Налоговое право налоговые правонарушения по российскому законодательству

Налоговое право налоговые правонарушения по российскому законодательству

Работ в текущем разделе: [ 193 ] Дисциплина: Налоговое право На уровень вверх

Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 49 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info @ dipmasters.com. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

Глава 1. История развития законодательства об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах 6

Глава 2. Понятие и виды ответственности за нарушение налогов и сборов по современному российскому законодательству 16

Глава 3. Предложения по совершенствованию законодательства об ответственности за налоговые правонарушения. 34

Список литературы 47

Рассмотрение вопросов укрепления налоговой дисциплины и правопорядка приобретают особое значение в условиях становления и развития в РФ рыночной экономики. Новые подходы к федеративному устройству России, реформирование налоговой системы и формирование новой налоговой и финансовой политики государства требуют выработки единых подходов к аккумулированию государственных денежных средств и их рационального использования.

Налоговое право, как самостоятельная, а в условиях рыночной экономики и одна из важнейших отраслей российского права, получило значительный импульс своего развития. Оно призвано обеспечить дальнейшее развитие вопросов перехода от административно управляемой экономики к рыночной, социально ориентированной, основанной на свободе волеизъявления и выбора. Все это требует фундаментальных исследований, новых нетрадиционных подходов, в том числе, в налоговой сфере правового принуждения за правонарушения по уплате налогов и сборов, порядка осуществления предпринимательской и иной налогооблагаемой деятельности при безусловном соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В правовой литературе последнего десятилетия стало больше уделяться внимания вопросам юридической ответственности за налоговые правонарушения. Вместе с тем и в общей и в отраслевой теории юридической ответственности имеются противоречия и спорные вопросы, требующие дальнейшего исследования. В частности до настоящего времени нет единства взглядов правоведов в определении понятия налоговой правовой ответственности, о соотношении правовых санкций и юридической ответственности, как и на практический выбор видов и мер ответственности в современных условиях.

1. Конституция РФ 1993 года. — М, 2007.

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.05.2008, с изм. от 27.05.2008) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

3. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 17.05.2007) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 05.01.2008) // «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

5. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 01.07.2008) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

6. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 марта 1994 г. N О-7/ОП-142;

7. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-370 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. N 8;

8. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 ноября 1992 г. N С-13/ОП-329 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1993. N 1;

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // Российская газета. 1999. 3 авг.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. N 5.

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ. -2005. — № 4.

12. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» // Бюллетень Верховного Суда СССР. — 1929. — № 4.

13. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 февраля 2005 г. N 13294/04 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 2005. — N 3

14. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 декабря 1995 г. N 7102/95 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1996. — N 3;

15. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1996 г. N 3141/96 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. — 1997. — N 5 и др.

16. Абрамов А.Н., Андриашин Х.А., Балакина А.П., Крохина Ю.А. Налоговое право России: Общая часть / Под общ. ред. А.П. Балакиной. М.: ВГНА, 2008. С. 181

17. Алехин А.П., Пепеляев С.Г. Ответственность за нарушения налогового законодательства. М., 1992. С. 22 — 94.

18. Артюхин Р. Доходы федерального бюджета и ответственность банков за нарушение бюджетного законодательства // Финансовая газета. 1996. N 2 — 3. С. 6;

19. Батыров С.Е. Финансово-правовая ответственность: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003;

20. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2007. С. 479.

21. Берник В., Брызгалин А. Состав и виды финансовых правонарушений по российскому налоговому законодательству // Хозяйство и право. 1995. N 5, 6;

22. Борисов А.Н., Махров И.Е. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах // Право и экономика. 2003. N 8 — 10

23. Брызгалин А.В. Ответственность за налоговые правонарушения: острые проблемы правоприменительной практики // Хозяйство и право. 2001. N 3. С. 75 — 100

24. Булдаева Т. О системе финансовых санкций за нарушения налогового законодательства // Экономика и жизнь. 1994. N 36. С. 22;

25. Венедиктов Ю.А., Черепахин А.М. Финансовые санкции в системе управления. М.: Финансы и статистика, 1985;

26. Гладких С.Н. О внесении изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации // Адвокат. 2004. N 3.

27. Гогин А.А. Теоретико-правовые вопросы налоговой ответственности. Тольятти, 2003;

28. Гончаров А.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогообложения: Диск. . канд. юрид. наук. Хабаровск, 2003. С.29

29. Ефремова Е.С. Ответственность за совершение налоговых правонарушений: Актуальные проблемы в свете нового КоАП РФ: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2003. С. 71

30. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Норма, 2006. С. 173.

31. Карасева М.В. Финансово-правовая ответственность / Финансовое право: Общая часть. Учебник. М., 1999. С. 181 — 200.

32. Карасева М.В., Крохина Ю.А. Финансовое право: Краткий учебный курс. М., 2003. С. 71 — 98; Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности. СПб., 2003. С. 286 — 310;

33. Комментарий к НК РФ, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. С. 393.

34. Курбатов А. Вопросы применения финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства // Хозяйство и право. 1995. N 1, 2;

35. Курс уголовного права. Часть общая. Т. 1. Учение о преступлении: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало-М, 2007. С. 231.

36. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2007. С. 257 — 274

37. Мачехин В.А. Налоговая ответственность налогоплательщиков: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С.52

38. Мудрых В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства. М.: Юнити, 2006. С. 91 — 93

39. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. М.: НОРМА, 2008. С. 349 — 437

40. Налоговое право: Учебник / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2008. С. 393 — 397.

41. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая: постатейный комментарий / Под ред. В.И. Слома, М.: Статут, 2006. С. 325.

42. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учеб.-практич. пособие / Под ред. проф. Ю.Ф. Кваши. М.: Юристъ, 2007. С. 409 — 413

43. Никитский А.А. Основы финансовой науки и политики. М., 2004. С. 100;

44. Панов В.И. Способ совершения преступления и уголовная ответственность. Харьков, 1982. С. 18, цит. по: Гончаров А.В. Указ. соч. С. 55.

45. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 267 — 314

46. Першинников Д. О применении штрафных санкций // Экономика и жизнь. 1994. N 52. С. 15.

47. Пискотин М.И. Советское бюджетное право (основные проблемы). М.: Юридическая литература, 1971. С. 32 — 33.

48. Прилипко Е.А. Налоговые правонарушения. Иркутск, 2004.

49. Рекомендации научно-консультативного Совета при Федеральном арбитражном суде Волго-Вятского округа «О практике применения налогового законодательства» // Экономические споры. 2004. N 4.

50. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. М.: Госюриздат, 1960;

51. Сердюкова Н.В. Финансово-правовая ответственность по российскому законодательству (становление и развитие): Дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2005. С.116

52. Старилов Ю.Н. Ответственность за нарушения налогового законодательства // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Издательство «БЕК», 2007. С. 468 — 485.

53. Финансовое право Российской Федерации / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2004. С. 132 — 154;

54. Финансовое право. Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М., 2007. С. 202.

55. Фролова Н.В. Понятие и состав налогового правонарушения // Государство и право. 1999. N 7. С. 97 — 101

14.4. Налоговые правонарушения

14.4. Налоговые правонарушения

Противоправное поведение имеет две формы – действие и бездействие, которые обобщенно называют деянием.

Нарушения норм налогового законодательства могут совершаться как действием лица, так и его бездействием. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе, уклонение от постановки на учет, непредставление налоговой декларации – примеры нарушений законодательных требований бездействием.

Грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения может быть совершено действием (неправильное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета) и бездействием (недокументирование и неотражение в учете хозяйственных операций).

Объективная сторона правонарушения характеризуется двумя группами признаков – обязательными и факультативными.

К обязательным признакам относятся: общественно опасное деяние, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Совокупность этих признаков – необходимое условие всестороннего описания наказуемого поведения.

Некоторые правонарушения влекут материальные последствия (причинение вреда здоровью, повреждение или уничтожение имущества и т. п.). Вредность материальных последствий является обязательным признаком таких правонарушений. Одни и те же действия могут признаваться или не признаваться правонарушением в зависимости от того, наступили ли определенные законом вредные последствия. Это так называемые материальные правонарушения.

Основные составы нарушений налогового законодательства связаны с невыполнением обязательства полностью и своевременно уплачивать налоги. В этом случае налицо вредные материальные последствия совершенных действий. Такие последствия обязательно наказуемы привлечением нарушителей к ответственности.

Например, ст. 122 НК РФ в качестве наказуемых деяний называет занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога, иные неправомерные действия. Статья указывает и на последствия этих действий – неуплату или неполную уплату налога. Причем занижение налоговой базы и неуплата налога не только должны фактически иметь место, но и быть связаны между собой. Если налогоплательщик занизил базу для исчисления налога на имущество, но это по каким-то причинам не привело к недоимке, и в то же время у него есть недоплата по налогу на прибыль, то, очевидно, причинной связи между деянием и последствиями нет. В такой ситуации нет единства признаков объективной стороны правонарушения, а значит, нет и самого нарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ.

Правонарушения могут быть и нематериальными (формальными). Иногда законодатель прямо не указывает на вредные последствия деяния. Например, согласно ст. 120 НК РФ наказуемым является грубое нарушение организацией правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. В статье не указываются вредные последствия, которые должны наступить в результате таких действий. Однако в данном случае вредным последствием является не реальный ущерб (в виде недоимки), а угроза, опасность вреда (создание затруднительных условий для проведения налогового контроля, предпосылок для неправильного исчисления налогов и т. п.). Иными словами, вредные последствия могут различаться по степени реализации вовне.

9.5. Налоговые правонарушения, предусмотренные главой 18 Налогового кодекса Российской Федерации

В ПК виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, выделены в отдельную главу. На первый взгляд анализ ст. 106 НК, устанавливающей понятие налогового правонарушения, позволяет сделать вывод об исключении банков из числа субъектов, несущих налоговую ответственность, поскольку банки прямо в этой норме не названы. Вместе с тем законодательное определение налогового правонарушения не исключает возможности его совершения банками как «иными лицами».

Обособление положений об ответственности банков от норм об ответственности иных налогообязанных субъектов не могло не вызвать целого ряда вопросов, касающихся природы правонарушений, предусмотренных гл. 18 НК, и соответствующей дискуссии в научно-юридической литературе.

Так, И. И. Воронцова полагает, что вопрос о возможности применения к банкам положений гл. 15 НК не может быть решен однозначно, что не может не создать затруднений при применении судами норм об ответственности банков и не свидетельствует о взвешенности в подходе законодателя к столь острой проблеме’.

В Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 № 257-0 «По жалобе Красноярского филиала закрытого акционерного общества «Коммерческий банк «Ланта-Банк» на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 135 и частью второй статьи 136 Налогового кодекса Российской Федерации» содержится тезис о том, что «положения, содержащиеся в пунктах 1 и 2 статьи 135 Налогового кодекса Российской Федерации. определяют. составы налоговых правонарушений». Таким образом, Конституционной Суд РФ рассматривает предусмотренные гл. 18 НК нарушения банками соответствующих обязанностей в качестве налоговых правонарушений.

Между тем существует и точка зрения, согласно которой установленные гл. 18 НК нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, к числу собственно налоговых правонарушений не относятся. Обосновывается данный вывод тем, что содержащееся в ст. 107 НК указание на то, что ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК, отрицает тождество налоговых правонарушений и нарушений банком обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, исходя из буквального толкования ст. 107 НК, мы обязаны сделать вывод, что ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных гл. 18 ПК, не является ответственностью за совершение налоговых правонарушений и, следовательно, правонарушения, предусмотренные гл. 18 НК, не являются налоговыми.

Следует согласиться с И. И. Кучеровым, О. Ю. Судаковым и И.А. Орешкиным, которые утверждают, что основное отличие между налоговыми правонарушениями и нарушениями банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, заключается в их субъектах.

Субъектами нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются исключительно коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Банк России.

В связи с тем, что банковские операции но открытию и ведению банковских счетов юридических лиц вправе осуществлять только расчетные небанковские кредитные организации, субъектами нарушений кредитными организациями обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются банки, расчетные небанковские кредитные организации, а также действующие на территории РФ филиалы иностранных банков.

Иные субъекты банковской деятельности, имеющие на основании закона право осуществлять банковские операции по открытию и ведению банковских счетов (Банк России, а также Агентство по реструктуризации кредитных организаций), субъектами рассматриваемых правонарушений не являются.

Об отсутствии тождества правонарушений, перечисленных в гл. 16 и 18 НК, свидетельствует и своеобразие санкций, применяемых к банкам за совершение ими соответствующих правонарушений. Действительно, ст. 114 НК не устанавливает иного вида налоговых санкций, кроме штрафов, в то время как ряд статей гл. 18 НК предусматривает ответственность банков также и в виде пени, порядок взыскания которой отличен от порядка взыскания налоговых санкций (см., например, п. 4 ст. 60 ПК).

Таким образом, несмотря на единую юридическую природу налоговые правонарушения отличаются от нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, по следующим основным моментам:

1) по субъектам правонарушений;

2) применяемым санкциям.

Весьма важное значение для уяснения отличия налоговых правонарушений от нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, имеет то обстоятельство, что банки отсутствуют в содержащемся в ст. 9 НК перечне участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. На первый взгляд данное обстоятельство трудно поддастся объяснению. Действительно, отношениям с участием банков в НК посвящена специальная гл. 18, но в соответствии с НК участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, они не являются.

Участие банков в рассматриваемых отношениях носит более сложный (по сравнению с иными, не наделенными государственно-властными полномочиями, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах) характер.

Права и обязанности, а также ответственность налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных, не наделенных государственно-властными полномочиями, субъектов установлены непосредственно законодательством о налогах и сборах, в связи с чем они находятся исключительно в рамках отношений по взиманию налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В отличие от этого рассматриваемые права, обязанности и ответственность банков предусмотрены не только налоговым, но и гражданским законодательством. Любое из предусмотренных гл. 18 НК правонарушений банк может совершить только в случае наличия между ним и его клиентом договора банковского счета, заключенного по правилам, предусмотренным гл. 45 ГК. Таким образом, первичным основанием ответственности байка за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, является гражданско-правовой договор банковского счета.

В связи с этим нельзя не согласиться с А. Я. Курбатовым, который, проанализировав ответственность банков за задержку платежей в бюджет и внебюджетные фонды по налоговому законодательству, пришел к выводу о том, что наличие оснований для применения указанной ответственности зависит от того, являются ли действия банка правомерными или неправомерными применительно к гражданскому праву1.

Наиболее показательными в этом отношении являются правила перечисления денежных средств со счета клиента.

В соответствии со ст. 849 ГК банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Следовательно, основанием возникновения публично-правовой обязанности банка по перечислению денежных средств в бюджет является распоряжение клиента, данное им в силу заключенного с банком гражданско-правового договора. Моментом возникновения у банка указанной публично-правовой обязанности (моментом, с которого начинается исчисление сроков) является момент поступления в банк соответствующего платежного документа от клиента. Эти предусмотренные гражданским законодательством правила дублируются в 11 К, в соответствии с п. 2 ст. 60 которого поручение на перечисление налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено НК.

Таким образом, в силу того, что НК предусмотрен строго определенный срок для исполнения поручения клиента на перечисление налога, договором банковского счета не может быть предусмотрен более длительный срок для такого перечисления.

В то же время договором банковского счета для исполнения поручений клиента на перечисление денежный средств с его счета (в том числе и в бюджет) может быть предусмотрен более короткий срок. В этом случае банк обязан исполнить соответствующее поручение клиента в срок, предусмотренный договором. В случае нарушения этого срока банк может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности. Однако ответственности, предусмотренной НК, в таком случае банк нести не будет в силу императивного установления налоговым законодательством строго определенного срока.

Налоговое законодательство не определяет в целом порядка открытия, ведения и закрытия счетов клиентов. Отсюда следует, что банк может быть привлечен к ответственности па основании, например, ст. 132 НК не за любое нарушение порядка открытия и закрытия счетов, а лишь за те из них, которые определены законодательством о налогах и сборах.

Необходимо подчеркнуть, что возложение на банк задач, связанных с осуществлением налогового учета (ст. 132 ПК), приостановлением операций по счетам (ст. 134 НК), взысканием налогов и сборов (ст. 135 НК), не предполагает предоставления банкам каких-либо властных полномочий в отношении своих клиентов. Банк так же, как и его клиент-налогоплательщик, является не субъектом, а объектом властного воздействия со стороны государства. Участие банка в решении налогово-фискальных задач государства ограничивается исполнением возложенных на него обязанностей и обеспечивается применением соответствующих мер ответственности.

Таким образом, обязанности банков по правильному открытию счетов налогоплательщиков, исполнению поручений о перечислении налогов и сборов, а также по предоставлению налоговым органам сведений по счетам своих клиентов, основываясь па гражданско-правовых договорах, носят не только гражданско-правовой, но и публично-правовой характер.

Правоотношения, складывающиеся в процессе исполнения указанных обязанностей, регулируются гражданским (гл. 45 ГК), банковским (ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности») и налоговым (ст. 60, гл. 18 НК) законодательством. При определении отраслевой принадлежности указанных правоотношений, на наш взгляд, следует использовать модель, применяемую обычно Верховным Судом РФ (см., в частности, решение Верховного Суда РФ от 10.12.1996 № ГКПИ-96-325-339, 346 о признании незаконным и недействующим с 10 декабря 1996 г. письма Минфина России, ФНС России и Банка России от 22 августа 1996 г.), в соответствии с которой, например, правоотношения, регулируемые соответствующими нормами гражданского законодательства, относятся к гражданско-правовым. В общем виде правило, применяемое Верховным Судом РФ, может быть изложено формулой: правоотношения, регулируемые нормами соответствующей отрасли законодательства, имеют данную отраслевую принадлежность.

Итак, применив модель, используемую обычно Верховным Судом РФ при определении отраслевой принадлежности рассматриваемых отношений (в связи с тем, что данные отношения регулируются одновременно и гражданским, и налоговым законодательством), придем к выводу, что эти отношения являются одновременно и налоговыми, и гражданско-правовыми.

На первый взгляд полученный вывод противоречит основам теории права, в соответствии с которой конкретные отношения могут быть либо частноправовыми, либо гражданско-правовыми. Па самом деле противоречия в данном случае нет.

Для уяснения сущности складывающихся в рассматриваемых случаях отношений необходимо призвать на помощь теорию комплексного правоотношения. Комплексный (сложный и смешанный) характер банковских правоотношений весьма ярко проявляется как раз на примере отношений, складывающихся в процессе исполнения банками обязанностей при исполнении ими поручений клиентов о перечислении налогов и сборов.

Сложный характер данных правоотношений проявляется в том, что после получения клиента на перечисление налога или сбора у банка появляются, с одной стороны, обязательство перед клиентом, а с другой — обязанность перед государством.

Смешанный характер рассматриваемых правоотношений состоит в наличии в их составе одновременно публично- и частноправовых элементов.

Публично-правовой элемент данного правоотношения заключается в наличии публичной обязанности банка перед государством в лице его уполномоченных органов по перечислению денежных средств клиента в бюджет или внебюджетные фонды. Исполнение банком данной публично-правовой обязанности обеспечивается мерами ответственности, предусмотренными гл. 18 НК за невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Частноправовой элемент рассматриваемых правоотношений заключается в наличии гражданско-правового обязательства банка перед клиентом, которое обеспечивается мерами гражданско-правовой ответственности. В случае несвоевременного выполнения или невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета банк согласно ст. 856 ГК обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК.

Таким образом, хотя отношениям с участием банков в ПК и посвящена специальная глава 18, но в ст. 9 банки не перечислены в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по той причине, что отношения, складывающиеся с участием банков в процессе открытия, обслуживания и закрытия ими банковских счетов, а также в процессе предоставления банками налоговым органам информации о счетах клиентов, нельзя однозначно идентифицировать в качестве налоговых отношений.

Вместе с тем сказанное не означает, что составы, описание которых содержится в гл. 18 НК, не являются налоговыми правонарушениями.

Консолидация норм, устанавливающих ответственность банков за нарушения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в отдельную главу отчасти объясняется субъектным составом включенных правонарушений. Банки выделены в самостоятельную категорию субъектов правонарушений в связи со спецификой сочетания в сфере их правового регулирования публичных и частных норм. Банки обладают двойственной налогово-правовой природой, выражающейся в наличии обязанностей уплачивать причитающиеся налоги, обслуживать счета своих клиентов-налогоплательщиков, а также выполнять поручения налоговых органов, представлять им необходимую информацию и т.д. Банки одновременно обладают статусом налогоплательщика и агента государства, посредством которых производятся обязательные платежи в бюджетную систему или внебюджетные фонды. Особенность субъектного состава противоправных деяний, объединенных гл. 18 НК, обусловила и относительную немногочисленность содержащихся в ней составов правонарушений.

Однако по сравнению с ранее действовавшим Законом о налоговой системе количество составов правонарушений, субъектами которых являются банки, значительно расширилось. Поэтому выделение правонарушений, совершаемых банками, в самостоятельную главу оправдано с позиций юридической техники.

Одновременно следует учитывать, что технико-юридическое обособление гл. 18 НК не означает обособления нарушений банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, от налоговых правонарушений. Глава 18 НК является составной частью разд. VI ПК, имеющего обобщающее название «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

Противоправный характер деяний, предусмотренных ст. 132-135.1 НК, обусловлен нарушением банком норм налогового законодательства. Согласно гл. 18 НК обязанности банков, нарушение которых образует объективную сторону противоправного деяния, устанавливаются ПК, который является неотъемлемой частью законодательства о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах в числе прочих регулирует и властные отношения, возникающие относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Поскольку НК не регламентирует привлечение к какому-либо иному виду ответственности, то и нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, следует с полной уверенностью отнести к налоговым правонарушениям.

Включение в число налоговых правонарушений противоправных деяний, совершаемых банками в налоговой сфере, подтверждается порядком налогового производства, который одинаков независимо от квалификации деликта по норме гл. 16 или 18 НК. Относительно ответственности банков за нарушения обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, применяются общие положения гл. 15 НК об ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Меры государственного воздействия, устанавливаемые за совершение противоправного деяния, предусмотренного гл. 18 НК, носят, как и налоговые санкции, штрафной характер и на основании ч. 1 ст. 136 Н К взыскиваются в порядке, аналогичном порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения.

Таким образом, нормы гл. 16 и 18 НК имеют единую юридическую природу. Вместе с тем, являясь разновидностью налоговых правонарушений, нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, имеют следующие характерные особенности:

o составы правонарушений, ответственность по которым применяется к банкам, перечислены в гл. 18 НК;

o объективную сторону данных правонарушений составляют противоправные деяния, совершенные в нарушение обязанностей банка в качестве налогоплательщика или иного фискально обязанного лица;

o субъектом налогового правонарушения, квалифицируемого по какой-либо статье гл. 18 НК, может быть только банк, обладающий необходимыми организационно-правовыми признаками;

Глава 18 НК объединяет ст. 132-136. Статья 136 регламентирует порядок взыскания с банков штрафов, остальные статьи определяют составы налоговых правонарушений, совершаемых банками, и устанавливают соответствующие санкции.

Налоговое право, Конспект лекций, Белоусов Д.С., 2011

Налоговое право, Конспект лекций, Белоусов Д.С., 2011.

Данное издание представляет собой конспект лекций, подготовленный в соответствии с государственным образовательным стандартом по курсу «Налоговое право» и содержит основные вопросы по данной дисциплине. Работа с пособием поможет студентам и слушателям ВУЗов освоить и успешно сдать зачеты и экзамен по данному предмету, она будет полезна государственным, муниципальным служащим и другим лицам, применяющим нормы НК РФ.

Основные этапы развития налогообложения.
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Они возникли одновременно с государством. В развитии налогообложения всех государств принято выделять следующие основные периоды:
IV в. до н. э. – V в. н. э. – появляются налоги, начинает складываться механизм их взимания. Вначале они носят не регулирующий характер, взимаются по мере необходимости в натуральной форме. По мере увеличения государственных расходов, налоги начинают взиматься в денежной форме, и регулярно увеличивается их размер. Постепенно они становятся основным источником доходов государства.

V–XVIII вв.: существуют определенные налоговые системы, которые запутаны и развиты крайне слабо. Налоги вводятся на определенный период в связи с необходимостью финансирования целевых затрат – взимаются одновременно, когда в казне заканчиваются средства. Большое внимание уделяется косвенному налогообложению, впервые вводятся акцизы с ввозимых и вывозимых товаров. Но сбор налога на данном этапе – вид предпринимательской деятельности: право сбора налога выкупается у государства отдельными гражданами. Налог становится главным источником формирования государственной казны.

СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация
Лекция 1. История возникновения и развития налогообложения
1.1. Основные этапы развития налогообложения
1.2.Основные учения о налогообложении
Частные теории налогообложения:
Лекция 2 Общие положения налогового права России
2.1. Понятие налогового права как отрасли права
2.2. Предмет и метод налогового права
2.3. Система налогового права
2.4. Налоговое право в системе российского права
Лекция 3. Источники налогового права
3.1. Источники налогового права: понятие и классификация
3.2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
3.4. Индивидуальные налогово-правовые акты
Классификация:
3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений
Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права: Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:
Виды правовых позиций:
Виды решений Конституционного Суда РФ:
Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции
4.1. Налог, как правовая категория, его характерные черты
4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей
4.3. Функции и основные элементы налогообложения
Функции налогообложения:
Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов
5.1. Система принципов налогообложения
5.2. Классификация налогов и сборов в современной теории и практике налогообложения
5.3. Действие налогового законодательства в пространстве, времени и по кругу лиц
В ведении Российской Федерации находятся федеральные налоги и сборы (п. «з» ст. 71 Конституции РФ).
Лекция 6. Нормы налогового права
6.1. Понятие норм налогового права и их особенности
6.2. Виды норм налогового права
Их можно классифицировать:
6.3. Нормы-принципы и нормы-дефиниции в налоговом праве
Лекция 7. Налоговые правоотношения
7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды
Основные функции:
Классификация:
7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений
7.3. Юридические факты в налоговом праве
Функции юридических фактов:
Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей
8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности
8.2. Налоговые агенты и сборщики налогов
8.3. Институт представительства в налоговых правоотношениях
Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля
9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):
Налоговые органы обязаны (ст. 32 НК РФ):
Должностные лица налоговых органов обязаны (ст. 33 НК РФ):
9.2. Правовой статус Федеральной налоговой службы Российской Федерации
9.3. Органы МВД России: права, обязанности и ответственность в сфере налогового администрирования
9.4. Банки как субъекты налогового права
Лекция 10. Налоговая обязанность
10.1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
10.2. Исполнение налоговой обязанности
10.3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности
10.4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм – налогов, сборов или пени
10.5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени
10.6. Инвестиционный налоговый кредит
Лекция 11. Налоговый контроль
11.1. Понятие и значение налогового контроля
11.2. Формы и виды налогового контроля
11.3. Налоговый контроль за расходами физического лица
Лекция 12. Налоговые проверки
12.1. Налоговые проверки
12.2. Выездная налоговая проверка
12.3. Камеральная налоговая проверка
12.4. Оформление результатов выездной налоговой проверки
Лекция 13. Налоговый учет и налоговая тайна
13.1. Бухгалтерский и налоговый учет в системе налога
13.2. Налоговая декларация
13.3. Налоговая тайна
Лекция 14. Характеристика основных нарушений законодательства о налогах и сборах
14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса
14.2. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений
14.3. Субъекты налогового правонарушения
14.4. Налоговые правонарушения
14.5.Общее понятие и способы уклонения от уплаты налогов
Лекция 15. Налоговая ответственность
15.1. Принципы налоговой ответственности
15.2. Стадии налоговой ответственности
15.3. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
15.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
Лекция 16. Санкции в налоговом праве
16.1. Налоговые санкции. Давность взыскания налоговых санкций Давность взыскания налоговых санкций
16.2.Конституционные принципы назначения санкций
Лекция 17. Защита прав налогоплательщиков
17.1. Защита прав налогоплательщиков. Административный порядок
17.2. Судебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
18.1. Основные положения
18.2. Налог на добавленную стоимость
18.3. Акцизы
18.4. Налог на доходы физических лиц
18.5. Единый социальный налог НК РФ предусматривает льготы при уплате ЕСН (239 НК РФ), а именно освобождаются от уплаты налога:
18.6. Налог на прибыль организаций
18.7. Налог на добычу полезных ископаемых
18.8. Налог на наследование или дарение
18.9.Водный налог
18.10. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
18.11. Государственная пошлина
Лекция 19. Региональные налоги и сборы
19.1. Налог на имущество организаций
19.2. Налог на игорный бизнес
19.3. Транспортный налог
Лекция 20. Местные налоги и сборы
20.1. Земельный налог
20.2 Налог на имущество физических лиц
Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (ст. 3 ФЗ):
Лекция 21. Особенности налогообложения для отдельных видов деятельности
21.1. Упрощенная система налогообложения
21.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
21.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
Лекция 22. Особенности налогообложения отдельных субъектов
22.1. Налогообложение кредитных организаций
22.2. Система налогообложения в свободных экономических зонах
22.3. ЗАТО
Лекция 23. Международное налоговое право
23.1. Понятие и предмет международного налогового права
23.2. Источники международного налогового права
23.3. Международные соглашения по вопросам налогообложения.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Налоговое право, Конспект лекций, Белоусов Д.С., 2011 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Еще по теме: