Система хозяйственного права и процесса

Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального права Республики Беларусь (стр. 1 из 3)

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие, предмет, метод и система хозяйственного процессуального права

Хозяйственный процесс — предусмотренная нормами хозяйственного процессуального права форма осуществ­ления правосудия, т.е. форма деятельности хозяйственно­го суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. А совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность хозяйственного суда, называют хозяйственным процессуальным правом. Поэтому хозяйственный процесс (хозяйственное судопро­изводство) является предметом хозяйственного процессу­ального права.

Защита прав и законных интересов в хозяйственном судопроизводстве осуществляется путем:

— присуждения обязанного лица к совершению определенных действий или воздержания от них. Например, ответчик может быть обязан хозяйственным судом поставить истцу товар, предусмотренный договором, в натуре;

— преобразования существующего правоотношения, т.е. его изменения, прекращения. Так, хозяйственный суд рассматривает дела о понуждении заключения хозяйственных договоров, об изменении и расторжении этих договоров;

— установления фактов, имеющих юридическое значе­ние для юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей в сфере экономики.

Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, воз­никающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Эти споры и другие дела, отнесенные к компетенции хозяйственных судов, являются предметом хозяйственного процесса.

Процессуальная форма деятельности хозяйственного суда — установленный нормами хозяйственного процессу­ального права порядок: рассмотрения хозяйственным су­дом поступивших исков (заявлений), возбуждения произ­водства по делу, подготовки дела к судебному разбира­тельству, рассмотрения и разрешения дел с вынесением судебных актов, обжалования и пересмотра судебных ак­тов, а также их исполнения.

Закон придает особое значение процессуальной фор­ме, поскольку она позволяет установить реальное нали­чие или отсутствие прав субъектов предпринимательской деятельности и эффективно защитить их путем вынесе­ния законных и обоснованных судебных актов. Процессу­альная форма выступает в качестве инструмента достиже­ния законности в правоприменительной деятельности су­дов 1 . ХПК устанавливает, кто вправе обратиться в хозяй­ственный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст. 4); кто из судей не вправе рассматривать конкретное дело при наличии личной или иной заинтересованности в его исходе (ст. 21, 22); какие дела подведомственны хозяйственному суду (ст. 27); опре­деляет правила подсудности (ст. 29-36); состав лиц, участ­вующих в деле (гл. 5); виды доказательств (ст. 60) и т.д.

Конституция Республики Беларусь, ХПК и другие за­конодательные акты предоставляют хозяйственному суду, лицам, участвующим в деле, другим участникам процесса соответствующие их процессуальному положению права и возлагают определенные обязанности. Так, лица, участ­вующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании. Одновременно каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоя­тельства, на которые оно ссылается как на основание сво­их требований и возражений.

При этом праву одного участника процесса должна со­ответствовать обязанность другого. Например, истец вправе заявить ходатайство о приостановлении производ­ства по делу в связи с реорганизацией ответчика (юриди­ческого лица). В этом случае хозяйственный суд обязан рассмотреть такое ходатайство и приостановить произ­водство по делу.

Для хозяйственного процессуального права характе­рен диспозитивно-императивный метод правового ре­гулирования. Диспозитивность (волеизъявление по рас­поряжению своими материальными и процессуальными правами) выражается в том, что без инициативы заинте­ресованного лица (истца, заявителя) не может быть воз­буждена практически ни одна стадия хозяйственного про­цесса. Хозяйственный суд не вправе возбуждать производ­ство по делу без искового заявления, кассационное произ­водство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В то же время, участники процесса вправе совершать только предусмотренные законодательными актами действия и в установленной форме. А хозяйственный суд как орган го­сударственной власти наделен строго определенными пол­номочиями по защите прав и законных интересов участни­ков процесса, его решения носят обязательный характер. В этом заключается императивный характер правового регулирования хозяйственного процессуального права.

Систему хозяйственного процессуального права со­ставляют нормы, регламентирующие хозяйственное судо­производство. Они подразделяются на общую часть (при­менительно к ХПК — это нормы, входящие в раздел I «Об­щие положения») и особенную часть (все последующие разделы ХПК).

Процессуальные права и обязанности реализуются при рассмотрении и разрешении конкретных дел посред­ством совершения процессуальных действий (предъявле­ние иска, заявление ходатайств, представление доказа­тельств, судебное разбирательство, вынесение судебных актов, исполнение судебного решения и т.п.).

Хозяйственное судопроизводство — совокупность про­цессуальных действий по реализации процессуальных прав и обязанностей хозяйственного суда, лиц, участвую­щих в деле, и других участников процесса.

Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению и разрешению конкретных споров осуществляется в опреде­ленной законом последовательности, по стадиям процесса. Каждая стадия хозяйственного процесса характеризуется специфическими процессуальными отношениями, процес­суальными действиями, имеет свои объект, субъектный состав участников, задачи, форму, цели и содержание.

Под стадией хозяйственного процесса подразумевает­ся совокупность процессуальных действий, осуществляе­мых с целью решения определенных задач.

Начальной стадией хозяйственного процесса является принятие искового заявления (заявления или жалобы).

Некоторые авторы называют эту стадию хозяйственного процесса воз­буждением производства по делу или возбуждением дела.

Для данной стадии хозяйственного процесса присущи:

— объект — поданное в хозяйственный суд исковое заяв­ление (заявление, жалоба) с приобщенными к нему доку­ментами;

— задачи — определить подведомственность, соблюдение требований ХПК и других законодательных актов к форме и содержанию искового заявления (заявления, жало­бы), подсудность и другие критерии, необходимые для ре­шения вопроса принимать ли дело к производству хозяй­ственного суда;

— субъект — судья или состав судей хозяйственного суда, а также лицо, подавшее исковое заявление (заявление, жалобу);

— процессуальные действия — отказ в принятии искового заявления (заявления, жалобы) или его возвращение либо возбуждение производства по делу;

— процессуальная форма — соответствующее определе­ние.

После принятия искового заявления и возбуждения производства по делу следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству.

К задачам этой стадии хозяйственного процесса отно­сятся: 1) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса; 2) определение зако­нодательства, которым следует руководствоваться, и ус­тановление правоотношений сторон; 3) определение об­стоятельств, имеющих значение для правильного разре­шения дела; 4) представление и истребование необходи­мых доказательств; 5) установление времени и места су­дебного заседания.

Основной стадией хозяйственного процесса является судебное разбирательство.

На этой стадии разрешаются споры и рассматривают­ся дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возраже­ния. Разбирательство дела осуществляется в судебном за­седании, которое завершается вынесением решения или определения о прекращении производства по делу либо определения об оставлении иска без рассмотрения.

Следующей возможной стадией хозяйственного про­цесса является пересмотр судебных актов в кассацион­ной инстанции.

По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хо­зяйственного процесса проверяется законность и обосно

Очередной (также проверочной) стадией хозяйствен­ного процесса может быть пересмотр судебных актов в порядке надзора.

Эта стадия хозяйственного процесса предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц хозяйственных судов и органов прокуратуры.

Возможен также пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На этой стадии по заявлениям лиц, участвующих в де­ле, либо по представлениям должностных лиц, правомоч­ных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть отменены, а де­ло может быть рассмотрено по правилам одной из преды­дущих стадий хозяйственного процесса при наличии опре­деленных обстоятельств.

1.Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального права

Хозяйственный процесс — предусмотренная нормами хозяйственного процессуального права форма осуществ­ления правосудия, т.е. форма деятельности хозяйственно­го суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. А совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность хозяйственного суда, называют хозяйственным процессуальным правом. Поэтому хозяйственный процесс (хозяйственное судопро­изводство) является предметом хозяйственного процессу­ального права.

Защита прав и законных интересов в хозяйственном судопроизводстве осуществляется путем:

— присуждения обязанного лица к совершению определенных действий или воздержания от них. Например, ответчик может быть обязан хозяйственным судом поставить истцу товар, предусмотренный договором, в натуре;

— преобразования существующего правоотношения, т.е. его изменения, прекращения. Так, хозяйственный суд рассматривает дела о понуждении заключения хозяйственных договоров, об изменении и расторжении этих договоров;

признания существования определенных прав и обя­занностей или их отсутствия;

установления фактов, имеющих юридическое значе­ние для юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей в сфере экономики.

Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, воз­никающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Эти споры и другие дела, отнесенные к компетенции хозяйственных судов, являются предметом хозяйственного процесса.

Процессуальная форма деятельности хозяйственного суда — установленный нормами хозяйственного процессу­ального права порядок: рассмотрения хозяйственным су­дом поступивших исков (заявлений), возбуждения произ­водства по делу, подготовки дела к судебному разбира­тельству, рассмотрения и разрешения дел с вынесением судебных актов, обжалования и пересмотра судебных ак­тов, а также их исполнения.

Конституция Республики Беларусь, ХПК и другие за­конодательные акты предоставляют хозяйственному суду, лицам, участвующим в деле, другим участникам процесса соответствующие их процессуальному положению права и возлагают определенные обязанности. Так, лица, участ­вующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании. Одновременно каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоя­тельства, на которые оно ссылается как на основание сво­их требований и возражений.

При этом праву одного участника процесса должна со­ответствовать обязанность другого. Например, истец вправе заявить ходатайство о приостановлении производ­ства по делу в связи с реорганизацией ответчика (юриди­ческого лица). В этом случае хозяйственный суд обязан рассмотреть такое ходатайство и приостановить произ­водство по делу.

Для хозяйственного процессуального права характе­рен диспозитивно-императивный метод правового ре­гулирования. Диспозитивность (волеизъявление по рас­поряжению своими материальными и процессуальными правами) выражается в том, что без инициативы заинте­ресованного лица (истца, заявителя) не может быть воз­буждена практически ни одна стадия хозяйственного про­цесса. Хозяйственный суд не вправе возбуждать производ­ство по делу без искового заявления, кассационное произ­водство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В то же время, участники процесса вправе совершать только предусмотренные законодательными актами действия и в установленной форме.

Систему хозяйственного процессуального права со­ставляют нормы, регламентирующие хозяйственное судо­производство. Они подразделяются на общую часть и особенную часть.

Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению и разрешению конкретных споров осуществляется в опреде­ленной законом последовательности, по стадиям процесса. Каждая стадия хозяйственного процесса характеризуется специфическими процессуальными отношениями, процес­суальными действиями, имеет свои объект, субъектный состав участников, задачи, форму, цели и содержание.

Под стадией хозяйственного процесса подразумевает­ся совокупность процессуальных действий, осуществляе­мых с целью решения определенных задач.

Основной стадией хозяйственного процесса является судебное разбирательство.

На этой стадии разрешаются споры и рассматривают­ся дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возраже­ния. Разбирательство дела осуществляется в судебном за­седании, которое завершается вынесением решения или определения о прекращении производства по делу либо определения об оставлении иска без рассмотрения.

Следующей возможной стадией хозяйственного про­цесса является пересмотр судебных актов в аппеляционной инстанции.

По аппеляционным жалобам лиц, участвующих в деле, и протестам прокуроров на этой стадии хо­зяйственного процесса проверяется законность и обосно ванность судебных актов, не вступивших в законную силу.

Следующей возможной стадией хозяйственного про­цесса является пересмотр судебных актов в кассацион­ной инстанции.

По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хо­зяйственного процесса проверяется законность и обосно ванность судебных актов, вступивших в законную силу.

Очередной (также проверочной) стадией хозяйствен­ного процесса может быть пересмотр судебных актов в порядке надзора.

Эта стадия хозяйственного процесса предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц хозяйственных судов и органов прокуратуры.

Возможен также пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На этой стадии по заявлениям лиц, участвующих в де­ле, либо по представлениям должностных лиц, правомоч­ных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть отменены при наличии опре­деленных обстоятельств.

Завершающей стадией хозяйственного процесса явля­ется исполнение судебных и иных актов.

Добровольное и принудительное исполнение судебных актов, а также актов некоторых других органов, права и обязанности должника, взыскателя, судебных исполните­лей хозяйственных судов реализуются на этой стадии хо­зяйственного процесса.

Основы хозяйственного процессуального права (стр. 1 из 3)

Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального права

В соответствии с действующим законодательством хозяйственный суд в Республике Беларусь осуществляет правосудие путём разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений.

В статье 1 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь закреплён ряд основных терминов, в том числе и понятия «хозяйственный суд» и «хозяйственный спор».

Так, хозяйственный суд — это Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей и г. Минска, специализированные хозяйственные суды, образованные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами о судоустройстве и статусе судей и законодательными актами о хозяйственных судах.

Необходимо также определить понятие хозяйственного (экономического) спора. Это спор, возникающий при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Говоря о судах, необходимо обратить внимание на правосудие как на специфический вид деятельности.

Правосудие — деятельность суда (органа государственной власти) по разрешению различных споров в сфере права. Деятельность хозяйственного суда по осуществлению правосудия представляет собой хозяйственный процесс, а совокупность правовых норм, регулирующих порядок этой деятельности, называют хозяйственным процессуальным правом.

Хозяйственное процессуальное право (как самостоятельная отрасль права) — система норм, регулирующих деятельность хозяйственного суда и иных заинтересованных субъектов, связанных с осуществлением правосудия по делам, отнесённым к ведению хозяйственных судов.

Хозяйственное процессуальное право включает два вида норм — организационные и процессуальные. Организационные нормы закрепляют систему и порядок деятельности хозяйственных судов, процессуальные — непосредственно устанавливают порядок осуществления правосудия.

Предмет хозяйственного процессуального права представляет собой совокупность процессуальных действий суда и иных заинтересованных субъектов при осуществлении хозяйственного судопроизводства.

Хозяйственный процессуальный метод правового регулирования сочетает в себе элементы императивного (властных предписаний) характера с диспозитивным (дозволительным) началом. Одновременное сочетание в хозяйственном процессуальном методе правового регулирования императивных и диспозитивных, публично-правовых и частноправовых начал объясняется правовой природой хозяйственного процессуального права.

Хозяйственный процесс, с одной стороны, представляет собой властную деятельность хозяйственного суда по применению норм материального и процессуального права, а с другой, является формой принудительного осуществления субъективных прав в основном тех отраслей права, которые строятся на равенстве, диспозитивности их субъектов.

Императивные начала метода хозяйственного процессуального права в основном проявляются в следующем:

1)процессуальные нормы обеспечивают главенствующее положение хозяйственного суда как органа судебной власти;

2)в качестве основных юридических фактов выступают властные процессуальные действия хозяйственного суда;

3)хозяйственное процессуальное право обеспечивает хозяйственному суду право контроля за действиями сторон, а также наделяет хозяйственный суд полномочиями по руководству процессом;

4)хозяйственный процесс основывается на строго определённом процессуальном порядке осуществления правосудия — хозяйственной процессуальной форме.

Диспозитивные начала проявляются:

1)в равенстве сторон хозяйственного процесса при защите своих прав и законных интересов;

2)свободе пользования этими правами, поскольку субъекты хозяйственного процессуального права могут осуществлять либо не осуществлять свои права;

3)наличии системы гарантий прав субъектов хозяйственного процесса.

Хозяйственное процессуальное право защищает интересы истца в смысле процессуальных гарантий так же, как и интересы ответчика.

Как и большинство других отраслей права, хозяйственное процессуальное право состоит из общей и особенной частей.

К общей части относятся нормы, закрепляющие право на обращение в хозяйственный суд, принципы хозяйственного процесса, состав и компетенцию суда, подведомственность и подсудность, доказательства в хозяйственном процессе, состав лиц, участвующих в деле, судебные расходы, судебные штрафы.

Особенная часть хозяйственного процессуального права включает нормы, регулирующие процессуальные отношения в ходе реализации стадий хозяйственного процесса.

Нормы хозяйственного процессуального права находятся во взаимодействии и взаимосвязи с нормами других отраслей права. Связь хозяйственного процессуального права и конституционного права состоит в том, что в соответствии со статьей 109 действующей Конституции Республики Беларусь судебная власть в республике принадлежит судам. В главе 6 Конституции закреплён принцип осуществления правосудия ТОЛЬКО судом.

Хозяйственное процессуальное право по своей системе, институтам, стадиям схоже с гражданским процессуальным правом. Эти две отрасли осуществляют правосудие в сфере гражданского оборота. Главными субъектами как в хозяйственном, так и гражданском процессе являются суды различных инстанций.

Различие между хозяйственным процессуальным и уголовно процессуальным правом состоит в основании возникновении соответствующего правоотношения (гражданско-правовой спор либо совершение уголовно наказуемого деяния).

Наиболее тесная связь у хозяйственного процессуального права существует с гражданским правом, которое оказывает непосредственное воздействие на содержание норм хозяйственного процессуального права. Так, хозяйственная процессуальная право- и дееспособность определяется право- и дееспособностью в гражданском праве. Требования к форме сделок, закреплённые гражданско-правовыми нормами, определяют принцип допустимости средств доказывания в хозяйственном процессуальном праве.

Нормы хозяйственного процессуального права взаимосвязаны также с налоговым, экологическим, банковским, административным и другими отраслями права.

Одним из основных источников хозяйственного процессуального права является Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК). Кодекс содержит совокупность норм, регулирующих весь хозяйственный процесс. Значение ХПК состоит в том, что установленный им порядок разрешения споров в сфере хозяйственной деятельности гарантирует соблюдение законности, равноправие сторон, создаёт необходимые условия для оперативного восстановления нарушенных прав участников хозяйственных (экономических) отношений. К источникам хозяйственного процессуального права относятся: Конституция Республики Беларусь; Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь; другие кодексы; законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь; международные договоры Республики Беларусь; постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.

Хозяйственный процесс — это совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе этих действий процессуальных правоотношений, связанных с осуществлением правосудия по хозяйственным (экономическим) спорам.

Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

1. Обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами.

2.Справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Задачи судопроизводства в хозяйственных судах:

правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, — организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

исполнение установленных ХПК и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;

содействие становлению и совершенствованию партнёрских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота;

укрепление авторитета судебной власти.

Для того чтобы начать процесс, заинтересованное лицо должно обратиться в хозяйственный суд в форме, предусмотренной статьей 7 ХПК. Хозяйственный процесс по любому делу проходит несколько этапов, которые именуются стадиями процесса. Под стадией процесса понимается совокупность ряда процессуальных действий, объединённых соответствующей процессуальной целью. К стадиям хозяйственного процесса относятся:

1)возбуждение дела в хозяйственном суде;

2)подготовка дела к судебному разбирательству;

3)разрешение споров в заседании хозяйственного суда;

4)производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции;

5)производство в кассационной инстанции;

6)производство по рассмотрению судебных актов в порядке надзора;

7)производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;

8)исполнительное производство в хозяйственных судах.

В ряде источников приводятся иные классификации стадий, однако именно восьмизвенная структура, по нашему мнению, является наиболее полной и отражает специфику хозяйственного процесса.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЕФЕРАТ по дисциплине «Хозяйственный процесс»
на тему: Понятие, система, предмет хозяйственного процессуального права

Выполнил: Бандык О. И., студент 4 курса, группы ПХ-41

Проверил: преподаватель кафедры гражданского права и процесса

ВВЕДЕНИЕ. 3
ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА. 4
ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА. 5
ИСТОЧНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА. 7
ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 12

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Развитие экономических отношений в Республике Беларусь ведет к росту споров между субъектами хозяйствования, которые разрешаются в судебном порядке.
Хозяйственное процессуальное право регулирует весь спектр отношений, возникающих в ходе разрешения экономических споров в судебном порядке. Любая отрасль права имеет свои фундаментальные основы, которые определяют механизм правового регулирования в целом.
При выполнении работы использовались общенаучный метод познания (обобщение, индукция), методы эмпирического и теоретического исследования (описание, формализация) и специально-правовые методы (структурно-правовой метод, метод толкования правовых норм).
Объект исследования – совокупность правоотношений, возникающих в сфере хозяйственного процесса.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие отношения в области хозяйственного судопроизводства, а также специальная научная литература.
Цель исследования – изучение общих положений хозяйственного процессуального права как отрасли белорусского права.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1) определить понятие хозяйственного процессуального права,
2) выявить структурные элементы данной отрасли права,
3) уяснить правовую природу хозяйственного судопроизводства.

ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть принадлежит судам. [4]
Правосудие – деятельность суда (иного органа государственной власти) по разрешению правовых споров.
Хозяйственное процессуальное право (как самостоятельная отрасль права) – система норм, регулирующих деятельность хозяйственного суда и иных заинтересованных субъектов, связанных с осуществлением правосудия по делам, отнесённым, к ведению хозяйственных судов. [2, с. 6]
Хозяйственное процессуальное право характеризуется следующими признаками:
1) самостоятельность, т. е. наличие предмета и метода правового регулирования, отграничивающих его от других отраслей права,
2) наличие специального законодательства, регулирующего хозяйственные процессуальные отношения,
3) сочетание диспозитивных и императивных начал,
4) строгая регламентация процессуальных действий,
5) четкое закрепление правил подведомственности и подсудности дел хозяйственному суду.
Хозяйственное процессуальное право можно также рассматривать как отрасль науки и учебную дисциплину.
Хозяйственное процессуальное право как отрасль науки – система научных исследований, дискуссий и поиска оптимальных вариантов правового регулирования.
Хозяйственное процессуальное право как учебная дисциплина – совокупность знаний, методических материалов, позволяющих изучить хозяйственное процессуальное право.
Хозяйственное процессуальное право является динамично развивающейся отраслью права, которая реагирует на изменения в общественных отношениях и экономике, совершенствуя хозяйственное судопроизводство.

ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Предмет хозяйственного процессуального права – совокупность отношений, возникающих при осуществлении процессуальных действий судом и иными заинтересованными субъектами в рамках хозяйственного судопроизводства. [3, с. 6]
Метод правового регулирования в хозяйственном процессе сочетает в себе элементы императивного и диспозитивного начал.
Одновременное сочетание в хозяйственном процессуальном методе правового регулирования императивных и диспозитивных, публично-правовых и частноправовых начал объясняется правовой природой хозяйственного процессуального права.
Хозяйственный процесс, с одной стороны, представляет собой властную деятельность хозяйственного суда по применению норм материального и процессуального права, а с другой, является формой принудительного осуществления субъективных прав в основном тех отраслей права, которые строятся на равенстве, диспозитивности их субъектов. [1, с. 10]
Императивные начала метода хозяйственного процессуального права проявляются в следующем:
1) главенствующее положение хозяйственного суда как органа судебной власти;
2) основные юридические факты – властные процессуальные действия хозяйственного суда;
3) хозяйственное процессуальное право обеспечивает хозяйственному суду право контроля действий сторон, а также наделяет хозяйственный суд полномочиями по руководству процессом;
4) хозяйственный процесс базируется на строго определённом процессуальном порядке осуществления правосудия – хозяйственной процессуальной форме. [3, с. 7]
Диспозитивные начала:
1) равенство сторон хозяйственного процесса при защите своих прав и законных интересов;
2) свобода пользования этими правами;
3) наличие системы гарантий прав субъектов хозяйственного процесса (равенство прав и обязанностей истца и ответчика).
Система хозяйственного процессуального права – совокупность взаимосвязанных норм и институтов, расположенных в определенной последовательности.
Хозяйственное процессуальное право состоит из общей и особенной частей.
Общую часть составляют нормы, закрепляющие право на обращение в хозяйственный суд, принципы хозяйственного процесса, состав и компетенцию суда, подведомственность и подсудность, доказательства в хозяйственном процессе, состав лиц, участвующих в деле, судебные расходы, судебные штрафы.
Особенная часть хозяйственного процессуального права включает нормы, регулирующие процессуальные отношения в ходе реализации отдельных стадий хозяйственного процесса.
Деление хозяйственного процессуального права на общую и особенную часть является условным, поскольку специальные нормы реализуются на основе общих положений.
Таким образом, хозяйственного процессуальное право имеет свой предмет, метод и систему правовых норм, чем и обуславливается его самостоятельность.

ИСТОЧНИКИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Источники хозяйственного процессуального права – формы, в которых внешне закрепляются и функционируют правовые нормы, регулирующие порядок осуществления экономического правосудия.
Правовая система Республики Беларусь относится к романо-германской правовой семье, поэтому главным источником права в нашей республике является нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1 закона «О нормативных правовых актах»). [5]
В соответствии со ст. 5 ХПК судопроизводство в хозяйственных судах регулируется Конституцией Республики Беларусь, ХПК, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь. [6]
Конституция Республики Беларусь как Основной Закон государства определяет базис всей правовой системы, в т. ч. основы судебной системы и защиты прав и законных интересов. Кроме того, Конституция закрепляет ряд принципов хозяйственного судопроизводства:
1) верховенство права,
2) равная защита всех форм собственности,
3) равенства всех перед законом,
4) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде,
5) гласность судебного разбирательства,
6) осуществление правосудия только судом,
7) и др. [4]
ХПК Республики Беларусь – специальный кодифицированный правовой акт, регулирующий осуществление правосудия в хозяйственных судах. ХПК закрепляет положения обо всех стадиях хозяйственного процесса, регламентирует положение его участников, содержит отраслевые принципы хозяйственного судопроизводства.
Можно также выделить другие кодексы, применяемые в ХПП: Гражданский кодекс (материальная основа разбирательства дел в суде), Налоговый кодекс (вопросы уплаты госпошлины), Кодекс о судоустройстве и статусе судей (правовой статус судов и судей), Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях (осуществление административной юстиции в хозяйственных судах).
Среди массива законов Республики Беларусь для регулирования хозяйственного процесса наиболее важными являются следующие:
— закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 г. – регулирует особенности рассмотрения в хозяйственном суде данной категории дел,
— закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-З – определяет порядок и формы участия прокурора в хозяйственном процессе, прокурорский надзор за законностью выносимых решений,
— закон «О международном арбитражном (третейском) суде» от 27 декабря 1999 г. № 279-З – порядок обжалования и исполнения решений этого суда,
— законы, которыми ратифицированы международные договоры Республики Беларусь.
Важное место в системе источников ХПП занимают акты Президента Республики Беларусь. Они позволяют оперативно реагировать на общественные изменения и принимать необходимые правовые нормы.
Можно выделить следующие указы и декреты Президента, которые регулируют хозяйственно-процессуальные отношения:
1) указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» – устанавливает досудебный порядок оздоровления и отдельные вопросы судопроизводства по данной категории дел,
2) декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» – установлен порядок ликвидации субъектов хозяйствования в судебном порядке,
3) декреты и указы, регулирующие материальные правоотношения, споры по которым рассматриваются хозяйственными судами (указ от 25 августа 2006 г. «О страховой деятельности» и др.).
Еще одним источником хозяйственного процесса являются международные договоры Республики Беларусь. Например, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которая была ратифицирована законом от 14 июня 2003 г. № 207-З. В случае если законодательством Республики Беларусь предусмотрены иные положения, нежели в международных договорах, применяются нормы международных договоров.
Отдельные исследователи относят к источникам хозяйственного процесса постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Однако нормы этих постановлений носят, в основном, разъясняющий характер, позволяют единообразно применять акты законодательства. [3, с. 33]
Таким образом, в Республике Беларусь существует обширная нормативная база, призванная регулировать общественные отношения между субъектами хозяйственного процесса.

ПОНЯТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Хозяйственный процесс — это совокупность процессуальных действий и возникающих в ходе их реализации процессуальных правоотношений, связанных с осуществлением правосудия по хозяйственным (экономическим) спорам.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности осуществляется хозяйственными судами по правилам, установленным законодательством путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции законодательными актами. [2, с. 7]
Можно выделить следующие признаки хозяйственного судопроизводства:
1) осуществляется в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности,
2) осуществляется по правилам, установленным законодательством,
3) осуществляется путем разрешения споров и рассмотрения иных дел,
4) направлено на защиту нарушенных прав и законных интересов,
5) исполнение решения обеспечивается принудительной силой государства.
Стадии хозяйственного процесса:
1) возбуждение дела в хозяйственном суде;
2) подготовка дела к судебному разбирательству;
3) разрешение споров в заседании хозяйственного суда;
4) производство в хозяйственном суде апелляционной инстанции;
5) производство в кассационной инстанции;
6) производство по рассмотрению судебных актов в порядке надзора;
7) производство о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
8) исполнительное производство в хозяйственных судах. [1, с. 14]
Цели судопроизводства в хозяйственных судах:
— обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами,
— справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.
Цели судопроизводства в хозяйственных судах реализуются через конкретные задачи:
— правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;
— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
— исполнение установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;
— содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, достижению примирения сторон, формированию обычаев и этики делового оборота;
— укрепление авторитета судебной власти. [4]
Система задач и целей хозяйственного судопроизводства является комплексной, но в то же время каждая задача обладает определенной самостоятельностью. Задачи хозяйственного процесса вытекают из норм Конституции Республики Беларусь и развивают эти общие положения.

Хозяйственное процессуальное право – совокупность правовых норм, регулирующих деятельность хозяйственного суда и иных заинтересованных субъектов, связанных с осуществлением правосудия.
Предмет хозяйственного процессуального права – система отношений, возникающих при осуществлении процессуальных действий судом и иными заинтересованными субъектами в рамках хозяйственного судопроизводства.
Метод правового регулирования в хозяйственном процессе сочетает в себе элементы императивного и диспозитивного начал.
К источникам хозяйственного процесса относятся нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие хозяйственные процессуальные отношения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Валеев, Д. Х. Арбитражный процесс: Учебник / Д. Х. Валеев, М. Ю. Челышев. – М. : Статут, 2010. – 572 с.
2. Гальцов, В. С. Хозяйственный процесс: учебное пособие / В. С. Гальцов, А. Г. Сачек, Д. Г. Цыганков. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2009. –271 с.
3. Каменков, В.С. Проблемные вопросы в регулировании хозяйственного процесса в Республике Беларусь / В.С. Каменков. — Минск : Дикта, 2010. – 224 с.
4. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
5. О нормативных правовых актах : Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой инфор. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.

Еще по теме:

  • Усн сдают ли декларацию ндс Нужно ли сдавать декларацию по НДС, если посредник на УСН Вопрос-ответ по теме Наше предприятие применяет УСН "Доходы минус расходы". У нас заключены агентские договора, где наша […]
  • Калькулятор пени и процентов за пользование чужими денежными средствами Федеральные арбитражные суды Российской Федерации Расчет суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса Российской […]
  • Деньги под залог недвижимости в банке втб 24 Нецелевой кредит под залог недвижимости Программа предназначена для финансирования крупных трат под залог квартиры. Как получить кредитпод залог недвижимости Оформите заявку Оформите […]
  • Выплата выходного пособия при увольнении совместителя Код дохода выходного пособия при сокращении Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Выплаты, производимые при увольнении работников и в полном объеме не подлежащие […]
  • Списание основных средств осно Приказ на продажу основных средств образец Как отразить продажу основного средства в учете на ОСНО (если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество […]
  • Доверенное лицо истца в суде Обязательно ли личное присутствие истца на суде, или достаточно присутствия его адвоката или доверенного лица? Вот такой вопрос: Моя подруга должна присутствовать на суде как истец (ст.105 […]