Ук ст 19

Оглавление:

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 19 УК РФ

1. Перечисленные в комментируемой статье общие условия уголовной ответственности раскрываются посредством указания на три минимально необходимых признака лица, подлежащего ответственности. Субъектом преступления признается физическое лицо, т.е. человек, достигший возраста уголовной ответственности и вменяемый.

Уголовное право России, рассматривая преступление как социальное явление, исходит из того, что субъектом преступления и ответственности может быть только человек, обладающий сознанием и относительной свободой воли. Эта позиция соответствует задачам и принципам уголовного законодательства, понятиям преступления и наказания, сформулированным в законе. Все предпосылки, условия ответственности не просто взаимосвязаны между собой, а логически вытекают одно из другого: физическое лицо, достигшее нормативно определенного возраста, выступает носителем сознания и воли как необходимых компонентов вменяемости и вины, которые, в свою очередь, образуют субъективное основание уголовной ответственности.

Отсюда вытекает отказ от привлечения к уголовной ответственности не только малолетних, невменяемых, но и юридических лиц, который согласуется с принципом персональной (личной) и виновной ответственности. Это положение распространяется и на случаи, когда виновный действует в интересах юридического лица, выполняя решения коллективных органов управления организации. В ряде статей уголовного закона прямо указаны лица, отвечающие за деятельность юридического лица. Например, руководитель или собственник коммерческой организации назван в качестве субъекта преднамеренного, фиктивного банкротства (ст. ст. 196, 197 УК). В других случаях круг ответственных лиц определяется в зависимости от допущенных ими нарушений и их вины, например при уклонении от уплаты налогов и сборов с организации (ст. ст. 199, 199.2 УК).

2. О возрасте, по достижении которого наступает уголовная ответственность, см. коммент. к ст. 20.

3. О понятиях вменяемости и невменяемости см. коммент. к ст. 21.

4. Лицами, подлежащими ответственности по некоторым конкретным составам преступлений (преимущественно двуобъектных), являются лишь специальные субъекты. В таких составах используются дополнительные субъектные признаки, свидетельствующие о том, что причинителем вреда отдельным, в том числе нескольким объектам уголовно-правовой охраны, может быть не любое лицо, а специальный субъект, включенный в особую систему правоотношений (семейных, должностных, воинских, в сфере правосудия и т.п.). Дополнительные признаки специального субъекта разноплановы и могут относиться к гражданству, полу, возрасту, профессии и др., однако применительно к конкретным составам преступлений эти признаки приобретают значение не факультативных, а конструктивных, необходимых.

Так, субъектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, за отдельными исключениями, может быть только должностное лицо (см. примеч. к ст. 285 УК), исполнителем преступлений против военной службы — только военнослужащий (см. ст. 331 и гл. 33 УК).

В случаях, когда, например, военнослужащий нарушает обязанности, возложенные на него противозаконно, он не может признаваться субъектом преступления. Так, осуждение военнослужащих-женщин за нарушение уставных правил караульной службы не может быть обоснованным, поскольку их привлечение к несению этой службы законом не предусмотрено .
———————————
См: Определение Военной коллегии ВС РФ от 12.09.1999 // Информационный бюллетень военных судов. 2000. N 178.

В этой связи уместно говорить о наличии признаков специального субъекта внутри преступлений со специальным субъектом (например, в рамках должностных преступлений выделяются общие должностные и специальные должностные преступления, соотношение между которыми определяется по правилам о конкуренции уголовно-правовых норм (см. ст. 17 УК)).

О признаках специального субъекта преступления см. также ст. 20 и ч. 4 ст. 34 УК.

Статья 19. Общие условия уголовной ответственности

СТ 19 УК РФ.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее
возраста, установленного настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 19 Уголовного кодекса

1. Субъект как один из элементов состава преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: а) это физическое лицо; б) вменяемое и в) достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

2. В ряде составов преступлений помимо трех обязательных признаков закон указывает на дополнительные признаки, становящиеся обязательными. В этом случае субъект преступления становится специальным. К числу таких признаков относятся, в частности, пол (ст. 106, 131 УК); повышенный возраст, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 150, 151 УК); гражданство (ст. 275, 276 УК); служебное положение (ст. 201, 285, 290 УК); профессия (ст. 123, 124 УК); особое положение по отношению к потерпевшему (ст. 125 УК).

3. Юридическое лицо не признается в российском уголовном праве субъектом преступления. В случае совершения преступления в процессе деятельности юридического лица следует выявить в структуре такого юридического лица субъекта, подлежащего привлечению к уголовной ответственности. При этом такой субъект может быть определен законодательно (например, в ст. 176, 177 УК) или судебной практикой (постановлениями Пленума Верховного Суда РФ). В отсутствие такого разъяснения в случае, если преступление представляет собой нарушение запрета или неисполнение обязанности, адресованной юридическому лицу, т.е. сопряжено с юридически значимыми в смысле иных отраслей права действиями, специальным субъектом является лицо, наделенное в силу закона, судебного решения, договора, локального акта юридического лица правами и обязанностями действовать от имени и в пользу юридического лица. Если же преступление не предполагает в своей основе нарушение специального запрета или неисполнение специальной обязанности, а может — хотя и в интересах юридического лица или вопреки им — совершаться любым субъектом (например, ст. 179, 180 УК), субъект соответствующего состава общий.

Статья 19 УК РФ. Общие условия уголовной ответственности (действующая редакция)

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 19 УК РФ

1. В комментируемой статье дана характеристика субъекта преступления.

Закон указывает три его признака:

1) вменяемость является по смыслу понятием противоположным невменяемости (см. комментарий к ст. 21 УК). Исходя из этого, вменяемость может быть определена как способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими. Способность осознания действия (бездействия) относится к интеллектуальной сфере, способность руководить — к волевой. Таким образом, у вменяемого лица должна быть в норме как интеллектуальная, так и волевая сторона психической деятельности;

2) уголовной ответственности подлежит только физическое лицо — человек. Юридические лица не несут уголовной ответственности. Вопрос о возможности ответственности юридических лиц остается спорным. Введение уголовной ответственности юридических лиц является общемировой тенденцией. Однако российский законодатель остается пока на традиционной позиции личной уголовной ответственности;

3) уголовная ответственность может наступать только с определенного возраста, указанного в законе (см. комментарий к ст. 20 УК).

2. Комментируемая статья раскрывает только общие признаки, характерные для любого лица, совершающего преступление. Но за некоторые преступления в силу их особенностей отвечать могут только лица, обладающие дополнительными признаками, указанными в статьях Особенной части УК, так называемые специальные субъекты.

Круг преступлений со специальными субъектами обширен. К ним относятся, например, преступления, совершаемые должностными лицами, лицами, имеющими определенную профессиональную принадлежность, и т.д. В подобных случаях установление общих признаков субъекта также необходимо, но недостаточно.

Кроме них должны быть определены специфические признаки субъектов этих преступлений, указанные в статьях Особенной части УК. Иногда они непосредственно характеризуются в уголовном законе. Так, в ст. 285 УК сказано об основных свойствах должностных лиц; в других случаях (например, при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации автотранспорта — ст. 264 УК) для раскрытия дополнительных признаков субъекта необходимо обратиться к нормативным актам, регулирующим работу автотранспорта, и др.

Статья 19 Конституции России

Текст Ст. 19 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Комментарий к Ст. 19 Конституции Российской Федерации

Важнейшим принципом, положенным в основу формирования всей системы правового положения личности, является равенство прав и свобод.

Принцип равенства граждан, их прав и свобод стал одним из основных лозунгов первых демократических революций. Французская декларация прав человека и гражданина 1789 г. закрепила положение о том, что люди рождаются свободными и равными в правах. Эти нормы были направлены против дискриминации и сословных привилегий. Затрагивающий сначала интересы граждан конкретного государства, в дальнейшем данный принцип стал распространяться на человека. В 1948 г. Всеобщая декларация прав человека провозгласила равенство всех людей в их достоинстве и правах (ст. 1). Аналогичные формулировки содержатся и в других базовых международно-правовых документах.

В большинстве конституций современных цивилизованных государств положение ст. 1 Всеобщей декларации либо включено без изменений либо подразумевается или содержится в несколько модифицированной редакции. Например, в ст. 12 Конституции Словацкой Республики, ст. 21 Конституции Украины, ст. 1 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики, ст. 6 Конституции Болгарии буквально процитировано положение Всеобщей декларации о том, что люди являются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

Статья 19 Конституции РФ закрепляет три важнейшие гарантии принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в России:

1) равенство всех перед законом и судом;

2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

3) равноправие мужчины и женщины.

1. Из общего принципа равноправия вытекает принцип равенства всех перед законом и судом.

В международно-правовых актах принцип равенства перед законом и судом закреплен отдельными положениями. Согласно ст. 7 Всеобщей декларации прав человека ООН, «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона». О равенстве всех перед судом говорится в ст. 8 Декларации, согласно которой каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Раздельным путем закреплен данный принцип и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. В статье 26 Международного пакта закреплено, что все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В пункте 1 ст. 14 данного Пакта установлено, что все лица равны перед судами и трибуналами.

Конституции большинства государств закрепляют равенство всех перед законом и пока редко упоминают суд. Лишь немногие формулируют этот принцип в единой связке с законом и судом (например, Азербайджан и Россия). Так, согласно ст. 25 Конституции Азербайджанской Республики, все равны перед законом и судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.

Конституционная норма о равенстве всех перед законом и судом свидетельствует о том значении, которую Конституция РФ придает не только закону, но и судебной власти как эффективному средству защиты и восстановления прав и свобод в случае их нарушения.

С принципом равенства всех перед законом и судом тесно связан конституционный принцип, предусмотренный в ст. 123 Конституции РФ, в соответствии с которым судопроизводство осуществляется на основе равноправия сторон. Это положение конкретизируется в процессуальном законодательстве. Так, согласно положениям Уголовно-процессуального кодекса РФ стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Истец и ответчик в гражданском судопроизводстве; жалобщик и орган, организация либо должностное лицо, чьи решения или действия обжалуются в производстве по делам, возникающим из административно-правовых отношений; подсудимый и обвинитель в уголовном судопроизводстве являются сторонами, которым закон предоставляет равные возможности использовать процессуальные средства для защиты своих прав и интересов. Сторонам предоставляются равные возможности знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, задавать вопросы участникам процесса, свидетелям, экспертам, заявлять отводы, давать объяснения суду, участвовать в прениях и т.д. Имея равные процессуальные права, стороны исполняют и равные процессуальные обязанности. Принцип равноправия сторон проводится в жизнь и в конституционном судопроизводстве, а также в судопроизводстве по арбитражным делам.

Человек и гражданин в Российской Федерации на началах равноправия несет и соответствующую юридическую ответственность. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

2. Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории, указанной в законе, т.е. подразумевает запрещение дискриминации по каким-либо признакам при пользовании правами и свободами.

В своих конституциях демократически развитые государства или государства, вставшие на путь демократического развития, гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, веры и религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к этнической группе, имущественного положения и других обстоятельств. Данные положения соответствуют содержанию ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН, согласно которой каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляемой или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Обязанность государства обеспечивать права всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства закрепили Международные пакты о правах 1966 г. (ст. 2).

Принцип запрещения дискриминации содержится и в ст. 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Пользование правами и свободами, признанными в данной Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам.

Некоторые государства дополнительно к указанному перечню обстоятельств гарантируют равноправие независимо от состояния здоровья, общественной и трудовой деятельности (ст. 6 гл. 2 Конституции Финляндии); служебного положения, принадлежности в политическим партиям, профсоюзным и другим общественным объединениям (ст. 25 Конституция Азербайджанской Республики); общественного положения и образования (ст. 14 Конституции Республики Хорватия); места жительства (ст. 14 Конституции Грузии); образа жизни, физической, духовной или психической инвалидности (ст. 8 Конституции Швейцарии).

Российское государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Данные положения сформулированы в соответствии с содержанием ст. 2 Всеобщей декларации прав человека ООН и других важнейших международно-правовых актов.

Конституцией РФ запрещаются любые формы ограничения прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от принадлежности к какому-либо общественному объединению (ч. 2 ст. 19). Включение в число обстоятельств принадлежность к общественным объединениям обусловлено историей политического развития нашей страны. В советский период вхождение гражданина в ряды правящей Коммунистической партии давало ему определенные преимущества и льготы.

Принцип равноправия человека и гражданина, независимо от каких-либо признаков, закрепляется и развивается в федеральном материальном и процессуальном законодательстве.

Так, в Гражданском кодексе РФ указывается, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. В Уголовном кодексе РФ закрепляется принцип равенства граждан, согласно которому лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ правосудие в арбитражных судах осуществляется на аналогичных началах равенства. При этом арбитражный суд обеспечивает равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Принцип равноправия подлежит специальной государственно-правовой защите в Российской Федерации. За его нарушение предусматривается уголовная ответственность. Согласно ст. 136 УК РФ, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, причинившее вред правам и законным интересам граждан, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Согласно ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Положение о равенстве мужчины и женщины выделено в Конституции РФ в самостоятельную норму, что полностью отвечает требованиям норм международного права.

Международно-правовые документы уделяют значительное внимание принципу равноправия мужчины и женщины. В преамбуле Устава ООН в качестве одной из целей утверждается равноправия мужчин и женщин. В соответствии со ст. 3 Международных пактов о правах 1966 г. участвующие в настоящих пактах государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми правами, предусмотренными в данных документах.

Статья 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 г. обязывает государства-участников «включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные Конституции». Согласно ст. 1 данной Конвенции, понятие «дискриминация» применительно к положению женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, использование или осуществление женщинами, независимо от семейного положения, их прав в сфере политических, экономических, социальных, личных, духовно-культурных прав и свобод.

Исторически принцип равноправия мужчины и женщины достаточно прочно утвердился в общественном сознании. Вместе с тем в период становления нового общества положение женщины особенно уязвимо. В Конвенции подчеркивается опасность ограничения доступа женщины к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке, возможностям для трудоустройства и другим потребностям. В современных условиях государство посредством законодательства, управленческой деятельности и суда обязано предотвращать возможные случаи дискриминации женщин.

Конституция РФ особо указывает на равные возможности мужчины и женщины в реализации своих прав. Это положение не может истолковываться, однако, абсолютно, что связано с физиологическими особенностями женского организма, функциями, которые женщины выполняют в семье. Вместе с тем особое внимание должно уделяться получению женщинами образования и профессиональной подготовки, их участию в труде, в общественно-политической и социально-культурной деятельности. С учетом этого в отраслевом законодательстве содержатся нормы о материальной и моральной поддержке материнства и детства, специальных мерах по охране труда и здоровья женщин, их пенсионному обеспечению и т.д.

Особую роль в формировании правового менталитета о равноправии мужчины и женщины призвана сыграть Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. Основная идея Концепции заключается в том, что полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в России. В данном политико-правовом документе отмечается, что невостребованность женщин в политике, дискриминация в труде, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в стране. В этой связи Концепция признает необходимым в первую очередь содействовать соблюдению прав женщин в единстве с основными правами и основными свободами человека, обеспечивать условия для полноправного участия женщин в принятии решений на всех уровнях управления, содействовать обеспечению равных прав на рынке труда, обеспечивать охрану здоровья женщин, добиваться недопущения и пресечения насилия в отношении женщин.

Штрафы для УК по ст. 19.7 КоАП РФ

29 февраля 2016 года мы присутствовали на совещании, которое проводило ГЖИ Республики Карелия для управляющих организаций. На этом совещании были рассмотрены вопросы лицензионных требований, проведения капитального ремонта, работы в ГИС ЖКХ, проверок и предписаний ГЖИ, а также ответственность УК за неисполнение этих предписаний.

Представители ГЖИ рассказали, что большое количество штрафов выписывается управляющим компаниям за непредоставление информации по исполнению предписания ГЖИ по ст.19.7 КоАП РФ. О чём эта статья и какие существуют прецеденты в судебной практике, сегодня и поговорим.

За что могут оштрафовать УК по ст.19.7 КоАП РФ

Прежде всего нужно определить содержание данной статьи Кодекса, чтобы знать, за что могут наказать управляющую организацию.

Ст.19.7 КоАП РФ “Непредставление сведений (информации)” гласит, что за непредставление, заведомо ложное, искаженное, неполное или несвоевременное представление должностному лицу или в государственный орган, орган, осуществляющий государственный надзор, государственный финансовый контроль, муниципальный контроль или муниципальный финансовый контроль, сведений, обязательных по закону и необходимых для осуществления данным органом или его должностным лицом законной деятельности, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере от 100 до 300 рублей;
  • на должностных лиц — в размере от 300 до 500 рублей;
  • на юридических лиц — в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

Как объяснили представители ГЖИ, под эту статью попадают и управляющие организации. Поскольку УК должны отчитываться перед ГЖИ за выполнение выданных органом предписаний. За непредоставление соответствующей информации в письменном или электронном виде с приложенным копиями фотографий, сканов и скринштов устранённых нарушений грозит предупреждение или административный штраф по ст.19.7 КоАП РФ.

А теперь обратимся к примерам из свежей судебной практики с начала текущего 2016 года.

Судебная практика

В решении по делу 5-88/2016 рассматривалось административное правонарушение в отношении УК “Комфорт”, совершённое по ст.19.7 КоАП РФ. Мировой судья Обнинска, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении данной управляющей компании, признал её виновной по ст.19.7 КоАП РФ.

По заявлению городской администрации УК “Комфорт” не представило в срок до 5 февраля 2016 года документы, указанные распоряжении, согласно требованиям п.5 ст.11 ФЗ №294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Об этом свидетельствует протокол об административном правонарушении. В протоколе сказано, что Органом муниципального жилищного контроля МО «Город Обнинск» на основании распоряжения в отношении УК “Комфорт” проводилась проверка. Целью этой проверки явилось исполнение предписаний органа муниципального жилищного контроля муниципального образования от 9 ноября 2015 года.

Руководитель УК “Комфорт” был уведомлён о предстоящей проверке. В отправленном в управляющую компанию письме содержался перечень необходимой для документарной проверки информации. Но ни один из необходимых документов в указанный срок представлен не был.

Исследовав материалы дела, судья пришёл к выводу о виновности УК “Комфорт” в данном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ. Суд назначил управляющей компании административный штраф в размере 3 тысяч рублей.

В следующем решении по делу 5-50/2016 от 24 февраля 2016 года мировой судья г. Шахты, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ст.19.7 КоАП РФ в отношении ТСЖ «Гидравлик», признал товарищество виновным в его совершении.

ТСЖ «Гидравлик» в срок до 20.12.2015 года не представило в региональную ГЖИ в электронном виде сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт на спецсчёт, владельцем которого оно является. Это явилось нарушением ч.3 ст.172 ЖК РФ, ч.3 ст.12 Областного закона №1101-ЗС от 26.06.2013 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области».

Поскольку владелец спецсчёта обязан представлять в орган ГЖИ в порядке и в сроки, установленные законом субъекта РФ, сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в МКД, и о размере остатка средств на спецсчёте. Таким образом, ТСЖ «Гидравлик» обязано ежемесячно в срок до 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом, представлять в электронной форме в орган ГЖИ сведения о поступлении взносов на капремонт.

Но таких сведений от товарищества в орган ГЖИ не поступало, о чём свидетельствует протокол об административном правонарушении. На основании вышеизложенного суд пришёл к выводу о виновности ТСЖ «Гидравлик» по ст.19.7 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде предупреждения.

Рассмотрим ещё одно решение по делу 5-83/2016 в отношении ООО «УК Обнинск». Мировой судья г. Обнинск, рассмотрев дело об административном правонарушении, признал управляющую компанию виновной по ст.19.7 КоАП РФ. Аналогично первому случаю данная УК не представила в отдел муниципального жилищного контроля Управления городского хозяйства городской администрации, документы, указанные в распоряжении и письме.

Исследовав представленные материалы дела, судья признал вину ООО «УК Обнинск» по ст.19.7 КоАП РФ, но ограничился не штрафом, а наказанием в виде предупреждения.

Следующее решение по делу 5-58/2016 от 24 февраля 2016 года в отношении ЖСК г. Кургана также касалось вины кооператива по ст.19.7 КоАП РФ.

ГЖИ Курганской области в отношении ЖСК провела внеплановую документарную проверку, по результатам которой были выявлены следующие нарушения. В частности, ЖСК не представила в региональную ГЖИ сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в МКД за октябрь 2015 года. Это подтверждено протоколом об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, мировой судья пришёл к выводу о доказанности вины ЖСК в совершении административного правонарушения по ст.19.7 КоАП РФ. В результате суд назначил ЖСК наказание в виде предупреждения.

Ну и последнее из обзора судебной практики решение по делу 5-43/2016 от 19 февраля 2016 года, рассмотренное мировым судьёй Мурманска, признало вину ООО УК «Мурманская городская компания» по ст.19.7 КоАП РФ. Основанием послужил протокол об административном правонарушении, составленный ГЖИ после проведения проверки.

Управляющая компания не представила все необходимые для проведения проверки документы в установленный законодательством срок. Те же документы, которые были представлены УК, по заявлению ГЖИ, не были заверены должным образом. Также не были представлены копии протоколов ОСС, договор управления МКД, реестр собственников помещений в многоквартирном доме.

Вдобавок ко всему прочему управляющая компания не представила в государственный орган, осуществляющий муниципальный контроль, сведений, необходимых для осуществления данным органом его деятельности. Это административное правонарушение влечёт ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, мировой судья признал вину ООО «Мурманская городская компания» в совершении административного правонарушения по ст.19.7 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.

Как показывает обзор свежей судебной практики, управляющие компании, товарищества и жилищно-строительные кооперативы могут наказать ещё и по ст.19.7 КоАП РФ за непредоставление предусмотренных по закону документов в орган ГЖИ для проведения документарной проверки или после выданного предписания. Об этом также следует знать и помнить.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь! Ксения Терлецкая

Самоуправство (статья 330 УК и статья 19.1 КоАП РФ)

Представляет преступление против порядка управления, предусмотренное ст. 330 УК РФ, 91.1. КоАП и представляющее собой самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией, должностным лицом или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.

Что такое Самоуправство

Ответственность присутствует как в административном кодексе статья 91.1 КоАП РФ, так и в уголовном кодексе статья 330 УК РФ.

Как же хочется сделать все по своему, решить вопрос своими силами и средствами, не обращаясь к юристам, полицию и судебные органы. Взять, да и выкинуть наглого и бессовестного арендатора из занимаемого помещения, которое является моей собственностью или «выселить» на законных основаниях.

Или «заявиться» домой к должнику и, отжимая плечом дверь, потребовать свое, заявляя, что никуда без своих денежек не уйду ни сегодня, ни завтра. Или сменить замки в квартире без согласия бывшей супруги. И что же тут неправильного в таком поведении, ведь захватчик и должник нарушают мои права, а жену я не хочу видеть.

Прочтя данную статью, вы начнете понимать смысл самоуправства, его противозаконность и меру административной и уголовной ответственности.

Самоуправство как преступное деяние

предусмотрено и карается согласно ст. 330 Уголовного кодекса (УК) РФ и ст. 19.1 кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

Часто, субъектом преступления становится тот, кто действительно защищает свое право. Поэтому человек, полагая, что осуществляет допустимую самозащиту своих гражданских прав, творит зло, совершает преступление.

В данном случае речь идет о том, что:

  • во-первых, российское законодательство вполне четко и в надлежащем объеме определяет порядок пользования правами и их защиты;
  • во-вторых, реализация и защита в ином порядке недопустимы;
  • в-третьих, нарушение этого порядка повлечет за собой административную и уголовную ответственность.

Самовольные действия посягают на сам порядок осуществления прав человека и гражданина.

Пример действий юридических лиц

За любой организацией стоит исполнительный орган, а именно генеральный директор. Если фирма производит действия попадающие по указанные статьи, то юридическое или физическое лицо чью права были затронуты, имеет право на защиту и привлечение к ответственности директора юр. лица.

Порядок защиты един для всех, так как, в конечном итоге самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления прав и свобод, что может, однако, не влечь в обязательном порядке причинение вреда гражданам и юридическим лицам.

Правовое применение статьи 330 УК РФ и 19.1 КоАП РФ

начинается с возраста 16 лет и зависит от существенности причиненного действиями вреда (насилие или угроза его применения), а именно:

I. 19.1. КоАП РФ

Статья гласит: Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, и влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа

  • на граждан в размере от 100 (ста) до 300 (трехсот) рублей;
  • на должностных лиц — от 300 (трехсот) до 500 (пятисот) рублей.

Срок давности по статье 19.1 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Две стороны рассматриваемые по статье 19.1 КоАП ФР:

1. Объективная сторона данного состава административного правонарушения заключается в осуществлении виновным лицом своих прав без согласия на то либо обращения потерпевшего, с условием непричинения при этом существенного вреда.

Отсутствие негативных последствий в виде существенности причиненного ущерба является признаком объективной стороны правонарушения, по которому проводится разграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Существенность вреда – неважно, материального или морального, – равно как и его наличие, определяет суд. Причем вред не всегда определяется конкретными суммами. В некоторых случаях суд может оценивать вред, исходя из особой, субъективной ценности нарушенного права (например, если речь идет о какой-то особо ценной вещи для потерпевшего). Привлечь к ответственности за самоуправство можно лишь физическое лицо, протоколы составляют органы внутренних дел (полиция), дела рассматривают мировые судьи.

2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины. В качестве субъекта административной ответственности могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица.

Внимание: Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Подробнее порядок привлечения к административной ответственности определяется КоАП РФ

Что является доказательством

  • протокол об административном правонарушении (составляется сотрудником полиции);
  • заявление и объяснения потерпевшей;
  • объяснения нарушителя;
  • документы о предмете спора, к примеру:
  1. свидетельство права на квартиру, если кто-то не желал покидать квартиру,
  2. копия паспорта с данными о регистрации, если жена выгоняет мужа из квартиры в которой он не прописан.

Комментарий к ст. 19.1 КоАП РФ

  1. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.
  2. Действительным признается право, принадлежащее лицу на основе закона или подзаконного акта. Предполагаемым является право, по добросовестному заблуждению виновного, якобы принадлежащее ему или другому лицу, в интересах которого он действует. В том случае, если лицо действует заведомо незаконно, добиваясь своего действительного или мнимого права вопреки установленному порядку, оно может быть привлечено к ответственности по данной статье, если его действия не содержат состава иного административного правонарушения или преступления.
  3. Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Например, гражданин самовольно, вопреки установленному порядку, перепланирует свою квартиру, ослабляя тем самым противошумовую защиту и несущие конструкции в доме.
  4. Состав административного правонарушения по данной статье имеется в том случае, если отсутствуют последствия в виде причинения существенного вреда гражданам либо организациям (юридическим лицам), применения насилия или угрозы его применения. Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.
    1. Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью) и т.п. Решающее значение для квалификации самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации, деловой репутации и т.п. При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе и в конечном счете определяется судом (судьей).
  5. Самоуправство — правонарушение умышленное. Оно может быть совершено только с умыслом — прямым или косвенным.
  6. Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, либо должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.
  7. Дела об административных правонарушениях в виде самоуправства рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1). Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

II. 330 УК РФ

Статья определяет: Самоуправство как самовольное деяние вопреки закону последствием которого явилось причинение существенного вреда.

Подобное деяние наказывается штрафом в размере до 80 (восьмидесяти тысяч) рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до 2 (двух) лет, либо арестом на срок до 6 (шести) месяцев.

При этом то же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается принудительными работами на срок до 5 (пяти) лет, либо арестом на срок до 6 (шести) месяцев, либо лишением свободы на срок до 5 (пяти) лет.

Срок давности по статье 330 УК РФ

Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно

Тяжесть вреда и ответственность

Законодатель не конкретизировал тяжесть возможного вреда здоровью при применении насилия. Но анализ санкций соответствующих статей УК РФ позволяет сделать вывод о том, что составом самоуправства не охватывается причинение тяжкого вреда здоровью. Если имеется причинение тяжкого вреда здоровью, то следует квалифицировать по совокупности преступлений со статья 111 УК РФ.

Когда, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

  • 2 (два) года после совершения преступления небольшой тяжести;
  • 6 (шесть) лет после совершения преступления средней тяжести.

Существует объективная и субъективная сторона по статье 330 УК РФ:

  1. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает установленный порядок осуществления гражданами своих прав и причиняет существенный вред законным правам и интересам граждан или организаций. Объективная сторона преступления заключается в самовольном, вопреки установленному порядку совершении каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином.
    1. Это всегда активные действия. Они совершаются вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом (постановление Правительства РФ, нормативный акт органа местного самоуправления и др.) порядку. Самовольно осуществляются только такие действия, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, а не только связанные с осуществлением лицом своего действительного или предполагаемого права. Оспаривать действия можно в судебном, административном, дисциплинарном порядке. Это возможно как в момент совершения самоуправных действий, так и после их совершения.
    2. Состав преступления сформулирован как материальный. Обязательным признаком является последствие в виде причинения существенного вреда. Вред может быть причинен гражданам либо организациям, может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан и т.д. Существенность вреда оценивается судом на момент совершениям самовольных действий.
  2. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Лицо осознает общественную опасность самоуправных действий, осознает, что действует вопреки закону или иному правовому акту, т.е. самовольно совершает действия, которые оспариваются другим лицом или организацией, предвидит возможность или неизбежность наступления существенного вреда и желает или сознательно допускает наступление такого вреда либо относится к его наступлению безразлично.

Подробнее порядок привлечения к уголовной ответственности определяется Уголовно-процессуальным кодексов (УПК) РФ. Мера ответственности назначается судом в рамках Уголовного кодекса (УК) РФ.

Комментарий к ст. 330 УК РФ

1. Объективная сторона преступления выражается в том, что:

  • действие совершается самовольно, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку;
  • правомерность такого действия оспаривается организацией или гражданином;
  • действие причинило существенный вред законным интересам граждан или организаций.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков исключает состав самоуправства.

Существенный вред — оценочное понятие. Вопрос о признании вреда таковым зависит от конкретных обстоятельств дела.

2. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе действия.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Совершение должностным лицом самоуправных действий, т.е. действий, явно выходящих за пределы его полномочий, повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, охватывается признаками преступления по ст. 286 УК.

5. В ч. 2 комментируемой статьи речь идет о насилии, не опасном для жизни или здоровья потерпевшего. Следовательно, вред здоровью любой тяжести необходимо дополнительно квалифицировать по соответствующей статье о преступлениях против здоровья. Угроза в законе не конкретизирована; содержание данного признака в этом случае аналогично его содержанию в тех преступлениях, в которых угроза указана так же.

Порядок возбуждения уголовного дела кратко

Сотрудник полиции на основании письменного заявления составит специальный протокол, который заявитель должен подписать. Виза свидетельствует о согласии с изложенной информацией в нём.

Что указать в заявлении

Заявление в полицию должно содержать обязательную информацию

  1. должность и личные данные лица, на чьё имя пишется заявление;
  2. от чьего имени заполняется документ;
  3. посередине листа пишется наименование документа;
  4. текст заявления должен содержать наименование статьи, по которой будет привлекаться виновное лицо;
  5. вступительная часть должна содержать точную информацию о заявителе, анонимные заявления не принимаются к рассмотрению;
  6. основная часть заявления содержит точное описание преступления с обозначением координат и состава преступления;

Для квалификации преступления имеют место любые факторы

Соответственно, необходимо максимально точно изложить всю информацию. Исходя из них, судья вынесет своё решение, относительно наказания виновного лица. Заключительная часть заявления должна содержать требования. К примеру:

  • розыск преступников;
  • возврат краденого имущества;
  • требование о привлечении к ответственности.

В самом конце документа обязательно проставляется виза заявителя и дата составления.

Судебная практика показывает, что если преступление квалифицировано представителем Фемиды, как самоуправство, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье. Если судья не утверждает вред существенным, преступник будет наказан только в виде административной ответственности. Судимость к нему применить уже не получится.

Позиция Верховного суда РФ №51 от 27.12.2017 года

Тонкий край между статьями 158 и 330 УПК РФ

От хищения следует отличать случаи, когда лицо, изымая и (или) обращая в свою пользу или пользу других лиц чужое имущество, действовало в целях осуществления своего действительного или предполагаемого права на это имущество (например, если лицо присвоило вверенное ему имущество в целях обеспечения долгового обязательства, не исполненного собственником имущества). При наличии оснований, предусмотренных статьей 330 УК РФ, виновное лицо в указанных случаях должно быть привлечено к уголовной ответственности за самоуправство.

Как можно избежать наказания за самоуправство

Моментом, исключающим преступление, является отсутствие существенного вреда. Так же, самоуправство исключается отсутствием оспаривания действий (открытое несогласие с ними, обжалование их) организацией или гражданином. Но это оспаривание может быть до, во время, и, главное, после деяния, поэтому не стоит надеяться, что нарушитель Ваших прав не побежит жаловаться «куда следует», и тогда Вы можете стать преступником.

В любом государстве существует порядок, установленный законодательством, согласно которого должны действовать компетентные органы в том или ином случае. Кандидат же в самоуправцы может только обращаться за помощью к таким органам. Иначе нарушается монополия государственного органа, система теряет авторитет и вместо нее начинает действовать другое – произвол граждан.

Но существует также право и на самозащиту, допустимые способы которой закреплены в ст. 14 ГК РФ. Если владелец квартиры не может попасть в свое жилище из-за того, что кто-то поменял на двери замок, то нет ничего незаконного в том, чтобы собственными силами (принудительно) войти в собственное жилье. Не ночевать же на улице на протяжении всего разбирательства, как судебного, так и внесудебного!

Жизненные ситуации многообразны, аршином общим их не измерить. К тому же всегда надо помнить о нюансах.

Отличие хищения от самоуправства

Эти два преступления не могут трактоваться одинаково, поскольку здесь имеется один весьма существенный нюанс – мотивы преступника. Рассмотрим оба нарушения по-отдельности:

  • Хищение. Гражданин похищает ценное имущество другого гражданина с целью собственной наживы.
  • Самоуправство. Гражданин ворует имущество другого гражданина с умыслом обеспечить выполнение долговых обязательств.

То есть, наиболее существенным отличием между двумя преступлениями является то, что в первом случае преступник шел на преступление исключительно с целью собственной наживы, во втором же случае, он предполагал, что путем присвоения себе материальных ценностей должника он возвращает себе средства, которые ранее передал ему в долг.

Поэтому прежде чем действовать необходимо провести интеллектуальную работу

  • установить отсутствие или наличие каких-либо правоотношений между субъектами конфликта;
  • определить возможность причинения существенного вреда (избежать уголовной ответственности);
  • определить наличие или отсутствие установленного порядка защиты права;
  • определить и выбрать соразмерный способ самозащиты для конкретного случая.

Между преступлением и правомерным поведением, не редко, граница еле заметна. Здесь лучше разберется специалист, который ведает право, так как для выбора правильного поведения требуются специальные знания юриста.

Еще по теме:

  • Я вышла замуж и уже хочу развестись Практический форум о настоящей любви я хочу развестись! я хочу развестись! Сообщение Delfina » 18 июн 2008, 17:05 Сообщение Чужая » 18 июн 2008, 20:33 Сообщение Galina M » 18 июн 2008, […]
  • Диспансеризация отказ от прохождения Отказ от диспансеризации Это Ваше право.Вы можете отказаться от медицинского обследования. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина принимается исключительно в […]
  • Ооо юк бизнес юрист челябинск ООО ЮК "Бизнес-Юрист" информация актуальна на 29.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Арбитраж […]
  • Закон о полиции поощрения Льготы для сотрудников полиции Сотрудники полиции защищают Закон и граждан страны. Государство стремится по достоинству оценить их сложный труд, регулярно повышая зарплаты полицейским, […]
  • Закон рк о всеобщей воинской обязанности и военной службе Страница не найдена Извините, запрашиваемый Вами ресурс не найден. Вы можете вернуться обратно, или перейти на главную страницу и воспользоваться поиском. Состояние базы Всего […]
  • Как выписать безналичный счет Юридический форум Jurcatalog.by Ип Безналичный Расчёт Нравится Не нравится SevereK20(Гость) 13 янв 2011 Нравится Не нравится Илья Латышев 13 янв 2011 SevereK20 (13 Январь […]