Судебная власть испании

Судебная власть Испании

Система судебных органов Испании включает в себя Конституционный суд, Верховный суд, Национальный верховный суд и иные нижестоящие суды.

Учреждение Конституционного суда — указание на одну из примечательных тенденций развития Испании после франкистской диктатуры. Этот Суд воссоздает одну из традиций испанского государства — в период Второй республики в 1931-1936 гг. действовал Суд конституционных гарантий. Учреждение Конституционного суда было одобрено всеми членами Кортесов при выработке основного закона, за исключением коммунистов, которые, однако, не голосовали против этого института. Суд включает 12 членов, назначаемых Королем на 9 лет Медведев С.Н. История государства и права Испании, — М.: Наука, 1992. — С. 290..

Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья — Сенатом, шестая — правительством и шестая — Генеральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой консенсус среди членов и избежать назначения простым большинством, которое поддерживает правительство. Каждые три года состав Суда обновляется на одну треть. Девятилетний срок полномочий делает Суд достаточно стабильным органом, а обновление по частям — предохраняет его состав и практику его работы от внезапных переориентаций и колебаний, какие могли бы быть при одновременной смене состава.

Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем, поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов, должностные лица публичной администрации и адвокаты, являющиеся компетентными юристами и работающие по своей профессии более пятнадцати лет.

Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей. В первом случае руководит заседанием либо председатель Суда, либо вице-председатель, либо назначенный старший по возрасту член Суда. Во втором случае одной из палат руководит председатель Суда, а второй — вице-председатель. Возможно образование секций по два судьи в каждой. На пленуме Суда рассматриваются ходатайства о неконституционности актов, споры о компетенции между государством в целом и автономными сообществами, между самими автономными сообществами, между конституционными органами государства, проверяются условия для назначения членов самого Суда, споры о назначении членов в одну из палат Суда, об отводе членов Суда при рассмотрении дел, об окончании полномочий членов Суда, о принятии и изменении регламента Суда, любые вопросы о компетенции Суда по предложению его председателя или трех судей. Палаты Суда рассматривают жалобы в порядке процедуры ампаро (применяемая главным образом в испаноязычных странах система рассмотрения споров в связи с действиями властей, нарушающих права и свободы граждан, имеет различные формы. Конституционное ампаро ведет к рассмотрению соответствия основному закону страны изданного акта.). Вопросы о допустимости рассмотрения жалобы на пленуме или в палатах могут разрешаться в секциях, включающих председателя или вице-председателя и двух судей.

Процедура в Суде построена на началах состязательности, стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть также представлена адвокатом при Суде. Процедура в Суде бесплатна. Решение принимается большинством голосе, при равенстве голосов голос председателя дает перевес. Председатель и члены Суда могут иметь по делу особое мнение, которое также публикуется в официальном органе государства. Однако подробности голосования в Суде не подлежат огласке.

Конституционный суд обладает полномочиями в отношении международно-правовых норм, подлежащих включению во внутреннее право. Если международный договор содержит положения, противоречащие конституции, то они не могут вступить в силу до того, как не будет пересмотрен основной закон. Законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего права. О том, имеется ли противоречие международного договора основному закону Конституционный суд может быть запрошен любой из палат Генеральных кортесов и правительством. Возможен запрос и в отношении органического закона, разрешающего ратификацию международного договора.

Свою основную функцию контроля за конституционностью законов Суд выполняет только после их вступления в силу. Предварительный контроль за конституционностью был упразднен в 1985 г. Последующий контроль носит абстрактный характер, т.е. осуществляется в отношении правовых норм и проводится по запросу председателя правительства, народного защитника, 50 депутатов или 50 сенаторов, коллегиальных органов исполнительной власти автономных сообществ и, в необходимых случаях, их ассамблеей. Запрос подается в трехмесячный срок, считая со дня опубликования закона Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — — М: Белые альвы, 1999. -С. 299..

В деятельности Суда возможен и конкретный контроль за правовыми нормами; такой контроль возникает, когда какой-либо судебный орган во время процесса установит, что применяемая им норма, от законности которой зависит вынесение решения, противоречит конституции. В таком случае этот орган имеет право обратиться в Конституционный суд. Если обращение судебного органа определяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государства дают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса в суде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний. Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практике указанные сроки не выдерживаются.

Известны достаточно многочисленные случаи обращения судебных органов в Конституционный суд. Конституционному суду принадлежит заметная роль в обеспечении прав граждан. Он применяет процедуру конституционного ампаро. Суд рассматривает нарушения прав и свобод граждан в результате принятия норм судебных юридических актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, а также их агентов и чиновников. Процедура ампаро в отношении законов не применяется.

Иски ампаро в отношении актов и действий административных органов рассматриваются только по исчерпании возможностей обычного обжалования и в течение 20 дней после последнего решения при обжаловании в регулярный орган. Ампаро также возможно и в отношении актов судебной власти, если эти акты прямо и непосредственно нарушают права и свободы, указанные в статьях 14-30 конституции и при условии, что обычные пути обжалования (апелляция или кассация) исчерпаны. В этом случае иски принимаются в 20-дневный срок со времени последнего решения.

При осуществлении процедуры ампаро в Конституционный суд может обращаться любой гражданин, чьи права и свободы нарушены, Народный защитник и прокуратура. Свои полномочия Конституционный суд распространяет на всю территорию страны. Его решения имеют обязательную силу.

В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом. Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре — среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Генерального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного статуса и дисциплинарных отношений. Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с политико-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда. Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и трудовые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кассационном порядке дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. испанских посеет. Судом более низкого уровня является Национальный высокий суд, состоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ обладают компетенцией в гражданско-правовой, уголовной, административно-правовой и социальной сфере. Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголовные дела. Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.

Судебная система Испании

Судебная система Испании

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/spainrussian.com/wp-content/uploads/2016/12/TribunalSupremoEspa-a.jpg?fit=300%2C125″ data-large-file=»https://i1.wp.com/spainrussian.com/wp-content/uploads/2016/12/TribunalSupremoEspa-a.jpg?fit=640%2C267″ class=»aligncenter size-full wp-image-897″ src=»https://i1.wp.com/spainrussian.com/wp-content/uploads/2016/12/TribunalSupremoEspa-a.jpg?resize=640%2C267″ alt=»Судебная система Испании» width=»640″ height=»267″ srcset=»https://i1.wp.com/spainrussian.com/wp-content/uploads/2016/12/TribunalSupremoEspa-a.jpg?w=1200 1200w, https://i1.wp.com/spainrussian.com/wp-content/uploads/2016/12/TribunalSupremoEspa-a.jpg?resize=300%2C125 300w, https://i1.wp.com/spainrussian.com/wp-content/uploads/2016/12/TribunalSupremoEspa-a.jpg?resize=768%2C320 768w, https://i1.wp.com/spainrussian.com/wp-content/uploads/2016/12/TribunalSupremoEspa-a.jpg?resize=1024%2C427 1024w» sizes=»(max-width: 640px) 100vw, 640px» data-recalc-dims=»1″ />

Судебная система Испании

Конституционный Суд (Трибунал).

Конституция 1978 г. включила в состав высших государственных учреждений страны Конституционный суд (Tribunal Constitucional).

Он решает вопрос о конституционности зако­нов и актов правительства, имеющих силу закона, разбирает конфликты по вопросам компетенции между государством и региональными автономными объединениями, а также жалобы отдельных лиц (физических и юридических) на нарушение их конституционных прав и свобод.

Обратиться в Конституци­онный суд может и судебный орган, если он в ходе процесса сочтет противоре­чащим Конституции подлежащий применению им закон. Решения Конститу­ционного суда, в том числе и признающие неконституционными законы или отдельные правовые нормы, имеют обязательную силу и обжалованию не под­лежат.

Конституционный суд состоит из 12 членов. Они назначаются королем по предложению каждой из обеих палат (по четыре), правительства (двое) и генерального совета судебной власти (двое) из числа опытных судей и проку­роров, юристов — профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на девять лет (предусмотрена процедура обновления состава суда каждые три года на одну треть). Председатель назна­чается королем на три года по предложению членов суда.

В соответствии с конституцией в Испании, действует система независимых судов. Юрисдикция военных судов в мирное время распространяется исключительно на военнослужащих.

Верховный Суд.

Высшей судебной инстанцией является Верховный Суд (Tribunal Superior de Justicia), в том числе и для судов региональных автономных объединений. Руководит им назначаемый Королем председатель. Систему судов Испа­нии возглавляет Верховный суд (Верховный трибунал юстиции).

Это высшая судебная инстанция в стране, в том числе и для судов региональных автоном­ных объединений. Верхов­ный суд состоит из шести палат, рассматривающих по первой инстанции гражданские и уголовные дела, прежде всего против высших чиновников и су­дей (палаты 1 и 2), жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов (па­латы 3 и 4), жалобы по административным спорам (палата 5) и трудовым кон­фликтам (палата 6). В составе каждой из палат —10—12 членов и председа­тель.

Верховный суд состоит из 6 палат:

1) по гражданским делам;

2) по уголовным делам;

3) по административным спорам;

4) по социальным делам;

5) по трудовым конфликтам;

Имеются также Особая палата и Палата по вопросам управления. В составе каждой из палат — 10—12 членов и председатель.

Национальный Суд (Audiencia Nacional).

Ниже Верховного суда находится Национальный Суд (Audiencia Nacional) в составе пленума и 3 палат (по уголовным делам, административным спорам и социальным вопросам).

Коллегия по уголовным делам в первой инстанции рассматривает дела по обвинению в преступлениях против монарха, наследника Короны и высших органов и должностных лиц государства. Наряду с этим в ее компетенцию входит слушание дел, возбужденных по фактам фальшивомонетничества, крупных финансовых махинаций, контрабанды наркотиков и в отношении лиц, совершивших преступления за границей, а также вопросы пассивной и активной экстрадиции из Испании.

В испанских автономных образованиях действуют высшие суды правосудия (Audiencia Provincial). Они имеют в своем составе по 3 палаты — по гражданским и уголовным делам; по административным спорам; по социальным вопросам.

Эти суды расположены в больших городах (в Мадриде — 3 суда) и рассматривают, главным образом, жалобы на решения нижестоящих судов по гражданским и административным делам, а также по первой инстанции гражданские дела с большой суммой иска, споры по делам о патентах и торговых марках и др. Дела в них обычно слушаются коллегией из 5 судей.

Конституцией 1978 г. предусмотрено учреждение соответствующих апел­ляционных инстанций в существующих и вновь создаваемых автономных об­ластях.

Высшие территориальные суды имеются в каждом из 15 судебных округов страны (они не соответствуют общему административно-территориальному делению).

Эти суды расположены в больших городах (в Мадриде — три суда) и рассматривают, главным образом, жалобы на решения нижестоящих судов по гражданским и административным делам, а также по первой инстанции граж­данские дела с большой суммой иска, споры по делам о патентах и торговых марках и др. Дела в них обычно слушаются коллегией из пяти судей.

Высшие провинциальные суды (Audiencia Provincial) созданы во всех 50 провинциях страны (15 из них считаются палатами соответствующих высших территориальных су­дов). Они рассматривают в коллегиях из трех профессиональных судей либо дела о тяжких уголовных преступлениях в качестве судов первой инстанции, либо апелляционные жалобы на приговоры, вынесенные нижестоящими суда­ми по уголовным делам.

В 1988 г., согласно Органическому закону № 7, «в целях упрощения судеб ной процедуры по уголовным делам при соблюдении гарантий прав обвиняе­мого» была введена новая судебная инстанция — судьи по уголовным делам.

Эти судьи рассматривают единолично уголовные дела, за которые может был назначено наказание до шести лет лишения свободы (в ряде случаев допуска стоя и заочное разбирательство дела с согласия обвиняемого). В каждой провинции имеется, как правило, несколько судей по уголовным делам, а в Мадриде — несколько главных судей этой категории, полномочных рассматривая наиболее сложные дела в любой части Испании.

Следственные суды ведут дознание и следствие по уголовным делам, которые в дальнейшем передаются в провинциальные суды или суды по уголовным делам. Помимо этого они разбирают мелкие правонарушения и могут пересматривать решения мировых судей. В Мадриде действуют несколько центральных следственных судов, юрисдикция которых распространяется на всю Испанию.

В каждой провинции учреждаются также суды первой инстанции, совмещающие в себе функции следственных судов; суды по административным спорам; по социальным вопросам; пенитенциарные и по делам несовершеннолетних. Систему этих судов возглавляет Высший совет защиты несовершеннолетних в Мадриде. Согласно Закону 1980 г. о Высшем совете, апелляционные жалобы на решения судов по делам несовершеннолетних рассматриваются образуемыми им комиссиями в составе 7 профессиональных судей.

В тех муниципальных округах, где отсутствуют суды первой инстанции, назначаются мировые судьи, представляющие собой низшую судебную инстанцию. В отличие от других категорий судей, мировые судьи избираются сроком на 4 года Высшим судом правосудия данного административного сообщества.

Гражданские споры с относительно небольшой суммой иска и по некото­рым определенным категориям дел подлежат рассмотрению в судах первой ин­станции. Эти суды могут рассматривать и жалобы на решения мировых судей по гражданским делам.

Мировые судьи, представляющие собой низшую судебную инстанцию, рас­сматривают единолично основную массу мелких гражданских споров, а также дела о малозначительных уголовных преступлениях.

Суды присяжных были введены в Испании в 1886 г. для рассмотрения дел о тяжких уголовных преступлениях. В период фашистской диктатуры институт суда присяжных был отменен. Дела о преступлениях против личности, чести, свободы и безопасности человека, о должностных преступлениях и о поджоге ведет суд присяжных (Jurado Popular).

Состав трибунала включает председательствующего профессионального судью, 9 присяжных заседателей и 2 запасных.

В конце 1970-х — 1980-х гг. была образована система хозяйственно-ад­министративных трибуналов. Ее возглавляет Центральный хозяйственно-ад­министративный трибунал, состоящий из председателя, 11 членов и генераль­ного секретаря.

Трибунал рассматривает по первой инстанции финансовые споры на крупные суммы и жалобы на постановления министерства экономи­ки и других центральных учреждений, а по второй инстанции — жалобы на по­становления нижестоящих судов — хозяйственно-административных трибуна­лов региональных автономных объединений и соответствующих трибуналов провинций.

Суды по делам несовершеннолетних, самостоятельные по отношению к общей системе судов, были созданы в 1918 г. Они имеются во всех провинци­ях. Коллегии судей или единоличные судьи рассматривают в них дела о право­нарушениях несовершеннолетних, а также споры по семейным вопросам.

Возглавляет систему этих судов Высший совет защиты несовершеннолетних в Мадриде. Согласно закону 1980 г. о Высшем совете, апелляционные жалобы на решения судов по делам несовершеннолетних рассматриваются образуемы­ми им комиссиями в составе семи профессиональных судей.

Конституция 1978 г. провозгласила принцип независимости и несменяе­мости судей (ст.117). Они назначаются на свои должности королем по реко­мендациям Генерального совета судебной власти, играющего важнейшую роль в управлении и контроле за деятельностью судов. В его состав входят предсе­датель Верховного суда (председатель Совета) и 20 членов, избираемых на пять лет судьями всех категорий из своей среды (12) и Кортесами из числа опытных адвокатов и других юристов (8).

Расследование по уголовным делам проводится судебной полицией, и прежде всего уполномоченными на то сотрудниками «гражданской гвардии». Расследование наиболее сложных уголовных дел осуществляют следственные судьи, которые входят в судейский корпус на равных правах с другими судьями, но не могут участвовать в разбирательстве расследованных ими дел.

Обвине­ние в судах поддерживается представителями прокуратуры, организованной по иерархическому принципу и возглавляемой Генеральным прокурором госу­дарства. Прокуроры могут выступать в судах и при рассмотрении гражданских дел «в защиту прав граждан и охраняемых законом общественных интересов» (ст.124 Конституции).

В Конституции провозглашено право всех граждан на судебную защиту, в том числе на бесплатную юридическую помощь по уголовным делам «для всех, кто не обладает средствами» (ст.119). В целом же процесс формирования судебной системы и ее основных институтов на базе новой Конституции еще не завершен.

Обвинение в судах поддерживается представителями Прокуратуры (Ministerio Fiscal), которая, в отличие от большинства западных стран, имеет статус конституционного института. Прокуратура действует в соответствии с принципами единства действий и иерархической соподчиненности, во главе с генеральным прокурором (Fiscal General). Последний назначается Королем по предложению Правительства.

В 1981 г. в Испании принят Закон о Народном защитнике (Defensor de Pueblo), который избирается на пять лет обеими палатами парламента и призван охранять прав. граждан от злоупотреблений со стороны административных органов. Институт народного защитника во многом напоминает функции омбудсмена в скандинавских странах.

Народный защитник со своими сотрудниками обязан рассле­довать обращенные к нему жалобы граждан на постановления властей и дей­ствия служащих. Он может просить Конституционный суд проверить конституционность того или иного акта, требовать от администрации отмены незаконных постановлений и распоряжений, обращаясь при необходимости за со действием в прокуратуру и суды. Народный защитник ответствен только перед Генеральными кортесами.

Высший контрольный орган финансовой отчетности и экономической деятельности государства — Счетный суд. Он подчиняется непосредственно Генеральным кортесам и осуществляет свои функции по поручению Кортесов при обсуждении и утверждении отчета о генеральном бюджете государства. Помимо этого, Счетный суд направляет Генеральным кортесам ежегодный отчет, в котором при необходимости сообщает о допущенных, с его точки зрения, нарушениях и мерах ответственности.

Счетный суд состоит из 12 счетных советников, в число которых входит председатель, и прокурора. Счетные советники назначаются Генеральными кортесами — по шестеро Конгрессом депутатов и Сенатом — сроком на 9 лет. Председатель назначается королевским декретом сроком на 3 года. Члены Счетного суда независимы и несменяемы. Прокуратура Счетного суда состоит из назначаемого Правительством прокурора и двух прокурорских адвокатов и функционально подчинена генеральному прокурору.

Конституционный Суд.

Учреждение Конституционного суда — указание на одну из примечательных тенденций развития Испании после франкист­ской диктатуры. Этот Суд воссоздает одну из традиций испан­ского государства — в период Второй республики в 1931—1936 гг. действовал Суд конституционных гарантий.

Учрежде­ние Конституционного суда было одобрено всеми членами Кортесов при выработке основного закона, за исключением коммунистов, которые, однако, не голосовали против этого института. Суд включает 12 членов, назначаемых Королем на 9 лет.

Третья часть состава Суда предлагается Конгрессом депутатов, третья —Сенатом, шестая — правительством и шестая — Гене­ральным советом судебной власти. Обе палаты Генеральных кортесов предлагают судей квалифицированным большинством в 3/5 своих членов с тем, чтобы получить достаточно большой консенсус среди членов и избежать назначения простым боль­шинством, которое поддерживает правительство.

Каждые три года состав Суда обновляется на одну треть. Девятилетний срок полномочий делает Суд достаточно стабильным органом, а об­новление по частям — предохраняет его состав и практику его работы от внезапные переориентаций и колебаний, какие могли бы быть при одновременной смене состава.

Состав Суда обладает высоким профессиональным уровнем, поскольку его членами могут быть члены судов и прокуроры, профессора университетов, должностные лица публичной ад­министрации и адвокаты, являющиеся компетентными юристами и работающие по своей профессии более пятнадцати лет.

Конституционный суд работает либо в пленарном порядке, когда заседают все судьи, либо по палатам, которых в составе Суда две, по шесть судей. В первом случае руководит заседанием либо председатель Суда, либо вице-председатель, либо назна­ченный старший по возраст/ член Суда. Во втором случае одной из палат руководит председатель Суда, а второй — вице-председа­тель. Возможно образование секций по два судьи в каждой.

На пленуме Суда рассматриваются ходатайства о неконституцион­ности актов, споры о компетенции между государством в целом и автономными сообществами, между самими автономными сообществами, между конституционными органами государства, проверяются условия для назначения членов самого Суда, споры о назначении членов в одну из палат Суда, об отводе членов Суда при рассмотрении дел, об окончании полномочий членов Суда, о принятии и изменении регламента Суда, любые вопросы о ком­петенции Суда по предложению его председателя или трех судей.

Палаты Суда рассматривают жалобы в порядке процедуры ампаро (применяемая главным образом в испаноязычных странах система рассмот­рения споров в связи с действиями властей, нарушающих права и свободы граждан, имеет различные формы. Конституционное ампаро ведет к рассмот­рению соответствия основному закону страны изданного акта.). Вопросы о допустимости рассмотрения жалобы на пленуме или в палатах могут разрешаться в секциях, включающих предсе­дателя или вице-председателя и двух судей.

Процедура в Суде построена на началах состязательное стороны представлены поверенными и адвокатами; исполнительная власть также представлена адвокатом при Суде. Процедура в Суде бесплатна. Решение принимается большинством голосе при равенстве голосов голос председателя дает перевес. Председатель и члены Суда могут иметь по делу особое мнение которое также публикуется в официальном органе государства Однако подробности голосования в Суде не подлежат огласке.

Конституционный суд обладает полномочиями в отношении международно-правовых норм, подлежащих включению во внутреннее право. Если международный договор содержит поло­жения, противоречащие конституции, то они не могут вступить в силу до того, как не будет пересмотрен основной закон.

Законно заключенные и официально опубликованные в Испании международные договоры составляют часть ее внутреннего права. О том, имеется ли противоречие международного до­говора основному закону. Конституционный суд может быть запрошен любой из палат Генеральных кортесов и правительст­вом. Возможен запрос и в отношении органического закона, разрешающего ратификацию международного договора.

Свою основную функцию контроля за конституционностью законов Суд выполняет только после их вступления в силу. Предварительный контроль за конституционностью был упразд­нен в 1985 г. Последующий контроль носит абстрактный харак­тер, т.е. осуществляется в отношении правовых норм и прово­дится по запросу председателя правительства, народного защит­ника, 50 депутатов или 50 сенаторов, коллегиальных органов исполнительной власти автономных сообществ и, в необходимых случаях, их ассамблей. Запрос подается в трехмесячный срок, считая со дня опубликования закона.

В деятельности Суда возможен и конкретный контроль за правовыми нормами; такой контроль возникает, когда ка­кой-либо судебный орган во время процесса установит, что применяемая им норма, от законности которой зависит вынесе­ние решения, противоречит конституции. В таком случае этот орган имеет право обратиться в Конституционный суд.

Если обращение судебного органа определяется как приемлемое для рассмотрения, то различные органы государства дают в этой связи свои заключения в 15-дневный срок. Однако стороны процесса в суде, обратившиеся в Конституционный суд, не имеют права доступа в последний.

Конституционный суд выносит решение в 15-дневный срок, хотя на практике указанные сроки не выдерживаются. Известны достаточно многочисленные случаи обращения судебных органов в Конституционный суд.

Конституционному суду принадлежит заметная роль в обеспечении прав граждан. Он применяет процедуру конституционного ампаро. Суд рассматривает нарушения прав и свобод граждан в результате принятия норм судебных юридических актов или распоряжений публичных служб государства, автономных сообществ и других юридических лиц, а также их аген­тов и чиновников.

Процедура ампаро в отношении законов не применяется. Иски ампаро в отношении актов и действий ад­министративных органов рассматриваются только по исчерпании возможностей обычного обжалования и в течение 20 дней после последнего решения при обжаловании в регулярный орган.

Ампаро также возможно и в отношении актов судебной власти, если эти акты прямо и непосредственно нарушают права и сво­боды, указанные в статьях 14-30 конституции и при условии, что обычные пути обжалования (апелляция или кассация) исчерпаны. В этом случае иски принимаются в 20-дневный срок со времени последнего решения.

При осуществлении процедуры ампаро в Конституционный суд может обращаться любой гражданин, чьи права и свободы нарушены, Народный защитник и прокуратура.

Свои полномочия Конституционный суд распространяет на всю территорию страны. Его решения имеют обязательную силу.

Судебная система.

В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следу­ющим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону.

Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля 1985 г., в котором установлены судебные округа, компетенция соответствующих судебных органов и прокуратуры, статус судей и адвокатов.

Управление судебной системой возложено на Генеральный совет судебной власти во главе с председателем Верховного суда, включающий еще и 20 членов. Члены Совета назначается Королем на пять лет; по 10 членов предлагаются Конгрессом депутатов и Сенатом.

Каждая палата парламента избирает по 6 судей среди судей и магистратов всех категорий, а по четыре — среди прокуроров и других юристов, работающих по юридической специальности более 15 лет. В обязанности Гене­рального совета входит назначение, перемещение по должности судей и магистратов, регулирование их административного ста­туса и дисциплинарных отношений.

Совет также предлагает Королю для назначения кандидатуру председателя Верховного суда. Судебные округа распределяются в соответствии с полити­ко-административным делением территории; каждый округ включает один или несколько муниципалитетов, входящих в одну провинцию.

На вершине судебной иерархии находится Верховный суд, обладающий всей полнотой судебной власти, за исключением той, которая отнесена к ведению Конституционного суда.

Суд включает шесть палат, рассматривающих соответственно гражданские, уголовные, административные, социальные и тру­довые дела, а также дела о военных преступлениях. Палаты включают от 7 (военная) до 12 (гражданско-правовая) — судей. Например, палата по гражданским делам рассматривает в кас­сационном порядке дела Высокого суда на сумму свыше 3 млн. испанских песет.

Судами более низкого уровня являются — Национальный высокий суд, сос­тоящий из шести палат. Его уголовная палата рассматривает по первой инстанции дела высших должностных лиц государства. Высокие суды автономных сообществ обладают компетенцией в граждан­ско-правовой, уголовной, административно-правовой и социаль­ной сфере.

Они включают по несколько палат. Ниже следуют провинциальные суды, учреждаемые в каждой из 50 провинций и разбирающие гражданские и уголов­ные дела.

Еще ниже идут суды первой инстанции, муниципальные суды и мировые суды. В каждой провинции учреждены: административный суд, суд по контролю за местами лишения свободы и суд по делам несовершеннолетних.

Во главе прокуратуры находится генеральный прокурор, назначаемый Королем по предложению правительства и по получении консультации Генерального совета судебной власти. В задачи прокуратуры входит наблюдение за законностью, за со­блюдением прав и свобод граждан и охраняемых законом об­щественных интересов.

Прокуратура осуществляет свои функ­ции, через свои органы, на основе принципов единства своих действий, иерархии, подчинения закону и независимо от влияния политических партий.

По уголовным делам прокуратура поддер­живает обвинение и гражданские иски. Прокуратура действует при Верховном суде, при Конституционном суде и Высших Судах.

Судебная система США

Судебная система в США

В Соединенных Штатах Америки параллельно работают единая федеральная система судов и имеющие самостоятельность суды каждого из пятидесяти штатов страны, четырех федеральных территорий и округа Колумбия.

Федеральная судебная система США состоит из Верховного суда, апелляционных и окружных судов, а также в нее входят специальные суды. Во главе всей системы федеральных судов стоит Верховный суд США, занимающий одновременно исключительно важное положение в целом в структуре высших органов государственной власти наряду с президентом и Конгрессом США. Верховный суд Соединенных Штатов Америки является единственным судебным органом, упоминаемым в конституции страны. Он состоит из девяти судей, один из которых по воле президента США занимает председательское кресло. Каждый из членов Верховного суда также назначается президентом и проходит утверждение на пост в Сенате. Принятие решений в высшем судебном органе страны происходит путем кворума, составляющего шесть голосов. В юрисдикции Верховного суда США в качестве первой инстанции находятся дела, касающиеся споров между двумя и более штатами, затрагивающие послов иностранных государств и другие. Дел, предназначенных для рассмотрения исключительно в Верховном суде США на практике совсем немного. Основная функция Верховного суда заключается в рассмотрении жалоб, которые подаются на решения нижестоящих судебных органов федерального уровня и судов штатов при условии затрагивания в делах вопросов федеральной важности. Кроме того, Верховный суд рассматривает просьбы об отмене постановлений судов любых инстанций, если они были основаны на законах, противоречащих конституции США.

Апелляционные суды, являющиеся одной из главных частей, на которые делится судебная система в США, созданы в 1891 годы. Они представляют собой суды промежуточной юрисдикции между окружными судами и Верховным судом США. На сегодня в стране работает 13 апелляционных судов, каждый из которых охватывает территорию от трех до десяти штатов и имеет свой официальный номер. В составе каждого апелляционного суда находится от четырех до двадцати трех судей. Председателем является тот судья, который дольше всех находится в составе данного суда, но при этом не переступил порог 70-летия. При рассмотрении дел в каждом апелляционном суде участвует закрепленный за ним член Верховного суда США. В апелляционных судах рассматриваются жалобы на решения и приговоры, вынесенные окружными судами, а также на постановления различных административных органов. Чаще всего дела рассматриваются коллегией из трех судей, однако если речь идет не об апелляции, то рассмотрением могут заниматься один или двое судей.

Окружные суды являются основным звеном в большом властном механизме под названием судебная система США. Вся территория Соединенных Штатов Америки поделена на отдельные округа с учетом пограничных линий каждого штата. Такое деление подразумевает наличие в одном штате от одного до четырех округов. Кроме того, окружные суды США работают в четырех заграничных территориях, находящихся под контролем этой страны. Всего на сегодня судебная система в США насчитывает 94 окружных (называемых также районными) судов. В каждом из них работает от двух до двадцати семи судей, а председатель выбирается по тем же правилам, что и в случае с апелляционным судом. Рассматриваются окружными судами в первой инстанции дела уголовного и гражданского характера, которые входят в компетенцию федеральных органов юстиции. Также в окружных судах рассматриваются жалобы граждан и организаций на действия различных административных ведомств. При окружных судах создаются федеральные магистраты, выполняющие вспомогательные функции или самостоятельно ведущие дела по незначительным преступлениям, наказание по которым не может превышать года лишения свободы или 1000 долларов штрафа. Кроме того, с 1978 года при каждом окружном суде создаются дополнительные органы, занимающиеся рассмотрением дел о банкротствах. Данная категория дел является достаточно многочисленной. Жалобы на решения этого подразделения приносятся обычно в тот же окружной суд, при котором оно работает.

Судебные системы отдельных штатов США

В каждом из американских штатов действует своя система судов. В большей части случаев отсутствие единой вертикальной структуры судов объясняется историческими условиями, в которых формировалась судебная система каждого отдельного штата. Чаще всего здесь работают состоящие из двух или трех ступеней системы общих судов, а дополняют их всевозможные суды со специальной или ограниченной юрисдикцией. В небольших штатах обычно работает двухступенчатая судебная система, подразумевающая наличие судов первой инстанции и высшего судебного органа. Трехступенчатая система с промежуточной и апелляционной юрисдикцией характерна для штатов с большой площадью и численностью населения.

Во главе судебных систем штатов стоят инстанции, называемые обычно верховными судами, однако в некоторых штатах они называются апелляционными. В состав данных судов входит 5-9 членов, из которых одного выбирают председателем. Данная судебная инстанция занимается, в основном, рассмотрением апелляций, подаваемых на решения нижестоящих судов.

Суды промежуточной инстанции занимаются рассмотрением жалоб на приговоры, вынесенные судами первой инстанции и прочими судебными учреждениями. В их составе обычно находится от 10 до 50 судей, а решения принимаются коллегиями из трех судей.

Основным звеном судебной системы каждого штата является суд общей юрисдикции. В нем рассматриваются по первой инстанции практически все уголовные дела, за исключением малозначительных, а также гражданские дела независимо от суммы иска, кроме тех дел, которые должны рассматривать специализированные суды.

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

4. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Для Леона и (Кастилии характерно наличие относительно централизованной судебной системы. • Еще в 1020 г. на соборе в Леоне Альфонс V потребовал, чтобы во всех городах находились судьи, назначенные королем. Судебные функции выполняли королевские должностные лица, графы, позднее меринос и другие королевские агенты. На судебные приговоры местных судей можно было апеллировать в королевский суд. Судебный процесс осуществлялся как в округах и городах, так и в королевской курии по-прежнему публично и устно. Судья обычно избирал из курии или судебного собрания лиц, которые следили за судебным процессом между тяжущимися сторонами.

Наиболее тяжкие преступления судила только королевская курия. Но важную роль в суде играли и такие органы, которые слабо или вовсе не контролировались королевской властью. Известно, что основные судебные функции практически осуществлялись сеньорами-имму-нистами и королевскими вассалами (располагавшими honores), с одной стороны, и консехос — с другой.

О том, что деятельность государственных органов в правосудии была мало эффективной, можно судить в частности по роли эрмандад в поддержании порядка. В XII в. создавались союзы различных консехос для борьбы против бандитизма и отстаивания прав общин. Таковы были эрмандады Толедо и Талаверы, Эскалоны и Сеговии, Эскалоны и Авилы. Светская знать в свою

очередь создавала эрмандады, например в Галисии, после смерти Альфонса VI.

Создание постоянного трибунала при королевском дворе характеризует стремление королевской власти усилить свои права в области суда, находившиеся в основном в руках иммунистов и феодализировавшихся должностных лиц на местах. Но знать оказала сопротивление введению суда, затрагивавшего ее интересы. Магнаты упрекали Альфонса X в том, что в трибунале отсутствуют специальные алькальды-идальгос, которые занимались бы рассмотрением дел лиц из привилегированного сословия. Этот трибунал оказался нежизнеспособным. В 1299 г. на кортесах в Вальядолиде он снова был введен, но, как видно, тоже безрезультатно. В 1312 г. Фернандо IV вновь утвердил положение о постоянном трибунале, в который должны были входить двенадцать «добрых людей» от Кастилии, Леона и Эстремадуры.

Еще по теме:

  • На счете 01 основные средства движение основных средств отражается по Проводки по 01 счету — Основные средства Бухгалтерский счет учета 01 «Основные средства» используется для учета основных средств организации. К основным средствам относят: здания; […]
  • Замена прав усть-катав Консультация юриста Информация Какая стоимость поменять водительские права в городе усть катав Как и где получить международные права в г.Усть-Катав: инструкция, документы, […]
  • Золотая молодежь дтп москва Как отдыхает "золотая" молодежь в кризис (45 фото) A photo posted by Rich Russian Kids (@richrussiankids) on Dec 7, 2015 at 12:48am PST A photo posted by Rich Russian Kids […]
  • Ук рф 1988 Статья 228 часть 3 УК РФ Статья 228, часть 3 содержит запрет на любые способы незаконного приобретения, хранения и перевозки прекурсоров психотропных веществ и наркотических средств, а […]
  • Тамбов воинская часть 61460 9 рота Ждем сыновей Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Ждем сыновей » Воинские части Тамбовский край » в\ч 61460 г.Тамбов в\ч 61460 г.Тамбов Сообщений 1 […]
  • Налоговый вычет если два ребенка Стандартный налоговый вычет на 3 и 4 ребенка в 2018 году Последнее обновление 2018-05-31 в 13:24 Порядок расчета налогового вычета на третьего ребенка в 2018 году не претерпел изменений. […]