быть основанием для возврата товара и компенсации уплаченной за него суммы. Вместе с тем, юристы критикуют данный законопроект, настаивая на бесправности продавца.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Права продавца: законодательная регулировка

Действительно, в обиходе даже появилось такое понятие, как покупатель-экстремист.

Действующее законодательство имеет множество недостатков, которые недобросовестные покупатели могут использовать для бесплатного получения товаров и денег.

Но следует разобраться, что все же говорит закон о защите прав продавца, и действительно ли товарные точки являются бесправными.

Когда речь заходит о правах и обязанностях кого-либо (в том числе и продавцов), ориентироваться в первую очередь необходимо на действующее в стране законодательство.

Однако в данном случае возникает существенная проблема. Единственным актом, направленным на защиту прав продавцов, является ФЗ под номером 294.

Он касается прав юридических лиц во время проведения госнадзора, и указывает, что:

  1. Продавец может ознакомиться с результатами проверки и не соглашаться с ними.
  2. Присутствовать во время контрольных проверок.
  3. Обжаловать действия контролирующей организации в суде.
  4. Претендовать на компенсацию, если действия сотрудников госнадзора привели к порче имущества.

Справка! Какого-либо аналога ЗоЗПП РФ для продавцов не существует.

Вместе с тем, торговые точки не являются бесправными. Хотя этот законодательный акт в первую очередь нацелен на защиту прав граждан, являющихся покупателями, косвенно в нем описаны и права продавцов.

К примеру, если гражданин решил возвратить товар без недостатков, он может сделать это на протяжении 14 дней. При этом продавец имеет право отказаться от приема товара, если данный срок прошел.

То же касается случаев, когда предмету были нанесены повреждения либо испорчены его внешние характеристики. Соответственно, хотя нормы и нацелены на потребителя, они дают определенные права и продавцу.

Обязательства продавца

Обязательства продавцов описаны в уже упоминаемых законодательных актах. В первую очередь торговые точки обязаны следить за качеством предоставляемых товаров и услуг. Продавец также обязан:

  1. Предоставлять своим покупателям все сведения, касающиеся продаваемого им товара (это касается цены, названия, потребительских свойств изделий).
  2. Предъявить покупателю товарный чек либо квитанцию после расчета за продукт.
  3. Своевременно реагировать на жалобы и претензии в случае их обоснованности.
  4. Следить за безопасностью предоставляемых услуг и товаров.

Кроме того, продавец также обязан удовлетворять требования потребителя относительно недостатков товаров, поступающие во время действия гарантийного срока.

Обмен/возврат

В соответствии с законодательным актом, защищающим потребительские права, покупатель может обменять либо возвратить товар в течение 14 дней (а в некоторых случаях – на протяжении срока действия гарантии).

При возникновении подобной ситуации, продавец обязан:

  1. Выполнить замену товара в течение 14 дней по требованию покупателя (только если сохранился товарный вид и упаковка, а также отсутствуют повреждения). В качестве замены может выступать изделие той же модели и марки либо соразмерный по стоимости предмет. Продавец обязан выполнить замену товара на более дорогой или дешевый аналог по требованию покупателя, если последний готов компенсировать разницу в стоимости.
  2. Предоставить скидку на товар в случае, если в нем обнаружены недостатки (по требованию покупателя).
  3. Отправить изделие на ремонт в случае наличия дефекта, на который распространяется гарантия. Продавец обязан доставить товар в магазин и сервисный центр, а также возвратить его покупателю (в случае, если вес продукта превышает 5 килограммов – по адресу, указанному последним).
  4. Принять товар и осуществить возврат его стоимости.

Внимание! Наличие на товаре повреждений и следов эксплуатации может быть основанием для снятия с продавца всех этих обязанностей.

Следует также обратить внимание на некоторые дополнительные нюансы.

  1. Обмен/возврат можно совершить только на протяжении 14 дней.
  2. Описанные выше обязательства продавца аннулируются, если продукт входит в перечень товаров, которые нельзя возвратить (если они не содержат дефектов).

Эти обстоятельства можно использовать для защиты прав продавца от покупателя.

Экспертиза

В случае обнаружения в товаре заводского брака, продавец по заявлению клиента обязан провести его экспертизу. Доставка товара к специалисту, как и оплата его услуг – обязанности продавца.

Если по результатам экспертизы будет установлено, что причина поломки кроется в заводском дефекте, торговая точка обязана:

  1. Произвести замену товара либо осуществить его возврат.
  2. Отправить изделие на гарантийный ремонт, максимальный срок проведения которого не может превышать сорока пяти дней.

Если гарантийный срок истек, продавец обладает правом взыскать с покупателя стоимость проведения экспертизы. Однако данное правило вступает в силу только тогда, когда в отчете специалиста указано, что причиной поломки являются действия покупателя, а не заводской брак.

Как можно аргументировать отказ в проведении возврата/обмена

В первую очередь необходимо запомнить, что возвратить товар без каких-либо дефектов можно только на протяжении 14 дней. Несоблюдение данного срока уже является основанием для того, чтобы отказать потребителю в удовлетворении его требований.

Кроме того, не следует забывать, что для магазинов, которые действуют дистанционно, такой срок составляет семь дней с момента получения покупателем его товара (то есть с дня его доставки).

Можно также выделить следующие основания для отказа со стороны продавца:

  1. Законодатель дает гражданину право возврата товара в течение четырнадцати дней. При этом осуществить подобное можно даже в том случае, если покупателю не подошла форма или фасон изделия, его раскраска. Однако та же законодательная норма также защищает и права продавца. Наличие дефектов, которые были нанесены действиями самого покупателя, следов эксплуатации, разрывов упаковки и других нарушений ее целостности – основания для правомерного отказа.
  2. Если изделие входит в вышеописанный перечень товаров, не подлежащих возврату без аргументированных причин (наличия заводского брака), можно сослаться на этот список. То есть, если, к примеру, гражданин хочет вернуть работающий ноутбук без какого-либо брака, возврат средств – право продавца, а не обязанность. Отказ в таком случае также будет правомерным.
  3. Если в изделии, входящем в перечень, был обнаружен брак, возвратить его можно только на протяжении 15 дней. После этого торговая точка получает право не возвращать средства, а отправлять товар на гарантийный ремонт.
  4. После расчета покупателю в обязательном порядке выдается чек либо товарная квитанция. Данные документы являются подтверждением того, что изделие действительно было приобретено в этой торговой точке. Если у гражданина нет данных бумаг, можно использовать это для отказа в осуществлении возврата.

Особенности! В соответствии с действующим законодательством, при возврате гражданин должен предъявить личный паспорт. Отсутствие данного документа является основанием для отказа.

Если торговая точка решила провести экспертизу (самостоятельно либо по требованию покупателя), отказать в возврате средств можно, ориентируясь на состав экспертного заключения. Если специалист установит, что причиной поломки являются действия покупателя, торговая точка будет освобождена от необходимости возврата средств клиенту.

Заключение

Таким образом, сегодня законодательство полностью направлено на защиту прав потребителей. Защите продавцов, при этом, внимание почти не уделяется. Поэтому в случае возникновения спорных моментов, рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным юристам.

Специалист, обладающий достаточными знаниями законодательства, сможет использовать действующие нормы для защиты продавца от покупателей, злоупотребляющих правами, которыми их наградило государство.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Международная защита прав и свобод человека реферат

Международная защита прав и свобод человека реферат

По дисциплине: права человека и гражданина и способы их защиты

На тему: «Международная защита прав человека»

1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. …..5-10

2. Механизм защиты прав человека……………………………….………….11-12

3. Особенности международной защиты прав человека……………..……..13-18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………21

Нормы международного права о международной защите прав человека регулируют отношения, возникающие между государствами по содействию, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, независимо от расы, пола, языка и религии.

Принцип уважения и гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплен в Конституции РФ в ст.17 («в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»).

В уставе ООН закреплено понятие прав человека и основных свобод. Чаще всего данные понятия объединяются и обозначаются под термином «права человека», т.к. речь идет о явлениях одного рода. Как право, так и свобода представляет собой гарантированную законом меру возможного поведения лица или группы лиц.

Защита прав и свобод человека является приоритетным направлением политики государства. Вопросы гарантии реализации наших прав являются актуальными во все времена.

Актуальность исследования данной темы подтверждает тот факт, что в соответствии с нормами международного права человек, его права и свободы являются в РФ высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. гарантии реализации его прав и свобод – основная обязанность государства.

Объектом данной работы являются общественные отношения, характеризующие международную защиту прав человека. Предметом исследования являются нормы права, опосредующие исследуемые общественные отношения.

Целью данной работы является раскрытие международной защиты прав и свобод граждан.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятие и основные виды прав и свобод человека;

— проанализировать механизм защиты прав человека, его признаки, структура и формы;

— рассмотреть международную защиту прав человека, системы защиты;

— на основании вышеизложенного подвести итоги и сделать соответствующие выводы.

Методология и методы проведенного исследования. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

Структура работы. Реферат состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Международная защита прав человека

Развитие международного сотрудничества в области закрепления и защиты прав и свобод человека шло по двум направлениям. Право человека на защиту своих прав в Европейском Суде, Страсбургское прецедентное право. Различия в процедурах рассмотрения жалоб.

Подобные документы

Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Принцип уважения прав и свобод человека как основной принцип современного международного права. Основные направления сотрудничества государств по защите прав и свобод человека.

контрольная работа, добавлен 17.10.2014

Концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Отношения между государствами по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных свобод для всех людей без различия расы, пола, языка и религии. Международная защита прав граждан.

контрольная работа, добавлен 28.10.2017

Направления международного сотрудничества в области прав человека. Роль Организации Объединенных Наций в разработке норм и стандартов в сфере прав и свобод личности. Органы и процедуры контроля по предотвращению массовых нарушений защиты прав человека.

реферат, добавлен 22.03.2018

Исследование истории возникновения и развития института Европейского суда. Раскрытие содержания и изучение правовых позиций Европейского суда по правам человека. Определение содержания и назначения права человека на защиту своих прав в Европейском суде.

курсовая работа, добавлен 04.10.2011

Права и свободы человека и гражданина в российском конституционном праве. Влияние на право России Конвенции Европейского суда о защите прав человека. Проблемы применения процедуры защиты прав и свобод гражданина в Европейском суде по правам человека.

курсовая работа, добавлен 09.05.2018

Определение понятия международного гуманитарного права. Характеристика международных прав и свобод человека. Анализ международного и регионального сотрудничества в сфере защиты прав человека. Анализ борьбы с грубыми и массовыми нарушениями прав человека.

реферат, добавлен 02.05.2017

Становление и развитие международного сотрудничества в сфере прав человека. Анализ деятельности «договорных органов». Развитие международной контрольной деятельности в области прав человека. Политика и практика государства в правозащитной области.

контрольная работа, добавлен 28.05.2014

Разработка концепции прав человека в ходе принятия Всеобщей декларации прав человека. Проблематика взаимоотношений государства и гражданина, обеспеченности прав и свобод личности. Система защиты прав человека: международная, региональная, национальная.

курсовая работа, добавлен 06.04.2015

История развития прав человека и гражданина. Рассмотрение основных понятий прав и свобод и их становления. Характеристика системы механизмов обеспечения и защиты прав и свобод. Деятельность международных организаций в сфере защиты прав человека.

курсовая работа, добавлен 09.01.2015

Понятие и принципы защиты прав и свобод человека в развитии международных отношений. Источники правового регулирования и способы защиты прав человека в России. Деятельность Европейского суда по правам человека как эффективного инструмента защиты.

дипломная работа, добавлен 26.05.2012

Международная защита прав и свобод человека

Обоснование и защита международным сообществом современной концепции прав человека. Закрепление идеи неотъемлемых прав в международных соглашениях. Система ООН по контролю за выполнением государствами своих обязательств. Региональные системы защиты прав.

Подобные документы

Правовая основа и понятие международной защиты прав человека. Международные организации в сфере реализации прав человека: Организация Объединенных Наций, Европейский Суд по правам человека, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

курсовая работа, добавлен 17.02.2013

Признаки конституционных прав и свобод личности. Нормативное содержание и характеристика системы конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Ряд правовых норм, обеспечивающих достоинство человека. Гарантии и защита прав.

курсовая работа, добавлен 15.11.2013

Принципы демократического общества и международные общепринятые стандарты прав человека. Суды в механизме защиты свобод человека и гражданина. Содержание прав в уголовном и гражданском судопроизводстве. Институт конституционной жалобы, его функции.

курсовая работа, добавлен 01.12.2014

Теоретические основы понятия прав человека и их международной защиты: юридические основы, понятие, концепции и принципы. Несудебный и судебный контроль за соблюдением прав, проблемы международной защиты. Универсальные и региональные системы защиты прав.

дипломная работа, добавлен 22.07.2012

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Особенности межамериканской системы защиты права человека на жизнь. Сравнительная таблица правозащитных региональных систем. Африканская система защиты прав человека, её задачи.

реферат, добавлен 16.10.2012

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Исследование понятия, основных способов и особенностей защиты нарушенных гражданских прав в Российской Федерации. Выявление актуальных проблем самозащиты как способа защиты гражданских прав.

курсовая работа, добавлен 18.06.2014

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека. Защита меньшинств. Международная конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Закрепление естественных прав и свобод в Конституции Российской Федерации.

презентация, добавлен 28.09.2016

Природа прав и свобод человека и гражданина, история их возникновения, виды и проявление в гражданских правоотношениях. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере защиты прав потребителей. Судебная практика рассмотрения дел.

дипломная работа, добавлен 27.04.2014

Механизм государственной защиты прав и свобод. Характеристика государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. Право на сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностями самозащиты. Право на судебную защиту прав и свобод.

курсовая работа, добавлен 29.05.2012

Становление института защиты прав человека. Конституционно-правовые гарантии и механизмы защиты прав человека в РФ: внутригосударственные и международные аспекты. Проблемы и перспективы присоединения Европейского Союза к Конвенции по правам человека.

дипломная работа, добавлен 19.01.2016

Международная защита прав человека

Кафедра теории и истории государства и права

Защита прав человека

Курсовая работа по теории государства и права

Студентки 2-го курса, группы Ю-201/ЗО

Колесовой Анастасии Александровны

Научный руководитель — д.ю.н.

Ст. преп. Симоношвили Л. Р.

2. Понятие и сущность прав и свобод человека……………………………..3

3. Способы прав и свобод человека…………………………………………..4

Защита права на свободу…………………………………………………. 4

Защита публичных свобод…………………………………………………7

Защита свободы выражений мысли и мнения……………………. 8

Защита права на равенство………………………………………………. 8

Защита права на собственность……………………………………………9

Защита права на неприкосновенность личности………………………..10

Юридическая защита личности…………………………………………..13

4. Особенности международных прав и защит человека………………….15

6. Библиографический список………………………………………………18

7. Список используемой литературы……………………………………….20

Нормативный материал……………………………………………. 20

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план современного миропонимания — свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее время положение кардинальным образом изменилось: права человека регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм, регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю над выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе ООН говорится о решимости государств- членов этой универсальной организации «. утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и развитии уважения к правам человека. И основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».

Этими положениями Устава ООН была заложена основа для развития принципа защиты прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на подлинно гуманитарных и демократических ценностях, всё более чётко выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с реальным участием человека в решении политических, экономических и социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном мировом масштабе. Составляя приоритет демократического государственного и правового порядка, права человека не только определяют содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех событий и действий, происходящих в мире.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты социально-экономических и культурных прав и свобод человека является разработка международных соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка. Подавляющее большинство этих соглашений разработано в рамках ООН и МОП.

Анализ содержащихся в них норм, а также структура и компетенции международных органов, занимающихся контролем за их соблюдением, и является главной целью работы.

Проблемы международной защиты социально-экономических и культурных прав человека рассматривались в работах А.П. Мовчина, В.А. Карташкина, Б.Г. Машова, Б.Н. Жаркова и ряда других авторов.

Однако наблюдающаяся в последние годы эволюция в подходах к решению проблемы прав человека, ликвидации идеологических барьеров, расширяющееся сотрудничество государств в области защиты прав человека требуют дальнейших исследований в указанной области. Такие исследования представляются чрезвычайно актуальными и с точки зрения необходимости, расширения участия России в международном сотрудничестве по правам человека, а также неукоснительное следование им на практике, ибо отношение к правам человека, их осуществлению — показатель уровня демократизации в обществе и один из главных критериев его цивилизованности. Максимальное приближение внутригосударственных правовых норм к международным стандартам в области прав человека — одно из необходимых условий построения правового государства.

1. Понятие и сущность прав и свобод человека

Права человека имеют сложную структуру. Существуют определенные различия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека», «права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются по времени возникновения («поколения прав человека»), по сферам жизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы.

Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства. По своей юридической природе и системе гарантий права и свободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности человека в различных сферах.

Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражают самостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. » (ст. 28 КРФ); «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29 КРФ); «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37 КРФ). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур(например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным).

Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами». Различие в терминологии является скорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.

Другие документы представляют собой международные договоры, содержащие обязательные для государств нормы поведения. В случае ратификации договора, т.е. утверждения верховным органом государственной власти страны международного договора, подписанного уполномоченным представителем этого государства

2. Способы прав и свобод человека

Защита права на свободу

Свобода личности. Право личности на свободу это право ин­дивида вести подобающий ему образ жизни, то есть выбирать в жизни то, что ему представляется наиболее подходящим. Это право можно разложить по его составным частям, каждая из которых име­ет соответствующее подкрепление в Конституции. Чисто научная классификация этих частей приобретает следующий вид:

1. Право беспрепятственного передвижения.

2. Право на частную жизнь.

3. Право на семейную жизнь.

4. Право располагать своим достоянием.

Последние две разновидности прав по существу лишь модифи­цируют право на частную жизнь.

Защита свободы передвижения. «Каждый, кто законно находит­ся на территории Российской Федерации, имеет право свободно пе­редвигаться, выбирать место пребывания и жительства». (Ч. 1 ст. 27 КРФ) Таким образом, статья 27 КРФ гарантирует, а, следова­тельно, и защищает право личности на свободу передвижения на территории РФ. Сравнение: непосредственно в Конституции Франции этот принцип четко не закреплен, однако этот принцип свободы личности защищается решением Конституционного Совета, сформули­рованным в следующей форме: «Свобода передвижения есть принцип конституционного значения» (решение от 12 июля 1979 года), а также в наиболее емкой форме пользование правом передвижения зафиксировано в законах, гарантирующих неприкосновенность лич­ности.

«Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Фе­дерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятс­твенно возвращаться в Российскую Федерацию» (Ч. 2 ст. 27 КРФ). Данный пункт этой статьи гарантирует человеку право передвиже­ния не только в пределах территории Российской Федерации, но и покидать её. Он защищает право гражданина РФ беспрепятственно возвращаться в РФ. Сравнение: в Конституции Франции это право не закреплено, однако согласно ратифицированным международным соглашениям ( ст. 2-3 дополнительного протокола Европейской кон­венции по защите прав человека и основных свобод и статье 12-2 международного пакта о гражданских и политических правах) предусмотрена защита этого права. Кроме того, на мой взгляд, это право косвенно вытекает из Декларации 1789 года. И существует несколько решений Конституционного Совета на этот счет.

В данном случае мы можем видеть, что Конституция РФ доста­точно четко ( даже если сравнить её с Конституцией Франции) за­щищает право человека и гражданина на свободу передвижения. Считаю, что формулировка статьи 27 вполне корректна и достаточ­но конкретна, что исключает возможность нарушения данного права человека и гражданина. В этой статье полностью соблюден принцип либерализма.

Защита права на частную жизнь. «Люди рождаются и остаются свободными» (ст. 1 Декларации 1789 года). А поскольку человек волен, жить так, как ему нравится, то и нет надобности в специ­альной регламентации дозволений; напротив, необходимы законы, где перечислялись бы основания для ограничения свободы (неоднок­ратно уже упомянутый принцип либерализма — «свобода и закон»), а тогда закономерен вопрос о том, каковы же пределы законода­тельного вмешательства в эту сферу.

Свобода личности предполагает, что каждый вправе свободно располагать своим организмом, ухаживать за собой так, как он этого пожелает, и, следовательно, обращаться к лечащему врачу по своему выбору. Исходя из этого принципа, каждый имеет право на самоубийство, так как оно не является уголовно наказуемым и не может быть таковым в силу принципа свободы. Но в таком слу­чае следует позаботится о том, чтобы индивид осознавал то, что он совершает, так как безрассудство или бессознательное состоя­ние человека есть болезнь, которую общество обязано исцелить во имя принципа охраны здоровья.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жиз­ни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго име­ни.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного реше­ния» (ст. 23 КРФ)

«Сбор, хранение, использование и распространение информа­ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому воз­можность ознакомления с документами и материалами, непосредс­твенно затрагивающими его права и свободы, если иное не предус­мотрено законом. (Ст. 24 КРФ).

В этом вопросе Конституция РФ более четко сформулировала принцип защиты права на неприкосновенность частной жизни, чем Конституция Франции. Конституционная ценность этого права во Франции была признана, но четкого решения Конституционного Со­вета по этому вопросу нет. Принцип невмешательства в частную жизнь является логическим следствием Декларации 1789 года.

Обеспечение тайны корреспонденции, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных Конституция Франции также не дек­ларирует, хотя действующий кодекс признает уголовные наказания за её нарушение. Исключение аналогичное — на основании судебно­го решения.

“Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть вынужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (Ст. 26 КРФ)”.

«Жилище неприкосновенно. Никто не в праве проникать в жи­лище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, ус­тановленных федеральным законом, или на основании судебного ре­шения» (ст. 25)

Таким образом, рассмотрев текст Конституции РФ по данной проблеме, мы можем видеть, что она выгодно отличается от Конс­титуции Франции. Но, что для нас более важно, принцип неприкос­новенности частной жизни защищен вышеприведенными статьями Конституции РФ. Ссылка на федеральный закон подразумевает огра­ниченный список исключений из данной нормы, а судебное решение является механизмом защиты прав других лиц, то есть полностью соответствует принципу либерализма «Моя свобода заканчивается там, где начинается твоя».

Защита права на семейную жизнь. «Материнство, детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (Ст. 38 КРФ)

«Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия

для развития»(10 абзац Преамбулы Конституции 1946 года)

На мой взгляд, последняя формулировка более конкретна, чем первая. Согласитесь, что «условия для развития» являются более серьёзной мерой по защите права человека и гражданина на семей­ную жизнь, чем «защита государства». Сравните: «Нация обеспечи­вает. » — «под защитой государства». Само по себе государство теоретически ничего защищать не может, а, точнее не должно. За­щищает, безусловно, народ, но посредством такого искусственно созданного механизма для исполнения своей воли, как государс­тво. Нас не должно смущать слово «нация». В переводе на рос­сийскую действительность оно звучало бы как «многонациональный народ» (такому словосочетанию нашлось место лишь в насквозь дек­ларативной Преамбуле к Конституции РФ). Но не стоит забывать, тот факт, что создатели Конституции РФ пытались придать ей (по крайней ме­ре внешне) явно либеральный характер. В связи с этим я считаю необходимым напомнить: Конституция — не «вещь в себе», а всего лишь инструмент по передаче полномочий от народа системе госу­дарственной власти. Поэтому гарантом защиты прав и свобод не может являться государство, как всякое вторичное явление. Ду­маю, что моя мысль достаточно ясна и не стоит на ней больше за­держиваться.

Защита свободы распоряжаться своим состоянием. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности» (Ст. 34 КРФ).

Принцип свободного распоряжения своим состоянием специаль­но не фигурирует в Декларации 1789 года. В основе своей он ни­когда не обсуждался; применительно к имуществу свобода распоря­жения им есть один из атрибутов права собственности, за которой Декларация признает нерушимый и естественный характер (Ст. 17).

Вывод: По вопросам защиты личных прав и свобод Конституция РФ является более основательным и разработанным документом, чем Конституция такого общепризнанного демократическим государства, как Франция. Многие права и свободы из этой сферы не закреплены непосредственно в Конституции Франции, однако существуют в дру­гих правовых документах.

Вопрос о степени реального действия данных статей мной не может быть рассмотрен на практическом уровне ввиду отсутствия необходимой для этого достоверной современной информации. Можно лишь констатировать тот факт, что эти статьи обладают достаточ­но высоким потенциалом с точки зрения защиты прав и свобод человека.

Защита публичных свобод.

Термин «публичные свободы» обозначен в статье 34 Конститу­ции Франции, гласящей, что закон устанавливает нормы, касающие­ся «основных гарантий, предоставляемых гражданам для осущест­вления публичных свобод». Поскольку, таким образом, свобода возведена в принцип, закон устанавливает не столько свободы, сколько гарантии, необходимые для пользования ими, ибо ограни­чение свободы кого-либо из людей может стать гарантией свободы других людей (ст. 4 Декларации); следовательно, закон может и ограничивать пользование свободами; это конституционное право на установление ограничений варьируется по-своему объему в за­висимости от объективной сущности каждой из свобод. В этом от­ношении уместно проводить некоторые разграничения.

Государственный Совет Франции дает такое определение. Тер­мин «публичные свободы» — это, прежде всего, свободы личности, а также основные свободы, которые не ограничиваются только од­ним индивидом, а проявляются вовне. В частности, свобода собра­ний, свобода ассоциаций, свободу объединений, свободу печати и вообще право на распространение мыслей, свободу совести и куль­тов, свободу образования» Думаю, что это определение публичных свобод можно использовать и применительно к Конституции РФ.

Итак, «Каждому гарантируется свобода совести, свобода ве­роисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (Ст. 28 КРФ) На мой взгляд, законодатели несколько увлекшись красивой деклараци­ей прав людей религиозных, забыли о разумном ограничении данной свободы. Как, скажем, это было сделано в (ст. 29 КРФ) или в ст. 10 Декларации 1789 года: «Никого нельзя беспокоить из-за его мнений, даже религиозных, если их проявление не нару­шает общественного порядка, установленного законом». Это пос­леднее добавление весьма существенно: оно, безусловно, ограничи­вает право личности на свободу совести, но лишь в той мере, в какой эта свобода может стать социально опасной.

Кроме того, защиту свободы совести можно обнаружить и в ст. 59, ч. 3 : «Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также и в иных случаях, установленных федеральным за­коном имеет право на замену её альтернативной гражданской служ­бой». Но, как известно, пока отсутствует федеральный закон об альтернативной службе. Сравнение: во Франции сложилась обратная ситуация — защита этого права в Конституции отсутствует, но оно вполне успешно применяется, так соответствующая норма существу­ет в Кодексе Национальной Службы.

Защита свободы объединений и собраний. «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессио­нальные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». (Ст. 30 КРФ)

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мир­но, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». (Ст. 31 КРФ)

Этими двумя статьями защищается свобода объединений и соб­раний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не представляется необходимым. На мой взгляд, они надежно защищают от произвола государственных властей, а требование «собираться мирно, без оружия» преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих общество, в частности их право на жизнь.

Вывод: В результате сравнения Конституции РФ с Конституци­ей Франции, Конституцией старого демократического государства мы можем ясно и четко увидеть тот факт, что регламентация сферы вмешательства законодателя с целью ограничения публичных сво­бод, что говорит о более высокой степени защиты публичных прав и свобод.

Защита свободы выражения мыслей и мнения

«Свободное сообщение другим своих мыслей и мнений есть одно из драгоценных прав человека; поэтому всякий гражданин мо­жет свободно говорить, писать, неся ответственность за злоупот­ребление этой свободой в случаях, установленных законом. «(Ст. 11 Декларации 1789 года). Чаще всего это право называют «свобо­дой информации». Я выделил два термина, последовательно упот­ребленные в данной статье: «одно из драгоценных прав человека; каждый гражданин, поэтому может свободно высказываться, писать, печататься». Ст. 34 Конституции Франции в свою очередь предус­матривает только основные гарантии, предоставляемые гражданам для осуществления публичных свобод; поэтому эти гарантии могут не признаваться за иностранцами в той мере, в какой установле­ние этих гарантий также означает ограничение возможности поль­зоваться свободами; причем эти ограничения могут, таким обра­зом, быть более строгими для иностранцев, естественно с оговор­кой о соблюдении международных соглашений. Теперь сравним это с Конституцией РФ.

«Каждому гарантируется свобода мысли и слова. «(Ч.1 ст.29 КРФ)

«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным спосо­бом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, оп­ределяется федеральным законом» (ч.4 ст. 29 КРФ).

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запре­щается. «(Ч.5 ст. 29 КРФ).

Думаю, что любой человек сразу заметит отличие в защите свободы выражения мыслей и мнений Конституции РФ от Конституции Франции: она гарантирует свободу информации каждому, тогда как в Конституции Франции это право дифференцировано.

Также в Конституции РФ выделяется свобода массовой инфор­мации и запрещение цензуры, что отсутствует в таком классичес­ком документе, как Декларация 1789 года.

Защита права на равенство

Все равны перед законом и судом.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запре­щаются любые формы ограничения прав граждан по признакам соци­альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принад­лежности.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. «(Ст. 19 Конституции РФ).

Сразу же возникает вопрос, зачем дублировать понятие «пол» во второй части статьи понятиями «мужчина и женщина» в третьей? Неужели они означают различные признаки? По-моему, нет. Дело, видимо, в другом. Во-первых, это связано с историей развития права на равенство (до начала 20 века женщины не были равны в правах с мужчинами), во-вторых, в политических целях, равенство прав мужчины и женщины подчеркнуто.

Ст. 1 Декларации 1789 года гласит: «Люди рождаются и оста­ются свободными и равными в правах».

Преамбула Конституции 1946 года установила, что «закон га­рантирует женщине во всех областях равные права и мужчиной».

Принцип равенства всех граждан перед законом нашел свое отражение в ст. 6 Декларации , а также в ст. 2 Конституции Франции, установив, что последняя «обеспечивает равенство перед законом всем гражданам без различия происхождения, расы или ре­лигии.»

Ст. 6 Декларации закрепляет гражданам равный доступ к должностям: «Все граждане равны перед законом и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обеспечены их добродетелями и способностями».

Ст. 3 Конституции 1958 года гласит, что выборы всегда яв­ляются всеобщими, равными и тайными».

Ст. 13 Декларации гласит: «Общие взносы должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возмож­ностям».

«Никто не может быть ущемлен в труде и в профессии по при­чине своего происхождения, своих взглядов или своего вероиспо­ведания»(Абзац 5 Преамбулы 1946 года).

В ст. 2 Конституции Франции говорится о том, что всем обеспечивается равный доступ к образованию.

Таким образом, мы можем увидеть, что принцип равенства за­ложен в обе Конституции. Имеются, правда, некоторые структурные отличия. В Конституции Франции принцип равенства фигурирует во многих статьях, тогда как Конституция РФ утверждает его ст. 18 и все остальные статьи следует рассматривать с учетом ст. 18. Закрепляя принцип равенства, Конституция тем самым ограничивает возможность злоупотребления этим принципом. Само это право яв­ляется одним из неотъемлемых прав человека и гражданина и вос­ходит к естественным правам.

Россия претендует сейчас на роль социального государства и поэтому, в отличие от Франции, Конституция РФ закрепляет общео­бязательность основного общего образования. Это мера хорошая, однако, необходимо признать, что она противоречит либеральным принципам.

Защита права на собственность

Согласно Декларации 1789 года собственность — «естествен­ное и неотъемлемое право» (ст. 2). И в то же время — «право неп­рикосновенное и священное. «(Ст. 17). Преамбула Конституции 1946 года ограничивается подтверждением Декларации. Самого определе­ния понятия «собственность» в Конституции Франции нет.

«Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государс­твенных нужд может быть произведено только при условии предва­рительного и равноценного возмещения.

Право наследования гарантируется.»(ст. 35 КРФ)

На мой взгляд, Конституция РФ гораздо более четко защищает интересы собственника. Дело в том, что французская Конституция накладывает ряд ограничений, которые, по моему мнению, ущемляют интересы личности во благо общества. Правда это объясняется тем, что Франция, также

Международная защита прав человека (2)

Главная > Реферат >Политология

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

экономики и права»

Филиал в г. Красноярске

Юридический факультет

Специальность: Юриспруденция — 030501.65

Кафедра юридических дисциплин

по дисциплине: Политология

на тему: Международная защита прав человека

Студент очно-заочного отделения

Курс 1 группа 111

Романова Валерия Эдуардовна

Рублев Геннадий Викторович

Кандидат соц. наук, доцент

Юридический факультет 1

Международное сотрудничество в области прав человека 4

Международная защита прав человека. 4

Всеобщая декларация прав человека 1948 года 6

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года 6

Хартия прав человека. 10

Список литературы: 19

Государство в качестве субъекта международного права характеризуется наличием двух материальных компонентов, а именно, территории и населения. Физические лица, проживающие на территории государства и находящиеся под его юрисдикцией, в совокупности составляют население данного государства. В состав населения не входят лица, которые пользуются дипломатическим иммунитетом.

В современном международном праве, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль, посвященная нравам человека. Современное международное право содержит общепризнанные, и следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы я т.д. Кроме этих общепризнанных основных норм, имеется также большое число общих договоров по специальным вопросам прав человека, как, например. Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция о статусе беженцев, многочисленные конвенции Международной организации труда, а также региональные договоры о правах человека. 1

Международное сотрудничество в области прав человека


Международная защита прав человека.

Одна из особенностей современного международного права состоит в появлении в нем совокупности норм, регулирующих сотрудничество государств в области прав человека. На международном уровне разрабатываются стандарты прав и свобод человека, которые государства обязуются ввести в свои национальные правовые системы, а также устанавливается порядок контроля за соблюдением этих стандартов и рассмотрения споров, возникающих из-за несоблюдения государствами взятых на себя обязательств по международным договорам.

Правовой основой сотрудничества государств в области прав человека является Устав ООН. В нем закреплен принцип недискриминации по признаку расы, языка, пола и религии. А само международное сотрудничество в области прав человека, согласно Уставу ООН, состоит «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам» (п. 3 ст. 1).

Устав ООН содержит лишь одну конкретную норму о правах человека — равные права мужчин и женщин участвовать в главных и вспомогательных органах ООН (ст. 8). Но все сотрудничество государств в области прав человека должно строиться с учетом основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН. 2

Гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры содержатся во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах и протоколах к нему. Эти акты иногда объединяются под общим названием «Хартия прав человека», хотя и не создают единого документа. Акты имеют различную юридическую силу, разное время принятия и неодинаковое пространственное распространение.

Всеобщая декларация прав человека 1948 года

Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства», иными словами. Декларация содержит рекомендательные нормы. В Декларацию включен довольно широкий круг общедемократических прав и свобод человека. Хотя сама по себе Декларация и не содержит обязательных норм, но ее роль значительна. Прежде всего, она стала основой для разработки Пактов о правах человека, затем Конституции некоторых государств признали положения Декларации обязательными для них, наконец велико моральное воздействие Декларации на развитие прав человека в мире. Именно в этом плане следует понимать принятие Генеральной Ассамблеей ООН 4 декабря 1950 г. резолюции, в которой она призвала все государства и заинтересованные организации день провозглашения Декларации — 10 декабря — отмечать ежегодно как День прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года

В 1966 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, которые вступили в силу в 1976 году. 3

Часть 1 обоих Пактов, состоящая из одной статьи (ст. 1), провозглашает право всех народов на самоопределение. Часть II содержит общие положения, как-то: равноправие мужчин и женщин в пользовании провозглашенными в Пактах правами, недискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств.

Обязательства государств по каждому из двух Пактов в отношении содержащихся в них прав и свобод различны.

Участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязуются принимать меры с тем, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление прав, признаваемых в Пахте.

Участвующие же в Пакте о гражданских и политических правах государства обязуются уважать и обеспечивать всем права, признаваемые в нем.

Государства-участники Пакта об экономических, социальных и культурных правах могут устанавливать ограничения в пользовании правами. Ограничения должны быть предусмотрены в законе данного государства, совместимы с природой таких прав и предприниматься в целях общего благосостояния.

Более жесткие требования установлены в Пакте о гражданских и политических правах: государства-участники могут отступать от своих обязательств только в случае чрезвычайного положения, которое официально объявлено. Меры, предпринимаемые государством в таких ситуациях, не должны быть дискриминационными в отношении определенных групп индивидов, и они не могут затрагивать специально оговоренных в Пакте прав, как-то: права на жизнь, запрещения пыток, рабства и принудительного труда, долгового рабства и др. О принятых ограничениях государство-участник информирует через Генерального секретаря ООН всех других участников Пакта. В отношении некоторых прав, перечисленных в Пакте, государство может устанавливать ограничения в пользовании. Такие ограничения должны быть предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности и общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и быть совместимыми с другими правами, признаваемыми в Пакте. 4

Название каждого Пакта раскрывает круг прав и свобод, содержащихся в нем.

В рамках каждого Пакта создан и действует международный контрольный механизм.

Применительно к Пакту о гражданских и политических правах таковым является Комитет по правам человека, состоящий из 18 членов, избираемых на 4-летний срок с правом переизбрания государствами — участниками Пакта. Члены Комитета выступают в личном качестве.

Государства-участники в предусмотренном порядке представляют Комитету доклады, в которых сообщают о мерах, принятых для проведения в жизнь положений Пакта, о достижениях в этом деле и о трудностях, с которыми государства столкнулись. Доклады рассматриваются Комитетом, который может делать замечания общего порядка.

Кроме того, государства-участники специальным заявлением, которое депонируется у Генерального секретаря ООН, могут признать компетенцию Комитета получать и рассматривать сообщения государств о невыполнении обязательств по Пакту другим государством (ст. 41). Этот механизм действует только в отношении тех государств, которые сделали заявления о его признании. При рассмотрении таких сообщений Комитет проводит закрытые заседания. 5

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жалоб о нарушении прав, признаваемых в Пакте о гражданских и политических правах, содержится в Факультативном протоколе к этому Пакту. Такие сообщения возможны только в .отношении тех государств, которые специальным заявлением, депонированным у Генерального секретаря ООН, признали компетенцию Комитета принимать и рассматривать жалобы лиц, находящихся под их юрисдикцией. СССР ратифицировал оба Пакта в 1973 году, а 5 июля 1991 г. сделал заявление о присоединении к Факультативному протоколу и о признании компетенции Комитета в соответствии со ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах.

20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла второй Факультативный протокол к Пакту о гражданских и политических правах, в котором предусматривается отказ от смертной казни. Протокол вступил в силу в июле 1991 года.

Система контроля по Пакту об экономических, социальных и культурных правах подключена к органам ООН. Государства — участники Пакта в установленном порядке представляют доклады Генеральному секретарю ООН, который направляет их Экономическому и Социальному Совету для рассмотрения. ЭКОСОС может передавать доклады в Комиссию по правам человека для рассмотрения и дачи общих рекомендаций. В мае 1986 года ЭКОСОС образовал Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в составе 18 членов, который в марте 1987 года приступил к работе.

Хартия прав человека.

Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Европейская социальная хартия 1961 года. Американская конвенция о правах человека 1969 года и Африканская хартия прав человека и народов 1981 года. 6

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и 8 протоколов к ней, принятые в разное время и вступившие в силу, определяют объем гражданских и политических прав и основных свобод, который является минимальным для правового демократического государства. Участниками Конвенции (и протоколов) могут быть только члены Совета Европы.

Разработан и действует довольно сложный, но эффективный механизм контроля за соблюдением государствами-участниками положений Конвенции. Для этой цели создано два органа, а именно. Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека. Их члены избираются соответственно Комитетом министров и Консультативной ассамблеей , выступают они в личном качестве и их численный состав равен числу стран — членов Совета Европы.

Комиссия может принимать заявления государств о нарушении Конвенции другим государством, а также жалобы от индивида, группы лиц или неправительственной организации о нарушении их прав. Причем индивидуальные жалобы принимаются только в отношении тех государств, которые специальным заявлением признали компетенцию Комиссии получать и рассматривать такие жалобы. Комиссия предоставляет себя в распоряжение сторон для решения спора. В случае успешного мирного решения спора Комиссия составляет доклад, который направляется заинтересованным государствам и Генеральному секретарю Совета Европы для публикации.

Если усилия Комиссии не привели к решению спора, то тоже составляется доклад, в котором излагаются факты и мнение Комиссии о наличии нарушений прав, признаваемых Конвенцией. Доклад направляется Комитету министров и заинтересованным государствам. При этом Комиссия может делать Комитету такие предложения, какие сочтет подходящими. Если в течение трех месяцев со дня передачи Комитету доклада спор не передается в Суд, то Комитет решает вопрос по существу. Спор на разрешение Суда может передать Комиссия или заинтересованное государство. Суд решает спор по существу. 7

Европейская социальная хартия принята членами Совета Европы в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Это — своеобразный документ, в котором объединены декларация (ч. 1) и международный договор (ч. II). В первой части Хартии декларируются экономические и социальные права, которых государству следует добиваться, а во второй части эти же права получают обязательность с помощью процедуры, предусмотренной в третьей части. Согласно последней, государства из 19 статей второй части выбирают для себя обязательными не менее 10 статей, о чем сообщают Генеральному секретарю Совета Европы.

Международный контроль осуществляется через систему докладов, заключение по которым дает Комитет экспертов, члены которого избираются Комитетом министров из кандидатов, представляемых государствами — участниками Хартии. Доклады государств и заключение Комитета экспертов рассматривает подкомитет правительственного Социального комитета Совета Европы. Он представляет Комитету министров доклад и прилагает заключение экспертов. Комитет министров на основе этого доклада и после консультаций с Консультативной ассамблеей может дать соответствующему государству рекомендации.

В 1990 году принят Девятый протокол, в котором право обращения в Суд наряду с государством и Комиссией признается также за индивидами, группами индивидов и неправительственными организациями.

В 1988 году был принят Дополнительный протокол, который включает четыре новых права в перечень прав, содержащийся в Хартии. 8

Американская конвенция о правах человека принята в 1969 году и вступила в силу в 1978 году. Она предусматривает широкий круг гражданских и политических прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права изложены в Дополнительном протоколе к Конвенции, который принят в 1988 году. Международный контроль за соблюдением обязательств государств по Конвенции осуществляют частично органы ОАГ, а также Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский Суд по правам человека. В деятельности последних много общего с соответствующими органами Европейской конвенции.

Африканская хартия прав человека и народов принята в 1981 году и вступила в силу в 1986 году. Хартия содержит гражданские, политические, экономические и социальные права. Особенностью Хартии по сравнению с приведенными аналогичными документами является то, что в ней содержатся и так называемые коллективные права (или права третьего поколения) — это право народов на их равенство, на самоопределение, на свободное распоряжение своими материальными и природными ресурсами, на экономическое, социальное и культурное развитие, на мир и безопасность, на удовлетворительную окружающую среду. Помимо прав в Хартии содержатся и обязанности каждого перед семьей, обществом, государством, международным сообществом.

Хартия предусматривает создание Африканской комиссии по правам человека и народов из 11 членов, выполняющих свои обязанности в личном качестве. Помимо рассмотрения споров между африканскими государствами, касающихся прав человека и народов, Комиссия проводит исследования и изучение африканских проблем в области прав человека и народов, организует семинары и конференции, распространяет информацию относительно прав человека, формулирует принципы и нормы, на базе которых развивается национальное законодательство африканских государств, сотрудничает с африканскими и международными институтами, занимающимися правами человека, дает толкование Хартии по просьбе государств — членов ОАЕ.

В 1975 году в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), содержащий Декларацию принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях. Среди этих принципов содержится принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений. В соответствии с этим принципом государства-участники заявляют, что они будут уважать права человека без различия расы, пола, языка и религии, а также будут поощрять осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав. Источник этих прав государства видят в достоинстве, которое присуще личности.

Заключительный акт рассматривает уважение прав и свобод человека как важный фактор сохранения мира и обеспечения международной безопасности. Сотрудничество в области прав человека включает и сотрудничество в рамках ООН, а основой такого сотрудничества являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и Пакты о правах человека.

Что касается конкретных прав и свобод, то государства будут признавать и уважать свободу личности исповедовать религию или веру, уважать права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом, подтверждают права лиц знать свои права и обязанности и поступать в соответствии с ними. 9

В Заключительном акте содержатся также положения, касающиеся сотрудничества государств в развитии контактов между людьми. Цель, которую ставят государства перед собой в этом деле, сводится к тому, чтобы облегчать более свободное передвижение людей и контакты между ними, предпринимая соответствующие меры внутри государства и заключая при необходимости международные соглашения. Предусмотрено, что государства будут благожелательно рассматривать все просьбы и упрощать процедуры в том, что касается семейных контактов и встреч, воссоединения семей, браков между гражданами различных государств, поездок по личным и профессиональным причинам, а также будут содействовать развитию туризма, встреч между молодежью, расширению спортивных связей. Подтверждено право религиозных культов, учреждений и организаций (и их представителей) на контакты, встречи и обмен информацией в сферах их деятельности.

Итоговый документ Мадридской встречи представителей государств — участников СБСЕ, состоявшейся в 1983 году, подтвердил положения Заключительного акта в том, что касается прав человека и контактов между людьми. Кроме того, в этом документе подчеркнута решимость государств совершенствовать свои законы и административные правила в области прав человека и обеспечивать эффективное осуществление прав человека и основных свобод. Подчеркивается также важность обеспечения равноправия мужчин и женщин. Государства будут обеспечивать права и свободы профсоюзов и поощрять контакты между профсоюзными организациями разных стран.

Дальнейшим развитием сотрудничества государств — участников СБСЕ явилась Венская встреча их представителей. 10 В принятом 15 января 1989 г. Итоговом документе этой встречи государства-участники подтвердили свои намерения, зафиксированные в ранее принятых документах, и значительно расширили круг вопросов, по которым намечалось сотрудничество. В частности, они согласились, что будут совершенствовать свое законодательство в области прав человека, публиковать и распространять международные документы о правах человека, а также национальные законодательные акты и административные правила и процедуры, поощрять обсуждение в школах и в других учебных заведениях вопросов развития и защиты прав человека,, вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека, обеспечивать надлежащие средства правовой защиты всем, чьи права нарушены, и не допускать отрицательных последствий для тех, кто выступает в защиту своих прав. Значительно по сравнению с предыдущими документами расширены основания, по которым не допускается дискриминация при обеспечении правами и свободами лиц в пределах юрисдикции государств.

Государства-участники согласились уважать право каждого свободно передвигаться и выбирать место жительства на территории страны, а также покидать любую страну, включая и собственную, и возвращаться в свою страну. Государства согласились с тем, что они будут создавать благоприятные условия для защиты и развития национальных меньшинств.

Решением Пражского совещания Совета СБСЕ, состоявшегося в январе 1992 года. Бюро по свободным выборам переименовано в Бюро по демократическим институтам и правам человека.В Хельсинкском документе 1992 года государства-участники подтвердили твердую решимость обеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, действовать на основе законности, проводить в жизнь принципы демократии. В Документе подчеркивается, что права человека и основные свободы являются всеобщими. 11

Уточнены функции Бюро как главного института в области человеческого измерения. Бюро будет оказывать помощь в наблюдении за выполнением обязательств в области человеческого измерения, выступать в качестве центра информации, созывать совещания государств-участников на уровне экспертов для обзора того, как выполняются ими обязательства, организовывать семинары по вопросам человеческого измерения и т.д.

Ряд положений Хельсинкского документа 1992 года касается защиты национальных меньшинств, проблем беженцев и перемещенных лиц, рабочих-эмигрантов.

Необходимо отметить, что встречи и совещания в рамках СБСЕ являются механизмом как создания норм, так’ и контроля за их выполнением.

Еще по теме:

  • Отсрочка госпошлина в суд общей юрисдикции для юридических лиц Отсрочка госпошлина в суд общей юрисдикции для юридических лиц Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом […]
  • Вакансии юрист на авито саранск Работа в Саранске Первая 1 2 3 4 5 Следующая По запросу работа в Саранске на сайте HotWork.ru собрано 9 075 вакансий. За эту неделю добавлено 6 520 свежих вакансий. Новые […]
  • Ищу работу юриста в челябинске Работа юриста в Челябинске Первая 1 2 Следующая По запросу работа юристом в Челябинске на сайте HotWork.ru собрано 56 вакансий. За эту неделю добавлено 365 свежих вакансий. […]
  • Минимальный уставной капитал зао в 2018 году Минимальный размер уставного капитала ООО в 2018 году Размер уставного капитала ООО в 2018 году определяет минимальный размер имущества, обеспечивающего интересы его кредиторов (п. 1 ст. […]
  • Юрист чапаевск вакансия Работа в Чапаевске Первая 1 2 3 4 5 Следующая По запросу работа в Чапаевске на сайте HotWork.ru собрано 2 242 вакансий. За эту неделю добавлено 1 395 свежих вакансий. […]
  • Норма амортизации основных средств в казахстане Учет амортизации основных средств Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации. Амортизация — это возмещение износа основных средств в стоимостном выражении, […]