Основные права обязанности и свободы человека и гражданина

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Конституционные права, свободы и обязанности своему содержанию юридически закрепляют цивилизованный способ существования людей, являются ведущими для общественного и правового статуса человека и гражданина в обществе и государстве.

На конституционном уровне в Украине закреплены основы государственной политики, направленные, прежде всего, на обеспечение прав и свобод человека, создание условий для ее жизни. Впервые в Основном Законе Украины провозглашено, что человек является высшей социальной ценностью. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. А главной обязанностью государства является утверждение и обеспечение прав и свобод человека (например, граждане имеют право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездействием должностных лиц).

В национальном праве определяются и гарантируются права и свободы личности, установленные нормами международного права. В Конституции Украины отражены положения Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948, а также Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека (1976) и другими актами. Таким образом, конституционные права и свободы человека и гражданина находятся под международно-правовой защиты.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина закреплены в разделе II Конституции Украины, что свидетельствует о приоритете этих норм среди других конституционных предписаний. Этот раздел является крупнейший по объему. Так, из статьи 161 Конституции правовому статусу лица посвящено 48, что составляет около трети ее содержания.

Конституционные права, свободы и обязанности называются основными, так как они определяют место человека в обществе. Их содержание имеет универсальный характер, развивается и конкретизируется в других отраслях права – административном, гражданском, трудовом, земельном, финансовом и др. Если в Конституции Украины говорится о человеке и гражданина вообще как об абстрактной лицо, то в области права выступают конкретные субъекты правоотношений – владельцы, работники, служащие, фермеры, должностные лица, военнослужащие, покупатели и др. Учитывая верховенство конституционных норм все правовые акты, нормативно-правовые предписания, которые закрепляют права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны им соответствовать и не противоречить положениям Конституции Украины.

Важно подчеркнуть, что, согласно ст. 22 Конституции, закрепленные в ней права и свободы человека и гражданина являются неисчерпаемыми, а сфера прав и свобод имеет динамично развиваться и совершенствоваться. При принятии законов или внесении изменений в действующие законы граждане могут наделяться новыми правами и свободами. Например, на международном уровне готовятся конвенции по экологической и ядерной безопасности, в результате которых будут внесены дополнения с международными стандартами прав человека и внутреннего законодательства.
Для определения субъектов прав и свобод в Конституции Украины принимаются специальные термины, формулы. Чаще всего конституционные статьи о правах и свободах начинаются словами «каждый», «все», «каждый человек», «личность», «никто». Это означает, что в смысле статьи учитываются также права и свободы граждан других государств и лиц без гражданства, находящихся на территории Украины. Такой подход соответствует общепризнанным нормам международного права. Отдельные права и обязанности, закрепленные в Конституции, касающиеся только граждан Украины (право на свободу объединения в политические партии, право избираться и быть избранным, защита Отечества). В этом случае Основной Закон использует термин «гражданин Украины».

Для теории и практики одной из актуальных задач является раскрытие сущности, природы основных прав, свобод и обязанностей. Конституция Украины не предусматривает их разделение на более или менее важные, что подтверждает их равноценность. Основным правам и свободам присущи особые свойства. Во-первых, права и свободы неотчуждаемы и нерушимы, что означает невозможность лишить граждан ими пользоваться, выдав акт государства, или ограничить, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Во-вторых, основные права и свободы имеют специфический механизм их возникновения. Для этого достаточно самого факта рождения человека.

Между понятиями «право» и «свобода» нет четких различий. Их разделение достаточно условно, что определено самой формой выражения установленных Конституцией Украины правовых возможностей для выбора человеком своего поведения при реализации прав и свобод. Когда выбор связан с использованием конкретных социальных ценностей, Основной Закон чаще использует термин «право» (право на труд, право на предпринимательскую деятельность, право на отдых, право на социальную защиту и т. Д.). Когда речь идет о более абстрактный уровень владения и выбора поведения, в Конституции Украины применяется сроки «свобода», или «право на свободу» (свобода передвижения, свободного выбора места жительства, право на свободу мысли и слова и др.).
Таким образом, конституционное право человека и гражданина – это закрепленные Конституцией юридические возможности субъекта конституционно-правовых отношений удовлетворять конкретные личные потребности и интересы, соответствующие уровню развития общества и государства.
Свобода человека и гражданина как конституционно-правовая категория – это установленная и гарантированная законом возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и цели, сфера автономии гражданина по отношению к государству, выбор определенных действий и волеизъявлений.

Конституционная обязанность человека и гражданина – это установленная Конституцией Украины в жизненных интересах всех членов общества мера должного поведения. Каждый должен подчиняться определенным правилам, чтобы при реализации своих прав и свобод не наносить вреда другим субъектам правоотношений. Конституция определяет вид и меру должного поведения и ответственность в случае ее нарушения.

Следует отметить, что основные права, свободы и обязанности является главным элементом конституционного статуса человека и гражданина.

2.5. Основные права, свободы и обязанности

В совокупности все права и свободы человека и гражданина составляют систему, элементами которой являются: гражданские (личные), политические, экономические, социальные, экологические, культурные права и свободы.

Гражданские (личные) права и свободы понимают как свободу человека принимать решения независимо от государства.

Политические права и свободы – это свобода граждан формировать органы государственной власти и местного самоуправления и участвовать в их деятельности.

Экономические права и свободы связаны с правом собственности и охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права и свободы затрагивают область наемного труда, право на отдых, на пособие по нетрудоспособности, право на пенсию, медицинскую помощь, жилище.

Экологические права связаны с проблемой выживания человечества как биологического вида в условиях использования атомной энергии, развития химической промышленности, разработки природных ресурсов с помощью новой техники.

Культурные права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Согласно ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Гражданские (личные) права и свободы перечислены в ст.ст. 20-29 Конституции РФ. Среди основных гражданских прав следует назвать: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни.

Право на жизнь.В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Право на охрану достоинства личности. Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Право на свободу и личную неприкосновенность. В ст. 22 Конституции РФ определено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Право на неприкосновенность частной жизни. В соответствии со ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 24 Конституции РФ содержит нормы о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Политические права и свободы перечислены в ст.ст. 29-33 Конституции РФ. К политическим правам и свободам относят: свободу печати и информации, право на объединения, право на мирные собрания и публичные манифестации, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, равный доступ к государственной службе, право обращений в государственные органы и органы местного самоуправления.

Свобода печати и информации. Согласно ст. 29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Право на объединения. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30).

Право на мирные собрания и публичные манифестации. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31).

Право участвовать в управлении делами государства. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32).

Право избирать и быть избранным. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 32).

Равный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32).

Право обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Экономические права и свободы перечислены в ст.ст. 34-36 Конституции РФ, к ним относят: право на экономическую деятельность и право частной собственности.

Право на экономическую деятельность. Согласно ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Право частной собственности. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.

Социальные права и свободы перечислены в ст.ст. 37-41 Конституции РФ. К социальным правам и свободам относятся: трудовые права и свободы, защита материнства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Трудовые права и свободы. Согласно ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Защита материнства и детства. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ст. 38).

Право на социальное обеспечение. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на жилище. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощьустановлено ст. 41 Конституции РФ.

Экологические права и свободы определены ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Культурные права и свободы перечислены в ст.ст. 43-44 Конституции РФ, к ним относят: право на образование, свободу творчества, право на участие в культурной жизни.

Право на образование. Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ст. 43).

Свобода творчества. Согласно ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Право на участие в культурной жизни. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).

Наряду с основными правами в Конституции РФ установлены основные обязанности граждан РФ.

Конституционные обязанности. В Конституции РФ определены следующие основные обязанности граждан РФ: соблюдение Конституции и законов, уважение прав и свобод других лиц, забота о детях и нетрудоспособных родителях, получение основного общего образования, забота о памятниках истории и культуры, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды, защита Отечества.

Соблюдение Конституции и законов. Согласно ст. 15 Конституции органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Уважение прав и свобод других лиц. В ст. 17 Конституции установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38).

Получение основного общего образования. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57).

Сохранение природы и окружающей среды. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59).

2.6. Конституционные права граждан на охрану здоровья и

В 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В аспекте стратегического планирования в сфере здравоохранения большое значение имеет Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» (далее – Указ № 598).

Президент РФ в Указе № 598 в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни, в частности, постановляет:

обеспечить к 2018 году снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случая на 100 тыс. населения;

снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения;

снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми;

доведение объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов;

разработать и утвердить до 1 января 2013 г. Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года.

Основные права и свободы человека и гражданина

Права человека — неотъемлемое свойство человека. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку, а не государству. Поэтому они не могут рассматриваться как «дар» государства. Государство способно обеспечить их или уничтожить. В первом случае речь идет о правовом государстве, а во втором — об антидемократическом.

Правам человека присущи следующие признаки’.

— они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

— складываются объективно и не зависят от государственного признания;

— принадлежат индивиду от рождения;

— имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (воздух, земля, вода и т.п.);

— являются непосредственно действующими;

— признаются высшей социальной ценностью;

— выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

— представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

— их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

Права гражданина — совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативных правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

Права гражданина являются охраняемой законом мерой юридически возможного поведения, которая направлена на удовлетворение интересов не всякого человека, а только того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством, т.е. является гражданином определенного государства.

В отличие от прав гражданина права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Права человека могут осуществляться независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретным государством.

Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Так, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. указано, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, как и вытекающие из него права, неотъемлемы от человека. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено положение о том, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. «. Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности.

В любом демократическом обществе права и свободы граждан, а также их обязанности составляют, во-первых, важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности, и во- вторых, средство доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все люди равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов.

Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита являются не только внутренним делом того или иного государства, но и объектом международно-правового регулирования.

Наиболее важным естественным правом каждого человека является право на жизнь. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Каждый человек имеет право па защиту со стороны государства от посягательств на его жизнь и здоровье. Государства должны стремиться к полной отмене смертной казни. В странах, которые еще не отменили смертную казнь, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления.

Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, принуждаться к труду. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию. Ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Арест и другие формы лишения свободы допускаются исключительно на основании решения суда. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания.

В Международном пакте о гражданских и политических правах также предусматриваются: право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих свободно избираемых представителей; избирать и быть избранными в выборные государственные органы и на выборные должности; право граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации; объединяться в ассоциации; и другие права.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах закреплены такие права, как: право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, на объединение в профсоюзы, на забастовки, на социальное обеспечение, включая социальное страхование, на охрану семьи, материнства и детства, на достаточный жизненный уровень человека и его семьи, на достаточное питание, одежду и жилище, на наивысший достижимый уровень физического и психологического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса, и другие права.

Общепринятыми критериями классификации основных прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности.

Права и свободы человека, закрепленные в Конституции РФ, могут быть условно подразделены на три большие группы: 1) личные права и свободы; 2) гражданские и политические права и свободы; 3) экономические, социальные, культурные и экологические права и свободы (рис. 22.3).

Рис. 22.3. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Личные права — это права, которые принадлежат каждому человеку с рождения, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на жизнь (ст. 20); на охрану государством достоинства личности (ст. 21); на неприкосновенность личности (ст. 22); на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телеграфных и телефонных переговоров (ст. 23, 24); на неприкосновенность жилища (ст. 25); определять и указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); пользоваться родным языком (ч. 2 ст. 26); на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27); свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27); свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28); свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29).

Гражданские и политические права — это права, которые тесно связанные с принадлежностью к гражданству данного государства, отражают конституционные права и свободы граждан, а также определяют их участие в политической и общественной жизни государства. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на свободу мысли (ч. 1 ст. 29); беспрепятственно придерживаться своих мнений (ч. 3 ст. 29); получать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29); на объединение (ч. 1 ст. 30); беспрепятственно вступать в какое-либо объединение или пребывать в нем (ч. 2 ст. 30); собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32); избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); равного доступа к государственной службе (ч. 4 ст. 32); участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 ст. 32); обращаться лично, в также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Экономические права — это совокупность конституционных прав, которые определяют юридические возможности человека в экономической сфере. Согласно Конституции РФ к ним относятся права на свободнее использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); иметь имущество в собственности (ч. 2 ст. 35); иметь в частной собственности землю (ч. 1 ст. 36); наследования (ч. 4 ст. 35); на труд (ч. 3 ст. 37).

Социальные права — это права, которые связаны с обеспечением человека определенными материальными благами от государства. В соответствии с Конституцией РФ к ним относятся права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37); на охрану материнства и детства (ч. 1 ст. 38); на социальное обеспечение (ст. 39); на жилище (ст. 40); на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41); на образование (ст. 43); на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48); пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48).

Культурные права — это права, обеспечивающие духовное развитие личности. К ним согласно Конституции РФ относятся права на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); на образование (ч. 1 ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44).

Экологические права — это права, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека в процессе взаимодействии с природой. К ним относятся права на благоприятную окружающую семью; на достоверную информацию о ее состоянии; на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Юридические обязанности личности

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит», что означает неразрывность прав и обязанностей личности.

Каждое государство закрепляет в своем законодательстве перечень тех обязанностей, которые лица, проживающие на его территории, должны исполнять. Причем, эти обязанности распространяются не только на граждан, но и иностранных граждан, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, государственных и муниципальных служащих и др.

Без установления юридических обязанностей «невозможны ни сбалансированная правовая система, ни эффективное правовое регулирование, ни четкий правопорядок, ни другие состояния и проявления общественной жизни» [1] .

Юридическая обязанность представляет собой установленные законом вид и меру государственно-целесообразного, должного, общественно необходимого поведения, призванного вносить порядок в общественную жизнь.

Это властная форма социальной регуляции, посредством которой допускается возможность государственного принуждения. В обязанностях выражаются как личные, так и общественно-полезные интересы.

В Конституции РФ содержится перечень прав и обязанностей, который распространяется на любого человека, находящегося на территории РФ (рис. 22.4), а часть — только на граждан Российской Федерации, например воинская обязанность.

Рис. 22.4. Основные обязанности человека

Юридическая обязанность тесно связана с субъективным правом. Если субъективное право представляет собой сферу власти и свободы индивида, то юридическая обязанность — область необходимости и подчинения. Носитель обязанности должен понимать и сознавать свою «несвободу» и связанность ради общего блага. Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения.

Взаимосвязь прав и обязанностей закреплена во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой указано, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе» (ст. 29).

  • [1] Матузов II. И.. Малько Л. В. Теория государства и права. С 191.

Основные права и свободы человека и гражданина

Основные права и свободы человека и гражданина представляют собой наиболее важные, неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, из которых проистекают все остальные его нрава как человеческого существа и как члена общества.

Признание, соблюдение и защита основных прав и свобод – первоочередная обязанность государств, а равно наднациональной организации публичной власти, которой выступает ЕС.

Наряду с основными личными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами и свободами в источниках права ЕС также закреплены их ограничения, которые являются допустимыми в общественных интересах, и некоторые основные обязанности человека и гражданина.

Личные (гражданские) права и свободы

Личные права образуют исторически первый, самый глубокий и фундаментальный пласт в системе основных прав и свобод. Они гарантируют достоинство и свободу человека как самостоятельной личности и как субъекта гражданского общества (отсюда двойное название: личные – гражданские), считаются правами естественными, принадлежащими любому человеку от рождения и независимо от его гражданства (т.е. личные права – это права человека).

В Хартии Европейского Союза об основных правах личные (гражданские) нрава и свободы закреплены, в основном, в первых разделах: разделе I «Достоинство» и разделе II «Свободы», нормы которых воспроизводят с некоторыми дополнениями положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Право на человеческое достоинство провозглашается в ст. 1 Хартии. Содержание данного права документ не раскрывает. Согласно разъяснениям Конвента по подготовке Хартии, которые выступают ее официальным комментарием (см. 5.2), человеческое достоинство является общим элементом, пронизывающим содержание всех прав и свобод: «Достоинство человеческой личности не только, как таковое, является основным правом, но образует сам фундамент основных прав». Оно «входит в содержание» всех прав, закрепленных в Хартии, и не допускает никаких посягательств, «даже в случае ограничения права».

Важнейшей гарантией права на человеческое достоинство служит безусловный запрет пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, установленный в одноименной статье Хартии (ст. 4), а также в ст. 3 Конвенции. Не допускается высылка (выдача, выдворение) физического лица в иностранное государство, когда существует реальная угроза применения там к нему подобных мер (ст. 19 Хартии).

Право па жизнь – предмет следующей статьи Хартии (ст. 2). Как и право на человеческое достоинство, право на жизнь – наиболее общее и фундаментальное право человека. Его важнейшей гарантией служит запрет смертной казни, которая не может служить мерой уголовной ответственности, а равно исполняться на практике (§ 2 ст. 2 Хартии). Запрещено также выдворение лица в иностранное государство, на территории которого существует реальная угроза применения к нему смертной казни (ст. 19 Хартии).

Поскольку ст. 2 Хартии корреспондирует Конвенции (ст. 2 и Протокол № 6), в некоторых исключительных случаях допускается ограничение права на жизнь:

– во-первых, допускается лишение жизни, если это происходит не в качестве меры уголовной ответственности, а является результатом «абсолютно необходимого применения силы». Перечень таких случаев исчерпывающий: защита от противоправного посягательства, т.е. необходимая оборона; законный арест или предотвращение побега задержанного; причинение смерти при подавлении бунта или мятежа (§ 2 ст. 2 Конвенции);

– во-вторых, допускается сохранение наказания в виде смертной казни за преступления, «совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны» (ст. 2 Протокола № 6 к Конвенции).

Протокол № 13 к Конвенции, подписанный 3 мая 2002 г. и ратифицированный всеми государствами – членами ЕС, установил полный запрет смертной казни без всяческих изъятий и оговорок.

Право на целостность личности – новое личное право, необходимость которого вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологической науки (ст. 3 Хартии). Содержание данного права закрепляется через систему специальных гарантий, в том числе обязанностей и запретов для органов публичной власти и других заинтересованных лиц (§ 2 ст. 3 Хартии), в частности:

– обязанности проинформировать и получить согласие человека для применения к нему медицинских препаратов и процедур, а также других мер «в рамках медицины и биологии»;

– запрета экспериментов в сфере евгеники, т.е. искусственного преобразования человеческой природы, особенно в целях осуществления отбора между людьми;

– запрета торговли органами и частями человеческого тела в целях получения прибыли;

– запрета репродуктивного клонирования человеческих существ, т.е. клонирования в целях искусственного размножения людей.

Право на свободу и личную неприкосновенность открывает второй раздел Хартии – «Свободы» (ст. 6). По своему содержанию оно охватывает внешнюю свободу индивида, т.е. возможность человека осуществлять свою жизнедеятельность без принуждения и вмешательства со стороны, действовать самостоятельно и по своей воле.

Допустимым ограничением права на свободу и личную неприкосновенность выступают законный арест, задержание или содержание иод стражей. Исчерпывающий перечень оснований для применения таких мер закреплен в ст. 5 Конвенции, корреспондирующей ст. 6 Хартии. Эти ограничения применяются:

– как мера уголовной ответственности в случае осуждения приговором компетентного суда;

– за невыполнение законного постановления суда или с целью обеспечить выполнение обязательства, предписанного законом;

– как мера пресечения, если необходимо обеспечить присутствие лица перед компетентным судебным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, а также (при наличии достаточных оснований) в целях предотвращения совершения им правонарушения или с целью помешать скрыться от правосудия;

– в отношении несовершеннолетних в целях воспитательного надзора (принудительные меры воспитательного воздействия) или обеспечения присутствия лица перед компетентным органом;

– как превентивная мера в отношении носителей инфекционных заболеваний, а также в отношении душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

– как превентивная мера с целью воспрепятствовать незаконному въезду лица на территорию страны, а также аналогичные меры в отношении лиц, против которых начато рассмотрение дела об их высылке или выдаче (п. «a»–»f» § 1 ст. 5 Конвенции).

Хартия (ст. 5) и Конвенция (ст. 4) также закрепляют систему гарантий права на свободу и личную неприкосновенность:

– безусловный запрет рабства, а равно содержания людей в подневольном (крепостном) состоянии;

– запрет принудительного или обязательного труда. Из объема данного понятия, однако, исключаются труд арестованных, задержанных или осужденных в законном порядке; военная или альтернативная ей служба; служба, необходимая в случае чрезвычайного положения или бедствий, угрожающих жизни или благополучию населению; любая работа или служба, которые входят в обычные гражданские обязанности, например, обязанность адвокатов предоставлять бесплатную юридическую помощь в предусмотренных законом случаях (§ 3 ст. 4 Конвенции);

– запрет на торговлю людьми, которую государства – члены ЕС признают преступлением на основании специальных актов уголовного законодательства ЕС.

Предусматривая законный арест, задержание или заключение под стражу как допустимое ограничение нрава на свободу и личную неприкосновенность, Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет также специальные гарантии для арестованных или задержанных лиц. К ним относятся:

– незамедлительное информирование о причинах ареста и предъявляемом обвинении;

– процедура habeas corpus, которая требует немедленно доставить задержанного или арестованного к судье или иному должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять юрисдикционные функции. Задержанное или арестованное лицо имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста и освобождение из-под стражи, если суд признает задержание незаконным;

– право на компенсацию жертвам незаконного задержания или ареста (§ 2–5 ст. 5 Конвенции).

Право на уважение частной и семейной жизни (ст. 7 Хартии, ст. 8 Конвенции) призвано оградить человека и его семью от неправомерного вмешательства в их личную жизнь. Кроме права на уважение частной и семейной жизни, оно включает такие важные элементы и одновременно гарантии, как неприкосновенность жилища и тайна сообщений (почтовых, телефонных, в электронной форме и т.д.) [1] .

Ограничения этих прав со стороны органов публичной власти возможны только на основании закона в интересах государственной безопасности, общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, а также для охраны здоровья, нравственности или защиты прав и свобод других лиц (§ 2 ст. 8 Конвенции).

Право на защиту персональных данных вытекает из права на уважение частной и семейной жизни и является его логическим продолжением. В данном случае речь идет о защите людей от неправомерного сбора, обработки и распространения информации об их частной жизни.

Соответствующие действия органов публичной власти должны осуществляться только в предусмотренных законом целях с согласия заинтересованного лица или в иных случаях, разрешенных законом.

Заинтересованному лицу гарантировано право на доступ к затрагивающим его данным и право на исправление содержащейся в них неточной или ошибочной информации (§ 2 ст. 8 Хартии).

Хартия также предусматривает (§ 3 ст. 8) создание независимых органов контроля за соблюдением права на защиту персональных данных. В рамках ЕС таковым выступает, прежде всего, Европейский контролер по защите данных, а также независимые должностные лица в каждом институте, органе и учреждении ЕС, действующие на основании Регламента (ЕС) № 45/2001 Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2000 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных институтами и органами Сообщества и о свободном перемещении таких данных [2] .

Содержание и гарантии права на защиту персональных данных подробно регулируются источниками вторичного права ЕС (в том числе вышеупомянутым регламентом), а также специальной Конвенцией Совета Европы, к которой «отсылают» бланкетные нормы законодательства ЕС (Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки персональных данных от 28 января 1981 г.).

Право на вступление в брак и право на создание семьи. Хартия Европейского Союза (ст. 9), а равно Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст. 12) провозглашают это право в качестве основного права человека. Содержание и формы его реализации не раскрываются: документы «отсылают» к национальным законам государств-членов, которые регулируют осуществление этого нрава.

Свобода мысли, совести и религии призвана обеспечить человеку возможность иметь собственные убеждения и мировоззрение – религиозное или атеистическое. Содержание свободы мысли, совести и религии включает не только право иметь свои убеждения или вероисповедание, но также право изменять их и право исповедовать свою религию или убеждения, в том числе коллективно и в общественных местах (§ 1 ст. 9 Хартии, § 1 ст. 12 Конвенции).

Ограничения в отношении рассматриваемого права допускаются только на основании закона в интересах общественного спокойствия, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности, а также для защиты прав и свобод других лиц (§ 2 ст. 9 Конвенции).

В Хартии (§ 2 ст. 10) закрепляется также важная гарантия для верующих в виде права на отказ от несения воинской службы по соображениям совести.

Свобода выражения мнений и свобода информации тесно связаны с рассмотренным выше правом на свободу мысли, слова и религии. В данном случае акцент сделан на активном поведении человека по распространению своих взглядов и любой информации, т.е. свободе слова [3] . Содержание рассматриваемого права включает как свободу придерживаться собственного мнения по любым вопросам, так и свободу получать информацию и мнения и распространять их, в том числе в другие страны – «независимо от границ» (§ 1 ст. 11 Хартии, § 1 ст. 10 Конвенции). В содержание свободы выражения мнений и свободы информации входит также свобода массовой информации (§ 2 ст. 11 Хартии), которая распространяется и на печатные издания («свобода печати»), и на все иные средства массовой информации, в том числе электронные.

Ограничения свободы выражения мнений и свободы информации предусмотрены Конвенцией. К ним относятся, во-первых, разрешение государствам осуществлять лицензирование предприятий в сфере телевидения, радиовещания и кинематографии; во-вторых, иные формальности, условия, ограничения и санкции, которые установлены законом в интересах государственной безопасности, а также защиты других важнейших общественных или личных благ, в том числе защиты репутации и конфиденциальности определенной информации, например коммерческой тайны (§ 2 ст. 10 Конвенции).

В свободе передвижения и проживания как личном субъективном праве необходимо различать два аспекта:

– во-первых, свободу передвижения и проживания в пределах государственной территории отдельной страны. В государствах – членах ЕС она закрепляется положениями национальных конституционных актов и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции). Правом ЕС данный аспект свободы передвижения не регулируется, кроме передвижения граждан одного государства-члена по территории другого государства-члена. В частности, право свободно передвигаться по территории другого государства-члена в целях трудоустройства гарантировано для работников-мигрантов (п. «Ь» § 3 ст. 45 ДФЕС);

– во-вторых, свободу передвижения и проживания в пределах территории ЕС в целом. В данном случае речь идет о праве заинтересованного лица свободно выезжать в другие государства – члены ЕС или переселяться в них на постоянное место жительства.

Право па свободное передвижение и проживание первоначально сформировалось в рамках общего рынка ЕЭС для субъектов экономической деятельности (наемные работники, предприниматели и другие лица, занимающиеся индивидуальной экономической деятельностью). В 1992 г. оно было закреплено в качестве основного права всех граждан Союза независимо от осуществляемой ими деятельности (ст. 21 ДФЕС). Это право воспроизводит Хартия ЕС об основных правах 2000 г. Согласно ее ст. 45, содержащейся в разделе V «Гражданство»: «Каждый гражданин Союза имеет право свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов». Из процитированной нормы видно, что право свободно передвигаться и проживать на всей территории ЕС, в отличие от рассмотренных выше личных прав, есть право гражданина ЕС, а не право любого человека.

Для граждан третьих стран и апатридов декларируется лишь возможность предоставления им аналогичного права: «В соответствии с Договорами свобода передвижения и проживания может предоставляться гражданам третьих стран, которые законно проживают на территории какого-либо государства-члена» (§ 2 ст. 45 Хартии). Такая возможность в настоящее время предоставлена, в частности, членам семьи граждан ЕС и, с рядом ограничений, обладателям единой (Шенгенской) визы, действительной во всем Шенгенском пространстве.

Хартия закрепляет важную гарантию свободы передвижения и проживания, которая распространяется па все его аспекты и на всех людей (в том числе граждан третьих стран), – запрет коллективной высылки, т.е. высылки иностранцев, производимой в массовом порядке (§ 1 ст. 19 Хартии). Аналогичная гарантия предусмотрена ст. 4 Протокола № 4 к Конвенции и ст. 1 Протокола № 5 к Конвенции, который устанавливает принципы рассмотрения дел о высылке иностранцев.

Конвенция также запрещает государствам-участникам высылать собственных граждан и не впускать их на родину после возвращения из-за рубежа (ст. 3 Протокола № 4).

Право на убежище. Право получить убежище на территории государств – членов ЕС признается в качестве основного права личности ст. 18 Хартии. В соответствии с Хартией его содержание определяется главным международным документом в этой области – Женевской конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и Протоколом к ней от 31 июля 1967 г., участниками которых являются все государства – члены ЕС.

Реализация права на убежище в ЕС также происходит в соответствии с «общей европейской системой предоставления убежища», которая вводится законодательством ЕС в контексте создания пространства свободы, безопасности и правосудия (см. 3.4)

В отличие от большинства других прав, закрепленных в Хартии, право на убежище имеет специального субъекта. Носителями этого права выступают иностранные граждане или апатриды, которые в своей стране проживания подвергаются или могут стать жертвой преследования по политическим, расовым и иным мотивам.

Как правило, лица, ходатайствующие о предоставлении убежища, – это выходцы из третьих стран, т.е. стран, не входящих в Союз. Теоретически правом на убежище обладают и граждане государств-членов (граждане Союза), которые могут обращаться с соответствующей просьбой к другим государствам-членам.

Однако реализация рассматриваемого права для союзных граждан весьма осложнена. В соответствии со специальным протоколом к учредительным документам (Протокол о праве на убежище для граждан государств – членов Европейского Союза), который был подписан вместе с Амстердамским договором 1997 г„ государства-члены в отношении друг друга признаются как страны происхождения, безопасные во всех вопросах, касающихся предоставления убежища.

Согласно указанному Протоколу ходатайство о предоставлении убежища гражданину одного государства – члена ЕС на территории другого подлежит удовлетворению только в исключительных обстоятельствах, например, в период войны или чрезвычайного положения или в случае введения против соответствующего государства-члена санкций за систематическое и устойчивое нарушение ценностей Союза.

  • [1] Термин «сообщения» (франц., англ. communications), употребляемый в Хартии, является более широким, чем использованное в Конвенции понятие «корреспонденция».
  • [2] JO. L8du 12.01.2001. Р. 1.
  • [3] Поскольку часто речь идет об информации по вопросам политической жизни, свободу выражения мнений и информации (свободу слова) относят также к политическим правам.

Еще по теме:

  • Даниил страхов личная жизнь 2014 развод Страницане найдена Вам будет интересно Популярное за сегодня Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс. Использование […]
  • Генеральная доверенность на яхту Генеральная доверенность Оформленная генеральная доверенность означает передачу максимально большого объема полномочий другому лицу. Безусловно, некоторые полномочия целесообразнее […]
  • Статья 275 нку Налоговый кодекс Украины Статья 274. Ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения) 274.1. Ставка налога за […]
  • Получение лицензии ростехнадзора Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию сетей газопотребления В соответствии с пунктом 5 Приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически […]
  • Родовой объект административного правонарушения это Родовой объект административного правонарушения это Тема 16. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ 16.1. Понятие и признаки административного правонарушения Административным правонарушением […]
  • Взыскание долга по договору займа без расписки Взыскание долга по договору займа Договор займа. Взыскание долга по договору займа, расписке. Образец расписки. По договору займа кредитор (заимодатель) передает в собственность заемщику […]