Ст 848 гк рф

Статья 848. Операции по счету, выполняемые банком

Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 848 ГК РФ

1. Перечень банковских операций, которые могут осуществляться по счету, является одним из наиболее важных элементов правового режима банковского счета соответствующего вида. Как следует из редакции комментируемой статьи, этот режим может определяться законом, банковскими правилами, обычаями делового оборота или договором. Следует отметить, что современная банковская практика не знает ни одного случая, когда банковские операции определенного вида выполнялись бы в силу сложившегося внутреннего обычая делового оборота ввиду отсутствия такового.

Международные банковские расчетные операции могут осуществляться в силу обычаев делового оборота (Унифицированные правила по инкассо, ред. 1995 г., публикация Международной торговой палаты N 522; Международные стандарты банковской практики, ред. 2002 г., публикация Международной торговой палаты N 681; Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, ред. 2007 г., публикация Международной торговой палаты N 600; Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам, ред. 2008 г., публикация Международной торговой палаты N 725).

Исходя из круга выполняемых по счетам операций как из критерия для их классификации допустимо выделить две группы банковских счетов — с общим и специальным правовым режимом.

2. Круг операций по счетам, подчиняющихся общему правовому режиму, определен законом лишь примерно. Так, режим обычного расчетного счета (рублевого) предполагает, что банк обязан совершать по требованию клиента все операции, предусмотренные законодательством (см., например, гл. 45, 46 ГК; Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П), если иное не установлено договором. Стороны вправе как сократить перечень банковских операций, определенный законодательством, так и расширить его. Например, банк не обязан производить безакцептное (бесспорное) списание средств в случаях, предусмотренных договором плательщика с его кредитором, но это условие может быть включено в договор с банком (см. комментарий к ст. 854 ГК).

3. Специальный правовой режим банковских счетов может устанавливаться законодательством по-разному. В одних случаях закон императивно устанавливает круг выполняемых по счетам операций, который по общему правилу не может быть изменен соглашением сторон. В других случаях закон определяет отдельные правовые особенности банковских счетов, оставляя решение других вопросов на усмотрение сторон. Например, он может запретить осуществление каких-либо банковских операций или предписать их выполнение каким-либо особым способом, отличным от общего порядка, и т.п.

Например, специальный правовой режим установлен действующим законодательством для следующих видов счетов:

а) круг банковских операций, разрешенных для транзитного валютного счета, императивно определен гл. 2 Инструкции ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации»;

б) специальные брокерские счета предназначены для проведения брокерами расчетов по брокерским операциям, связанным с инвестициями в ценные бумаги и иные финансовые активы и осуществляемым брокерами на основании брокерских договоров, заключенных с клиентами. На специальные брокерские счета зачисляются денежные средства клиентов, переданные ими брокеру для инвестирования в ценные бумаги и иные финансовые активы, а также полученные брокером по сделкам с ценными бумагами и иными финансовыми активами, совершенным на основании брокерского договора с клиентами.

Правила проведения операций по специальным брокерским счетам установлены п. 3 ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг; подп. 2 п. 2 ст. 185.4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве); п. 4 ст. 23 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» ; ч. 8 ст. 14 Закона о валютном регулировании; ч. ч. 3 и 4 ст. 22 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ; Положением о требованиях к разделению денежных средств брокера и денежных средств его клиентов и обеспечению прав клиентов при использовании денежных средств клиентов в собственных интересах брокера, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 13 августа 2003 г. N 03-39/пс. Указанными актами предусмотрены следующие основные принципы совершения операций по специальным брокерским счетам:

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Там же. N 30. Ст. 3028.

Собрание законодательства РФ. 2004. N 34. Ст. 3532.

— денежные средства клиентов брокера должны храниться на специальных брокерских счетах отдельно от собственных денежных средств брокера;

— наличие ограниченного перечня оснований для перечисления средств со специального брокерского счета на собственный счет брокера и наоборот;

— на денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам брокера;

— на денежные средства клиентов, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), может быть обращено взыскание по долгам клиента;

— специальные брокерские счета профессиональных участников рынка ценных бумаг, предназначенные для учета денежных средств нерезидентов, могут открываться только в уполномоченных банках;

в) счета бюджетов разных уровней, распорядителей и получателей бюджетных средств также подчиняются специальному правовому режиму. Однако круг операций по указанным бюджетным счетам не определен действующим законодательством также четко, как по счетам, перечисленным выше. Правовой режим бюджетных счетов регулируется действующим законодательством о безналичных расчетах с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. Например, ст. 239, гл. 24.1 БК РФ устанавливают специальные правила обращения взыскания на бюджетные средства, исключающие в определенных случаях применение общего порядка бесспорного (безакцептного) списания средств (см. комментарий к ст. 854 ГК);

г) средства, внесенные в депозит нотариуса, должны быть помещены на счет нотариуса с особым правовым режимом. Однако законодательство не в полной мере определяет особенности правового режима депозитного счета нотариуса.

Например, в соответствии со ст. 23 Основ законодательства РФ от 11 февраля 1993 г. о нотариате денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой. Однако другие аспекты правового режима этого счета не решены законодательством. Очевидно, что такой счет должен иметь особый порядок снятия (перевода) денег, исключающий недобросовестное использование нотариусом доверенных ему сумм. Но в Положении ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П нет специального балансового счета для открытия депозитных счетов нотариусов, не определен и его правовой режим.

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

Кроме того, неясен вопрос о судьбе сумм, не востребованных кредиторами в течение срока давности. Поскольку принцип приоритета государственной собственности не действует с 1990 г., отпали правовые основания для перечисления указанных сумм в доход государственного бюджета. Представляется, что право собственности на указанные суммы как на бесхозяйные движимые вещи может приобретаться нотариусом по истечении срока приобретательной давности по правилу п. 2 ст. 225 ГК РФ.

Также спорным является вопрос о правовой природе депозитного счета нотариуса. В настоящей работе отстаивается точка зрения, согласно которой депозитный счет нотариуса является банковским счетом и должен открываться на основании договора банковского счета. Однако существует и другая правовая позиция. Так, в соответствии с п. 6 письма Банка России от 18 декабря 2008 г. «Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности» (далее — письмо ЦБ РФ от 18 декабря 2008 г.) банкам рекомендовано открывать депозитный счет нотариуса на балансовом счете N 42309 «Прочие привлеченные средства до востребования». Таким образом, по мнению Банка России, изложенному в письме ЦБ РФ от 18 декабря 2008 г., а также в письме ЦБ РФ от 8 декабря 2010 г., N 18-1-2-9/1558 в ответ на письмо Ассоциации российских банков от 27 октября 2010 г. N А-02/5-819, депозитный счет нотариуса должен открываться на основании договора банковского вклада.

Однако полагаем, что изложенная в письме ЦБ РФ от 18 декабря 2008 г. рекомендация не вполне согласуется с действующим законодательством.

Нотариус, руководствуясь ст. 327 ГК РФ и ст. 87 Основ законодательства РФ о нотариате, вправе открыть в кредитных организациях счета для принятия от должников в депозит денежных сумм. В указанных целях нотариусу в соответствии с Инструкцией Банка России N 28-И открывается депозитный счет нотариуса.

В соответствии с п. 2.1 Инструкции N 28-И депозитный счет нотариуса выделен в один из видов банковских счетов.

Представляется, что основанием для открытия данного счета должно являться заключение договора банковского счета, а не договора банковского вклада, поскольку правовой режим такого счета предполагает совершение расчетных операций нотариуса с третьими лицами, например с кредиторами должника по поводу получения ими суммы долга в безналичном порядке.

Однако в п. 6 письма ЦБ РФ от 18 декабря 2008 г. рекомендовано использовать депозитный счет N 42309, который может быть открыт только на основании договора банковского вклада.

Обозначение рассматриваемого счета нотариуса как депозитного не свидетельствует о необходимости открыть именно депозитный счет в его буквальном понимании, который открывается во исполнение договора банковского вклада. Название рассматриваемого счета нотариуса должно подчеркнуть его основную цель — хранить «чужие» денежные средства (от лат. depositum — хранение) отдельно от собственных средств нотариуса, за счет которых происходит финансирование его основной деятельности. Такого рода счета давно известны в банковской практике под различными наименованиями. Однако общими для них являются следующие признаки. Эти счета открываются на имя какого-либо «номинального» владельца. На рассматриваемый счет должны быть зачислены «чужие» денежные средства одного или нескольких лиц. При этом «номинальный» владелец обязуется управлять «чужими» денежными средствами определенным образом в интересах лиц, перечисливших денежные средства. За рубежом такие счета носят название «escrow account». Нет никаких правовых препятствий для открытия аналогичных счетов в Российской Федерации. Отчасти упоминания о таких счетах уже появились и в российском законодательстве, например о счетах доверительного управления.

В связи с изложенным представляется, что депозитный счет нотариуса должен быть открыт на основании договора банковского счета;

д) счета для расчетов с помощью банковских карт (так называемые карточные счета) имеют следующую правовую особенность: все расходные операции, перечисленные в гл. 2 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. N 266-П, которые начинаются по инициативе владельца счета, могут осуществляться только при помощи банковской карты. Приходные, а также некоторые расходные операции, выполняемые банками на основании распоряжений органов, обладающих властными полномочиями (п. 2 ст. 854 ГК), проводятся в обычном порядке;

е) валютные счета резидентов и нерезидентов и рублевые счета нерезидентов в уполномоченных банках подчиняются режиму, установленному Законом о валютном регулировании;

ж) специальный банковский счет должника (конкурсного управляющего), открытый в соответствии со ст. 138 Закона о банкротстве. Пунктом 3 ст. 138 данного Закона предусмотрено, что конкурсный управляющий должен открыть в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога. Этот счет открывается на основании договора специального банковского счета. Денежные средства, находящиеся на специальном банковском счете должника, могут списываться только для погашения требований кредиторов первой и второй очереди, а также для погашения судебных расходов, расходов по выплате вознаграждения арбитражным управляющим и оплате услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим в целях обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей. Денежные средства со специального банковского счета должника списываются по распоряжению конкурсного управляющего только в целях удовлетворения требований кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 138 Закона о банкротстве.

Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, могут быть признаны недействительными.

4. Вопреки распространенному мнению необходимо сделать вывод, что отдельный банковский счет платежного агента, открываемый на основании Федерального закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ), и отдельный банковский счет банковского платежного агента, открываемый на основании ст. 13.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) , являются счетами с общим правовым режимом.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

В соответствии с ч. ч. 14 и 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г., N 103-ФЗ и ст. 13.1 Закона о банках при приеме платежей платежный агент или банковский платежный агент обязаны использовать отдельные банковские счета для осуществления расчетов. Платежный агент (банковский платежный агент) обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой отдельный банковский счет (счета).

Никаких иных правил относительно отдельных банковских счетов платежных агентов Закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ и ст. 13.1 Закона о банках не устанавливают.

Соответственно, допустимо сделать следующие выводы:

а) в соответствии со ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ и ст. 13.1 Закона о банках платежный агент (банковский платежный агент), во-первых, может открывать несколько отдельных счетов для учета средств, полученных от плательщиков, и, во-вторых, должен использовать их для целей осуществления расчетов по переводу средств на счета поставщиков. Поэтому платежный агент (банковский платежный агент) вправе зачислить поступившие от плательщиков денежные средства на тот счет, на который ему удобнее;

б) в соответствии с п. 4.43.1 разд. 4 Положения ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П счет N 40821 предназначен для открытия лицевого счета платежного агента или банковского платежного агента. Этот счет применяется для учета зачисляемых наличных денежных средств, полученных от плательщиков, и осуществления расчетов при приеме платежей в соответствии с Законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ.

Таким образом, счет N 40821 предназначен не только для зачисления наличных денег, полученных от физических лиц, но и для последующих расчетов. К понятию «расчеты при приеме платежей» можно отнести любые расчетные операции, которые так или иначе необходимо совершить за счет собранных средств, в частности, для взаиморасчетов между платежным субагентом и оператором по приему платежей;

в) поскольку законодательство не содержит каких-либо ограничений по кругу операций, выполняемых по отдельным счетам платежных агентов, у банка нет никаких оснований, чтобы не зачислить на счет N 40821 денежные средства, переведенные на него с такого же счета в другом банке. Во-первых, в соответствии с п. 3 ст. 845 ГК РФ банк не вправе контролировать направления использования денежных средств клиента, а также устанавливать другие не предусмотренные законом или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Во-вторых, клиент может переводить на счет N 40821, открытый в банке, денежные средства, полученные от плательщиков, для целей осуществления расчетов по переводу средств на счета поставщиков. Например, такая ситуация возможна, если в банке открыты счета поставщиков, на которые требуется перевести необходимую сумму.

Таким образом, представляется, что банк не может знать всех особенностей взаимоотношений платежных агентов с поставщиками услуг. Поэтому банк обязан зачислить денежные средства, поступившие на счет N 40821, в безналичном порядке с другого аналогичного счета платежного агента;

г) поскольку Закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ не возлагает на банк никаких контрольных функций, представляется, что банк обязан выполнить распоряжение платежного агента на перечисление средств, даже если работнику банка очевидно, что такой платеж не связан с расчетами с поставщиком. С целью обезопасить себя от возможных претензий со стороны контролирующих органов банкам рекомендуется включать в договор банковского счета соответствующее условие.

Иной ответ может быть дан, когда платежное поручение, не соответствующее назначению отдельного счета банковского платежного агента, представлено в банк банковским платежным агентом.

В соответствии со ст. 13.1 Закона о банках для осуществления приема платежей физических лиц банковский платежный агент должен заключить с кредитной организацией договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Кредитная организация, с которой у банковского платежного агента заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, обязана осуществлять контроль над соблюдением банковским платежным агентом действующего законодательства.

Несмотря на процитированную норму, вопрос о праве банка отказать клиенту в совершении операции по переводу средств остается спорным. Во-первых, ст. 13.1 Закона о банках прямо не формулирует обязанности или права банка отказать в проведении операций, не соответствующих назначению счета. Во-вторых, та же статья устанавливает для банковских платежных агентов, нарушающих действующее законодательство, не приостановление операций, а иные правовые последствия. Статьей 13.1 Закона о банках предусмотрено, что несоблюдение банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц, правил осуществления расчетов в Российской Федерации, требований данной статьи и законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является основанием для расторжения кредитной организацией с таким банковским платежным агентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

д) счет N 40821 должен быть открыт на основании договора банковского счета, который отвечает признакам ст. 11 НК РФ. Следовательно, банк должен сообщить в налоговый орган об открытии указанного счета на основании п. 1 ст. 86 НК РФ;

е) поскольку законодательство не устанавливает никаких исключений для отдельного счета платежного агента (банковского платежного агента), то на него распространяются все нормы гл. 45 ГК РФ, включая ст. ст. 854 и 858.

Следовательно, банк обязан исполнить все надлежащим образом оформленные акты компетентных органов об аресте средств на отдельном счете платежного агента (банковского платежного агента), о приостановлении операции по этому счету, а также обязан исполнить исполнительные документы, предъявленные к отдельному счету платежного агента;

ж) в соответствии с п. 1 ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете. Таким образом, банк может списывать комиссию за совершение операций по отдельному счету платежного агента (банковского платежного агента), если это право банка предусмотрено договором банковского счета;

з) поскольку Закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ не содержит запрета на выдачу наличных денежных средств, то по общему правилу банк обязан их выдать в соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ.

Вместе с тем полагаем, что получение платежным агентом наличных денежных средств с отдельного счета платежного агента противоречит назначению этого счета — расчеты с поставщиком по платежам физических лиц. Чтобы избежать конфликтов с контролирующими органами, банк должен включить в договор банковского счета с платежным агентом условие, запрещающее платежному агенту снимать со счета наличные денежные средства.

На основании изложенного представляется обоснованным вывод, что ст. 13.1 Закона о банках и Закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ не предусматривают каких-либо существенных особенностей отдельного банковского счета платежного агента (банковского платежного агента).

Статья 848 ГК РФ. Операции по счету, выполняемые банком (действующая редакция)

1. Банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

2. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или их списании со счета клиента.

3. Если иное не установлено законом, договором банковского счета могут быть предусмотрены случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или в их списании со счета клиента.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 848 ГК РФ

1. Согласно положениям комментируемой статьи банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

Порядок открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями (филиалами), подразделениями расчетной сети Банка России (банками) банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) юридических лиц, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (клиентов), в валюте Российской Федерации и иностранных валютах закреплен в Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И.

Перечень банковских операций закреплен в ст. 5 ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности».

2. Применимое законодательство:

— ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

— Инструкция Банка России от 30.05.2014 N 153-И.

3. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 N 5;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2014 N 08АП-11688/13;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.08.2010 N Ф03-5324/2010 по делу N А73-12860/2009;

— Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КГ-А40/2713-10 по делу N А40-94872/09-58-659;

— Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.02.2009 N А56-5662/2008.

Статья 857. Банковская тайна

1. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте.

2. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

3. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Комментарий к Ст. 857 ГК РФ

1. Правовое регулирование отношений в связи с банковской тайной в настоящее время осуществляется на основании двух основных норм — комментируемой статьи и ст. 26 Закона о банках.

Кроме того, существуют отдельные федеральные законы, в которых содержатся специальные правила о правах отдельных органов получать сведения, составляющие банковскую тайну. Например, в банковской практике возник вопрос: обязан ли банк предоставлять избирательной комиссии сведения, составляющие банковскую тайну, учитывая, что этот орган отсутствует в перечне органов и лиц, уполномоченных получать такие сведения согласно ст. 26 Закона о банках? В соответствии с п. 2 ст. комментируемой статьи сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены государственным органам и их должностным лицам исключительно в порядке и в случаях, которые предусмотрены законом. Таким образом, ГК РФ не уточнил, каким конкретно законом должны быть установлены случаи обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну. Получается, что нормы любого федерального закона, а не только ст. 26 Закона о банках, могут устанавливать такие случаи. В связи с этим избирательные комиссии вправе требовать от банков информацию, необходимую им для проверки сведений о вкладах кандидатов в депутаты, на основании п. 6 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). При ответе на рассматриваемый вопрос следует учесть, что адресатами ответственности за непредставление сведений, запрошенных избирательной комиссией, в соответствии со ст. 5.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) являются «организации независимо от формы собственности». Это понятие включает и банки.

На основании изложенного представляется возможным сделать вывод, что перечень случаев обязательного предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну, содержащийся в ст. 26 Закона о банках, не имеет исчерпывающего характера. Поэтому требование избирательной комиссии о предоставлении таких сведений в отношении кандидата в депутаты, основанное на п. 6 ст. 33 Закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, должно быть исполнено банком.

В последнее время издается достаточно много таких специальных законов. В результате состав органов, обладающих правом получать сведения, составляющие банковскую тайну, существенно и неконтролируемо увеличивается.

Под термином «банковская тайна» следует понимать особый, определенный законом правовой режим информации о клиентах и их операциях, которая стала известна банку в силу осуществления им банковской деятельности.

Этот правовой режим устанавливает:

— общую обязанность банков и иных субъектов хранить в тайне сведения, составляющие банковскую тайну, и предоставлять их в порядке и на условиях, которые установлены законодательством;

— круг субъектов, допущенных к получению сведений, составляющих банковскую тайну;

— содержание информации, которая является объектом охраны;

— порядок и условия предоставления информации, составляющей банковскую тайну, без согласия владельцев счетов;

— ответственность за разглашение банковской тайны.

2. Состав сведений, на которые распространяется режим охраны банковской тайны, различается по комментируемой статье и ст. 26 Закона о банках.

Обязанность хранить банковскую тайну возлагается на банк или небанковскую кредитную организацию в качестве одного из условий договора банковского счета, предусмотренного законом (п. 1 ст. 432 ГК). Однако круг субъектов, обязанных обеспечивать соблюдение правового режима охраны информации, называемого банковской тайной, значительно шире. Статья 26 Закона о банках возложила такую обязанность на кредитные, аудиторские организации, Банк России, организацию, осуществляющую функции по обязательному страхованию вкладов, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, банковские платежные агенты.

Статьи 7 и 17 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» (далее — Закон о кредитных историях) возложили обязанность хранить банковскую тайну соответственно на бюро кредитных историй и уполномоченный орган, осуществляющий государственный контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44.

3. Кредитные организации гарантируют тайну сведений о счетах и вкладах, об операциях по счетам и вкладам, о своих клиентах (п. 1 комментируемой статьи) и корреспондентах, а также иной информации, устанавливаемой кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (ст. 26 Закона о банках). Сведения, составляющие банковскую тайну, должны быть получены кредитной организацией в процессе осуществления ею банковского обслуживания своего клиента.

Таким образом, обязанность хранить банковскую тайну имеет для банка договорный характер, а объектом ее охраны являются сведения о личности клиента, его операциях и состоянии счета. Следовательно, кредитная организация не обязана хранить в тайне сведения о контрагентах своих клиентов, а также другую информацию, не имеющую непосредственного отношения к банковскому счету (кроме сведений о клиенте), если она не взяла на себя дополнительные обязательства.

4. Перечень операций по счету, на которые распространяется действие банковской тайны, определяется на основании ст. 848 ГК РФ, специального законодательства и договора. Тайна распространяется и на движение вкладов (размер, время и сумма поступления или изъятия, от кого и по каким основаниям поступают суммы и пр.).

5. Сведения о клиенте упоминаются только комментируемой статьей. Однако этот термин законодательством не раскрывается. В ст. 26 Закона о банках имеется норма, которая предусматривает право кредитной организации включать в перечень сведений, подлежащих охране, иные, чем предусмотрено законодательством, сведения, если это не противоречит Федеральному закону.

Отсюда следует, что банк вправе самостоятельно уточнить состав сведений, составляющих банковскую тайну, в их числе сведения о клиенте. Однако во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется делать это по договоренности с клиентом, включив в договор банковского счета соответствующее условие. К сведениям о клиенте могут относиться любые данные о правовом, социальном, семейном и других положениях клиента. Например, информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие банковской тайны.

По мнению Конституционного Суда РФ, сведения о вкладах и счетах граждан в банках представляют собой информацию персонального характера, поэтому законодатель установил специальный правовой режим банковской тайны (Определение КС РФ от 19 января 2005 г. N 10-О «По жалобе открытого акционерного общества «Универсальный коммерческий банк «ЭРА» на нарушение конституционных прав и свобод частями второй и четвертой статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

При таком подходе к пониманию банковской тайны возникает проблема соотношения этого понятия с понятием персональных данных. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон о персональных данных) под персональными данными следует понимать любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Таким образом, правовой режим персональных данных допустимо назвать «личной тайной». Однако объект охраны такой личной тайны — информация о частной жизни физического лица — может быть одновременно объектом любой профессиональной тайны — врачебной, адвокатской, налоговой, банковской и т.п. В таком понимании банковская тайна представляет собой один из способов соблюдения личной тайны, когда информация о частной жизни физического лица получена банком в рамках осуществления им свой профессиональной деятельности. Охрана этих сведений должна осуществляться на основании, во-первых, Закона о персональных данных и, во-вторых, законодательства о банковской тайне — в части, не противоречащей первому Закону.

6. Помимо сведений, указанных в п. п. 3 — 5 комментируемой статьи, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Бюро кредитных историй могут предоставлять указанные сведения только в объеме и порядке, которые установлены Законом о кредитных историях (ст. 7).

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов. В соответствии со ст. 8 указанного Закона работники уполномоченного органа при исполнении этого Закона обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих банковскую тайну, и несут установленную законодательством РФ ответственность за разглашение этих сведений.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о страховании вкладов) (ст. ст. 31 и 32). Агентство по страхованию вкладов может получить информацию, составляющую банковскую тайну, как непосредственно от банков, так и в результате участия служащих Агентства в проверках кредитных организаций, осуществляемых Банком России.

———————————
Собрание законодательство РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.

7. Часть 13 ст. 26 Закона о банках возложила на банковских платежных агентов обязанность хранить банковскую тайну. Банковскими платежными агентами называются юридические лица, которые не являются кредитными организациями, но в соответствии со ст. 13.1 Закона о банках привлекаются кредитными организациями на основании договора с банком для участия в процедуре совершения перевода без открытия банковского счета по поручениям физических лиц. Соответственно, банковские платежные агенты обязаны хранить в тайне сведения об операциях физических лиц, чьи платежи принимаются ими в соответствии со ст. 13.1 Закона о банках.

8. Пределы раскрытия банковской тайны (порядок и условия предоставления указанной информации) без согласия владельцев счетов определяются законодательством.

В соответствии со ст. 26 Закона о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ, Пенсионному фонду РФ, Фонду социального страхования РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством РФ справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Законом о страховании вкладов, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Законом о противодействии отмыванию доходов.

9. Из ч. ч. 2 и 3 приведенной выше ст. 26 Закона о банках усматривается, что ею установлено общее и специальное правило предоставления следственным органам информации, составляющей банковскую тайну.

По общему правилу органы предварительного следствия могут получать сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии возбужденного уголовного дела и согласия руководителя следственного органа (ч. 2 ст. 26 Закона о банках). Специальное правило вытекает из ч. 3 ст. 26 Закона о банках, согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

При применении указанных норм необходимо учитывать последующее изменение законодательства. С 10 января 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» (далее — Закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ), существенно ограничивающий права органов внутренних дел. Так, после вступления в силу этого Закона органы внутренних дел утратили право проверять имеющуюся информацию о налоговом правонарушении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением налогового законодательства.

Пунктом 1 ст. 36 НК РФ предусмотрено, что по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых последними выездных налоговых проверках.

10. Условия предоставления таможенным органам сведений, составляющих банковскую тайну, определяются ст. 408 Таможенного кодекса РФ и ст. 98 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС).

Согласно п. 3 ст. 98 ТК ТС для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о денежных операциях по осуществляемым внешнеэкономическим сделкам.

11. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы праве требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. В ст. 86 НК РФ предусмотрена обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя). Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запросов в банк утверждены Приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/[email protected] «Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) и форм соответствующих запросов».

Форма и порядок представления банками информации по запросам налоговых органов утверждены Приказом ФНС России от 30 марта 2007 г. N ММ-3-06/[email protected] «Об утверждении Порядка представления банками информации о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, об операциях на счетах по запросам налоговых органов и соответствующих форм справок и выписки».

12. В соответствии со ст. 26 Закона о банках сведения, составляющие банковскую тайну, должны представляться кредитными организациями в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» таким органом является Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 45. Ст. 4251.

Статьей 6 Закона о противодействии отмыванию доходов установлен круг операций, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых подлежат передаче в КФМ России. Это операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов (приводится в части, имеющей отношение к договору банковского счета):

— операции с денежными средствами в наличной форме: снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

— зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, либо одной из сторон является лицо, владеющее счетом в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

— размещение денежных средств во вкладе (на депозите) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя;

— открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в нем денежных средств в наличной форме;

— перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

— зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия;

— выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения.

При осуществлении указанных операций кредитные организации в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов обязаны:

1) идентифицировать личность, которая совершает с денежными средствами или иным имуществом операции, подлежащие обязательному контролю, либо открывает счет (депозитный вклад) по предъявляемым документам;

2) документально фиксировать и представлять в КФМ России не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю:

— вид операции и основания ее совершения, дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

— сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, регистрационный номер, место регистрации и адрес места нахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

— сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения физического или юридического лица;

— сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, адрес места жительства представителя физического или юридического лица;

— сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя, в том числе идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или места нахождения получателя и его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов КФМ России вправе запрашивать любую дополнительную информацию в отношении сделок, как подлежащих, так и не подлежащих обязательному контролю, если у него возникнут подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Работники кредитных организаций обязаны направлять в КФМ России любую информацию об операциях клиентов, если у них возникнут подозрения, что они осуществляются в целях легализации преступных доходов (п. 3 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов).

Порядок представления кредитными организациями указанной выше информации в КФМ России установлен Положением «О представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 и Положением ЦБ РФ от 20 декабря 2002 г. N 207-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение ЦБ РФ N 207-П). В соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ N 207-П представление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Законом о противодействии отмыванию доходов, осуществляется через территориальное учреждение Банка России.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 16. Ст. 1572.

Вестник Банка России. 2003. N 2.

В соответствии со ст. 9 Закона о противодействии отмыванию доходов ЦБ РФ предоставляет КФМ России информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в согласованном с ним порядке. Эти действия не могут рассматриваться как нарушение банковской тайны.

13. В соответствии со ст. 29 Закона о страховании вкладов Агентство по страхованию вкладов вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну, следующими путями:

а) через отчетность и иную информацию, направляемую в Агентство Банком России;

б) из разъяснений и ответов банков на мотивированные запросы Агентства, касающиеся информации об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей и т.п.;

в) из реестра обязательств банка перед вкладчиками, подтверждающего привлечение денежных средств во вклады, полученные от банка, в отношении которого наступил страховой случай;

г) от конкурсного управляющего — в случае удовлетворения (в том числе частичного) банком требования вкладчика, в отношении которого наступил страховой случай.

14. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о Счетной палате) Счетной палате РФ предоставлено право требовать от ЦБ РФ, банков и иных кредитно-финансовых учреждений предоставления информации, необходимой для обеспечения ее деятельности. Задачи и компетенция Счетной палаты РФ определяются Законом о Счетной палате следующим образом. В соответствии со ст. 2 этого Закона ее задачей является контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в ЦБ РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на банки и другие финансово-кредитные учреждения, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества (ст. 12 Закона). Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; за деятельностью ЦБ РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (ст. 19).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

15. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о банках банки обязаны предоставлять справки, содержащие информацию, охраняемую режимом банковской тайны, «органам принудительного исполнения судебных актов, других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности». Деятельность судебных приставов-исполнителей урегулирована прежде всего Законом об исполнительном производстве.

Если неизвестны реквизиты счетов должника, то судебный пристав-исполнитель в соответствии с ч. 2 ст. 81 Закона об исполнительном производстве может направить в банк или иную кредитную организацию постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные счета должника в размере задолженности.

В соответствии с ч. ч. 8 и 9 ст. 69 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава и с учетом размера задолженности должника запрашивать у банков и иных кредитных организаций следующие сведения:

1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;

2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;

3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Из данной нормы вытекает, что право судебных приставов-исполнителей запрашивать у банков информацию, составляющую банковскую тайну, существует только в объеме, необходимом для исполнения исполнительного документа.

Такой же вывод следует из Постановления КС РФ от 14 мая 2003 г. N 8 «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа».

Порядок оформления запроса урегулирован во втором предложении ч. 8 ст. 69 Закона об исполнительном производстве. Согласно этой норме судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения у банков с разрешения (в письменной форме) старшего судебного пристава. Корректное применение данного правила означает, что банк становится обязанным предоставить такую информацию по запросу судебного пристава-исполнителя, если ему одновременно будет представлено письменное согласие старшего судебного пристава. Из буквального толкования указанной нормы следует, что разрешение старшего судебного пристава-исполнителя должно касаться тех сведений, которые запрашивает судебный пристав-исполнитель. Таким образом, старший судебный пристав-исполнитель должен проверять обоснованность запроса подчиненным приставом-исполнителем сведений, составляющих банковскую тайну. На практике имели место случаи, когда банк получал письмо старшего судебного пристава-исполнителя, содержавшее список подчиненных ему приставов-исполнителей, в отношении которых дано общее предварительное согласие на получение ими сведений, составляющих банковскую тайну по делам, которые когда-либо будут находиться в их производстве. В этом случае вместо разрешения на получение информации (объект) банку представили разрешение на выполнение приставами (субъектами) дополнительных функций. Вполне очевидно, что такое общее предварительное согласие может представлять потенциальную опасность, поскольку перечисленные в письме старшего пристава-исполнителя лица могут уволиться, о чем банк не сможет вовремя узнать, и продолжать неправомерно запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну. В связи с изложенным представляется, что банк должен предоставлять судебным приставам-исполнителям сведения, составляющие банковскую тайну, только при наличии письменного согласия старшего судебного пристава-исполнителя на получение в банке конкретных запрашиваемых сведений.

Форма запроса судебного пристава-исполнителя утверждена приложением N 43 к Приказу Министерства юстиции РФ от 25 июня 2008 г. N 126 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов».

16. Часть 5 ст. 26 Закона о банках определяет круг лиц и органов, которым кредитной организацией выдаются справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев:

1) лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении (ст. 1128 ГК). Однако средства на банковском счете могут наследоваться также на основании нотариально удостоверенного завещания и на основании закона. В двух последних случаях сведения, составляющие банковскую тайну, наследникам не выдаются до получения ими свидетельства о праве на наследство;

2) нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков. Учитывая, что клиентом банка (вкладчиком) может быть российский гражданин, иностранец или лицо без гражданства, российские нотариальные конторы могут запрашивать у российских банков сведения, составляющие банковскую тайну, обо всех указанных умерших лицах в случаях, когда наследство открывается на территории России;

3) иностранным консульским учреждениям в отношении счетов иностранных граждан. Отсюда следует, что если наследство было открыто за границей, российские банки не обязаны предоставлять консульским учреждениям сведения, составляющие банковскую тайну, в отношении умерших лиц без гражданства — владельцев счетов и вкладов в российских банках.

14. За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом (ст. 26 Закона о банках).

Указанные организации могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков. Кроме того, клиент вправе потребовать возмещения морального вреда в порядке, предусмотренном ст. ст. 151 и 152 ГК РФ.

Должностные лица и иные работники вышеназванных организаций могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям и привлечены к материальной ответственности в порядке и случаях, которые установлены Трудовым кодексом РФ.

Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, может повлечь уголовную ответственность соответствующих лиц в случаях, предусмотренных в ст. 183 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Еще по теме:

  • 29562 воинская часть информация актуальна на 29.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи ОКВЭД Выписка из […]
  • Дает ли право на работу временное проживание РВП и разрешение на работу / патент Наши услуги Многих иностраных граждан, которые планируют получить разрешение на временное проживание, интересует вопрос – а дает ли РВП право на работу […]
  • Адвокат шота горгадзе книга Книга адвоката Шоты Горгадзе: «АдвокатЪ от А до Ъ» Шота Горгадзе — известный московский адвокат, кандидат юридических наук, председатель Комиссии по развитию гражданского общества и […]
  • Военная служба к 400 Входит ли служба в армии в трудовой стаж (нюансы)? Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту. Однако в различных видах стажа она […]
  • Комментарии к ст732 коап рф Комментарии к СТ 8.2 КоАП РФ Статья 8.2 КоАП РФ. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными […]
  • Доценко адвокат НАТАЛИЯ ДОЦЕНКО-БЕЛОУС TRANSACTIONAL LAW BOUTIQUE Наталия Александровна Доценко-Белоус — украинский адвокат, автор и разработчик финансово-правовых моделей привлечения средств в […]