Внешние источники финансирования дефицита местного бюджета

Оглавление:

newinspire

Источники финансирования дефицита бюджета

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

а) внутренние источники:

— кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

б) внешние источники.

• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств;

• кредиты банков и фирм иностранных государств;

• кредиты международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются только внутренние источники в виде:

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредитов, получаемых от кредитных организаций;

— поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменений остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть только внутренние источники в виде:

• муниципальных займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;

• бюджетных кредитов, получаемых от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

• кредитов, получаемых от кредитных организаций;

• поступлений от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности;

• изменений остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана с тем, что Правительство РФ постоянно увеличивает сроки заимствования на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения государственных ценных бумаг с различными сроками погашения.

Подобная практика снижает уровень доверия юридических и физических лиц, являющихся инвесторами на рынке ценных бумаг. Гарантии стабильности ценных бумаг, в том числе по срокам погашения, означают не только доверие к правительству, но и поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение кредитов от ведущих международных организаций.

Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно российского рубля.

Внешние источники финансирования дефицита местного бюджета

Главная » Муниципальное право. Краткий курс лекций. » 58. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

58. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местн.сам.упр. либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В случаях, когда предусматривается регулирование определенных отношений законом о бюджете, для органов местн.сам.упр. эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местн.сам.упр. о бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1) внутренние источники:
а) кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
б) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
в) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
г) поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
д) сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
е) изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
а) государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
б) кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть источники в следующих формах: государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации; бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах: 1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; 2) кредиты, полученные от кредитных организаций; 3) бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 4) поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ
4. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
5. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ СУБЪЕКТЫ
7. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
8. ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
9. МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
10. ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
11. ФУНКЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
12. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
13. КОМИССИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
14. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПОЛНОМОЧИЯ
15. ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ПОЛНОМОЧИЯ
16. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
17. СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ
18. КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ ПАЛАТА КАК ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
19. КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ – ПОЛНОМОЧИЯ
20. КОМИТЕТ ПО ФИНАНСАМ – ПОЛНОМОЧИЯ
21. ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
22. КОМИТЕТ ПО КАПИТАЛЬНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ – ПОЛНОМОЧИЯ
23. КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ – ПОЛНОМОЧИЯ
24. КОМИТЕТ ПО ЖКХ – ПОЛНОМОЧИЯ
25. КОМИТЕТ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА – ПОЛНОМОЧИЯ
26. КОМИТЕТ ПО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКЕ, ТРАНСПОРТУ, СВЯЗИ И ТОПЛИВУ – ПОЛНОМОЧИЯ
27. КОМИТЕТ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ, АНАЛИЗУ И ИНФОРМАЦИИ – ПОЛНОМОЧИЯ
28. КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ – ПОЛНОМОЧИЯ
29. КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ – ПОЛНОМОЧИЯ
30. КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ – ПОЛНОМОЧИЯ
31. КОМИТЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ – ПОЛНОМОЧИЯ
32. КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ – ПОЛНОМОЧИЯ
33. КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ – ПОЛНОМОЧИЯ
34. КОМИТЕТ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ – ПОЛНОМОЧИЯ
35. ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
36. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
37. ПОНЯТИЕ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМА
38. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ
39. СТАТУС ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ
40. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
41. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОРМ
42. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
43. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
44. ТЕРРИТОРИИ ЗАКРЫТЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (ЗАТО)
45. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ
46. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
47. ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
48. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
49. СОСТАВ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
50. СТРУКТУРА БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
51. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
52. РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
53. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
54. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИЗ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РФ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ
55. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ (ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ)
56. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНУТРЕННИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
57. БЛОКИРОВКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
58. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
59. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ
60. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
61. СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
62. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
63. ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ СРЕДСТВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
64. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РАСПОРЯДИТЕЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
65. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛУЧАТЕЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
66. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
67. БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ КОМИТЕТА ПО ЭКОНОМИКЕ
68. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
69. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
70. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
71. МЕЖЕВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ В ПРЕДЕЛАХ ЧЕРТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
72. АРЕНДНАЯ ПЛАТА ЗА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
73. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
74. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН
75. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
76. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНЫХ ОТНОШЕНИЙ
77. СОЦИАЛЬНЫЙ НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
78. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
79. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
80. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА
81. ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
82. ПРИЗНАКИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
83. УСЛОВИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
84. ПОНЯТИЕ ГАРАНТИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
85. ГАРАНТИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
86. ГАРАНТИИ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
87. СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
88. ЗАКОННОСТЬ В ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
89. ГЛАСНОСТЬ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
90. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

« назад Оглавление вперед »
57. БЛОКИРОВКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ &#0171 | &#0187 59. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Источники финансирования бюджета

Источники финансирования бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники в следующих формах:
• кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
• сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
2) внешние источники в следующих формах:
• государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

• государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
• кредиты, полученные от кредитных организаций;
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
• поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
• изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России, Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.

Бюджеты Российской Федерации
Государственный бюджет
Местный бюджет
Консолидированный бюджет
Федеральный бюджет

Назад | | Вверх

Дефицит бюджета и источники его финансирования

Если принятый бюджет имеет дефицит, т.е. превышение расходов бюджета над его доходами, то в нем и в законе (решении) об этом бюджете определяются источники его покрытия (ст. 6 БК РФ).

Бюджетный кодекс РФ предусматривает различные требования к предельному размеру дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Он не может превышать размера нефтегазового дефицита федерального бюджета, определенного в соответствии со сг. 96.7 БК РФ.

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 15% утвержденного законом о бюджете субъекта РФ общего объема доходов бюджета субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% утвержденного законом о бюджете общего годового объема доходов местного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).

Дефициты бюджетов покрываются за счет источников финансирования дефицитов бюджетов. Последние являются одной из самостоятельных частей каждого бюджета как финансового плана наряду с доходами и расходами.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета и дефицитов бюджетов субъектов РФ подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние источники финансирования дефицитов этих бюджетов однотипны. К их числу относятся:

— средства от размещения государственных ценных бумаг;

кредиты кредитных организаций;

— кредиты международных финансовых организаций;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;

— иные источники внутреннего финансирования дефицита.

Кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета (ст. 92 БК РФ).

Источниками внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются:

— средства от размещения государственных займов в иностранной валюте;

— кредиты иностранных банков в иностранной валюте;

— иные источники внешнего финансирования.

Что касается источников финансирования дефицита местного бюджета, то они складываются только за счет источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета. Последние однотипны с источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, за исключением такого источника, как кредиты международных финансовых организаций.

Бюджетные кредиты как источники финансирования дефицитов бюджетов выделяются на условиях, предусмотренных ст. 93.2 БК РФ. К их числу относятся следующие:

а) бюджетный кредит предоставляется субъекту РФ, муниципальному образованию, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием);

б) бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующим законом о бюджете, и возвратности;

в) в том случае, если заемщиком является Российская Федерация или субъект РФ, бюджетный кредит не требует обеспечения;

г) бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета и бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ бюджетные кредиты могут предоставляться на срок до одного года.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета однотипны (сг. 95,96 БК РФ). Ими являются:

— государственные или, соответственно, муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— кредиты, полученные от кредитных организций;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной или, соответственно, муниципальной собственности;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ или, соответственно, местного бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

— кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте РФ;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита бюджета относятся:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска бумаг от имени Российской Федерации;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Кредиты ЦБ РФ, а также долговые обязательства Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, приобретенные ЦБ РФ, не могут быть источником финансирования дефицита бюджета при их первичном размещении (п. 5 ст. 92.1 БК РФ).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите понятие и виды доходов и расходов бюджета.

2. Что такое мсжбюджстныс трансферты?

3. Какие требования предусматриваются законодательством к размеру дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы?

Профицит бюджета — что это такое

Я программист. Работал в банковской сфере, что скажу – бардака там намного меньше, чем в госконторах. За время работы досконально разобрался в основных банковских продуктах, теперь использую это с пользой для себя, в основном во всем, что касается кэшбеков.

Понятие дефицита всем хорошо известно и понятно, что это плохо — либо товаров для населения не хватает, либо государству не хватает финансовых средств для осуществления социальных программ и реализации проектов развития страны. А чем является, в данном контексте, профицит? Хорошо это или плохо для государства в целом и населения в частности?

Навигация по странице

Бюджетный профицит и дефицит простыми словами

Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью. 1) расходы = доходы (это сбалансированный бюджет (сальдо = 0)) – лучший вариант; 2) расходы ‹ доходы (доходы – расходы› 0 – положительное сальдо (профицит));

Качество бюджетного дефицита бывает: 1) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества; 2) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.

3. Доходы растут, расходы падают (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

4) использование национального богатства. Увеличение ставок налогов является не методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.

Бюджетный профицит используется только на погашение государственного долга и на образование финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита.

Первичный профицит – это величина, которая показывает, насколько доходы бюджета превышают расходы без учета платежей по долгам. Первичный профицит федерального бюджета РФ за январь-февраль 2003 г. составил без учета единого социального налога (ЕСН) 45,9 млрд руб., или 2,6 % ВВП.

Окончательный профицит – это превышение доходов бюджета всех его расходов, включая расходы на обслуживание внешнего долга.

Чем отличаются дефицит и профицит госбюджета?

Понятие «бюджет» трактуется двояким образом. Во-первых, как совокупность денежных средств, которыми располагает экономический субъект. Во-вторых, как соотношение доходов или как баланс денежных средств, характеризующих их поступления и расходы в течение определенного периода (обычно года).

Прежде всего государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, необходимых государству для выполнения своих экономических, социальных и политических функций.

Вот почему формирование госбюджета связано с составлением ежегодной сметы доходов и расходов государства. Такая смета воплощается в финансовом плане, в котором с учетом текущего состояния экономики и ее перспектив, а также стоящих перед ним задач, определяется объем поступлений в государственную казну, их источник и основные направления использования бюджетных средств. Так что госбюджет предстает как основной финансовый план государства.

Вначале этот план существует в виде проекта, который составляется министерством финансов и выносится на обсуждение высшего законодательного органа (такого, как Верховная Рада). В него вносятся поправки, которые согласовываются, затем бюджет утверждается и становится законом. Тем самым государственный бюджет предстает как законодательно утвержденный основной финансовый план государства.

Следует отметить, что финансовые планы доходов и расходов составляются на разных уровнях государственной власти: местном (муниципальном), областном, республиканском, федеральном. Совокупность доходов и расходов на всех уровнях государственной власти образует консолидированный бюджет, или бюджетную систему государства. Тем самым действует принцип единства и самостоятельности бюджетов.

Нередко в бюджете выделяются ассигнования на текущие (обязательные) расходы и на развитие, от которых можно отказаться, если нет средств.

Если доходы превышают расходы, то возникает профицит бюджета, если наоборот – есть превышение расходов над доходами – то это означает наличие бюджетного дефицита. Для поддержания стабильности в экономике правительство стремится к тому, чтобы дефицит госбюджета не превышал 10% ВВП страны.

Считается, что профицит лучше дефицита, поскольку он сдерживает инфляционные процессы. Однако адекватную оценку госбюджету нельзя дать без рассмотрения структуры, определяемой в первую очередь статьями его расходов.

Государственный бюджет: дефицит и профицит простым языком

На сегодняшний день, тема государственного бюджета очень актуальна, так как затрагивает все общественные сословия. Государство пополняет свою казну доходами, полученными как легальным, так и нелегальным способами. Но ни кто из нас достаточно не знает на выполнение, каких общегосударственных задач и функций, правительство направляет финансы государственного бюджета.

Бюджет — важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу.

Государственный бюджет — это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством.

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя.

Первичный профицит — превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления

Государственный бюджет — это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Согласно бюджетному кодексу доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Основную часть доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы. В основном это косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Это говорит о недостаточно рациональной структуре доходных источников.

Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала, что свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности.

В 2005г. доходы федерального бюджета были утверждены в размере 3326,0 млрд. руб. По сравнению с утвержденной в 2004г. величиной доходов они увеличились на 1,6%.

* налоги и взносы на социальные нужды (ЕСН) 8%;

* государственная пошлина 0,6%.

* доходы от внешнеэкономической деятельности 27,6%, из них наибольший удельный вес в структуре доходов занимают таможенные пошлины — 26,1%;

0,5% имеют такие статьи доходов, как: дивиденды по акциям и доходы от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ; доходы от перечисления части прибыли ЦБ РФ; платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 1,7%.

•платежи при пользовании природными ресурсами 1,1%, из них наибольший удельный вес составляют платежи при пользовании недрами, а именно, 0,8%.

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней должно базироваться на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

— капитальные расходы бюджетов, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности (на инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средств, направляемых в качестве бюджетный кредитов на инвестиционные цели юридических лиц; на проведение капитального ремонта; другие расходы);

Профицит и дефицит бюджета

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Но в силу различных причин баланс не всегда соблюдается, в результате чего образуется профицит или дефицит бюджета.

Бюджет РФ начиная с 2001 года является бездефицитным бюджетом.

Наименование показателя Консолидированный бюджет Российской Федеральный бюджет Российской Федерации Консолидированные бюджеты субъектов

Одной из наиболее важных проблем является обеспечение самостоятельности бюджетов субъектов федерации в вопросах осуществления бюджетного процесса, определения направлений расходов и источников доходов. Проблема исполнения региональных бюджетов обусловлена многими причинами: передача денежных средств с одного уровня бюджетов на другой происходит не в полной мере. В итоге дефицит региональных бюджетов достигает 30-40%. Это является следствием того, что федеральные органы власти стараются перераспределить в свою пользу доходы от наиболее собираемых налогов.

важной является проблема заимствования регионов. Далеко не все региональные власти используют заимствования по целевому назначению

(покрытие дефицита собственного бюджета, финансирование капитальных вложений и пр. ). Непродуманная финансовая политика одних субъектов федерации косвенно затрагивает интересы других регионов, что усиливает общую несбалансированность бюджетов регионов.

Не решены многие вопросы долевого распределения доходов между федеральным центром и регионами, а также проблемы закрепления источников доходов. Бюджетная система является сбалансированной по вертикали в случае, если расходные полномочия, закрепленные за каждым ее уровнем, в целом соответствуют бюджетным ресурсам, которыми располагают власти региона для исполнения этих расходных полномочий.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

• обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— • обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

* формирование государственной собственности субъектов Российской

•осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

* обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов

* оказание финансовой помощи местным бюджетам;

•компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

— бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Местные бюджеты_— один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

* распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

* контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы, роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

* содержание органов местного самоуправления;

* формирование муниципальной собственности и управление ею;

•содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

•муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

•организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

* организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

* обеспечение противопожарной безопасности;

•реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

* целевое дотирование населения;

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур.

Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита.

2)направить средства на дополнительное погашение долговых обязательств;

Если же эти меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления в бюджет, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшение налоговой нагрузки на экономику и способствовать повышению экономической активности.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено.

Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия.

Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом. В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

* государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

* бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

* государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

Источники финансирования дефицита бюджетов субъектов РФ также подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ, бюджетные ссуды от других уровней бюджетной системы и кредиты, полученные от кредитных организаций;

По российскому законодательству, бюджетный дефицит может финансироваться только на долговой основе. Кредиты Центрального банка, а также приобретение им государственных или муниципальных долговых обязательств при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Дефицит бюджета субъекта РФ не может быть больше 5 процентов от объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

При этом доходы бюджета должны полностью покрывать его текущие расходы.

Профицит бюджета и Стабилизационный фонд

За эти годы у руководящих кадров страны сложилась своеобразная психология, которая, к сожалению, приобрела силу инерции и не изжита до сих пор. Она негативно воздействует на принятие кардинальных политических и экономических решений, сдерживает общественный прогресс.

В оперативном порядке они направляются в Государственную думу, Совет Федерации и Счётную палату РФ. Можно сказать (и в этом нет никакого преувеличения), что подобные заключения высокопрофессиональный характер, о чём свидетельствуют и благодарственные отзывы на замечания со стороны тех, кому они адресованы.

В проекте резко занижается планируемый профицит и соответственно уменьшается объём федеральных расходов на решение политических, экономических и социальных задач, сдерживаются назревшие реформы. Это повторяется из года в год, что свидетельствует не просто о случайных просчётах финансовых органов, а о недооценке реального положения в этой сфере и систематическом игнорировании рекомендаций отечественной науки.

Огромные финансовые ресурсы, направляемые в Стабилизационный фонд, расходуются вне контроля законодательной власти, становятся источником финансирования не российской, а западной экономики.

В последние годы идёт оживлённая дискуссия об использовании Стабилизационного фонда, но в большинстве случаев она носит общий характер. Это свидетельствует о непрофессионализме в обсуждении столь важной темы. В составе данного фонда можно выделить три части: резервный страховой фонд, краткосрочные средства, долгосрочные инвестиции.

Средства краткосрочного пользования, которые оборачиваются в течение года, и долгосрочные инвестиции («длинные деньги») целесообразно направлять в экономику через банки и под низкие проценты, под которые средства Стабилизационного фонда размещаются в западных странах. Именно банки могут проконтролировать рациональное использование средств, чётко определить их инвестиционный характер, предотвратить рост инфляции.

При невыполнении финансовых обязательств перед населением, бюджетополучателями и кредиторами, а также содержащихся в федеральном законодательстве минимальных требований к управлению бюджетами в отношении региональных (местных) бюджетов может и в установленных случаях должен вводиться режим внешнего финансового управления.

Профицит ликвидности – чем раньше, тем лучше

Если послушать, что говорят околоправительственные эксперты о дефиците и профиците ликвидности, может создаться впечатление, что профицит ликвидности – это что-то ужасное. На самом деле в последние полтора десятилетия профицит ликвидности был явным признаком здорового экономического роста. И, наоборот, дефицит ликвидности всегда сопровождался либо замедлением, либо падением экономики

Чем лучше идут дела в экономике, тем всё чаще мы слышим от экспертов тревожные прогнозы грядущего профицита ликвидности.

И она не одинока. Чего стоят, например, такие цитаты и заголовки:

  • «Профицит ликвидности в банковском секторе может спровоцировать образование«пузыря» на рынке ипотеки, рассказал журналистам замминистра экономического развития Алексей Ведев».
  • «ЦБ: профицит ликвидности усложняет борьбу с инфляцией» (vestifinance.ru)
  • «АРБР: профицит ликвидности — новая угроза банкам» (vestifinance.ru)
  • «Профицит ликвидности в российской банковской системе искусственно создан безумной экономической политикой ЦБ» (Сергей Глазьев, советник Президента РФ, Лента.ру)
  • «Опасные деньги: чем грозит рублю профицит ликвидности у банков» (РБК)

Высказывалась подобным образом на тему профицита ликвидности и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина.

  • «Профицит ликвидности может спровоцировать чрезмерный интерес банков к рискованному кредитованию» (цитата по сообщению Финмаркет.ру)
  • «…Для уменьшения структурного профицита ликвидности надо, чтобы Минфин опять начал накапливать фонды, иначе профицит будет сохраняться» (цитата по сообщению РИА НОВОСТИ)

Во всех этих заголовках и цитатах профицит ликвидности предстаёт как некая проблема, которую надо решать. Создаётся впечатление, что профицит ликвидности — это признак нездоровых явлений в экономике, а дефицит ликвидности – признак здорового роста. Но если обратиться к фактам, мы увидим, что на самом деле всё происходит с точностью до наоборот.

По уму: профицит ликвидности – признак здорового роста экономики

Для начала попробуем объяснить простому человеку, что такое профицит ликвидности. Аналогом могут служить взаимоотношения человека с банком. Если человек является вкладчиком (человек размещает в банке депозит = банк должен человеку), то вполне корректно сказать, что у этого человека налицо профицит ликвидности.

Центральный банк часто называют «банком банков». Используя приведённую выше аналогию, мы можем сказать, что профицит ликвидности — это ситуация, когда банки кладут денег на депозиты в ЦБ больше, чем берут у ЦБ в долг. И, наоборот, дефицит ликвидности возникает, когда банки должны Центробанку больше, чем положили в ЦБ на депозиты.

Любой желающий может зайти на сайт ЦБ и в «Обзоре банковского сектора» на этой странице найти таблицу «Динамические ряды…», которая содержит данные о рублёвых депозитах банков в ЦБ (лист «Активы в рублях», строка 2 – «Счета в Банке России…») и о размере долга банков перед ЦБ (лист «Пассивы в рублях», строка 2 – «… средства, полученные кредитными организациями от Банка России»). Имея эти данные, несложно подсчитать размер профицита (или дефицита) ликвидности (в данном случае речь идет о рублёвой ликвидности). Если упомянутый выше «актив» больше такого же «пассива», то это ситуация профицита ликвидности.

Построив диаграмму, мы увидим удивительную картину: профицит ликвидности наблюдался во времена здорового роста экономики. И наоборот, дефицит ликвидности означал падение экономики или, как минимум, серьёзное замедление темпов экономического роста (график 1).

Первый период – первые три квартала 2008 года. В 2008 году профицит ликвидности наблюдался вплоть до ноября. Напомню, что в первые три квартала 2008 года ВВП России рост темпами, которым сейчас позавидовал бы даже Китай: в среднем на 7,8% в годовом выражении.

Второй период – конец 2008-го и весь 2009 год. Затем с ноября 2008 года возник дефицит ликвидности, продолжавшийся более года. И, удивительное дело, ВВП начал падать в 4 квартале 2008 года (-1,3%), ровно в тот момент, когда образовался дефицит ликвидности. Продолжалось это падение ровно 5 кварталов, в точном соответствии с периодом дефицита ликвидности.

Четвёртый период – 2012 – 2015 годы. В 2012 году возникла ситуация дефицита ликвидности. В полном соответствии с выявленной нами закономерностью проблемы в экономике начали нарастать.

Пятый период – с 2016 года. В 2016 году, впервые за несколько лет, создались условия для возникновения профицита ликвидности. И это не замедлило благотворно сказаться на экономической ситуации.

Такого падения ВВП, как в 2015 году, уже никто не ждёт, а некоторые прогнозы говорят о возможности роста ВВП уже в 4 квартале 2016 года. Такие индикаторы экономической активности, как перевозки грузов РЖД, спрос на тяжёлые грузовики, уже показывают рост. Рассмотренная нами статистика позволяет сделать вполне логичное предположение: профицит ликвидности – это вовсе не «страшный зверь», а благо для экономики России.

Проверяем на ставках

Возникает справедливый вопрос: а какова была ситуация с профицитом/дефицитом ликвидности с 2000 по 2008 годы, когда в России наблюдался бурный экономический рост? Предположим, что наша гипотеза о благотворном влиянии профицита ликвидности на экономику верна. Тогда мы должны и в 2000-2008 годы наблюдать профицит ликвидности. Но наблюдался ли тогда профицит ликвидности?

Но мы можем выявить профицит ликвидности не прямо, а по косвенным признакам, а именно, по соотношению ставок ЦБ и ставок межбанковского рынка. Когда у банков много денег даже без кредитов Центробанка (профицит ликвидности), ставки межбанковского кредитования, по логике, должны быть меньше ставок ЦБ. И, наоборот, если возникают проблемы с ликвидностью, а банки при этом не могут (или не хотят) кредитовать друг друга, то ставки межбанковского кредитования резко возрастают и становятся выше ставок Центробанка.

Если рассчитать разность между ставками ЦБ и ставками межбанковского кредитования, то мы увидим ещё более наглядную картину, в которой кризисные явления в российской экономике явно видны (график 3)

Итак, экономическая история России за последние 17 лет наглядно подтверждает, что профицит ликвидности вовсе не негативное явление, а, наоборот, чёткий признак здорового роста экономики.

Некоторые выводы: профицит — это хорошо или плохо?

Экономическая история подсказывает, что бороться с профицитом ликвидности не надо. Более того, чем раньше возникнет профицит, тем лучше. Но из сказанного можно сделать и некоторые более конкретные выводы, касающиеся экономической политики.

Вывод первый, главный: значение ставки ЦБ для экономического роста сильно преувеличено. Как видно из графика 2, рост экономики может происходить и при высоких ставках ЦБ, если при этом не ощущается дефицит денег. И наоборот, если ставки ЦБ относительно низки, но в финансовой системе ощущается денежный голод, то о росте экономики можно забыть.

Но из-за дефицита ликвидности в 2009 году экономика падала даже при сравнительно невысокой ставке ЦБ в 13%. Падение ВВП в России составило минус 7,8%, больше, чем в какой-либо другой стране из «Большой двадцатки». А в 2000-м экономика росла с темпом +10%, что было даже выше роста, показанного в тот год экономикой Китая.

Вывод второй, парадоксальный: ЦБ может быстрее создать условия для роста экономики, если будет озабочен не снижением ставки, а созданием условий для профицита ликвидности. И инструменты для этого у ЦБ имеются в избытке.

Они [банки] всячески нас призывают увеличивать денежное предложение не с помощью процентных инструментов, а снижать норму резервов, увеличивать интервенции, покупать у них золото, все что угодно, или покупать активы на безвозвратной основе — корпоративные бумаги.

О возможностях Минфина

Третий вывод касается возможностей Минфина. Expert-online уже отмечал, что спусковым крючком для нынешнего кризиса в России послужили действия Минфина, начатые ещё в 2011 году, когда его возглавлял Алексей Кудрин. За неполных 2 года Минфин тогда изъял из экономики более 3 триллионов рублей (см.

Надо отметить, что в последние полтора-два года Минфин, во главе с Антоном Силуановым, реабилитировался. Именно благодаря действиям Министерства финансов дефицит ликвидности резко сократился. Но сейчас темпы влияния Минфина на ликвидность банковского сектора несколько замедлились (график 4).

Возможности Минфина в области денежно-кредитной политики меньше, чем у ЦБ. Но он может увеличить своё влияние на ликвидность банковского сектора, если будет использовать приём, возможность которого в экспертной дискуссии практически не обсуждается.

Самым простым инструментом такого рода мог бы стать выпуск рублёвых облигаций, номинал которых привязан к одной из международных валют. А на полученные в результате продажи облигаций можно было бы скупать эту же валюту на рынке.

Дефицит и профицит бюджета. Источники финансирования дефицита

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета. Несмотря на то, что бюджетный дефицит – явление нежелательное, оно необязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире практически все государства в той или иной мере сталкиваются с бюджетным дефицитом. Качество бюджетного дефицита может быть различным и определяется:

  • необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;
  • чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие и др.);
  • различного рода процессами в экономике.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или в процентах к валовому внутреннему продукту; местных бюджетов – в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета.

Необходимо отметить, что определение источников финансирования дефицита имеет важное организационно-функциональное назначение, т.к. утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Существует два основных способа покрытия дефицита бюджета:

— безэмиссионный (безинфляционный) способ предусматривает покрытие бюджетного дефицита за счет различных форм государственного кредита.

Внутренними источниками покрытия дефицита бюджета являются кредиты, получаемые государством от кредитных организаций в валюте этого государства; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени государства; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешние источники финансирования бюджета – это кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций, предоставленные в иностранной валюте; государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени государства.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются: бюджетные кредиты; займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами; средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством; изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета; иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % от запланированного уровня, то применяется специальный антидефицитный механизм, включающий в себя целый комплекс различных инструментов, важнейшими среди которых являются следующие: введение механизма секвестра и блокирования, определение защищенных статей бюджета.

Секвестр представляет собой пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета. Блокирование – это временное приостановление финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.

В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв – несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.

Предоставление ссуд, займов и кредитов является важной функцией банковской системы любого государства. Бюджетный заем – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций). Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций). И бюджетный заем, и бюджетная ссуда могут выдаваться за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов областного и базового уровня.

Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. В Республике Беларусь решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Что такое дефицит государственного бюджета и как он влияет на нашу жизнь? Бюджет России на 2018 год!

Но лишь немногие осознают всю сложность проблемы и решения нехватки бюджетных средств. В данной статье описывается механизм и роль этого явления, а также методы восполнения бюджета и их последствия.

Бюджет – это совокупность доходов и расходов государства. При этом бюджет составляет до 30% от всего внутреннего оборота всех продуктов (ВВП). То есть огромная доля населения (учителя, врачи, армия и полиция) находится на обеспечении государства. Разумеется, если в бюджете возникает дефицит, то это отражается на каждом государственном работнике.

Госбюджет – одна из главных составляющих экономики и общества. Он влияет на всю систему. Но при этом является ещё и отражением экономических проблем социума.

Профицит бюджета – это когда доходы превышают расходы. Данное явление тоже не благо, ведь удержание средств снижает активность покупателей, тормозит развитие экономики.

Каковы основные элементы государственного бюджета

Сначала стоит разобраться, каковы основные элементы государственного бюджета. В первую очередь нужно различать государственный и федеральный финансовый план (многие эти понятия путают).

Он представляет собой объединённые финансовые планы различных территориальных уровней:

  1. Федеральный бюджет – это то, что тратит государство на общероссийские проекты.
  2. Бюджеты субъектов РФ: областей, республик, регионов и других образований.
  3. Муниципальный бюджет – финансовый план города, посёлка.

Расходы и доходы страны нестабильны и могут меняться в зависимости от политической и экономической ситуации. Поэтому бюджет планируется на год. Так государство пытается сделать данный финансовый план одновременно устойчивым и достаточно гибким.

Бюджет состоит из 4 основных блоков:

  • доходы;
  • расходы;
  • финансирование дефицита;
  • государственный долг.

Нужно отметить, что источники доходов и цели расходов государства очень изменчивы, дефицит и профицит бюджета регулярно сменяют друг друга, однако на сущность данной структуры это не оказывает влияния.

Функции государственного бюджета

Основная задача бюджета – перераспределение материальных благ с определенными целями. Классификация расходов бюджета выглядит примерно так:

  • стимулирование экономики;
  • оборона страны;
  • содержание государственных служащих;
  • обеспечение социальной защиты граждан;
  • медицинское обслуживание населения;
  • управление финансовыми потоками государства.

Все эти функции государственного бюджета выполняются с помощью создания центральных фондов и распределения их ресурсов по различным госструктурам и частным предприятиям, которые нередко имеют национальное значение. Такими способами в стране регулируется хозяйственная деятельность, поддерживается наука и многие отрасли производства.

Доходы и расходы бюджета

Прежде чем перейти к причинам формирования дефицита, необходимо разобраться с тем, что составляет статью доходов и расходов государства.

Сначала нужно отметить, что доходы государственного бюджета – это финансы, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законами страны. В Российской Федерации имеется четыре главных способа получения средств:

  1. Налоговые. К ним относятся налоги, сборы и пени. Кроме того, не нужно забывать о косвенных налогах – надбавках к товарам и услугам.
  2. Неналоговые. Это доходы от государственных предприятий и собственности государства. Прибыль от сдачи земли в аренду и её продажи. А также доходы от продажи товаров и услуг за рубеж.
  3. Безвозмездные поступления. Это перечисления от внебюджетных фондов, различных организаций, в том числе государственных.

Важно! К безвозмездным поступлениям некоторые финансисты относятся и финансы от бюджетов других уровней, которые при этом одновременно являются частью государственного бюджета. Поэтому такого рода перечисления можно назвать перераспределением средств внутри госбюджета.

  1. Доходы целевых внебюджетных фондов. Делятся на социальные и экономические. К первым относятся государственные фонды: пенсионный, занятости населения, ОМС, социального страхования. Ко вторым причисляются таможенные и дорожные фонды.

Что относится к расходной части государственного бюджета

Затраты государства тесно связаны с основными его функциями. К расходной части государственного бюджета относится:

  • общегосударственные вопросы;
  • содержание армии, ВПК;
  • стимулирование и развитие экономики;
  • ЖКХ;
  • наука и образование;
  • культура и телевиденье;
  • медицинское обслуживание;
  • социальная защита (пенсии, пособия);
  • службы правопорядка;
  • развитие и ремонт инфраструктуры;
  • и многое другое.

Сбалансированность бюджета — принципы и способы достижения

Кажется, что сбалансировать бюджет достаточно просто. Нужно всего лишь жить «по одёжке», не брать на себя лишних и невыполнимых обязательств. Однако на практике всё оказывается куда сложнее, к тому же существуют непредвиденные обстоятельства (санкции, войны и прочее), которые требуют больших ресурсов в срочном порядке.

Главным правилом при расходе бюджетных средств является принцип экономической эффективности. Например, затраты на расширение производства увеличат количество материальных благ, что с избытком восполнит затраченные ресурсы.

Многие авторы указывают на 2 явления, которые, по их мнению, нужно учитывать при попытке сбалансировать бюджет:

  1. Расходы государства повышают покупательскую способность населения, улучшают финансовое положение в стране, стимулируют экономику.
  2. Налоги, различные поступления в бюджет, наоборот, снижают покупательскую способность людей, что сокращает спрос, негативно влияет на экономику.

Здесь нужно отметить, что такое деление нецелесообразно. Ведь, по сути, бюджетная политика – это всего лишь перераспределение материальных благ, а не их уменьшение или увеличение. Да, доходы и расходы государства оказывают влияние на экономику.

Имеются точки зрения «за» и «против» дефицита.

Есть ли плюсы в дефиците?

Позиция позитивной оценки дефицита основана на следующих аргументах:

  1. Если все средства государства тратятся внутри него, то дефицит не является негативным моментом. Опасность представляет лишь отрицательное сальдо внешней торговли. Это суждение верно лишь при устойчивом экономическом росте. В период кризиса деньги всегда утекают в более благополучные страны, в России это особенно ярко проявляется в сравнении с Европой.
  2. Недополученные средства можно приравнять к дополнительным деньгам, которые остались в руках граждан и могут быть ими потрачены. Это тоже ошибочное суждение, которое не учитывает тот факт, что дефицит государственного бюджета – это всегда сокращение расходов и замедление денежно-товарного оборота.

В чём минусы дефицита?

Экономисты с противоположной точкой зрения приводят такие доводы:

  1. Дефицит российского бюджета всегда закрывается кредитами и распродажей государственного имущества. Что ведёт лишь к отсрочке проблемы, но не решает её в корне. Печать новых денег обесценит национальную валюту. А увеличение налогов ухудшит и без того плохую ситуацию в стране.
  2. Сокращение расходов ведёт к уменьшению роли государства в экономических и общественных процессах. А это прямо означает снижение способности по регулированию. В результате государство может потерять контроль над развитием и ситуацией в некоторых экономических и социальных областях.

В первую очередь выделяют дефициты государственного бюджета в зависимости от уровня их управляемости:

  1. Структурные. При спадах в экономике государство может сознательно уменьшить свои доходы, снизив налоговое бремя с людей и организаций, одновременно увеличив различные пособия и дотации. В этом случае создаётся дыра в бюджете, но это целенаправленная мера, которая должна улучшить финансовое положение в стране.
  2. Циклические. Они в меньшей степени зависят от воли государства и возникают из-за общего снижения в производстве. Что в свою очередь является кризисом – стадией развития капиталистической экономики в период рецессии.

Кроме того, дефицит делят в зависимости от той части бюджета, в которой он образовался:

  1. Активный. Возникает при увеличении расходов государства над его доходами. Что бывает в период войн, санкций, структурных изменений экономики.
  2. Пассивный. Появляется при уменьшении доходов государства. В годовом бюджете России это может быть связано со спадом на нефтяном или газовом рынке. Или при санкциях.

Важно! При структурном дефиците имеет место как активный, так и пассивный тип.

Также имеется классификация по причине возникновения:

  1. Форс-мажорные обстоятельства: войны, стихийные бедствия и прочее.
  2. Плохое управление: утечка денег за рубеж, коррупция, неправильные инвестиции.
  3. Кризис. В этом случае дефицит является отображением спада в экономике.

Кроме того, дефицит федерального бюджета классифицируют по длительности его существования:

  1. Краткосрочный. Обычно возникает под влиянием форс-мажорных обстоятельств, управленческих ошибок. Причиной является неправильное планирование расходной и доходной части бюджета.
  2. Долгосрочный. Является системным явлением. Часто появляется из-за кризисных процессов в экономике. Но также может быть следствием политической изоляции, войны, природных катастрофах с долгоиграющими последствиями.

Как видно из классификации выше, дефицит можно условно разделить на 2 группы:

  1. Кризисный или циклический тип, который часто является долгосрочным.
  2. Все остальные виды: управленческие, форс-мажорные, структурные, краткосрочные.

Причины вторых вполне очевидны и понятны. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведут войны, санкции, природные катастрофы, ошибки в инвестициях и управлениями. Однако системная нехватка средств возникает по причине экономического кризиса. Стоит разобраться с тем, почему в экономике бывают периоды спада и подъёма, а также как зависит бюджет от этих факторов.

Причина кризисов

Циклические системные кризисы не являются неотъемлемой частью общества. Они появились впервые в Англии в XVII веке после буржуазных преобразований в стране. После ряда капиталистических революций в Европе рецессии стали регулярными. Системные циклические кризисы являются характерной чертой данной формации. При феодальном или коммунистическом устройстве общества их не было.

Причиной всех современных кризисов является выпуск товара выше платёжеспособного спроса. Это не результат ошибочной оценки ёмкости рынка, а свойство самого капитализма.

Важно! Даже если все работники на все свои деньги совершат покупку, то даже это не позволит владельцу капитала получить прибыль, так как часть продукта останется не проданной.

В результате создаётся избыток товара. При каждом производственном цикле он растёт. В итоге возникает ситуация, когда заводу нет смысла выпускать продукцию, так как ей уже заставлены все склады. Производство останавливается. Начинается череда банкротств и увольнений работников, которые не нужны на предприятии. Это и называется кризисом.

Как всё это отражается на бюджете?

Изменим нашу схему.

Внимание! То есть если сложить совокупный доход всех работников и бюджет государства, то даже в этом случае сумма всех средств будет ниже стоимости всех товаров в стране.

Ситуация не разрешится, пока весь товар не будет продан. Предприятия остановят свою деятельность, начнутся банкротства и увольнения. Бюджет в этой ситуации смягчает ситуацию, защищая наиболее слабые группы людей (пенсионеров и других). Однако дефицит в финансовом плане государства в этом случае будет всегда расти.

Австрийская точка зрения

Имеется и другая точка зрения на причину кризисов – австрийская школа. Она рассматривает депрессию, как накопительный эффект неправильных инвестиций, ошибок в расчёте ёмкости рынка, нерациональных трат государства, искажение рыночной цены денег. Однако такая философия в корне неправильна, так как не учитывает ряд фактов:

  1. Системные циклические кризисы появились лишь в эпоху капитализма. При феодализме и рабовладельческом строе их не было, хотя все указанные ошибки существовали и тогда.
  2. Такой подход не объясняет системности и цикличности кризисов. Ведь ошибки в инвестициях и процентной ставке могут быть, а могут и отсутствовать.
  3. Рост уровня науки и способности к прогнозированию не устраняет и не смягчает кризисы. Наоборот, за последние несколько веков они усилились и стали глобальными.

В законодательстве РФ есть несколько пунктов о бюджетном дефиците:

  1. При принятии дефицитного бюджета Государственная Дума обязана указать источники восполнения «дыры».
  2. При профиците, в первую очередь, лишние средства должны направляться на погашение существующих государственных долгов.
  3. Величина дефицита в бюджете субъекта РФ не может быть больше 15% общих доходов субъекта, поступление федеральных денег в расчётах не учитываются.

Тем не менее, временная, не кризисная нехватка средств – вполне нормальное явление, которого не стоит опасаться, а нужно решать, каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета.

Главное условие безопасности состоит в том, чтобы его размер не превышал 2-3% ВВП. Для покрытия используется внутреннее и внешнее кредитование, продажа государственного имущества, а также печать новых денег.

Однако государство предпочитает кредитование и трату средств из стратегических фондов. Ведь увеличение доходной части бюджета сразу окажет негативное воздействие на экономику. А монетизация дефицита увеличит денежную массу, что прямо приведёт к инфляции и обесцениваю национальной валюты (По теме: Прогноз уровня инфляции на 2018 год).

Внешние источники

К ним относятся кредиты от международных банков (в первую очередь МВФ), других государств, крупных иностранных предприятий. К этому методу причисляется продажа иностранной валюты, которой располагает Резервный фонд РФ.

Это в свою очередь может привести к отстранению России от международных рынков, ввязывании нас в военный конфликт (как было в Первую мировую войну). При этом никаких существенных преимуществ перед внутренними источниками ссуды у внешних кредитов нет.

Внутренние источники

Сюда причисляется продажа ценных бумаг, драгоценных металлов (золота) и других активов государства, в том числе предприятий (приватизация). Также сюда относятся кредиты от Центрального банка. Эти же методы используются при восполнении дефицита бюджета субъектов РФ. Только вместо ЦБ может выступать любой российский банк.

Как было выяснено ранее, дефицит бюджета – неотъемлемая часть капиталистической системы. Данное явление – лишь отображение разницы между совокупной заработной платой и суммарной ценой всех товаров и услуг. Однако у государства есть мощный инструмент для смягчения ситуации – кредиты и трата средств из национальных фондов.

Если с продажей имущества всё понятно, то с Центральным банком ничего неясно. Кто у кого и почему берёт ссуду? Рассмотрим и этот вопрос.

Сущность кредитов

Кредит – это искусственный способ увеличения потребительской способности населения. Товар капиталистом отпускается в счёт грядущей оплаты. Но при этом необходимость отдать деньги никто не отменяет, просто она переносится на будущее. Со временем долги накапливаются, и банки с капиталистами перестают давать и продлевать кредиты.

Настаёт момент возврата средств. Потребители и работники в одном лице затягивают пояса и продолжают трудиться с удвоенной силой, выпуская всё больше продукта. Спрос падает, а количество нереализованного товара возрастает. Кризис приобретает небывалый размах, как бы «нагоняя» упущенные рецессии.

Роль Центрального банка

Что такое Центральный банк? Это юридическое лицо, которое обладает особыми правами и обязанностями – эмиссией национальной валюты и её защитой. При этом в законах предусмотрен пункт, что ЦБ работает «независимо от других федеральных органов государственной власти». Получается, что он негосударственный?

Следует вывод, что «негосударственный» ЦБ прямо подчиняется государству. Следовательно, государство при дефиците бюджета берёт в долг у самого себя – а это полный абсурд.

Однако выход из головоломки найдётся, если вспомнить, кто будет отдавать долг. Кажется, что государство. Но только к этому надо добавить уволенных госслужащих, поднятый пенсионный возраст, задержку зарплаты врачам, учителям, полицейским и другим социальным работникам. Тогда становится ясно, что это не государство даёт кредит самому себе, это государство даёт деньги в долг населению страны.

Наше государство при закрытии дефицита использует кредитование, трату средств различных фондов, продажу государственного имущества.

Ниже приведены основные статьи расходов бюджета в динамике (в трлн. руб.):

Еще по теме:

  • Налоговая ставка ндс для ип Налоговая ставка по ЕНВД в 2015–2016 годах Ставка ЕНВД — какая она для данного налогового режима? Налоговая база при ЕНВД зависит не от дохода, полученного предприятием или […]
  • Закон о лишение водительских прав за алименты Новый закон о лишении водительских прав за неуплату алиментов и штрафов За не выплаченные алименты и штрафы - ограничение прав на управление автомобилем. /Обновление информации от […]
  • Что значит право на охрану здоровья ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 . Смотреть что такое "ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ" в других […]
  • Доверенность на продажу квартиры пример Доверенность на продажу квартиры Собственник квартиры может заключать сделку купли-продажи как лично, так и через своего представителя (доверенное лицо), письменно уполномочивая его на это […]
  • Второй дом на материнский капитал Материнский капитал на строительство дома Уже в течение полных 10 лет (2007-2016 гг.) в России действует закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», […]
  • Как узнать когда придет заказное письмо на почту Как отследить (проверить) заказное письмо (Почта России)? Как отследить заказное письмо, важно знать гражданам, которые отправляют или получают этот тип почтового отправления. О том, как […]