Статья 86 конституция рф

Статья 90 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Комментарий к Статье 90 Конституции РФ

1. В комментируемой статье определяются основные виды правовых актов, посредством которых Президент оформляет решения, принятые им в целях реализации своих конституционных полномочий, а также устанавливается их место в системе законодательства РФ.

Указы Президента, как правило, являются нормативными правовыми актами, они содержат общие правовые предписания, обращены к неопределенному кругу субъектов и рассчитаны на длительное и многократное применение. Указы могут носить также ненормативный (индивидуальный) характер. Указами индивидуального характера оформляются, например, решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти и некоторых других лиц, решения по вопросам помилования, предоставления гражданства, политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий и др.

Распоряжения Президента носят главным образом ненормативный характер и обычно касаются конкретных лиц либо отношений. Например, распоряжениями Президента регламентируются вопросы работы Администрации Президента.

Такое разграничение между различными актами главы государства установлено распоряжением Президента РФ от 05.02.1993 N 85-рп, которым также утвержден Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Некоторые вопросы подготовки актов Президента, касающиеся, в частности, реализации главой государства права внесения законодательных инициатив, урегулированы также Указом Президента РФ от 10.06.1994 N 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» (в ред. от 26.11.2001).

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента регулируется Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (в ред. от 28.06.2005). Официальное опубликование указов имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения указов на практике. При этом официальное опубликование служит гарантией того, что публикуемый текст полностью соответствует подлиннику, т. е. тому тексту, который был принят главой государства и подписан им.

Нормативные акты главы государства носят властный характер, служат базой для функционирования исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую основу для издания Правительством РФ его постановлений и распоряжений (ч. 1 ст. 115 Конституции). Издание Президентом большого числа нормативных указов принципиального характера по важнейшим вопросам экономики и политики не означает неправомерного вторжения в сферу законодательства, где правомочен лишь парламент. Конституция ограничивает нормотворческую компетенцию Президента лишь в том плане, что он не может издавать указы по вопросам, уже регламентированным законом; он не может издавать указы по вопросам, в отношении которых Конституция содержит прямые указания на то, что они должны быть регламентированы федеральным конституционным или федеральным законом.

В остальном нормотворческая компетенция Президента не ограничена каким-либо закрытым перечнем предметов ведения. Как разъяснил Конституционный Суд, для случаев, когда Конституция не детализирует порядок действий Президента, а также в отношении полномочий, не перечисленных в ст. 83-89 Конституции, их общие рамки определяются принципом разделения властей (ст. 10) и требованием ч. 3 ст. 90, согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам РФ. Более того, издание Президентом указов, восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, вытекает из его конституционных полномочий по обеспечению исполнения конституционных предписаний и согласованного функционирования органов государственной власти (ст. 80) и не нарушает установленного Конституцией разграничения компетенции между органами государственной власти на федеральном уровне (по горизонтали) при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам и их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих актов законодателем (см. Постановления КС РФ от 30.04.1996 N 11-П, от 30.04.1997 N 7-П *(982)). В распоряжении Президента РФ от 11.11.1994 N 578-рп «О нормативных актах Президента РФ» подчеркнуто, что указы, принятые впредь до издания соответствующего закона, должны признаваться утратившими силу по мере законодательного урегулирования соответствующих вопросов на федеральном уровне или на уровне субъектов Федерации.

Реализация Президентом своей компетенции в «установленном Конституцией Российской Федерации порядке» предполагает также возложение им на Правительство в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 114 Конституции задач во исполнение указов Президента. Точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции, закрепленного в ч. 1 ст. 15 Конституции (см. Постановление КС РФ от 31.07.1995 N 10-П*(983)).

Указы имеют прямое действие и не нуждаются в утверждении парламентом, ратификации или одобрении в иной форме субъектами РФ. Они могут быть дополнены, изменены или признаны утратившими силу только самим Президентом. Кроме того, нормативные указы Президента могут утратить силу также по решению Конституционного Суда, поскольку в соответствии со ст. 125 Конституции указы Президента, имеющие нормативный характер, могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда с целью установления их соответствия Конституции.

2. Существенное значение для обеспечения единства и целостности РФ, ее правовой системы имеет обязательность актов Президента для исполнения на всей территории страны, которая включает не только территорию субъектов Федерации, поименованных в ст. 65 Конституции, но и все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой РФ (например, корабли, авиалайнеры и т.д.).

Поскольку указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории РФ, то по аналогии с решением Конституцией вопросов соотношения федеральных законов и актов субъектов Федерации (ст. 76) следует заключить, что нормативные акты Президента, изданные по предметам ведения РФ (ст. 71) и предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72), имеют верховенство над законами и иными нормативными правыми актами субъектов Федерации. В случае если нормативный акт Президента противоречит нормативному правовому акту субъекта Федерации, изданному в рамках реализации его полномочий вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 73, ч. 4 и 6 ст. 76), действует нормативный правовой акт субъекта Федерации.

Организация контроля за реализацией указов Президента возложена главой государства на свою Администрацию (в частности, на Контрольное управление Президента*(984), а также на полномочных представителей Президента в федеральных округах*(985). Контроль за исполнением указов Президента федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации осуществляет Правительство.

3. Указы и распоряжения Президента носят подзаконный характер и не должны противоречить не только Конституции, которая имеет высшую юридическую силу (ч. 1 и 2 ст. 15), но и федеральным законам. Гарантом обеспечения конституционности нормативных актов Президента является Конституционный Суд (ч. 2 ст. 125 Конституции). Указы Президента или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч. 6 ст. 125). Проверка соответствия правовых актов Президента федеральным законам возложена Конституцией на суды общей юрисдикции и арбитражные суды. При этом суд, установив несоответствие акта государственного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120).

Оценка соответствия указов Президента федеральным законам судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретных дел, в порядке абстрактного нормоконтроля не исключается Конституцией (ч. 2 ст. 120, ст. 125-127). Такие полномочия судов могут быть установлены федеральным конституционным законом, с тем чтобы в нем были закреплены виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о подсудности, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке законности актов, обязательность решений судов по результатам проверки актов для всех правоприменителей. Данная правовая позиция изложена в Постановлениях КС РФ от 16.06.1998 N 19-П и от 11.04.2000 N 6-П *(986).

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008)
  • «Российская газета», N 7, 21.01.2009
  • (в ред. от 12.12.93 — «Российская газета», N 237, 25.12.93)

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Статья 86 Конституции РФ

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Комментарий к Статье 86 Конституции РФ

Осмысление нормативного содержания комментируемой статьи невозможно без учета всего комплекса положений Конституции, составляющих основы конституционного статуса Президента, прежде всего ст. 80, согласно которой Президент является главой государства и в этом качестве является его личностной персонификацией, определяет основные направления его внутренней и внешней политики и представляет Федерацию внутри страны и в международных отношениях. В частности, участие Президента в международных отношениях основывается на том, что он в отношениях с иными государствами и другими субъектами международного права действует в качестве суверена, выступающего от имени Российской Федерации и обладающего соответствующими прерогативами. Причем государство в данном контексте понимается не как система федеральных органов государственной власти, а в самом широком смысле этого слова, как это закреплено в ст. 1 Конституции РФ. При этом функции главы государства не ограничены субъектами, в отношениях с которыми эти функции проявляются.

Отсюда следует по меньшей мере три вывода, имеющих существенное значение для интерпретации нормативного содержания комментируемой статьи: во-первых, Президент является носителем как материальной власти в сфере внешней политики, так и органом, формирующим внешнюю политику Российского государства и контролирующим ее осуществление иными органами и должностными лицами; во-вторых, Россия, будучи федерацией, тем не менее является единым субъектом международного права; в-третьих, Российское государство в сфере внешних сношений «говорит одним голосом». В конечном счете речь идет о конституировании принципа единства внешней политики РФ и его организационных и материально-правовых гарантиях.

В связи с последним замечанием следует иметь в виду, что Конституция отнесла внешнюю политику и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира именно к ведению Российской Федерации (п. «к» ст. 71). Причем именно федеративное устройство России обусловило принятие Федерального закона от 04.01.1999 N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Кроме того, действует Указ Президента РФ от 12.03.1996 N 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации».

А. Глава государства, действующий во внешней политике в качестве суверена, осуществляет универсальное представительство государства и не нуждается в подтверждении своих полномочий — весьма обширных по кругу и значительных по весомости. В частности, согласно п. «а» комментируемой статьи Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Основы внешней политики, как и ее общие направления, излагаются в ежегодном послании Президента Федеральному Собранию. Президент утверждает военную и внешнеполитическую доктрины. После консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания он назначает дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Ему принадлежат значительные полномочия как Верховному Главнокомандующему, в том числе применение Вооруженных Сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение перемирия и др.

При этом содержание полномочия Президента по осуществлению руководства внешней политикой требует широкого взгляда на саму проблему; оно конкретизируется федеральным законодателем, актами самого главы государства, сложившимися в международных отношениях обычаями и действующими международными договорами, внутригосударственной практикой и т.п. В частности, руководство внешней политикой означает определение целей и задач внешнеполитического курса Российской Федерации. Оно также включает непосредственную реализацию этих целей и задач самим главой государства. Глава государства устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять внешнюю политику.

Он непосредственно руководит ими и осуществляет контроль за их деятельностью. При этом из взаимосвязанных положений ст. 80, 86 и ряда иных положений Конституции с очевидностью вытекает, что Президент должен располагать всей информацией обо всех действиях в международной сфере и в любой момент может взять на себя реализацию внешнеполитических функций, включая заключение межправительственных и межведомственных соглашений.

Таким образом, интеграционная и координационная функции главы государства в силу особенностей внешней политики и статуса самого Президента в данной сфере проявляются особенно отчетливо. В частности, полномочия Правительства в международной сфере определены Конституцией в самой общей форме: оно осуществляет меры по обеспечению «реализации внешней политики» (п. «д» ч. 1 ст. 114). Это означает, что Правительство осуществляет курс внешней политики, определяемый главой государства. Эти полномочия конкретизированы Законом о Правительстве РФ. Так, согласно его ст. 21 Правительство осуществляет меры по реализации внешней политики, обеспечивает представительство страны в других государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры и обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам, наблюдает за выполнением договоров другими участниками, защищает российских граждан за пределами территории РФ, выполняет некоторые другие функции.

При этом ст. 32 указанного Закона руководство МИД России (как и некоторыми другими) возлагает непосредственно на Президента. Это обусловлено тем, что МИД России по существу является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию конституционной функции главы государства в сфере внешней политики. Именно этим предопределены задачи Министерства, предусмотренные утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (в ред. от 06.09.2008) Положением о МИД России:

1) разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту;

2) реализация внешнеполитического курса России в соответствии с Концепцией внешней политики РФ, утвержденной Президентом;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики РФ и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и реализации международных прав и обязательств РФ;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

МИД России реализует и ряд иных полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

В качестве специализированных органов внешних сношений выступают также другие министерства и государственные органы. Например, Закон о международных договорах РФ наделяет Генеральную прокуратуру полномочием осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью (ст. 2). В Положении о Министерстве юстиции РФ предусмотрено, что оно заключает международные договоры РФ межведомственного характера по вопросам, относящимся к его компетенции. В международных отношениях по вопросам своей компетенции участвуют и другие министерства.

Парламент часто не относят к числу органов внешних сношений. Но в определении и осуществлении внешней политики он играет существенную роль. Парламент ратифицирует международные договоры РФ. Конституция специально оговаривает, что к его полномочиям относятся принятие федеральных законов по вопросам войны и мира, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за рубежом. Парламент вправе поддерживать межпарламентские связи, значение которых весьма существенно*(979).

Б. Согласно п. «б» комментируемой статьи Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ. Из монопольного права Президента на представительство Российской Федерации как особой международно-правовой личности во всей системе международно-правовых отношений вытекает, что для ведения переговоров и подписания международных договоров РФ он не нуждается в каких-либо дополнительных полномочиях, понимаемых в данном случае в качестве юридических прерогатив главы государства, составляющих существенный элемент его конституционно- и международно-правового статуса; они указаны непосредственно в Конституции и подтверждены практикой международных отношений — обычной и договорной.

Переговоры между заинтересованными в заключении договора сторонами являются основным методом подготовки текста договора. Они могут проходить по обычным дипломатическим каналам, в рамках международных конференций и международных организаций, могут вестись главой государства лично или по его поручению другими лицами, в этом случае наделяемыми специальными полномочиями.

С учетом сложившейся в течение столетий практики и Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. ст. 12 Закона о международных договорах РФ устанавливает, что Президент, Председатель Правительства и министр иностранных дел ex officio ведут переговоры и подписывают международные договоры РФ без предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры РФ межведомственного характера также без предъявления полномочий.

Глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий.

Президент может вести переговоры лично либо назначить для их ведения определенное лицо или лиц. В связи с этим указанный Закон в ст. 13 устанавливает, что полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

а) в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, — Президентом; по вопросам, относящимся к ведению Правительства, — Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента либо от имени Правительства МИД России;

б) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства, — Правительством. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства МИД России;

в) в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

В данном смысле полномочия представляют собой особые документы, подтверждающие право специально на то уполномоченных лиц, в которых оговариваются пределы их компетенции; в противном случае действия этих лиц не будут иметь юридического значения.

Подписание международного договора является наиболее распространенным способом выражения согласия на его обязательность, если, однако, в дальнейшем он не подлежит ратификации. В последнем случае подписание является формой установления аутентичности текста договора. Глава государства в силу п. «б» комментируемой статьи вправе подписать любой международный договор РФ. В этом смысле для него нет формальных ограничений, хотя в действительности он подписывает часть наиболее важных договоров, заключаемых от имени РФ и по вопросам, не относящимся к ведению Правительства или федеральных органов исполнительной власти.

В международных отношениях выработан ряд правил, регламентирующих процедуру подписания договоров. В частности, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. При этом действует принцип альтерната, т.е. чередования или поочередного старшинства: в экземпляре договора, предназначенном для данного договаривающегося государства, название этого государства, подписи его уполномоченных, печати, а также текст договора на языке данного государства помещаются на первом месте. Оно призвано отражать принцип суверенного равенства государств.

Что же касается многосторонних договоров, подписи представителей государств располагаются одна под другой, в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники.

В. Согласно п. «в» комментируемой статьи Президент подписывает ратификационные грамоты. Ратификация — это утверждение международного договора уполномоченным на то органом государственной власти, т.е. выражение государством согласия на обязательность для него договора. Такое утверждение выражается в двух различных актах, относящихся к двум различным правовым системам: внутригосударственном — федеральном законе о ратификации и международно-правовом — ратификационной грамоте, подписываемой Президентом.

Венская конвенция о праве международных договоров устанавливает, что согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если: а) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; б) участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; в) представитель государства подписал договор под условием ратификации; г) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Отсюда следует, что международное право не устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется национальным правом государств, но может определяться и условиями самого договора. В частности, ст. 15 Закона о международных договорах РФ устанавливает, какие международные договоры РФ подлежат ратификации (см. комментарий к ст. 106).

В соответствии с Конституцией ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона, принимаемого Государственной Думой. Принятый Госдумой Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и в случае одобрения им направляется на подпись Президенту. Закон о ратификации договора подлежит опубликованию.

Предложения о ратификации вносятся Президентом или Правительством в зависимости от того, кем были приняты решения о подписании. Предложение о ратификации международного договора должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, а также оценку возможных финансово-экономических и иных последствий ратификации. Депутаты Госдумы и члены Совета Федерации при обсуждении проекта международного договора, подлежащего ратификации, не вправе предлагать изменения аутентичного текста договора, делать к нему дополнения. Но они могут предлагать оговорки и заявления к многосторонним договорам, сохраняя неизменным ранее согласованный аутентичный текст.

На основании федерального закона о ратификации международного договора РФ составляется ратификационная грамота, которая подписывается Президентом и скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел*(980).

Участники двустороннего договора обмениваются ратификационными грамотами, грамоты о ратификации многостороннего договора сдаются на хранение депозитарию данного договора. Этими актами государство выражает свое согласие на обязательность для него договора в международном плане. До совершения этих действий согласие государства на обязательность договора считается не выраженным, а лишь заявленным как намерение.

В ратификационной грамоте обычно указываются орган, ратифицировавший договор, наименование ратифицированного договора, место и дата его подписания. Основная часть грамоты содержит полные тексты договора, заявлений и оговорок, если таковые были приняты, а также при их наличии — всех приложений, актов, схем, планов и дополнительных соглашений, составляющих международный договор. В заключительной части грамоты содержится заверительная формула о том, что данный договор будет применяться добросовестно. Здесь же ставится подпись и печать главы государства, скрепляемая подписью министра иностранных дел (контрасигнатура).

Г. Согласно п. «г» комментируемой статьи Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представлений. Установление дипломатических отношений осуществляется по соглашению государств. При этом установление дипломатических отношений не всегда влечет за собой учреждение представительства и обмен дипломатическими представителями.

Вручение верительной грамоты является завершающей частью процедуры назначения и принятия дипломатического представителя, называемой аккредитацией или аккредитованием. До официального назначения главы представительства государство должно получить согласие страны пребывания на назначение именно данного лица в соответствующем качестве (агреман). Страна пребывания может отказать в агремане без объяснения мотивов отказа. После получения агремана глава представительства становится persona grata (желательным лицом), и только после этого осуществляется его назначение, а глава представительства получает верительную грамоту, т.е. полномочие общего характера. Верительная грамота — документ, который выдается главам иностранных дипломатических представительств в ранге чрезвычайных и полномочных послов или посланников для удостоверения их представительского характера и аккредитования. Грамота выдается и подписывается главой посылающего государства, скрепляется подписью министра иностранных дел. Грамота адресуется главе Российского государства. В ней указываются имя и фамилия дипломатического представителя, а также его дипломатический ранг, определяемый по соглашению между МИД России и дипломатическим ведомством иностранного государства; подтверждаются полномочия представлять интересы его государства в Российской Федерации; содержится просьба верить его словам и действиям. Процесс аккредитации завершается вручением верительной грамоты Президенту, и с этого момента глава представительства юридически приступает к исполнению своих функций.

Миссия дипломатического представителя может быть завершена по инициативе его государства (отставка, болезнь, новое назначение). В этом случае Президенту главой государства, дипломатический представитель которого отзывается, направляется отзывная грамота. В отзывной грамоте Президент уведомляется о факте отзыва дипломатического представителя; в ней выражается мнение о том, что его деятельность содействовала поддержанию и развитию отношений между Российской Федерацией и страной, которую он представлял.

Отзывная грамота вручается Президенту вновь назначенным дипломатическим представителем одновременно с его верительными грамотами. Отзывные грамоты оформляются по той же форме, что и верительные грамоты.

Миссия главы дипломатического представительства может быть завершена и по инициативе Российского государства в случае его объявления persona non grata (нежелательным лицом). Для этого должны быть достаточно серьезные основания. Что же касается прекращения деятельности всего представительства, основаниями для этого могут явиться прекращение дипломатических отношений, состояние войны, прекращение существования государства-контрагента.

Новая редакция Конституции РФ с изменениями на 2018 год

Понятие конституции вошло в наш мир из Римского права. В переводе с латинского и в юридическом понимании оно означает устройство государства во взаимоотношениях с населением страны. Если привести современные аналогии, то конституцию можно сравнить с уставом организации. Все действия организации осуществляются в рамках устава, а устройство и функционирование государства соответствует нормам её главного закона.

Действующая Конституция РФ и её субъекты

Основной закон Российской Федерации был принят в 1993 году, то есть через два года после появления страны с таким названием. Несмотря на то, что Российская федерация находится в границах бывшей РСФСР, её устройство существенно отличается от советского варианта.

Принято считать, что основной закон РФ ориентирован на его граждан. Такое представление не совсем верно. Декларируемые права и свободы в равной степени распространяются на любого человека, находящегося на территории с российской юрисдикцией.

Например, статья 20 защищает право на жизнь любого человека, независимо от происхождения, вероисповедания, национальной принадлежности и гражданства. Статья 62 посвящена декларации прав людей, не имеющих российского гражданства. Такие люди обладают правами граждан России. Однако в целях обеспечения безопасности страны ряд прав иностранцев ограничивается федеральными законами.

Субъектами конституционного права являются две стороны – люди, то есть физические лица, и общество. От имени последнего выступают органы государственной и муниципальной власти, а так же общественные объединения любого ранга, в том числе и международного. При этом не регламентируется напрямую функционирование коммерческих организаций. Они являются вариантом реализации прав людей на объединения.

Востребованность КРФ

Принятие конституции является сигналом для законодателей. Как правило, основной документ принимается заново в том случае, если происходят существенные изменения в обществе и государстве. Поскольку все юридические документы должны соответствовать конституции, после её принятия обычно меняется и вся юридическая система страны.

Особенно это правило касается нормативных актов федерального уровня. Именно по этой причине в Российской Федерации после 1993 года был принят целый ряд законов федерального, а затем и регионального уровней.

Однако общество и люди, его составляющие, могут пользоваться главным законом для отстаивания своих прав даже в том случае, если эти права ещё не нашли своего развития в нормативах другого уровня. Статья 15 основного документа декларирует прямое действие его норм на всей территории страны. Это означает, что использовать главный закон в отстаивании своих прав могут все люди, находящиеся в зоне российской юрисдикции, то есть на:

  • территории в границах РФ;
  • кораблях с российским флагом;
  • военных базах;
  • территориях посольств.

Конституция РФ является одновременно продуктом развития общества и документом, закрепляющим результаты этого развития. В результате формируется единство противоположностей. Это единство позволяет рассматривать главный закон как основу формирования стабильности состояния общества и государства.

Конституция РФ 2018 (КРФ)

Главным законом демократического государства традиционно является Конституция. В России она принята всенародным голосованием, что означает, что этот документ отражает и защищает интересы всего общества.

Что регулирует Конституция Российской Федерации?

Конституция призвана выступать основным документом государства и регулировать деятельность человека во всех публичных сферах. Очевидно, что ее действие не распространяется на частные и личные стороны жизни граждан. Однако публичное право – круг регулирования Конституции РФ 2018.

Если кодексы и другие нормативно-правовые акты регулируют более узкие и специфические сферы жизни общества, то Конституция Российской Федерации имеет более обобщающий характер. Она провозглашает и устанавливает основные нормы и принципы, действующие в государстве. Без этого документа не может правильно и целостно функционировать вся законодательная система государства.

Структура документа

В целом Конституция Российской Федерации состоит из двух разделов и преамбулы. Что же такое преамбула? Это текст, который представляет собой вступление к основному законодательному акту государства. Он отражает отношение всего народа большой страны к принятому на референдуме закону, а также фиксирует основное предназначение этого закона.

Первый раздел Конституции содержит главные права и свободы человека, а также гражданина. Здесь можно узнать о праве на свободу слова, равенство всех перед законом, право на судебное разбирательство споров, обязанности граждан и т.д. Кроме того, в этом разделе устанавливаются главные обязанности Президента, Государственной Думы Российской Федерации и других государственных органов различного уровня: от федерального до муниципального.

Второй раздел содержит заключительные, а также переходные положения. В нем определена и четко зафиксирована дата вступления документа в силу, а также определены некоторые организационные положения работы государственной думы, региональных и местных органов власти.

Зачем необходимо знать Конституцию России?

Положения Конституции просто обязан знать каждый, кто постоянно проживает на территории Российской Федерации. С этим законом не может расходиться ни один другой нормативно-правовой акт государства. Именно поэтому, чтобы понимать права и обязанности, действия законов и норм, необходимо знать Конституцию РФ.

Ее положения определяют статус и положение каждого человека в общей государственной структуре. Здесь определяется то, что все граждане равны перед законом и все имеют равные права, не зависимо от материального положения, заработка, расы, национальности, вероисповедания и т.д. Именно поэтому даже детям школьного возраста необходимо изучать основные положения этого закона.

Профессиональным юристам, судьям и другим лицам, которые занимаются правозащитной деятельностью, следует знать Конституцию полностью и абсолютно точно.

Таким образом, главный законодательный акт страны должен быть знаком абсолютно каждому. Ее положения определяют распорядок жизни всего общества. Они устанавливают и охраняют основные права, обязанности и свободы человека и гражданина.

Преамбула к Конституции России

Оглавление

Полезные материалы

© 2017-2018 Конституция Российской Федерации с Комментариями к статьям. Новая редакция с последними дополнениями и изменениями. Юридическая помощь.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками)

Информация об изменениях:

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ часть 1 статьи 96 Конституции изложена в новой редакции, применяющейся в отношении Государственной Думы, избранной после вступления в силу названного Закона

О толковании статей 96 (часть 1) и 99 (части 1, 2 и 4) Конституции РФ см. постановление Конституционного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 18-П

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет*(19).

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

О прекращении производства по делу о толковании положений части 2 статьи 96 Конституции РФ см. определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 1995 г. N 80-О

Еще по теме:

  • Мировой суд участок 158 СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 158 РАЙОНА БИБИРЕВО (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Судебный участок № 158 района Бибирево города Москвы В Молжаниновском районе СВАО города Москвы 6 судебных […]
  • Жк рф ст 84 Статья 84 ЖК РФ. Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (действующая редакция) Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по […]
  • Снос жилья собственника Правила расселения при сносе аварийного дома Одной из имеющих значимость правительственных задач является процедура переселения граждан с аварийных жилых зданий. С каждым годом их число […]
  • Яковлев аа юрист Чем был знаменит Вениамин Яковлев — патриарх юриспруденции и советник президента Сегодня утром в возрасте 86 лет ушел из жизни советник президента РФ Вениамин Яковлев — выпускник […]
  • Статья 140 упк рф комментарии Статья 140 УПК РФ. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела 1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о […]
  • Судебная практика по ст 1951 коап рф Судебная практика по ст.19.7 КоАП РФ Вопрос-ответ по теме Какова судебная практика по ст. 19.7 КоАП РФ с участием органов занятости населения (т.е. ответственность за непредставление […]