Меры по защите свидетелей

Оглавление:

Как работает программа защиты свидетелей в Казахстане

Могут ли человеку и его близким родственникам изменить внешность и место жительства при угрозе их жизни или имуществу.

Практически во всех странах мира существуют законы и программы о государственной защите людей, участвующих в уголовном процессе. Судя по зарубежным фильмам, им, как и их близким родственникам, при необходимости могут обеспечить проживание в другом городе, полностью поменять документы и даже изменить внешность с помощью пластической операции. Возможно ли все это в Казахстане, решил выяснить Zakon.kz, направив соответствующий запрос в МВД РК.

Как сообщили в ведомстве, защита участников уголовного процесса регулируется положениями главы 12 Уголовно-процессуального кодекса РК «Обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе» и закона «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» от 5 июля 2000 года.

Для этого даже существует специальное подразделение правоохранительных органов, которое занимается защитой лиц участвующих в уголовном процессе. В системе МВД РК этим занимаются сотрудники спецотдела, входящего в структуру Управления по борьбе с организованной преступностью ДКП, а в территориальных подразделениях УБОП ДВД данная функция возложена на группы по защите участников уголовного процесса.

Кто именно и по каким критериям подпадает под государственную защиту

В соответствии со ст. 95 и ст. 96 УПК РК орган, ведущий уголовный процесс, обязан принять меры безопасности в отношении всех участников процесса.

Под защиту государства подпадает любой из участников уголовного процесса от случайного свидетеля, подозреваемого и обвиняемого до секретаря суда, дознавателя, судьи и прокурора. Тоже относится к членам их семей и близких родственников при наличии данных об угрозе совершения в отношении них насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния в связи с рассмотрением уголовных дел или материалов в суде, производством досудебного расследования.

Более четко перечень лиц, подлежащих государственной защите, определен в статье 3 закона «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе».

Также меры государственной защиты могут быть применены в отношении лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступлений, при наличии реальной угрозы совершения в отношении них насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния.

Как определяется степень опасности для непосредственного участника уголовного процесса

Меры безопасности к участникам уголовного процесса применяются при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о реальной угрозе убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо иными опасными противоправными действиями. Органы, обеспечивающие безопасность защищаемых лиц, обязаны в пределах своей компетенции принять предусмотренные настоящим законом меры государственной защиты. Государственной защите подлежат также родственники и их имущество.

Могут ли участникам уголовного процесса предоставить новое жилье, документы, изменить внешность

По информации МВД, меры безопасности применяются в целях обеспечения личной и имущественной безопасности защищаемых лиц при производстве дознания, предварительного следствия или в ходе судебного разбирательства. Орган, ведущий уголовный процесс, с учетом конкретных обстоятельств, вправе применить следующие процессуальные и иные меры безопасности:

1) официальное предостережение лицу, от которого исходит угроза насилия или совершения других запрещенных уголовным законом деяний, о возможном привлечении его к уголовной ответственности;

2) ограничение доступа к сведениям о защищаемом лице;

3) избрание в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения, исключающей возможность применения (организации применения) в отношении лиц, участвующих в уголовном процессе, насилия или совершения (организации совершения) иных преступных деяний;

4) удаление из зала судебного заседания отдельных лиц;

5) проведение закрытого заседания суда;

6) допрос свидетеля судом без оглашения данных о его личности с использованием псевдонима; в условиях, исключающих его узнавание; без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства; с запрещением при необходимости производства видео-звукозаписи и иных способов запечатления допроса;

7) личная охрана, охрана жилища и иного имущества;

8) обеспечение в установленном порядке оружием, средствами индивидуальной защиты и техническими средствами;

9) временное помещение в безопасное место;

10) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

11) переселение на другое место жительства, смена места работы (службы) или учебы, оказание помощи в трудоустройстве;

12) замена документов;

13) изменение внешности.

Переезд на другое место жительства, замена документов и изменение внешности являются исключительными мерами безопасности и применяются в случаях, если безопасность защищаемого лица не может быть обеспечена применением других мер безопасности.

Кроме того, в целях реализации указанных мер безопасности могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности».

Защита участников уголовного процесса осуществляется с момента возникновения реальной угрозы жизни, здоровью, имуществу и до устранения угрозы безопасности.

Как часто приходится прибегать к программе защиты свидетелей

В первую очередь такие меры необходимы, когда расследуются дела об умышленных убийствах, бандитизме и иных преступлениях, вызвавших общественный резонанс, совершенных организованными преступными группами. Исходя из сложившейся ситуации, судебными органами и органами предварительного расследования выносятся постановления о применении мер безопасности.

Так, в 2016 году непосредственно органами внутренних дел применялись меры безопасности к участникам уголовного процесса в 477 случаях, в 2017 363, а за 7 месяцев текущего года в 211 случаях. В рамках обеспечения государственной защиты осуществлялись такие меры как, личная охрана, охрана жилища и иного имущества. Выносилось официальное предостережение лицам, от которых исходила угроза, а также применялось ограничение доступа к сведениям о защищаемых лицах.

Сколько денег выделяется государством для защиты участников уголовного процесса, и за какие меры безопасности приходиться платить им самим

Финансирование и материально-техническое обеспечение мер государственной защиты осуществляются в установленном порядке за счет бюджетных средств.

Расходы, связанные с применением мер безопасности, не могут быть возложены на защищаемое лицо.

Выплата пособий и компенсация расходов, связанных с переменой места жительства и работы, а также по изменению внешности осуществляются за счет бюджетных средств в соответствии с законодательством РК органом, обеспечивающим безопасность.

Какое наказание предусмотрено для тех, кто пытается оказать давление на свидетелей и других участников программы защиты участников уголовного процесса

Уголовные правонарушения против правосудия и порядка исполнения наказаний предусмотрены главой 17 УК РК. Всего существует 30 видов уголовных правонарушений.

К примеру, за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству досудебного расследования, возможно наказание до трех лет лишения свободы.

За восемь месяцев текущего года по фактам уголовных правонарушений против правосудия и порядка исполнения наказаний находилось в производстве 1 341 дело. По статье 422 (подкуп или принуждение к даче ложных показаний или уклонению от дачи показаний, ложному заключению либо к неправильному переводу) ведется 17 досудебных производств.

Как обеспечивается защита, если участником программы стал человек, находящийся в местах заключения, пожелавший сотрудничать со следствием

В соответствии со статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса РК (обеспечение личной безопасности), при установлении возникновения угрозы жизни, здоровью либо достоинству осужденного, администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, принимаются незамедлительные меры по ее устранению. В том числе путем перевода осужденного в безопасное место, независимо от его согласия, а в случае угрозы двум и более осужденным — меры по переводу источника угрозы в безопасное место независимо от его согласия.

Осужденный, переведенный в безопасное место, отбывает наказание в условиях содержания, определенных ему до его перевода в безопасное место.

Закон о защите свидетелей

Содержание статьи

В российском законодательстве предусматривается особая защита свидетелей преступлений. Все вопросы, связанные с ней, регулируются Федеральным законом от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее — Закон № 119-ФЗ), а также Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами РФ (УК и УПК).

Вышеупомянутый закон определяет круг лиц, которые подлежат государственной защите, а также органы, её осуществляющие. Также в этом нормативно-правовом акте описаны виды, основания и порядок осуществления данной процедуры.

Подобные законодательные акты имеются во всех прогрессивных правовых системах, поскольку свидетели уголовных преступлений действительно нуждаются в дополнительных мерах по обеспечению безопасности.

Обратите внимание! Согласно закону специальная защита также предоставляется потерпевшим и остальным участникам уголовного судопроизводства.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с защитой свидетелей, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Иные лица, подлежащие защите в уголовном процессе

В соответствии со ст. 2 Закона № 119-ФЗ, государственную защиту в уголовном судопроизводстве могут получить не только свидетели и потерпевшие, но и иные лица, а именно:

  • частный обвинитель и его законный представитель;
  • гражданские истец, ответчик и их законные представители;
  • подозреваемый и его защитник;
  • обвиняемый и его защитник;
  • подсудимый и его защитник;
  • осужденное или оправданное лицо;
  • лицо, в отношении которого было прекращено уголовное судопроизводство;
  • эксперты;
  • переводчики;
  • специалисты;
  • понятые;
  • педагоги;
  • психологи;
  • родственники и близкие лица всех перечисленных выше лиц.

Все указанные лица должны принимать участие в уголовном процессе. До возбуждения уголовного дела государственная защита также может осуществляться. Меры по обеспечению безопасности принимаются в отношении жертвы, заявителей, очевидцев преступления и иных лиц, которые принимают меры по раскрытию либо предупреждению преступления, а также близких лиц и родственников вышеуказанных лиц.

Основания для защиты свидетелей и потерпевших

Согласно определению, содержащемуся в ст. 1 Закона № 119-ФЗ, основанием для предоставления государственной защиты прав потерпевших и свидетелей является наличие угрозы их жизни, здоровью и (или) имуществу. Помимо этого, законом предусматриваются меры социальной поддержки защищаемых лиц в том случае, если они необходимы в связи с их участием в уголовном процессе.

Обратите внимание! Меры защиты лиц в уголовном процессе принимаются только в том случае, когда имеются данные о присутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица либо его имуществу. Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе.

Для предоставления государственной защиты лицо, участвующее в уголовном судопроизводстве, его родственник или близкий должны подать соответствующее письменное заявление в соответствии со ст. 16 Закона № 119-ФЗ. В случае принятия решения о предоставлении государственной защиты без подачи письменного заявления участники уголовного судопроизводства, по отношению к которым будут применяться данные меры, должны дать письменное согласие. Такое же согласие требуется и от совершеннолетних членов их семьи в случае, если применение мер защиты затрагивает их интересы.

Согласно ст. 17 Закона № 119-ФЗ меры социальной поддержки применяются в случае смерти либо гибели защищаемого лица, а также при причинении вреда его здоровью либо нанесения телесного повреждения в связи с его участием в уголовном процессе.

Защита свидетелей и потерпевших: меры безопасности

Меры безопасности, принимаемые по отношению к защищаемым лицам, регламентированы ст. 6 Закона № 119-ФЗ. К таким мерам относятся:

  • обеспечение неразглашения сведений о защищаемом лице (запрет операторам персональных данных выдавать какую-либо информацию о защищаемом лице, смена номера телефона, гос. номеров транспортного средства защищаемого лица);
  • перемена места работы (учебы);
  • замена старых документов на новые;
  • перемена внешности;
  • переселение на иное постоянное место жительства либо временное перемещение в безопасное место (с возмещением всех расходов, связанных с переездом, а также с гарантией трудоустройства и оказания материальной помощи);
  • выдача спецсредств (бронежилет, электрошокер, газовый баллончик) для обеспечения индивидуальной защиты, а также средств оповещения об опасности и связи с органом, осуществляющим защиту(сотовый телефон, портативное радиоустройство, пейджер);
  • предоставление личной охраны, а также охранные действия в отношении жилища и имущества защищаемого лица.

Вышеперечисленные меры обычно применяются в целях защиты свидетелей в уголовном процессе и осуществляются в соответствии с «Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 630.

По отношению к лицу, которое содержится под стражей или отбывает наказание, применяются дополнительные меры для обеспечения безопасности, к которым относится перевод такого лица в другое место для отбывания наказания или содержания под стражей.

Отдельно стоит сказать об обеспечении безопасности военнослужащих. По отношению к этой категории граждан меры безопасности, перечисленные в ст. 6 Закона № 119-ФЗ, применяются с учетом особенностей прохождения военной службы. В целях обеспечения защиты военнослужащих может применяться их перевод (командирование) в другую воинскую часть либо военное учреждение. Согласно ст. 13 Закона № 119-ФЗ данная мера применяется как к защищаемым военнослужащим, так и к тем лицам, от которых исходит угроза. Для перевода необходимо письменное согласие военнослужащего. Кроме того, при переводе военнослужащий должен быть назначен на равную должность.

Органы защиты свидетелей и потерпевших

Органы, которые осуществляют защиту свидетелей, потерпевших и иных лиц в уголовном судопроизводстве, перечислены в ст. 3 Закона № 119-ФЗ. Все они делятся на три категории:

  • те, кто ответственен за принятие решения об осуществлении мер гос. защиты (суд, начальник органа дознания, следователь с согласия руководителя следственного органа либо сам этот руководитель);
  • те, кто осуществляет такую защиту (МВД, ФСБ, военная полиция, командование воинских частей, таможенные органы, учреждения ФСИН и иные органы, на которые в соответствии с законодательством РФ могут быть возложены обязанности по осуществлению мер безопасности);
  • те, кто предоставляет социальную поддержку (органы, уполномоченные Правительством РФ).

Защита свидетелей и потерпевших: порядок осуществления

Порядок осуществления защиты свидетелей, потерпевших и остальных лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, предусмотрен ст. 18 Закона № 199-ФЗ. Согласно этой статье данная процедура на стадии предварительного расследования, во время ведения уголовного дела и после вынесения решения суда осуществляется по одной и той же процедуре.

Представитель органов, принимающих решение о необходимости применения мер охраны, после получения письменного заявления от гражданина обязан проверить его и дать ответ в течение 3-х дней. Такая проверка осуществляется при взаимодействии с органами, осуществляющими государственную защиту. Если в течение этого времени не удается провести проверку, представитель органа должен представить мотивированное ходатайство в орган, принимающий решение о применении мер охраны, о продлении такого срока на 30 суток (максимум).

Обратите внимание! В случаях, которые не терпят отлагательства (например, при наличии реальной угрозы жизни и здоровью защищаемого лица) решение о предоставлении государственной защиты должно быть принято немедленно.

После проведения проверки орган, принимающий решение о необходимости государственной защиты, получает письменные результаты проверки, в которых содержится информация о наличии (отсутствии) реальной угрозы для защищаемого лица. Мотивированное постановление (определение) о принятом решении высылается в органы, осуществляющие государственную защиту, а также самому защищаемому лицу.

Обратите внимание! Постановление (определение) об отказе либо о предоставлении государственной защиты обжалуется в прокуратуру, суд либо вышестоящий орган. Такая жалоба рассматривается в течение одних суток с момента ее поступления.

Необходимые меры безопасности и способы их применения определяются органом, осуществляющим гос. охрану. Он должен проинформировать о принятых мерах орган, принявший решение о предоставлении государственной защиты.

С защищаемым лицом заключается договор. В данном договоре подробно описываются:

  • избранные меры по обеспечению безопасности и условия их применения;
  • права и обязанности сторон;
  • персональные данные, подлежащие защите (в случае избрания такой меры, как соблюдение условий конфиденциальности защищаемого лица).

Законом также предусматривается обеспечение психологической поддержки защищаемого лица.

Решение об обеспечении мер социальной поддержки в отношении родственников лица, погибшего либо пострадавшего в связи с его участием в уголовном судопроизводстве, также принимается уполномоченным органом по заявлению гражданина. Срок для принятия такого решения аналогичный — 3 суток. В данном случае указанный срок не может быть продлен на 30 суток. Постановление (определение) об отказе либо предоставлении мер социальной поддержки обжалуется в прокуратуру, вышестоящий орган либо в суд, только рассматривать такую жалобу будут в течение месяца. В случае принятия положительного решения, оно направляется гражданину, подавшему заявление об обеспечении мер социальной поддержки, а также органу, такую поддержку предоставляющему. Последний обязан предоставить указанную поддержку в течение 10 суток.

Согласно ст. 20 Закона № 119-ФЗ установленные меры безопасности могут быть отменены. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица. Также данное действие может быть осуществлено в результате подачи письменного заявления органа, осуществляющего государственную защиту, в случаях, когда:

  • были устранены основания для их применения;
  • гражданин отказывается от заключения договора с органом, обеспечивающим меры государственной защиты;
  • защищаемое лицо нарушает условия заключенного договора, в связи с чем дальнейшее обеспечение его безопасности невозможно.

Письменное заявление об отмене мер безопасности рассматривается уполномоченным органом в течение трех суток, после чего по нему выносится решение, которое также может быть обжаловано в суд, прокуратуру либо вышестоящий орган. В течение 24 часов вышеуказанный орган обязан рассмотреть жалобу.

Составить необходимое заявления о применении или об отмене мер безопасности помогут юристы, позвонить которым можно по указанным на сайте телефонам.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Как работает программа защиты свидетелей в России?

Немаловажным фактором, способствующим эффективности всей следственной работы, а затем и судопроизводства, являются показания свидетелей. Однако нередко тот, у кого есть какие-либо сведения, позволяющие принести пользу пострадавшим, испытывает чувство страха. Такой человек опасается предстоящего общения с виновным, которое может произойти и во время ведения следственных мероприятий, и на судебном заседании. Не меньший страх испытывают свидетели и в связи с вероятностью контактов с «друзьями» или родственниками обвиняемых. И законодательство России не содержит в себе требований, которые бы запрещали подобное общение. А ведь известны такие случаи, когда свидетели были похищены и подвержены длительным издевательствам и избиениям. От них требовали отказа от сотрудничества с органами правопорядка.

По опыту многих стран мира, для максимальной эффективности борьбы с организованной преступностью требуется создание правового института защиты свидетелей от тех негативных сил, которые препятствуют ведению следствия. Пример тому — США. Именно в этой стране программа по защите свидетелей развита наиболее хорошо.

Необходимость в принятии закона

В нашей стране были приняты все меры, чтобы поговорка, гласящая о том, что молчание – золото, стала неактуальной в случае борьбы с противоправными действиями. От ценного свидетеля требуется только одно. Он должен говорить правду на суде. Тем, кто до сих пор задается вопросом «Существует ли в России программа защиты свидетелей?», стоит знать о том, что такой институт в нашей стране уже развит и работает достаточно эффективно.

Ежегодно в РФ в качестве свидетелей и потерпевших вступает порядка десяти миллионов человек. Их показания учитываются в ходе расследования уголовных дел, рассматривающих преступления разной степени тяжести. При этом каждый пятый из подобной категории граждан получает угрозы, направленные на отказ от даваемых показаний или требующих их изменения. При этом многие люди не знают, существует ли в России программа защиты свидетелей, и просто не обращаются в органы правопорядка. И это понятно. Они просто опасаются за свою жизнь. Однако без их показаний в тюрьме может оказаться невинный человек, а преступник, напротив, останется на свободе. Поэтому столь актуальна программа защиты свидетелей в России.

Воспользоваться ею может и человек, который находится в колонии или в СИЗО. Эти места лишения свободы имеют ограниченное пространство и требуют особой бдительности от их сотрудников. Ведь порой «приговоры» свидетелям здесь приводились прямо на нарах. Если вспомнить былые 90-е годы, то «ненужных» для преступников людей могли достать в любой колонии или в СИЗО.

Именно поэтому были написаны многочисленные письма чиновникам России в защиту свидетелей, и в результате этих обращений меры были приняты. Конечно, такой практики, как в США, где по сюжету боевиков людей, которым предстоит дать показания, вывозят или прячут до суда, у нас пока немного. Однако подобный институт уже начал работать в соответствии с тем, что предписывает ему «Программа защиты свидетелей». В России закон об этом был принят в августе 2004 г.

Кого охраняет государство?

Закон о защите свидетелей в России предписывает реализацию всех необходимых мер безопасности, которые нужны для охраны здоровья, жизни, а также имущества лиц, принимающих участие в уголовном судопроизводстве.

К таким гражданам относятся: свидетели и потерпевшие, частные обвинители, а также:

— подсудимые, подозреваемые, обвиняемые, их законные представители и защитники, оправданные и осужденные;
— специалисты и эксперты, понятые и переводчики, а также психологи и педагоги, участвующие в уголовном процессе;
— гражданские ответчики и истцы;
— законные представители гражданских истцов, потерпевших, гражданские ответчики и частные обвинители.

Есть ли в России программа защиты свидетелей для близких лиц и родственников всех вышеперечисленных категорий граждан? Да, их также охраняет государство. Это связано с тем, что против указанных людей также могут быть совершены посягательства с целью изменения показаний их родственником или близким человеком.

Есть ли в России программа защиты свидетелей в отношении очевидца, жертвы или заявителя? Да, меры госзащиты направлены на таких граждан, а также на тех, кто содействует раскрытию или предупреждению преступления, еще до начала возбуждения конкретного уголовного дела.

Реализация программы

Само принятие Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» решить проблему в одночасье не могло. Понадобилось время, чтобы отработать все вопросы, которые касаются охраны этой категории граждан. Тогда-то и была создана специальная государственная программа защиты свидетелей в России. На сегодняшний день это уже третий подобный проект.

Первая программа действовала с 2006 по 2008 г. Вторая — в течение следующих пяти лет. Действие нынешней распространяется на 2014-2018 гг.

На сегодняшний день программа защиты свидетелей в России подключает к работе все силовые ведомства и министерства. Кроме того, в ней участвуют Минтруда и Минздрав, а также Медико-биологическое Федеральное агентство.

Координируется программа защиты свидетелей в РФ МВД. Именно этим министерством реализуются основные меры безопасности. Для этих целей в МВД создано и успешно работает специальное Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ). Чаще всего его сотрудникам приходится иметь дело с такими направлениями, как контрабанда и коррупция, а также наркотрафик. Но в связи с тем, что программа по защите свидетелей охватывает значительный пласт работы, подобные подразделения созданы во многих других ведомствах. Есть они в ФСБ, в Федеральной таможенной службе, в Минобороны, а также в Федеральной службе, осуществляющей контроль над оборотом наркотиков.

Новая программа защиты свидетелей в РФ предусматривает значительно увеличенное по сравнению с предыдущими проектами финансирование. Ведь согласно прогнозам, охрана государства с 2014 по 2018 гг. может понадобиться практически двадцати тысячам человек. Для их защиты бюджет выделил 1,5 млрд руб. Кому-то потребуется помощь телохранителей, кого-то переселят в другой регион, а тем, кто подвержен наибольшей опасности, придется сменить имя и даже внешность.

Как стать участником проекта?

Если вам потребовалась программа защиты свидетелей в России, как обратиться за помощью? Для участия в этом проекте для человека достаточно ощущения реальности имеющихся угроз для здоровья или для жизни. И первое, что при этом понадобится сделать — обратиться в правоохранительные органы. Конечно, это не гарантирует того, что к вам начнет применяться программа защиты свидетелей в России. Что это означает? Дело в том, что все высказанные человеком опасения будут подвергаться проверке, длительность которой не должна превысить трех суток с момента обращения.

При подтверждении высказанных опасений правоохранительными органами будет вынесено специальное постановление, указывающее на необходимость того, чтобы к конкретному человеку была применена программа защиты свидетелей в России.

Однако не всегда люди сами обращаются за помощью. Порой инициативу проявляет государство. В таких случаях также может быть применена программа защиты свидетелей в России. Отзывы о таких ситуациях чаще всего можно услышать от участников разнообразных преступных сообществ. Именно с этой категорией граждан проводится серьезная предварительная работа по разъяснению всех плюсов государственной защиты. Этим людям предлагается выйти из состава противозаконной группировки для того, чтобы дать показания, обличающие их бывших сотоварищей.

Такие меры способствуют предотвращению будущих преступлений. Подобная защита свидетелей в России дает право даже самому закоренелому преступнику начать жизнь в другом регионе страны, имея новый паспорт. Если же человеку все же определяют срок отбывания наказания, то он оказывается минимальным. При этом как работает программа защиты свидетелей в России? В таких случаях осужденный может быть уверен: его никогда не поместят в исправительное учреждение, в котором отбывают срок те, против кого он давал свидетельские показания.

Меры безопасности

Человек, который стал участником программы по защите свидетелей, не сможет продолжать привычный для него образ жизни. Однако при этом с помощью сотрудников УОГЗ выполнится основное условие. Из жизни свидетеля исчезнет основная опасность. Первое, что делают работники правоохранительных органов, – устраняют саму угрозу, а также проводят профилактику давления.

Если осуществляется программа защиты свидетелей в России, как она работает? Для этого осуществляются необходимые меры безопасности. Из всех подобных мероприятий можно выделить три категории:

1. Охрана жилища, а также имущества и непосредственно свидетеля, выдача ему спецсредств оповещения опасности, средств связи, индивидуальной защиты. В эту же группу входит обеспечение конфиденциальности полученных сведений о лице, которое необходимо защитить. Подобные мероприятия проводятся в любых ситуациях и по любым уголовным делам различных категорий преступлений.

2. Переезд с целью смены места жительства, выдача новых документов, перемена места работы или же учебы, изменение внешности или временное предоставление безопасного места. В этой же группе находятся и мероприятия по применению дополнительных мер по осуществлению безопасности тех свидетелей, которые заключены под стражу или отбывают срок наказания. В этих случаях программа действует только в категории особо тяжких и тяжких преступлений.

3. Иные меры по осуществлению безопасности. Их применяют в случае наличия реальной угрозы насилия или убийства защищаемого человека, а также повреждения или уничтожения принадлежащего ему имущества.

Все перечисленные выше меры безопасности сотрудниками ОГЗС могут применяться не только по отдельности, но и в комплексе. При этом возникает лишь необходимость в соблюдении оснований и условий при проведении каждого из подобных мероприятий.

Охрана свидетеля

Для обеспечения данного мероприятия выделяется несколько сотрудников. Их действия способствуют пресечению попыток оказания физического воздействия на охраняемое лицо, а также повреждения или уничтожения его имущества. Число таких сотрудников может быть различным и зависит от уровня имеющейся угрозы.

Программа по защите свидетелей предусматривает осуществление личной охраны, которая может быть круглосуточной или предоставляться только в определенное время в период нахождения человека в пути, на отдыхе и в других местах пребывания. При этом к сотруднику силового ведомства предъявляются определенные требования. Он должен иметь отличную психическую подготовку, владеть системой рукопашного боя, умело обращаться с огнестрельным и холодным оружием. В его обязанности также входит и установление личности тех неизвестных людей, которые чаще всего появляются недалеко от места нахождения защищаемого свидетеля. Кроме того, он должен выявлять наружное наблюдение за клиентом.

Если свидетелем является военнослужащий, проходящий службу по контракту или по призыву, то такая мера, как охрана жилища, подлежит видоизменению. При этом обеспечивается безопасность всех подразделений той воинской части, где он находится, корабля, на котором служит и т.д., то есть всех помещений на охраняемой территории.

Снабжение специальными средствами

Это второй, но не менее важный пункт, с помощью которого может быть осуществлена эффективная защита свидетеля.Отличным средством, позволяющим обезопасить жизнь охраняемого человека, является выдача ему скрытно носимого бронежилета. А вот в качестве специального средства связи может выступить радио- или сотовый телефон, рация и т.д. Для оповещения об опасности свидетелю выдают обычный свисток, снабжают его жилище «тревожной кнопкой» и т.д. Но кроме этого программа по защите свидетелей предусматривает дальнейшее совершенствование подобных средств.

В ее рамках выделено 0,5 млн руб. в целях проведения опытно-конструкторских и научных работ, необходимых для создания таких устройств, которые бы способствовали постоянной готовности, активной обороне и подаче сигналов в тех случаях, когда опасность для жизни свидетеля становится реальностью.

Конфиденциальность сведений

В рамках осуществления подобной меры безопасности правоохранительные органы могут запретить выдачу любой истинной информации о защищаемом лице. При этом вместо действительных данных разрешено фигурировать псевдониму и вымышленному месту жительства. Этот запрет в первую очередь касается справочных телефонных служб, адресно-справочных бюро и проч. При этом неважно, к какой форме собственности принадлежат подобные организации. Запрет налагается как на государственные справочные бюро, так и на коммерческие.

Помимо этих мер безопасности УПК России предусматривает возможность не отображать в протоколе, оформленном следственными органами, действительные данные о личности потерпевшего и свидетеля, а также их близких родственников.

Кроме того, для принятия мер безопасности к опознающему следователь может создать условия для исключения визуального контакта с преступником. При этом понятых размещают в том помещении, где находится свидетель.

Для обеспечения мер защиты всех участников судебного разбирательства оно может быть закрытым. Это касается тех случаев, когда вынесено определение или постановление суда.

Перемена места жительства

Принятие этой меры зависит от конкретной ситуации. Но в случае возникновения такой необходимости от начальника ОВД в учреждения местной власти направляется соответствующее обращение. Кроме того, используется возможность обмена жилья через специализированные организации.

Новый паспорт

Федеральный Закон о защите свидетелей предусматривает также замену имеющихся у человека документов. В новом паспорте указывается другая фамилия. Меняются также имя и отчество человека. В некоторых случаях замене подлежит и весь комплект документов, которые имеются у свидетеля. К ним относятся паспорт и аттестат, диплом, трудовая книжка и проч. Защищаемому лицу, по сути, предлагается новая биография. Что касается пластической операции, то проводить ее можно только с согласия самого человека.

Смена места работы или учебы

Данная мера также предусмотрена государственной программой по защите свидетелей. При этом не может являться подходящей работа:

— условия которой не соответствуют нормам и правилам охраны труда;
— связанная с переездом на иное место жительства (при несогласии гражданина);
— предлагаемая оплата за которую ниже среднего заработка свидетеля на прежнем месте за последние три года.

Размещение в безопасном месте

Основной особенностью данной меры является то, что в законодательстве прямо говорится о ее временном характере. При этом подобное мероприятие может быть применено к достаточно обширному кругу лиц, которые из-за существующей угрозы жизни и здоровью становятся участниками программы по защите свидетелей.

В числе безопасных для охраняемого человека мест могут быть:

— специально подобранные для этих целей дома, квартиры, дачи и т.д.;
— служебные помещения, находящиеся в учреждениях ОВД и приспособленные для проживания;
— детские учреждения (для несовершеннолетних родственников защищаемого лица);
— жилые помещения, находящиеся на территории воинских частей (при разрешении на их использования командирами данных частей);
— иные места, которые способны обеспечить безопасность свидетелей.

Помещение, в котором временно будет находиться защищаемое лицо, должно соответствовать установленным законодательством санитарно-гигиеническим нормам и быть оборудованным всем нужным для жизни имуществом.

Заявление о защите свидетеля по уголовному делу

Навигация по странице:

Действия при наличии информации о преступлении, в т. Гражданин, обладающий информацией о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении, включая случаи угрозы насилием, в т. Заявление заявление о защите свидетеля по уголовному делу преступлении может быть сделано в устной т. Заявления предпочтительнее подавать по месту совершения предполагаемого преступления. Но гражданин вправе подать его в любом месте, соответствующий орган в этом случае направляет заявление по подследственности, естественно, скорость его рассмотрения от этого пострадает.

При подаче заявления о совершении преступления в отношении другого лица заявитель может быть вызван для дачи объяснения до возбуждения уголовного дела или дачи показаний в качестве свидетеля. В последнем случае он будет обладать всеми процессуальными правами и обязанностями свидетеля без изъятий. В случае, если имеются основания подозревать, что в местном, низовом, подразделении правоохранительного органа у преступников существуют связи либо те проявят халатность при проверке, то лучше подать заявление в вышестоящий областной или в высший орган соответствующей системы правоохранительных органов непосредственно в МВД, Следственный комитет и т.

Не исключается, конечно, что заявление задержится на областном или федеральном уровне, если там сочтут, что дело действительно очень серьёзное, но таковые случаи довольно редки. Если при этом ещё и важна скорость, то слишком высоко заявление о защите свидетеля по уголовному делу не стоит.

Всегда и при всех обстоятельствах необходимо самим заботиться о доказательствах! Как правило, большинство из доказательств можно зафиксировать только в первое время после совершения преступления и, если не предпринять необходимых мер, в дальнейшем они будут утрачены безвозвратно, и не исключено, что вину негодяев затем доказать не удастся. Если вы оказались на месте происшествия, естественно, при этом ничего нельзя трогать заявление о защите свидетеля по уголовному делу только соответствующее доказательство не будет утрачено до приезда оперативных сотрудников.

При передаче полученного в компетентные органы по возможности лучше оставить себе несколько копий расположив их в разных местах. Таким образом, желательно идти в органы не с пустыми руками.

Если не можете, на нет и суда. Главное, сделать всё от себя зависящее, помня, что как раз этого может не хватить для достижения цели. И, естественно, с умом. При заявление о защите свидетеля по уголовному делу сообщения о преступлении из иных источников чем заявление о преступлении, явка с повинной или постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании — включая СМИ, интернет, — сотрудник соответствующего правоохранительного органа составляет рапорт об обнаружении признаков преступления.

После чего решает вопрос о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. В данном случае это по сути результат доброй воли следователя, дознавателя. По факту он может не принять во внимание все эти источники.

Особенно учитывая высокую загруженность по работе подобных сотрудников. И несколько слов об уголовно наказуемой угрозе.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

В уголовном порядке преследуется только угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью и только если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы ст. Угроза может быть выражена в любой форме: Угроза должна быть реальна. Это означает, что необходимы объективные основания опасаться ее осуществления.

  • Данная угроза должна быть связана с участием такого лица в процессе;
  • Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда ч.

При этом потерпевший также должен воспринимать заявление о защите свидетеля по уголовному делу как реальную. Угроза причинить вред здоровью иной степени тяжести, уничтожить имущество, предать огласке компрометирующие сведения и т. В подобных случаях необходимо принятие других мер в т. Государственная защита потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства. Законодательство о государственной защите потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства.

Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

  • N 630 ; Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства утв;
  • Постановление определение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд.

Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на жизнь.

  1. Законодательство о государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
  2. В исключительных случаях данные сведения могут быть представлены для другого уголовного или гражданского дела в органы предварительного расследования, прокуратуру или суд на основании письменного запроса прокурора или суда судьи с разрешения органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты. В случае, если имеются основания подозревать, что в местном, низовом, подразделении правоохранительного органа у преступников существуют связи либо те проявят халатность при проверке, то лучше подать заявление в вышестоящий областной или в высший орган соответствующей системы правоохранительных органов непосредственно в МВД, Следственный комитет и т.
  3. Угроза может быть выражена в любой форме. Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел, органы ФСБ, таможенные органы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также на иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством РФ осуществление отдельных мер безопасности.
  4. Виды выдаваемых защищаемому лицу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, а также порядок их выдачи устанавливаются Правительством Российской Федерации. Делается это по письменному заявлению защищаемого лица.
  5. Суд судья , прокурор, начальник органа дознания или следователь, получив заявление сообщение об угрозе убийства лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества либо иного опасного противоправного деяния, обязаны проверить это заявление сообщение и в течение трех суток а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно принять решение о применении мер безопасности в отношении его либо об отказе в их применении.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому заявление о защите свидетеля по уголовному делу судебная защита его прав и свобод.

Защита Гериева обвинила суд в намеренном затягивании процесса

Статья 52 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Закон о защите свидетелей

Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. Каждое Государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие заявление о защите свидетеля по уголовному делу, направленные на обеспечение эффективной защиты от вероятной мести или запугивания в отношении участвующих в уголовном производстве свидетелей, которые дают показания в связи с преступлениями, охватываемыми настоящей Конвенцией, и, в надлежащих случаях, в отношении их родственников и других близких им лиц.

Меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, без ущерба для прав обвиняемого, в том числе для права на надлежащее разбирательство, могут, в частности, включать: Государства-участники рассматривают вопрос о заключении с другими государствами соглашений или договоренностей относительно переселения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Положения настоящей статьи применяются также к потерпевшим постольку, поскольку они являются свидетелями.

Помощь потерпевшим их защита 1.

Основания для защиты свидетелей и потерпевших

Каждое Государство-участник принимает, в пределах своих возможностей, надлежащие меры для предоставления помощи и защиты потерпевшим от преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией, особенно в случаях угрозы местью или запугивания.

Каждое Государство-участник устанавливает надлежащие процедуры для обеспечения доступа к компенсации и возмещению ущерба потерпевшим от преступлений, охватываемых настоящей Конвенцией. Каждое Государство-участник, при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, создает возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасений потерпевших на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, таким образом, чтобы это не наносило ущерба правам защиты.

Защита свидетелей, экспертов и потерпевших 1. Каждое Государство-участник принимает надлежащие меры, в соответствии со своей внутренней правовой системой и в пределах своих возможностей, с тем чтобы обеспечить эффективную защиту от вероятной мести или запугивания в отношении свидетелей и экспертов, которые заявление о защите свидетеля по уголовному делу показания в связи с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, и, в надлежащих случаях, заявление о защите свидетеля по уголовному делу отношении их родственников и других близких им лиц.

Меры, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, без ущерба для прав обвиняемого, в том числе для права на надлежащее разбирательство, могут, среди прочего, включать: Государства-участники рассматривают возможность заключения с другими государствами соглашений или договоренностей относительно переселения лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Положения настоящей статьи применяются также в отношении потерпевших в той мере, заявление о защите свидетеля по уголовному делу какой они являются свидетелями.

Каждое Государство-участник создает, при условии соблюдения своего внутреннего законодательства, возможности для изложения и рассмотрения мнений и опасений потерпевших на соответствующих стадиях уголовного производства в отношении лиц, совершивших преступления, таким образом, чтобы это не наносило ущерба правам защиты. Защита лиц, сообщающих информацию Каждое Государство-участник рассматривает возможность включения в свою внутреннюю правовую систему надлежащих мер для обеспечения защиты любых лиц, добросовестно и на разумных основаниях сообщающих компетентным органам о любых фактах, связанных с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, от любого несправедливого обращения.

I. Действия при наличии информации о преступлении, в т.ч. об угрозе насилием.

Принятие государствами-участниками мер по защите потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства предусматривается также и рядом других международных актов, таких, как Конвенция ШОС против терроризма Екатеринбург, 16 июня 2009 г.

Он предусматривает следующие меры обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей иных лиц: Ходатайство стороны защиты о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, признаётся обоснованным, если они касаются заявление о защите свидетеля по уголовному делу обстоятельств, прямо указанных в ч.

Во-первых, это необходимость осуществления защиты подсудимого. Во-вторых, установление заявление о защите свидетеля по уголовному делу существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств, например обстоятельств, которые могут констатировать факты оговора свидетелем подсудимого, фальсификации уголовного дела или доказательств, и т.

Если ходатайство касается иных обстоятельств, то они не могут служить основанием к раскрытию судом подлинных данных о личности свидетеля. Опять же, это не распространяется на следователя и судью, а также понятых при опознании которые должны находиться рядом с опознающим.

Слышать допрашиваемого, естественно, вправе все присутствующие. Данный порядок допроса может применяться только в отношении свидетелей, которые на предварительном следствии были допрошены под псевдонимом, или в отношении свидетелей, которые допрашиваются впервые на суде. Единственным основанием для применения такого порядка допроса является обеспечение безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц, в случаях угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества.

Никакие другие обстоятельства например, необходимость скрыть источник информации из-за сложной криминогенной обстановки в регионе, с целью обеспечить сохранение государственной тайны и т. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ Статья 166. Протокол следственного действия 9. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности.

В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия заявление о защите свидетеля по уголовному делу о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием.

Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу.

  1. Незаконное разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении участников уголовного процесса является преступлением ст.
  2. Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Предъявление для опознания 8.
  3. Органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности. Суд судья при постановлении приговора по уголовному делу выносит определение постановление об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении указанных мер.
  4. Если вы оказались на месте происшествия, естественно, при этом ничего нельзя трогать если только соответствующее доказательство не будет утрачено до приезда оперативных сотрудников.

В случаях, не терпящих отлагательства, указанное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия без получения согласия руководителя следственного органа. В данном случае постановление следователя передается руководителю следственного органа для проверки его законности и обоснованности незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

Предъявление для опознания 8. В целях обеспечения безопасности опознающего предъявление лица для опознания по решению следователя может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.

По окончании опознания составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса. заявление о защите свидетеля по уголовному делу

В протоколе указываются условия, результаты опознания и по возможности дословно излагаются объяснения опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то это также отмечается в протоколе. При необходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе провести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение или постановление.

В случае заявления сторонами обоснованного ходатайства о раскрытии подлинных сведений о лице, заявление о защите свидетеля по уголовному делу показания, в связи с необходимостью осуществления защиты подсудимого либо установления каких-либо существенных для рассмотрения уголовного дела обстоятельств суд вправе предоставить сторонам возможность ознакомления с указанными сведениями.

Из федеральных законов наиболее подробно рассматриваемую нами сферу правоотношений регулирует Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства», предусматривающий данную процедуру для обеспечения безопасности указанных лиц в дополнение к вышеупомянутым.

Более обстоятельно речь о ней пойдёт ниже. Правила применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства утв.

N 630 ; Правила применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства утв. N 953 ; Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей иных участников уголовного судопроизводства утв.

  • Ходатайство стороны защиты о раскрытии подлинных сведений о лице, дающем показания, признаётся обоснованным, если они касаются только обстоятельств, прямо указанных в ч;
  • Органы, обеспечивающие государственную защиту, обязаны:

N 134 ; Правила выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты утв. N 664 ; Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства их близких утв.

Еще по теме:

  • Мировой суд якутск Мировой суд якутск СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 46 ГОРОДА ЯКУТСКА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) Уважаемые посетители сайта! Раздел сайта «ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН» не предназначен для консультаций по […]
  • Потерпевший от экономических преступлений За 2012 год по Орджоникидзевскому потерпевшим от экономических преступлений возвращено 9,6 млн. рублей За 2012 год сотрудниками Отдела полиции №5 Управления МВД России по городу Уфе […]
  • Журнал юрист международник Журнал Юрист-международник. International Lawyer "Юрист-международник. International Lawyer" Журнал - краткая справка Журнал "Юрист-международник. International Lawyer" - редакция Данные о […]
  • Вакансии адвокат томск Адвокат сергей уваров томск россия отзывы контакты телефон адрес Адвокат сергей уваров томск россия отзывы контакты телефон адрес Адвокат Сергей Уваров. Страна проживания: Россия […]
  • Мировой суд город батайск Мировой суд город батайск Выходные дни – суббота, воскресенье Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 20 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ […]
  • Государственная жилищная инспекция белгородская область Государственная жилищная инспекция белгородская область Административный центр: Население: 2 734 750 чел. Площадь: 95 725 км² Географическое положение: Кемеровская область находится в […]