Ст21 коап 2018

Оглавление:

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 21.17. Нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве

1. Непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от шести тысяч до ста тысяч базовых величин, в том числе при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов, –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин.

2. Те же деяния при стоимости строительства объектов сто тысяч базовых величин и более, в том числе при осуществлении строительства за счет иных источников, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, –

влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо – от пятисот до тысячи базовых величин.

3. Дача должностным лицом поручения на оплату бюджетных обязательств при строительстве объектов за счет бюджетных средств без проведения процедур закупок в случаях, установленных законодательными актами, –

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Примечание. 1. Под бюджетными средствами в настоящей статье и статьях 21.20 и 21.21 настоящего Кодекса понимаются средства республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных и Минского городского исполнительных комитетов.

2. Под строительством объектов в настоящей статье понимаются возведение, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, благоустройство, снос объектов.

Статья 21.5 КоАП РФ. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

Новая редакция Ст. 21.5 КоАП РФ

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Комментарий к Статье 21.5 КоАП РФ

В статье 7 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 06.01.2007) «О воинской обязанности и военной службе» (Российская газета. 2007. 10 января) установлена ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона.

Объектом данного административного правонарушения является порядок в области воинского учета. В комментируемой статье предусмотрена ответственность допризывников за уклонение от постановки на воинский учет, необходимый для получения ими военной специальности. Воинский учет — это государственная система учета, осуществляемого в целях анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Объективная сторона правонарушения выражается в действиях (бездействии) и состоит в неисполнении гражданином обязанности по воинскому учету одним из способов, указанных в данной статье. Субъективная сторона правонарушения заключается в неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету без уважительной причины и выражается в умышленной или неосторожной форме вины. Субъектом данного правонарушения является гражданин, достигший возраста 17 лет, состоящий или обязанный состоять на воинском учете.

Так, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:

— заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет (военным комиссаром — для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом.

Также следует обратить внимание на пункт 19 Приказа Министра обороны РФ от 06.09.1999 N 400 (ред. от 28.02.2003) «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (вместе с Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера (Российская газета. 2003. 3 апреля)), согласно которому в конце каждого рабочего дня председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет обязан лично проверить, все ли граждане из числа вызывавшихся явились на заседание комиссии, принять меры по установлению причин неявки граждан и повторному их вызову на комиссию (организации их розыска).

В случае уклонения гражданина от постановки на воинский учет военный комиссар района в установленном порядке извещает орган внутренних дел о необходимости его розыска и задержания.

В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на воинский учет, он привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно без дополнительного вызова.

Другой комментарий к Ст. 21.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом правонарушения, предусмотренного в данной статье, является порядок управления, в данном случае выражающийся в установлении правил постановки граждан на воинский учет.

Статья 59 Конституции РФ в п.2 закрепляет, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», который определяет порядок постановки граждан на воинский учет, устанавливает их обязанности.

2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях, связанных с неисполнением гражданами обязанностей по воинскому учету.

Пункт 3 постановления Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. «Об утверждении Положения о воинском учете» устанавливает категории граждан, подлежащих воинскому учету:

мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе;

женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе и имеющие специальность, указанную в перечне специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, согласно приложению к Положению о воинском учете.

В ст.9 Федерального закона от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» установлены сроки первоначальной постановки граждан на воинский учет. Предусмотрено, что первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими семнадцатилетнего возраста комиссией по постановке граждан на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно-территориальном) образовании. Из текста данной нормы следует, что для лиц мужского пола в год достижения ими семнадцатилетнего возраста административная ответственность за неявку по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, может наступить с 1 апреля года достижения семнадцатилетнего возраста.

Согласно п.»г» ст.10 Положения о воинском учете граждане, обязанные состоять на воинском учете, в двухнедельный срок должны сообщить в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении своего семейного положения, образования, места работы или должности. Из данной нормы вытекает, что граждане женского пола могут быть привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, по истечении двух недель с момента получения ими документа, подтверждающего получение одной из специальностей, при наличии которых они подлежат постановке на воинский учет.

Воинский учет является составной частью воинской обязанности граждан РФ.

Граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны:

состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления.

Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и органов Федеральной службы безопасности РФ, состоят на воинском учете в указанных органах;

явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе;

при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет.

сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;

сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию;

бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

На граждан, подлежащих призыву на военную службу и выезжающих в период проведения призыва с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на срок более трех месяцев с места жительства, возложена обязанность лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.

В паспорте гражданина РФ военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.

3. Субъектом комментируемого правонарушения признаются граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.

4. С субъективной стороны вышеуказанные нарушения установленных правил воинского учета могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Статья 21.5 КоАП РФ. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету (действующая редакция)

Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 21.5 КоАП РФ

1. О понятии воинского учета см. п. 1 комментария к ст. 21.1.

Действующие правила воинского учета определены разд. II Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно указанному Федеральному закону в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

— состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, в населенном пункте, где нет военных комиссариатов, — в органах местного самоуправления, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и органов Федеральной службы безопасности РФ, — в указанных органах;

— явиться в установленные время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или месту временного пребывания;

— при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ явиться в двухнедельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;

— сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;

— сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» (см. п. 3 комментария к ст. 21.2) на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повесткой военного комиссариата.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.

Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.

2. Положением о воинском учете, принятым во исполнение Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», были детализированы некоторые обязанности граждан по воинскому учету: согласно п. 10, 12 Положения граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны явиться в установленное время и место по вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета при отсутствии документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина РФ. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе.

Граждане (кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу, и офицеров запаса) для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета сдают военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) должностному лицу, ответственному за регистрацию граждан, в военном комиссариате. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, граждане для постановки на воинский учет или снятия с воинского учета прибывают в орган местного самоуправления. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета и офицеры запаса обязаны лично являться в военные комиссариаты.

3. Согласно подп. «д» п. 10 Положения о воинском учете граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более трех месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев и встать на воинский учет в двухнедельный срок по прибытии на новое место жительства или место временного пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию.

Противоправное бездействие гражданина, уклоняющегося без уважительной причины от явки для постановки на воинский учет в срок, указанный в повестке военного комиссариата, рассматривается в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

В качестве уважительной причины неявки следует также рассматривать наличие не зависящих от воли гражданина обстоятельств, препятствующих исполнению им данной обязанности. В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:

— заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

— тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

— препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

— иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

4. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются военными комиссарами (см. п. 5 комментария к ст. 21.1).

Omnpk-energetika.ru

Юридический отдел

Ст21 гк рф

Статья 21 ГК РФ. Дееспособность гражданина

Текущая редакция ст. 21 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Комментарий к статье 21 ГК РФ

1. В п.1 комментируемой статьи законодатель определяет понятие «гражданской дееспособности». Это способность гражданина:
— своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права;
— создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Гражданская дееспособность в полном объеме возникает у гражданина лишь с восемнадцати лет. То есть, только с этого возраста гражданин приобретает все права и самостоятельно несет все обязанности, предусмотренные законодательством РФ для граждан РФ. Таким образом, по достижении совершеннолетия гражданин приобретает полную гражданскую дееспособность.

Законом отдельно выделяются:
— дееспособность несовершеннолетних от четырнадцати до восемнадцати лет (см. ст. 26 ГК РФ с комментариями);
— дееспособность малолетних: детей, не достигших четырнадцати лет (см. ст. 28 ГК РФ);
— эмансипация: дееспособность несовершеннолетних, достигших шестнадцати лет и объявленных полностью дееспособными (см. ст. 27 ГК РФ).

Кроме того, гражданин может быть:
— лишен дееспособности, то есть, признан недееспособным (см. ст. 29 ГК РФ и комментарий к ней);
— ограничен в дееспособности (см. ст. 30 ГК РФ).

2. В п.2 комментируемой статьи содержится исключение из правила, предусмотренного в п.1. Так, полную дееспособность приобретает также гражданин, не достигший совершеннолетия, но вступивший в законный брак в силу ст. 13 СК РФ. Указанная норма позволяет гражданам, достигшим возрасти шестнадцати лет, вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органов местного самоуправления. Такими уважительными причинами могу быть, например, беременность будущей супруги или наличие у граждан общего ребенка.

Законами субъектов РФ может быть предоставлено право вступления в брак по уважительным причинам лицам, не достигшим шестнадцати лет.

Например, Законом Московской области от 30.04.2008 N 61/2008-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» предусмотрено, что особыми обстоятельствами, дающими право на получение разрешения на вступление в брак лицу (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет, являются:
— беременность;
— рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак;
— непосредственная угроза жизни одной из сторон.

При этом полная дееспособность, которую приобретают граждане до своего совершеннолетия, вступив в брак, сохраняется и при расторжении брака. Однако если брак будет признан судом недействительным, то в этом случае суд будет решать — оставлять полную дееспособность несовершеннолетнему гражданину или нет.

Суд может признать брак недействительным в следующих случаях:
— в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью;
— если на брак не было получено добровольного согласия обеих сторон или одной из сторон;
— при недостижении обоими супругами или одним из супругов возраста восемнадцати лет, если нет уважительных причин, позволяющих им вступить в брак;
— если брак был заключен между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
— если брак был заключен между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);
— если брак был заключен между усыновителями и усыновленными;
— если брак был заключен между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Консультации и комментарии юристов по ст 21 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 21 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 21. Дееспособность гражданина

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Комментарий к Ст. 21 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи содержится традиционное понятие гражданской дееспособности, которое уточнено и дополнено по сравнению с ГК РСФСР 1922 и 1964 гг. Статья 7 ГК РСФСР 1922 г., ст. 11 ГК РСФСР 1964 г. определяли дееспособность как способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. В дореволюционном законодательстве выделяли активную и пассивную дееспособность. «Активная дееспособность, — указывал Г.Ф. Шершеневич, — есть возможность создать актом своей воли юридическое отношение, из которого для действовавшего возникало бы право как правовое последствие. Пассивная дееспособность есть возможность создать актом своей воли юридическое отношение, из которого для действовавшего возникала бы обязанность как правовое последствие. Пассивная дееспособность иначе называется вменяемостью» .

———————————
Шершеневич Г.Ф. Учебник гражданского права. М.: Статут, 2004.

2. Нормы настоящей главы дают возможность выделить следующие виды гражданской дееспособности:

Во всех странах момент возникновения полной гражданской дееспособности ставится в зависимость от достижения лицом определенного возраста и состояния психического, физического здоровья. Возраст достижения полной дееспособности колеблется от 18 лет до 21 года. Так, в некоторых штатах США, на Филиппинах, в Либерии, Ливии, Аргентине, на Мадагаскаре, в Мали, Боливии, Монако, Ботсване, Бразилии, Нигере, Никарагуа, ОАЭ, Гане, Гондурасе, Руанде, Египте, Индонезии, Сенегале, Камеруне, Того, на Кипре, в Чаде, Кот-д’Ивуаре, Кувейте полная дееспособность возникает с 21 года; в Марокко, Японии, Таиланде — с 20 лет.

3. Пункт 2 комментируемой статьи, как и ГК РСФСР 1964 г., предусматривает в качестве основания для возникновения полной дееспособности до 18 лет вступление в брак. Другое основание — эмансипация — определено в ст. 27 ГК РФ и является сравнительно новым для российского законодательства (см. комментарий к данной статье).

Семейное законодательство допускает возможность снижения брачного возраста, что является вполне традиционным. Кодекс законов об актах гражданского состояния, о брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. не предусматривал возможности снижения брачного возраста, но при этом исключал признание брака недействительным при недостижении брачного возраста, когда брак имел последствием рождение детей или беременность жены.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. устанавливали, что законодательством союзных республик может быть предусмотрено снижение брачного возраста, но не более чем на два года. При этом в Белоруссии, Молдове, Таджикистане, Литве и Эстонии предусмотрена возможность снижения установленного брачного возраста не более чем на два года; на Украине, в Узбекистане, Азербайджане и Туркмении — не более чем на один год. В Казахстане, Латвии, Кыргызстане и Армении предусмотрена возможность снижения брачного возраста лишь для женщин, но не более чем на один год. Кодекс РСФСР о браке и семье 1969 г. допускал возможность снижения брачного возраста только в исключительных случаях и не более чем на два года.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 13 СК РФ при наличии уважительных причин органы местного самоуправления вправе разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, по их просьбе. Снижение брачного возраста производится органами местной администрации по месту жительства лиц, вступающих в брак. Отказ в снижении брачного возраста может быть обжалован в суд. Во Франции разрешение на вступление в брак несовершеннолетних дает прокурор, а в Испании — Министерство юстиции.

Кроме того, согласно абз. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Законодательство субъектов Российской Федерации в этой сфере весьма разнообразно. Попытки его унификации нормами СК РФ в 2002 г. оказались безуспешными. В настоящее время соответствующие законы приняли более 20 субъектов Федерации. В трех субъектах Федерации (Республике Башкортостан, Новгородской и Орловской областях) возрастные ограничения вообще отсутствуют, т.е. брак может быть разрешен и лицу, не достигшему 14-летнего возраста. В других субъектах Федерации снижение возраста возможно до 14 или 15 лет. Как правило, в качестве особых обстоятельств субъекты Федерации определяют факт беременности или рождения ребенка. К ним также могут относиться отсутствие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак либо иные чрезвычайные обстоятельства. Например, ст. 3 Закона Вологодской области от 14 августа 1996 г. N 95-ОЗ «О снижении брачного возраста» таким обстоятельством признан предстоящий призыв жениха на военную службу. В Московской области эти вопросы регулируются Законом Московской области от 15 мая 1996 г. N 9/90 «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» и Постановлением правительства Московской области от 19 мая 1997 г. N 100-ПГ «О наделении полномочиями принятия решений о разрешении на вступление в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет, и сроках рассмотрения заявлений о разрешении на вступление в брак» . Жителям Московской области, не достигшим возраста 16 лет, брачный возраст может быть снижен до 14 лет при наличии одного из следующих обстоятельств: рождение ребенка, беременность либо угроза жизни.

———————————
Вестник Московской областной Думы. 1996. N 7.

В некоторых субъектах Федерации в качестве особых обстоятельств снижения брачного возраста рассматривается «наличие беременности (22 недели и более), прерывание которой противопоказано заключением медицинской комиссии». Некоторые законы субъектов Федерации вообще оставляют перечень особых обстоятельств открытым, что может привести на практике к существенному нарушению прав несовершеннолетних лиц.

Законодательством некоторых регионов также установлена необходимость получения заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий к вступлению в брак (ст. 2 Закона Калужской области от 6 июня 1997 г. N 10-ОЗ «О порядке и условиях вступления в брак на территории Калужской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет»; ст. 8 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. N 65-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области» с изменениями, внесенными Законом Новгородской области от 25 октября 1996 г. N 72-ОЗ; ст. 2 Закона Мурманской области от 18 ноября 1996 г. N 42-01-ЗМО «Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» ).

———————————
См.: Пчелинцева Л.М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал российского права. 1998. N 3.

Расторжение брака до достижения супругом 18 лет не влечет возврата к частичной дееспособности независимо от того, в каком порядке был расторгнут брак: в административном (ст. 19 СК) или в судебном (ст. ст. 21 — 23 СК).

Основания для признания брака недействительным определены ст. ст. 12 — 14, п. 3 ст. 15 и п. 1 ст. 27 СК РФ. К ним относятся:

1) отсутствие взаимного добровольного согласия на вступление в брак;

2) недостижение брачного возраста, если он не был снижен в установленном порядке;

3) близкое родство;

4) отношения усыновления;

5) недееспособность одного из супругов при вступлении в брак;

6) нерасторгнутый предыдущий брак;

7) брак с лицом, скрывшим наличие у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания;

8) фиктивный брак.

Вопрос о сохранении полной дееспособности при признании брака недействительным решается судом в соответствии с интересами несовершеннолетнего супруга. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещенной законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке (п. 4 ст. 29 СК). В том случае, если брак расторгнут, а впоследствии был признан недействительным, полная дееспособность за несовершеннолетним супругом сохраняется.

4. Приобретение гражданином полной дееспособности влияет не только на его гражданско-правовое положение, но также и на семейное. Так, например, в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 56 СК РФ несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Положение п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» вполне применимо не только в отношении эмансипации, но и при приобретении полной дееспособности в результате вступления в брак. При рассмотрении гражданского дела, одной из сторон в котором является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со ст. 27 ГК РФ эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» , ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» ). Исходя из положений ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, такое ограничение прав и свобод является допустимым (см. комментарий к ст. 27 ГК).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1475.

Таким образом, приобретение полной гражданской дееспособности до 18 лет не влияет на отношения, регулируемые иными отраслями права. Так, например, представительство в уголовном процессе не связано с наличием или отсутствием у подозреваемого (обвиняемого) полной гражданской дееспособности. В соответствии со ст. 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители даже в тех случаях, когда несовершеннолетний обладает полной гражданской дееспособностью. В судебной практике отмечается коллизия между гражданским и семейным законодательством, с одной стороны, и уголовным, уголовно-процессуальным законодательством — с другой ; складывается ситуация, в которой для участия в гражданском процессе несовершеннолетнему полностью дееспособному лицу законный представитель не нужен, а для участия в уголовном — необходим. Применив подп. 12 ст. 5 УПК РФ, правоохранительные органы вполне справедливо привлекают в качестве законного представителя органа опеки и попечительства, при отсутствии у несовершеннолетнего родителей, попечителя, усыновителя.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921.

См.: Михеева Л.Ю. Ответы на вопросы. Вопрос: девушка — круглая сирота (родители умерли) находилась на полном государственном обеспечении в ПУ. Будучи 16-летней, она зарегистрировала брак, согласие дал директор ПУ. Через год брак был расторгнут. Со слов девушки, ее обманули, специально выдали замуж, чтобы продать ее квартиру, и она осталась без жилой площади. В настоящее время, в связи с совершением ею преступления (кражи), правоохранительные органы признают законными представителями девушки органы опеки и попечительства. Правомерно ли это? Является ли данная девушка полностью дееспособной?

Статья 21 ГК РФ. Дееспособность гражданина

Новая редакция Ст. 21 ГК РФ

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Комментарий к Ст. 21 ГК РФ

1. Правоспособность, возникающая у физических лиц с момента рождения, и дееспособность, приобретаемая с достижением определенного возраста, составляют гражданскую правосубъектность. Основную смысловую нагрузку в тексте п. 1 комментируемой статьи несут слова «своими действиями». Способность иметь гражданские права и обязанности лишь у дееспособных лиц реализуется их собственными действиями.

2. Дееспособность — понятие, свойственное только гражданам. Детство, отрочество, юношество — периоды не только взросления человека, но и этапы становления его дееспособности. Недееспособные — до шести лет, с проявлением элементов дееспособности — от шести до четырнадцати лет, частично дееспособные — с четырнадцати, с восемнадцати граждане по общему правилу становятся дееспособными, полноправными субъектами гражданского права.

Категория дееспособности граждан представляет большую ценность в силу того, что является юридическим средством выражения свободы личности в сфере имущественных и личных неимущественных отношений.

3. По объему дееспособности в зависимости от возраста лица разделяются на следующие группы:

недееспособные
(до 6 лет) с отдельными
элементами
дееспособности
(от 6 до 14 лет) частично
дееспособные
(от 14 до
18 лет) дееспособные
(по общему
правилу
с 18 лет)

Физические лица в силу всевозможных физических и психических особенностей всегда индивидуальны, в связи с чем ГК допускает и возможность наступления полной дееспособности ранее восемнадцати лет, и основания ограничения и даже полного ее запрета (см. комментарий к п. 4 ст. 26, ст. ст. 29, 30).

Юридические лица, публичные образования в силу специфики правовой сущности приобретают права и несут обязанности не самостоятельно, а через свои органы, что не позволяет выделять в их правосубъектности дееспособность.

О правоспособности юридических лиц см. комментарий к ст. 49 ГК РФ.

4. ГК РФ допускает два основания наступления у лиц, не достигших 18 лет, полной гражданской дееспособности:

а) в случае вступления в установленном порядке в брак;

б) эмансипация (см. комментарий к ст. 27).

Регистрация брака несовершеннолетним лицом означает признание законом за ним гражданско-правовой самостоятельности и влечет автоматическое возникновение дееспособности в полном объеме.

Другой комментарий к Ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Согласно ст. 60 Конституции РФ гражданин Российской федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Обладать дееспособностью — значит иметь способность самостоятельно, лично совершать юридически значимые действия, в том числе совершать сделки, заключать договоры, выступать в качестве субъектов различных обязательств, а также нести ответственность за причинение вреда другим лицам, неисполнение принятых обязательств и т.д. Дееспособность — важнейшее социально-правовое свойство гражданина; она обеспечивает его активное участие в гражданском обороте, в предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, реализацию его творческих способностей, различных имущественных и личных неимущественных прав и т.д. В отличие от ранее действовавшего законодательства комментируемая статья включает в понятие дееспособности способность гражданина своими действиями осуществлять имеющиеся у него гражданские права и обязанности, поскольку, признавая за гражданином возможность самостоятельно приобретать права, логично признавать за ним и способность самостоятельно их осуществлять.

Коль скоро дееспособность — возможность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, она предполагает определенный уровень интеллектуального развития гражданина, способность понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть их последствия, что, как правило, появляется с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет.

2. Общее правило о моменте возникновения полной дееспособности имеет два исключения. Первое относится к лицам, вступившим в брак до достижения совершеннолетия. СК (ст. 13) устанавливает для мужчин и женщин брачный возраст в 18 лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе этих лиц разрешить им вступить в брак, если они достигли возраста 16 лет, например, в случае беременности невесты, при рождении ребенка и др. В виде исключения при наличии особых обстоятельств вступление в брак может быть разрешено и до достижения 16-летнего возраста. Порядок и условия снижения брачного возраста в этих случаях устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При регистрации брака несовершеннолетние лица приобретают дееспособность в полном объеме. При расторжении брака до наступления совершеннолетия дееспособность лица сохраняется. Вопрос о дееспособности несовершеннолетнего при признании брака недействительным решается в судебном порядке с учетом конкретных обстоятельств (ст. ст. 27 — 30 СК).

Вторым исключением из общего правила о возникновении дееспособности в полном объеме с наступлением совершеннолетия является предусмотренная ст. 27 ГК эмансипация.

Статья 21. Дееспособность гражданина

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

2. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Комментарий к статье 21 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья 21 определяет гражданскую дееспособность (далее — дееспособность) и момент ее возникновения в полном объеме (п. 1, абз. 1 п. 2), решает сопутствующие вопросы (абз. 2, 3 п. 2). Дееспособность — способность приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности. Поскольку речь идет именно о собственных действиях гражданина по приобретению и осуществлению прав, о самостоятельном создании и исполнении обязанностей (п. 1 ст. 21), дееспособность — способность к самостоятельной реализации прав и обязанностей без помощи и участия в этом посторонних лиц. Дееспособность — «сплав суперправа и суперобязанности», который при этом выступает «связующим звеном» («мостиком») между правоспособностью и правами и обязанностями в процессе их реализации, «продолжением правоспособности», «правоспособностью в процессе и на стадии реализации».

В отличие от правоспособности дееспособность, связанная с самостоятельным совершением сделок и несением имущественной ответственности, состоит из сделко- и деликтоспособности (германский законодатель не случайно говорит о правоспособности в разделе о лицах, а о дееспособности — в разделе о сделках (§ 1, 104 ГГУ)). Она возникает не в момент рождения, а по мере взросления гражданина, формирования у него волевых и интеллектуальных качеств, достижения определенного уровня психической зрелости и постепенно накапливается и, будучи динамичной, зависит от возраста (п. 1 ст. 21, ст. ст. 26, 28 ГК), психического здоровья (ст. 29 ГК), вредных привычек и порождаемых ими последствий (ст. 30 ГК), иных обстоятельств (п. 2 ст. 21, ст. 27 ГК), в том числе оценочных (п. 4 ст. 26 ГК). Поэтому объем дееспособности разных граждан неодинаков с точки зрения сделко- и (или) деликтоспособности, а сама дееспособность — явление групповое.

Известно несколько групп и подгрупп граждан и соответствующие им виды и подвиды дееспособности: а) малолетние дети в возрасте до 6 лет недееспособны абсолютно, а дети в возрасте от 6 до 14 лет недееспособны с исключениями (ст. 28 ГК); б) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет дееспособны частично, однако в судебном порядке они могут быть ограничены в дееспособности (ст. 26 ГК); в) совершеннолетние, а также лица, вступившие в брак до совершеннолетия и эмансипированные, полностью дееспособны (ст. ст. 21, 27 ГК), однако в судебном порядке они могут быть признаны недееспособными (ст. 29 ГК) или ограничены в дееспособности (ст. 30 ГК).

Правоспособный гражданин может быть недееспособным, что исключено в отношении юридических лиц, право- и дееспособность которых возникают одновременно в момент их создания (абз. 1 п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Дееспособность, имея естественно-правовую природу, не отчуждаема и не может быть ограничена иначе как в случаях и в порядке, установленных законом (ст. 22 ГК), одновременно регулируется законом (ст. ст. 21, 26 — 30 ГК) и является продуктом и отражением права и законодательства конкретной эпохи. Так, изменилось само понятие дееспособности (ср. ч. 1 ст. 11 ГК 1964 г. и п. 1 ст. 21 ГК РФ); сегодняшней группе малолетних, состоящей из лиц в возрасте до 6 и от 6 до 14 лет (ст. 28 ГК), прежде соответствовала единая группа лиц в возрасте до 14 лет (ст. 9 ГК 1922 г.), а затем — в возрасте до 15 лет (ст. 14 ГК 1964 г.); ранее законодатель оставлял открытым вопрос об ответственности лиц в возрасте от 15 до 18 лет по сделкам, ограничиваясь регулированием их деликтной ответственности, сегодня этот пробел восполнен (ср. ст. ст. 13, 451 ГК 1964 г. и п. 3 ст. 26 ГК РФ); прежде вопрос об ограничении дееспособности лиц от 15 до 18 лет по инициативе любых заинтересованных лиц и общественных организаций решался в административном порядке, современный судебный порядок его решения и явное ограничение круга заявителей свидетельствуют об усилении охраны прав и интересов несовершеннолетних (ср. ч. 3 ст. 13 ГК 1964 г. и п. 4 ст. 26 ГК РФ). Дееспособность — особое субъективное право абсолютного типа, которое должно соблюдаться всяким и каждым, а его защиту обеспечивает государство (ст. 22 ГК). Она гарантирует общественно-юридическое признание совершаемых гражданином действий и качество обусловливаемого ими правового эффекта.

2. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме права и обязанности с наступлением совершеннолетия, т.е. с 18 лет (ст. 60 Конституции). Совершеннолетние полностью дееспособны, они самостоятельно совершают любые сделки и отвечают за свои действия. Досрочно полная дееспособность наступает при вступлении в брак до достижения 18 лет (абз. 2 п. 2 ст. 21) и эмансипации (ст. 27 ГК). Согласно ст. 13 СК РФ брачный возраст определяется совершеннолетием, но при наличии уважительных причин (фактические брачные отношения, беременность невесты, рождение ею ребенка и др.) органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе этих лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16-летия (а согласно законам субъектов РФ в исключительных случаях возможно вступление в брак лиц моложе 16 лет).

Несовершеннолетний приобретает полную дееспособность со времени вступления в брак, для чего необходимо и достаточно регистрации брака в органах загса (п. п. 1, 2 ст. 47 ГК). Приобретенная полная дееспособность не зависит от того, окажется ли брак расторгнутым до наступления совершеннолетия, т.е. прекращенным по заявлению супруга (супругов) или опекуна признанного недееспособным супруга (п. 2 ст. 16 СК). Правило абз. 2 п. 2 ст. 21 следует распространить и на прекращение брака из-за смерти или объявления супруга умершим (п. 1 ст. 16 СК). Напротив, при признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности (абз. 3 п. 2 ст. 21). Это зависит от основания признания брака недействительным (п. 1 ст. 27 СК). Речь идет о несоблюдении условий для заключения брака (отсутствие взаимного добровольного согласия на вступление в брак и недостижение брачного возраста — п. 1 ст. 12, ст. 13 СК), наличии препятствий для заключения брака (наличие предыдущего нерасторгнутого брака, близких родственных отношений или отношений усыновления, недееспособности хотя бы одного из супругов вследствие психического расстройства к моменту вступления в брак — ст. 14 СК), сокрытии венерической болезни или ВИЧ-инфекции (п. 3 ст. 15 СК) и заключении фиктивного брака (т.е. если оба супруга или один из них заключили брак без цели создать семью). Брак признается недействительным судом со дня его заключения в органах загс (п. 4 ст. 27 СК), момент, с которого несовершеннолетний супруг утрачивает полную дееспособность в случае соответствующего решения суда, определяет суд (абз. 3 п. 2 ст. 21). Таковым может быть: а) дата регистрации недействительного брака; б) дата признания брака недействительным; в) другая дата.

Ст. 21 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 21. Дееспособность гражданина.

10 июля 2012

В России может увеличиться возрастной ценз для покупателей спиртного. Нарушители правил продажи горячительных напитков больше никогда не смогут получить лицензию на торговлю алкоголем.

Еще по теме:

  • Состав административного правонарушения рб Кодекс Республики Беларусь об Административных ПравонарушенияхСтатья 6.2. Виды административных взысканий 1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды […]
  • Увеличение уставного капитала общества за счет вкладов участников Увеличение уставного капитала за счет имущества В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N […]
  • Статьей 29 коап российской федерации Статья 7.29 КоАП РФ. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и […]
  • Мировой суд в динской Суды в Динской Расстояние от центра: 0.3 км. +1 ✉ Адрес Краснодарский край, Динская станица, ул. Луначарского, 46 ☎ Телефон +7 (86162) 6-16-31 +7 (86162) 6-26-56 ⌚ Часы […]
  • П 5 ст 81 трудового кодекса российской федерации Omnpk-energetika.ru Юридический отдел П5 ст 81 трудового кодекса рф П5 ст 81 трудового кодекса рф Выводы суда: работодатель обоснованно применил к истице такую меру дисциплинарного […]
  • Деньги в долг под расписку в кокшетау Деньги в долг под расписку в г.Москва Чтобы срочно получить деньги в долг, оставьте объявление на странице Взять в долг в г. Москва. Чаще всего быстро предоставят займ, если вы сможете […]