Назовите общие конституционные обязанности человека и гражданина

В чём отличие прав гражданина от прав человека? Каковы права гражданина РФ? Назовите конституционные обязанности гражданина РФ

Часто в текстах упоминаются права человека и права гражданина вместе, но они имеют совсем разные значения. В чём же их различия?

Права человека в отличие от прав гражданина даются всем без исключения с самого рождения, так называемые естественные права. В то время как права гражданина, или позитивное право, предоставляется государством после получения гражданства человеком.

Таким образом, каждый человек, живущий на территории какого-нибудь государства, обладает и естественными правами, и позитивным правом. Например, в РФ ты можешь участвовать в референдумах, идти на выборы, а также состоять в органах государственного аппарата: быть депутатом, прокурором, следователем, даже президентом, — всё это показывает, что в России у граждан есть право влиять каким-то образом на решения государственных дел. В то же время государство требует от них выполнения определённых обязанностей.

Я приведу в пример конституционные обязанности. Какие же существуют?

Человек, имеющий гражданство РФ, обязан:

  • платить налоги;
  • бережно относится к окружающей его среде;
  • беречь исторические и культурные ценности народа;
  • проходить военную службу или АГС (альтернативную гражданскую службу).

3. Конституционные обязанности человека и гражданина россии

Конституционная обязанность — это закрепленная Конституциейв интересах общества необходимость, предписывающая каждому индивиду определенный вид и меру своего поведения.

Здесь важно выделить два конституционных принципа:

а) равенство обязанностей (ч. 2 ст. 6Конституции РФ);

б) уважение прав и свобод других лиц. Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

КонституцияРФ закрепляет следующие конституционные обязанности человека и гражданина:

1. Соблюдение Конституции РФ и законов. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15Конституции России. По сути она распространяется и на не граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции РФ и законов — всеобщее правило, не знающее исключений.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты (ч. 5 ст. 13Конституции РФ).

2. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. В частях 2и3 ст. 38Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан: во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании; во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих детей и родителей, когда они еще или уже не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

3. Получение основного общего образования. Конституция РФ возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, на родителей и лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно даже представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности общего основного образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

4. Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44Конституции РФ). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

5. Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

6. Сохранение природы и окружающей среды. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

7. Защита Отечества и обязанность воинской службы. Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина РФ» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и мобилизации.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Соблюдение основных прав человека, реализация конституционных ценностей требуют не только мобилизации усилий государства, его органов и должностных лиц, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в некоторых случаях — отказа от осуществления своих прав или их самоограничения.

Под обязанностью понимается мера должного поведения. Конституционные обязанности представляют собой основные обязанности, закрепленные в Конституции РФ.

По мнению Б.С. Эбзеева, «обязанности человека и гражданина есть выраженные в конституционных нормах и закрепленные в них виды и меры должного поведения личности, заключающие в себе требования к поведению каждого члена общества, выполнение которых необходимо, с одной стороны, для обеспечения прав и свобод других, а с другой — для удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [1] .

Конституционные обязанности имеют следующие особенности:

• направлены на реализацию конституционных ценностей;

• закреплены на высшем юридическом уровне — конституционном;

• призваны обеспечить баланс личных и общественных интересов.

/2^-п Это интересно

В советских конституциях закреплялись всеобщая воинская повинность, обязанность трудиться, соблюдать дисциплину труда, беречь социалистическую собственность и другие обязанности.

Главной обязанностью человека и гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Особое значение этой обязанности придает признание ее основой конституционного строя.

Данная обязанность включает в себя не только отказ от нарушения конституционных положений, но и активное содействие в их реализации.

Конституция и законы содержат правила поведения, которые все обязаны соблюдать. Несоблюдение этой обязанности разрушает конституционные устои и влечет за собой возможность применения к виновным санкций, предусмотренных нормами отраслевого законодательства — административного, уголовного, гражданского и т.д.

Обязанность уважать права и свободы других лиц вытекает из конституционного положения ч. 3 ст. 17 о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и высокого уровня нравственности.

Конституция РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). С помощью налогов государство обеспечивает развитие экономики, социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение и др.), науки, безопасности в интересах всего общества. Налоги и сборы могут устанавливаться только законами, а не подзаконными актами. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 1997 г.).

Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам предусмотрена ст. 58 Конституции РФ. Природа является естественной средой обитания человека. В условиях интенсивного использования природных богатств, развития науки и техники необходимы особые меры охраны природы государством, обществом и каждым человеком. Обязанность сохранять природу направлена на обеспечение благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями.

Природа представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных объектов и природно-антропогенных объектов. Понятие «окружающая среда» более широкое. Помимо перечисленных элементов природы к окружающей среде относятся антропогенные объекты — объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов (ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Законами об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира, мелиорации земель и многими другими установлены правила, которым должны следовать граждане при использовании природных богатств. Несоблюдение требований природоохранного законодательства влечет применение мер юридической ответственности.

Конституционная обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры возложена не только на государство, но и на граждан (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ). Объектами культурного наследия по Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» признаются памятники, ансамбли, достопримечательные места.

Многие культурные ценности находятся в частной собственности, что предполагает активные действия собственников по обеспечению их надлежащего содержания. Выполнение рассматриваемой обязанности включает обеспечение физической сохранности, недопущение порчи культурных ценностей, осуществление мероприятий по их реставрации и т.п.

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ закреплены обязанность родителей заботиться о детях, воспитывать их и обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Выполнение данных обязанностей предполагает ответственное поведение человека в отношении нуждающихся в его заботе членов семьи.

Содержание родительских обязанностей определяется Семейным кодексом РФ и включает заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей до достижения ими совершеннолетия, т.е. до 18 лет. Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка, однако они не вправе причинять вред физическому и психическому развитию ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.

Родители являются законными представителями своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий. В силу установленной обязанности родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.

Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ), т.е. образования в объеме девяти классов общеобразовательной школы. Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей. Исходя из потребностей и возможностей ребенка, образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении — в очной форме, очнозаочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

В ст. 59 Конституции РФ закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Под защитой Отечества понимается оборона государства, охрана его суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности территории.

Конституция устанавливает обязанность гражданина РФ нести военную службу. Порядок несения службы определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Закон определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Конституция РФ закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы. В перспективе предполагается переход Вооруженных Сил на профессиональную, контрактную основу формирования.

Основные нормативные правовые акты

Р» Дополнительная литература для изучения темы

  • [1]ЭбзеевБ.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М.: Юрид. лит-ра, 2005. С. 218.

Конституционные обязанности человека и гражданина

Конституционные обязанности представляют собой равноценную составную часть правового статуса личности и представляют собой обязательное поведение человека и гражданина, закрепленное нормами Конституции РФ. Государственные органы, органы местного самоуправления и другие физические лица имеют право требовать выполнение этих предусмотренных Конституцией правил.

Между правами и обязанностями граждан существует тесная связь, которая находит подтверждение в Конституции РФ.

Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей состоят в том, что они опосредуют наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность человека и государства не представляется возможной. Конституционные права, свободы и обязанности составляют юридическую базу для всех других прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве, потому что в них содержатся исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений.

Конституционные обязанности являются элементом правового статуса личности. Правовой статус представляет собой сложную собирательную категорию, которая отражает весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Элементами структуры этого понятия представлены:

  • правовыми нормами, устанавливающими данный статус;
  • правосубъектностью;
  • основными правами и обязанностями;
  • законными интересами;
  • гражданством;
  • юридической ответственностью.

Рассмотрим основные признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

  1. Верховенство конституционных обязанностей. Конституционные обязанности являются основными, и все другие обязанности должны им соответствовать. Должностные лица и государственные органы не вправе принимать решение или правовой акт, противоречащие конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.
  2. Конституционные обязанности выступают в роли юридической базы для всех обязанностей, установленных законодательством.
  3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Детализируются и конкретизируются они в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.
  4. Конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.
  5. Круг конституционных обязанностей одинаков для каждого гражданина Российской Федерации, что говорит о равноправии и принципе правового положения граждан.
  6. Конституционные обязанности имеют непрерывный, постоянно действующий характер. Они неисчерпаемы, поскольку лицо может реализовывать свои обязанности до тех пор, пока оно является гражданином Российской Федерации.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Конституционные обязанности несут в себе ответственность личности перед обществом, человека перед государством. За несоблюдение конституционных обязанностей предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Виды конституционных обязанностей

Как уже отмечалось ранее, конституционные обязанности – это составная часть правового статуса личности. Рассмотрим основные конституционные обязанности граждан (рис. 1).

Конституционные обязанности граждан РФ делятся на две группы:

К общим относятся обязанности, которые распространяются на любого человека: соблюдение Конституции РФ и федеральных законов; уважение прав и свобод других; охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам; забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы. Эти обязанности являются обязательными для всех категорий граждан.

Группу частных обязанностей составляют только обязанности, касающиеся определенных категорий населения: родительские обязанности; обязанности трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях; обязанность работающих платить законно установленные налоги и сборы; воинская обязанность. Эти обязанности должны выполнять соответственно родители, трудоспособные совершеннолетние дети, налогоплательщики, военнообязанные и другие конкретные категории людей.

В соответствии с Конституцией РФ к основным обязанностям относятся:

  • соблюдение Конституции и федеральных законов;
  • уважение прав и свобод других лиц;
  • сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам;
  • забота о сохранении исторического и культурного наследия, бережное отношение к памятникам истории, культуры, природы;
  • уплата установленных налогов и сборов;
  • воспитание и обеспечение образование детей;
  • забота о нетрудоспособных родителях;
  • защита Отечества.

    Обязанность соблюдения Конституции РФ и законов. Ст. $15$ Конституции РФ закрепляет за органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Эта обязанность распространяется на всех субъектов правоотношений. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда подразумевает обязанность человека и гражданина своей деятельностью оказывать содействие практической реализации конституционных принципов и положений законодательства.

    За несоблюдение положений Конституции РФ и законов предусмотрена юридическая ответственность.

    Уважение прав и свобод других лиц. Конституция РФ устанавливает, что осуществляя свои права и свободы граждане не должны нарушать права и свободы других лиц.

    В процессе реализации своих прав и свобод люди взаимодействуют друг с другом, вступая время от времени в противоречия с интересами, правами и поступками других людей. И здесь самой главной задачей является согласование этих интересов и достижение компромиссов. Недопустимо осуществлять свои права и обязанности за счет других граждан, проявляя эгоизм, своеволие и анархию.

    Забота о детях и нетрудоспособных родителях. Забота о детях и их воспитание является правом и обязанностью родителей, а в соответствии с ч. $4$ ст. $434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.434 Конституции РФ родители или заменяющие их лица обязаны обеспечить детям возможность получить основное общее образование.

    По достижении детьми $18$ летнего возраста, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак реализация родительских прав прекращается. Права и обязанности родителей по образованию и воспитанию детей подробно изложены в Семейном кодексе РФ. Вместе с Конституцией РФ, обязанности родителей по образованию детей регулируются Федеральным законом «Об образовании».

    Конституция РФ также закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших $18$ лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти отношения глубоко личностные и зависят от чувства долга повзрослевших детей, их воспитания, нравственных и человеческих качеств. Если суд установит, что родители уклонялись от выполнения своих родительских обязанностей либо были лишены родительских прав, трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности содержать своих нетрудоспособных родителей.

    Забота о памятниках истории и культуры. В Конституции РФ (ч. $3$ ст. $44$) закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Объекты культурного наследия являются уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Обязанность беречь памятники культуры и истории распространяется на всех субъектов правоотношений, а также на объекты, прибывшие на территорию нашей страны из-за границы.

    Уплата налогов и сборов. В соответствии со ст. $57$ Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, которые устанавливают новые налоги или ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

    Налогоплательщиками являются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные лица и лица без гражданства, индивидуальные предприниматели и юридические лица. Условия налогообложения регламентируются Налоговым кодексом РФ.

    Сохранение природы и окружающей среды. В Конституции РФ (ст. $58$) сказано, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Охранять окружающую природную среду обязаны не только граждане, но и органы государственной власти и местного самоуправления, общественные и иные некоммерческие объединения, юридические и физические лица. За нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

    Защита Отечества. Основной обязанностью и долгом гражданина Российской Федерации является защита Отечества. Это правовое и нравственное требование к каждому гражданину, его моральный долг и правовая обязанность. Защита Отечества направлена на обеспечение обороны страны, безопасности государства, а также защиту населения и материальных и духовных ценностей общества.

    В соответствии с ч.$2$ ст. $59$ Конституции РФ гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    Воинская обязанность граждан состоит из:

    1. воинского учета;
    2. обязательной подготовки к военной службе;
    3. призыва на военную службу;
    4. прохождения военной службы по призыву;
    5. пребывания в запасе;
    6. призыва на военные сборы и прохождения военных сборов в период пребывания в запасе.

    Рисунок 1. Основные конституционные обязанности человека и гражданина

    Так и не нашли ответ
    на свой вопрос?

    Просто напиши с чем тебе
    нужна помощь

    Назовите общие конституционные обязанности человека и гражданина

    Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и граждани­на, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы челове­ка и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обя­занностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок это и есть единство прав и обязанностей.

    § 1. Равенство обязанностей

    Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касает­ся каждого гражданина России и непосредственно связан с ра­венством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

    Однако в России проживает много лиц, не являющихся граж­данами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанно­стей (платить налоги, сохранять природу), коль скоро за ними закреплены многие права и свободы. Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только граж­данам (защищать Отечество и др.).

    § 2. Соблюдение Конституции и законов

    Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распро­страняется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не со­блюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Кон­ституции и законов — всеобщее правило, не знающее исключе­ний.

    Данную конституционную обязанность не следует ограничи­вать только Конституцией РФ и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что гра­ждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юри­дической, силы.

    Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, сущест­вует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты. Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия ко­торых направлены на насильственное изменение основ конститу­ционного строя и нарушение целостности Российской Федера­ции, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституцион­ную обязанность граждан, предписывая им воздерживаться от указанных действий.

    § 3. Уважение прав и свобод других лиц

    Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17 Кон­ституции устанавливает, что осуществление прав и свобод челове­ка и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

    Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным наруше­нием норм как права, так и морали, это путь к конфликтам меж­ду людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого — закре­пляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собст­венных и чужих прав.

    § 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях

    В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституцион­ные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны забо­титься о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных роди­телях. Эти обязанности граждан отражают личную ответствен­ность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные по­требности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частно­сти материальное обеспечение. Гражданское и семейное законо­дательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рас­сматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая ох­рану соответствующих им прав.

    § 5. Получение основного общего образования

    Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного обще­го образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека яв­ляется невозможность поступления без аттестата зрелости в выс­шее учебное заведение и занятия ряда должностей.

    Установление обязанности родителей носит более конкрет­ный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми ос­новного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

    § 6. Забота о памятниках истории и культуры

    Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Ясно, что данная обязанность не мо­жет лежать только на государстве, к тому же многие культурные ценности находятся в частной собственности у граждан. Отноше­ния в этой области регулируют Основы законодательства Россий­ской Федерации о культуре, Закон РФ «Об охране и использова­нии памятников истории и культуры» (в редакции от 25 июня 2002 г.). Указом Президента РФ от 20 феврадя 1995 г. утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия феде­рального (общероссийского) значения, включающий такие объ­екты всех регионов страны.

    Данная конституционная обязанность направлена на сохране­ние материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

    § 7. Уплата налогов и сборов

    Каждый обязан платить законно установленные налоги и сбо­ры (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к чело­веку и гражданину, который живет в обществе и пользуется блага­ми государственной деятельности. С помощью налогов государст­во обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в ин­тересах всего общества. Однако налоги и сборы могут устанавли­ваться только законами, а не подзаконными правовыми актами.

    Налоговым кодексом РФ установлено, что налоги подразделя­ются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Они уп­лачиваются в определенных размерах и в заранее указанные сро­ки. За уклонение от уплаты и нарушение порядка уплаты налогов налогоплательщики несут административную, а в отдельных слу­чаях и уголовную ответственность.

    Конституционный Суд РФ отметил в постановлении от 21 марта 1997 г., что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

    Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачи­вать налоги и сборы сочетается с определенными правами нало­гоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с мате­риалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавли­вающие новые налоги или ухудшающие положение налогопла­тельщиков, обратной силы не имеют.

    § 8. Сохранение природы и окружающей среды

    Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно отно­ситься к природным богатствам» (ст. 58).

    Конституционная обязанность конкретизирована в ряде зако­нодательных актов. Так, в Федеральном законе «Об охране окру­жающей среды» (в редакции от 31 декабря 2005 г.) закреплена обязанность граждан бережно относиться к природе и природ­ным богатствам, соблюдать требования законодательства. Обя­занность по охране лесов зафиксирована в Лесном кодексе РФ. Федеральный закон «О животном мире» вводит ряд обязанностей граждан (соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животных, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, применять при поль­зовании животным миром гуманные способы и др.). Действуют и иные природоохранные акты.

    За нарушение природоохранного законодательства установле­на имущественная, административная и уголовная ответствен­ность.

    § 9. Защита Отечества

    Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обя­занностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В дан­ном случае правовая обязанность соединяется с моральной кате­горией (долгом), тем самым образуя непреложный закон граж­данского поведения. Понятие «Отечество» относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем олицетворение героической истории, культу­ры, духовности многонационального народа России. Отечест­во — это безопасность и спокойствие сегодняшней жизни, неру­шимость границ и прочность государственности. Но защита Оте­чества и несение военной службы — это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

    Обязанность по защите Отечества не распространяется на гра­ждан, если воинские формирования Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, в которых они несут службу, направляются за пределы территории Российской Федерации для участия в миро­творческой деятельности. Федеральный закон «О порядке пре­доставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или вос­становлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, (ст. 8).

    Граждане несут военную службу в соответствии с федераль­ным законом. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции от 6 января 2007 г.) установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие установленного федераль­ным законом права на освобождение или отсрочку от призыва. Закон регламентирует воинский учет, подготовку к военной службе, поступление на военную службу, прохождение военной службы, пребывание в запасе (резерве), военное обучение в воен­ное время. Гражданин, не явившийся по повестке о призыве на военную службу или военные сборы в указанный срок без уважи­тельной причины или получивший путем обмана незаконное ос­вобождение или отсрочку от призыва, подлежит уголовной ответ­ственности за уклонение от призыва. Предусматривается воз­можность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту, в том числе для иностранцев.

    Вопросы прохождения военной службы (срок, заключение контракта, порядок отбора кандидатов и др.) регулируются Поло­жением, утвержденным Указом Президента РФ (в редакции от 17 апреля 2003 г.). Правовое положение военнослужащих опреде­лено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (в ре­дакции от 6 января 2007 г.).

    Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. Эти граждане, а также граждане, относящиеся к коренным малочис­ленным народам, имеют право на замену военной службы аль­тернативной гражданской. Такое правило закреплено в Консти­туции РФ и Федеральном законе «Об альтернативной граждан­ской службе» (в редакции от 6 июля 2006 г.). Альтернативную гражданскую службу граждане проходят в организациях, подве­домственных органам исполнительной власти, в организациях Вооруженных Сил в качестве гражданского персонала.

    Указом Президента РФ (в редакции от 16 августа 2004 г.) в ка­честве специально уполномоченных федеральных органов испол­нительной власти по организации альтернативной гражданской службы определены Федеральная служба по труду и занятости и Министерство обороны РФ. Те федеральные органы исполни­тельной власти, которые заинтересованы в прохождении альтер­нативной службы гражданами в подведомственных им организа­циях, представляют соответствующие предложения по видам ра­бот, профессий, должностей. Порядок принятия необходимых решений устанавливается Правительством РФ.

    Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отме­тил, что ответственность за уклонение от очередного призыва на дей­ствительную военную службу может быть распространена лишь на лиц, подлежащих призыву на такую службу, и не касается правоот­ношений, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы. Действия граждан, реализующих свое конституционное пра­во на замену военной службы альтернативной гражданской службой, не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уго­ловного правонарушения.

    Необходимо учитывать, что начавшаяся реформа армии, и особенно предстоящий переход к регулярной армии на профес­сиональной основе, повлечет существенное изменение законода­тельства о военной службе.

    Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие и система

    Правовой статус личности определяется всей совокупностью прав человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

    Основы правового статуса личности охватывают конституционно за­крепленные права и свободы, которые составляют относительно неболь­шую часть всех прав и свобод.

    Можно выделить следующие причины того, почему одни права за­крепляются конституционно, другие — в текущем законодательстве.

    1. Значимость данного права и свободы для человека и общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.

    2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и свободы. Ст. 12 Конституции РК устанавливает, что «ос­новные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми». Именно такого рода пра­ва и закрепляются конституционно.

    3. Основным правам и свободам присущи особые юридические свойст­ва:

    а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права;

    б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и
    гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами — рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.;

    в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является
    их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;

    г) основные права и свободы граждан РК отличаются от других прав и
    обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РК. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;

    д) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;

    е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и граж­данина в процессе реализации его правоспособности через участие в кон­кретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпо­сылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права, каждого участника правоотношения;

    ж) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является особая юридическая форма их закрепления: они фиксируются в правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу — в Конституции.

    Указанные выше признаки характеризуют понятие основных прав и свобод человека и гражданина, которое может быть сформулировано сле­дующим образом:

    Права и свободы человека — возможность совершать те или иные действия, пользоваться определенными правами для удовлетворения своих потребностей и интересов.

    Конституционные (основные) права и свободы человека и граж­данина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и состав­ляющие ядро правового статуса личности.

    Понятие «права человека» и «права гражданина» не тождественны.

    Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосно­венность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зави­сят от его принадлежности к государству.

    Права гражданина — это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае дейст­вует принцип — каждый гражданин является человеком, но не каждый че­ловек является гражданином.

    Раздел 2 Конституции РК, посвященный правам и свободам человека и гражданина, включает 29 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой не простую совокупность, а определенную систему.

    Существуют различные классификации прав и свобод человека. В зависимости от основания деления права и свободы можно классифицировать:

    1. По субъекту: на права и свободы человека и права и свободы граж­данина.

    2. По характеру субъекта на: индивидуальные и групповые.

    3. По содержанию на: личные (гражданские), политические, социально-экономические, культурные. Последняя классификация принята в казахстанской науки конституционного права.

    Личные (гражданские) права и свободы. Особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

    1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него.

    2. Эти права человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рож­дения.

    3. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности.

    К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

    1. Право на жизнь (ст.15 Конституции) — это основное неотъемлемое,
    неотчуждаемое, принадлежащее ему на основании факта рождения право.
    Право на жизнь толкуется как абсолютное в странах, где отменена смертная казнь как наказание, и как относительное — в странах, где она сохранена. Абсолютное право на жизнь означает, что ни один человек (ни за какие
    деяния) не может быть лишен жизни даже государством. Относительное
    право на жизнь означает, что ни один человек не может быть лишен жизни
    произвольно, без должной правовой процедуры.

    В Конституцию РК включена норма, значительно сужающая воз­можности применения смертной казни. Эта мера наказания устанавливает­ся законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступ­ления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о поми­ловании.

    Защита права на жизнь должна охватывать широкий комплекс ак­тивных действий всех государственных и общественных структур, каждо­го конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных соци­альной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факто­рам относятся, прежде всего, политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

    2. Право на личную свободу (ст.16 Конституции) — возможность со­вершения любых действий, или отказ от таковых вне принуждения или ог­раничения. Ограничение или лишение свободы — арест и содержание под стражей — допускается только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.

    3. Неприкосновенность достоинства человека (ст. 17 Конституции) -означает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

    4. Право на неприкосновенность частной жизни (ст. 18 Конституции) — означает признание возможности выбирать желаемый для него вариант поведения в общении с другими людьми и устанавливать отношения с ними в условиях независимости и самостоятельности. Это право включает в себя право на личной и семейной тайны, тайну личных вкладов и сбере­жений, переписки, телефонных, телеграфных, почтовых и иных сообще­ний. Конституционными гарантиями этого права являются запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, право лица на ознакомление с зарегистрированными сведениями о нем.

    5. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции) — оз­начает запрет на вхождение в жилище против воли живущего в нем на за­конных основаниях лица.

    2. Право на свободу передвижения и выбора места жительства (ст. 21 Конституции) — возможность беспрепятственного передвижения и вы­бора места пребывания и жительства в пределах государства, а также пра­во покидать территорию государства и возвращаться при соблюдении ряда требований закона.

    3. Свобода совести (ст. 22 Конституции) — гарантированная возмож­ность свободно исповедовать любую религию или не исповедовать ника­кой.

    4. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность (ст. 19 Конституции) — воз­можность выбора своей национальной, партийной, конфессиональной принадлежности и запрет введения обязательных требований об указании национальной принадлежности в служебных документах и удостоверениях личности.

    5. Свобода слова и творчества (ст. 20 Конституции) — возможность независимого и самостоятельного проявления (оглашения, опубликования) человеком идей, мнений, представлений, знаний и деятельности по их формированию и созданию. Это право включает в себя право поиска, вы­бора, получения, распространения информации в любых формах и любым способом, не запрещенных законом.

    Политические права и свободы — одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни стра­ны. Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный, характер, производный от воли государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве предоставленных го­сударством. Так же, как и личные права человека, государство должно их признавать, соблюдать и защищать. Естественный характер политических прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единст­венным источником власти в Казахстане является ее многонациональный народ. Это важнейшая основа конституционного строя РК получает прак­тическую реализацию через политические права каждого гражданина.

    1. Право на участие в управлении делами государства (ст. 33 Конститу­ции) — возможность гражданина непосредственно и через своих представи­телей осуществлять действия по формированию и функционированию представительных, исполнительных и судебных органов государства. Формами такого участия являются:

    — право петиций — возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

    — право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

    — право участвовать в референдуме;

    — право на равный доступ к государственной службе.

    2. Право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пи-

    кетированиях (ст. 32 Конституции) — возможность выбора формы волеизъ­явления граждан.

    Свобода собраний — возможность собираться в закрытых помещени­ях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

    Митинги представляют собой разновидность собраний и проводятся, как правило, под открытым небом. Они завершаются после публичных вы­ступлений принятием резолюций.

    Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом с плакатами и транспарантами, выра­жающими позицию участников по социальным — экономическим и полити­ческим проблемам.

    Пикетирование представляет собой выражение своего отношения к чему-либо групп людей, стоящих или движущихся вблизи государствен­ных или общественных объектов, правительственных учреждений и т.п.

    Пользование этими правами может ограничиваться законом в интере­сах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоро­вья, защиты прав и свобод других лиц.

    3. Право на свободу объединений — (ст. 23 Конституции) — возмож­ность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления созда­вать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

    Экономические права и свободы — это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в экономи­ческой сфере. К их числу относятся:

    1. Свобода труда (ст. 24 Конституции) — возможность любого лица
    распоряжаться своими способностями к труду. Это значит, что каждый
    имеет право:

    — на свободный выбор рода деятельности и профессии;

    — не заниматься никаким видом труда.

    Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, а также на соци­альную защиту от безработицы

    2. Право на частную собственность (ст. 26 Конституции) — возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым законно приобретен­ным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для госу­дарственных нужд может быть произведено только при условии равно­ценного возмещения.

    3. Право наследования (ст.26 Конституции) — возможность перехода к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследодателя)

    4. Свобода предпринимательской деятельности (ст. 26 Конституции)

    возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

    Социальные права — возможность претендовать на получение от го­сударства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

    1. Право на отдых (ст. 24 Конституции) — возможность предостав­ления лицу времени, свободного от исполнения трудовых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и праздничных дней, право на ежегод­ный оплачиваемый отпуск.

    2. Право на защиту материнства, отцовства и детства (ст.27 Кон­ституции). Государственная поддержка брака, семьи, материнства, отцов­ства и детства закреплена в Конституции. Забота о детях, их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Конституция РК одновременно закрепляет, что совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.

    3. Право на социальное обеспечение (ст. 28 Конституции). Право на
    социальное обеспечение означает возможность получения системы мате-
    риальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае дос-
    тижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, по-
    тери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и
    социальных пособий.

    5. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 29 Консти­туции) — возможность гражданина обращаться и получать необходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья.

    7. Право на образование (ст. 30 Конституции) — означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государственных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном заведении.

    Культурные права человека — признаваемые гарантированные кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере куль­турной и научной жизни. Они включает в себя право на пользование род­ным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Еще по теме:

  • Закон о правах потребителя гарантия на ремонт Гарантийный ремонт по закону о защите прав потребителей Гарантийный срок и ремонт по гарантии Ни один продукт не вечен, а значит, у всего есть свой гарантийный срок. Пометка о нем ставится […]
  • Оформление претензии от покупателя Возврат продуктов питания или продовольственных товаров надлежащего и ненадлежащего качества в магазин по закону: возможен ли и в каких случаях? Что делать человеку, который пожелал […]
  • Заявление о расторжении брака с разделом квартиры Исковое заявление о расторжении брака и разделе имущества Поэтому, если вы хотите найти решение именно вашей проблемы, тогда задавайте свой вопрос следующими способами (это БЕСПЛАТНО!): […]
  • Сколько дней можно ездить по купле продажи без страховки Сколько можно ездить без регистрации после покупки машины с номерами Каждый водитель знает, что любое транспортное средство должно быть застраховано и поставлено на учет. Но при […]
  • Штрафы тк рф Имеет ли право работодатель штрафовать сотрудника? Трудовое взаимодействие между нанимателем и работниками не всегда является безоблачным, наемные лица могут намеренно или по […]
  • О гражданстве украины закон Закон Украины “О гражданстве Украины” Современная политическая ситуация в мире интегрирует Украину в европейское сообщество. Это позволяет жителям Украины совершать различные путешествия, […]