Курсовая конституционные права граждан рф

Курсовая конституционные права граждан рф

Работ в текущем разделе: [ 2249 ] Дисциплина: Конституционное право Российской Федерации На уровень вверх

Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 28 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail info @ dipmasters.com. Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

Глава 1. Понятие прав и свобод человека и гражданина 4

Глава 2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина 9

2.1. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина 9

2.2. Возмещение вреда и неотменяемость прав и свобод 10

2.3 Способы защиты прав и свобод человека 11

Глава 3. Конституционные права и свободы. Достижения и недостатки 15

Список источников и литературы 28

Институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Права и свободы обладают специфическим набором юридических средств и методов своей защиты. К их числу относятся:

— конституционно-судебный механизм (конституционные суды);

— судебная защита (суды общей юрисдикции);

— административные действия органов исполнительной власти;

— законная самозащита человеком своих прав;

В ряде стран этот механизм носит более разветвленный характер — будучи дополнен административной юстицией (квазисудебные органы для рассмотрения споров между человеком и правительственными органами), а также трудовой юстицией (для рассмотрения трудовых споров, в том числе и между работниками и государством). Однако в Российской Федерации эти формы правозащитной деятельности государства пока не получили развития.

1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993г.

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991, № 52.

3. Багалай М.В. Конституционное право России. — М. НОРМА-ИНФРА-М, 1990.

4. Бережнов Г.А. Политика и права человека. — Омск, 1993.

5. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — СПб.: «Норма», 1994.

6. Люшер. Конституционная защита прав и свобод личности. — М.: «Прогресс-Универс», 1993.

7. Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В.В.- М., 1994.

8. Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992.

9. Теория государства и права. /Под ред. В.М. Корельского. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

Курсовая работа Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод граждан и особенности ихреализации в гражданском судопроизводстве

Руководитель: доцент, к.ю.н.

Исполнитель: студент 525 группы

2008 Год Содержание

Гласность и открытость судебного разбирательства …………….………….. 6

Право на ознакомление с материалами дела ……………………………….. 17

Право на заявление отвода ………………………………………………..…. 19

Доказательства и доказывание ……………………………………………. 20

Список использованной литературы ……………………………………..…. 25

Право на судебную защиту провозглашено в ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод. Равноправие граждан перед судом исключительно важно, поскольку в случае возникновения спора или факта нарушения их прав и свобод суд призван защитить и восстановить эти права и свободы.

Судебная защита представляет собой систему действий судебных органов по рассмотрению и разрешению судебного дела и исполнению решения. В качестве судебной защиты может рассматриваться как отдельное судебное действие (постановление приговора, принятие мер обеспечения иска, применение или отмена меры пресечения, вынесение частного определения), так и в целом деятельность суда по уголовному или гражданскому делу, а также деятельность всей судебной системы. Выполняя различные процессуальные действия – исследуя доказательства, выслушивая показания и объяснения сторон, вынося решение, разрешая заявленные сторонами ходатайства, суд (судья) защищает права участников судебного разбирательства и обеспечивает им право на личное участие в правосудии, на использование предоставленных для этого полномочий.

Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены — в конституции, отраслевых законах, в других нормативных или локальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой сам факт перечисления в ней основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле ч. 1 ст. 46 Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его прав, предоставленных ему конституцией или законом».

Конституционные гарантии судебной защиты прав и свобод человека выражены через процессуальные условия — беспристрастность суда; гласность, открытость (публичность) судебного разбирательства; оперативность правосудия и др.

Конституционные права граждан

Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права и исполнять обязанности граждан.

Конституционный статус. Согласно Конституции РФ, высшей ценностью в нашем государстве признается человек, его права и свободы.

О правах и свободах человека впервые заговорили в XVIII в., во времена Французской буржуазной революции, которая проходила под лозунгом: «Свобода, равенство, братство!» Но только в XX в. проблема прав и свобод была всемирно озвучена. В 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В последующем были подписаны и другие международные документы, касающиеся прав человека. На основе этих документов в России только в 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека.

Каждый человек, проживающий в государстве, обладает множеством юридических прав и обязанностей, закрепленных в законодательстве, которые в совокупности составляют его правовой статус. Все мы имеем право пользоваться общественным транспортом, а вот право на получение своего вклада в банке имеют только те, кто этот вклад сделал, и т.д. Как видим, набор прав у каждого человека разный, но существует категория прав и свобод, присущих каждому гражданину и являющихся самыми важными, определяющими все остальные. Без них ни один человек не будет чувствовать себя в обществе комфортно. Именно они и закрепляются в Конституции, составляя в своей совокупности наш конституционный статус (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Соотношение правового и конституционного статуса

Конституционный статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина, закрепленных в Конституции.

Из приведенного определения видно, что конституционный статус граждан состоит из трех элементов (частей):

конституционные права (право на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и др.) – это возможности человека в разных сферах жизни, которые могут быть реализованы посредством соответствующих обязанностей со стороны государства или других лиц. Например, каждый из вас может выбрать школу, но посещать ее вы сможете только после зачисления директором;

конституционные свободы – это такие правомочия человека, которые он может реализовать самостоятельно (свобода слова, вероисповедания, право на достоинство и т.п.). В корректной форме, не оскорбляя чью-либо честь и достоинство, каждый может публично высказать свой взгляд на проводимую Президентом РФ и Правительством РФ политику. Воспрепятствовать этому нельзя;

конституционные обязанности – это уже не желаемое, а должное или необходимое поведение (платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество).

Отличие конституционных прав, свобод и обязанностей принципиально: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание использовать принадлежащие человеку права и свободы по закону не преследуется.

16. Конституционные права и свободы и конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина— его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие от рождения или в силу гражданства, закреплённые в Конституции, составляющие основы правового статуса личности. Глава 2 Конституции РФ закрепляет основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина. Конституционно закреплённые права и свободы человека и гражданина относятся к основам правового статуса личности, другие права и свободы человека и гражданина производны от основных. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они закрепляются за каждым человеком (гражданином). Они характеризуются всеобщностью, равны и едины для всех. Конституционные права и свободы человека и гражданина отличаются особым механизмом реализации (они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения), они обеспечиваются повышенной правовой охраной.

1. Система конституционных обязанностей.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие — только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

2. Обязанность соблюдать Конституцию рф и законы.

Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, статьёй 19 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(1994)). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ

факультет заочного обучения

Тюменского юридического института

по: Конституционному праву

тема: Конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ

Выполнил: слушатель Корушев Иван Николаевич, 2 группа 1 курс.

Служебный адрес: 6629850

ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68

Зачетная книжка № 1578.

г. Тобольск 2000 год.

1. Конституционо-правовой статус человека и гражданина

2. Сущность прав и свобод человека и гражданина.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

а) Социально-экономические права и свободы.

б) Иные права и свободы.

4 Конституционные обязанности граждан РФ

5 Соблюдение прав человека РФ

6. Список использованной литературы.

1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода), касается, прежде всего, некоторых чисто “советских” социально-экономических прав).

Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом)(статья 19). Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на “буржуазных” теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека “дарованных” ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

Нужно сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающем этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (часть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав (?).

Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.

Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка — права личные. Как знак воспринятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье — социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как “буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.

Заметнейшим образом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций, говоривших о “материальных гарантиях” прав в виде “неуклонного роста производительных сил” и т.п., пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической конституции.

2. Сущность прав и свобод человека и гражданина.

К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.

Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т.н.абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т.н. относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление — его не содержала ни одна из конституций советского периода.

Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как пр., в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г.. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23). Большим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. На протяжении всей истории и до сегоднешнего дня это право произвольно нарушалось “компетентными органами”, которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокурора.

Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление, как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так. Совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: “1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом”. Регулированию комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26)

Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т.п.). Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона.. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который, не смотря на все перемены, никак не может утвердиться в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории гос-ва, а также покидать территорию гос-ва и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории гос-ва, гражданами которого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических гос-вах существует целый ряд ограничений С.п. и п. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве гос-в значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения госбезопасности и сохранения гос. тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. Как и ряд других. Свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.

3.Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в

Конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ

факультет заочного обучения

Тюменского юридического института

по: Конституционному праву

тема: Конституционные права, свободы и обязанности граждан РФ

Выполнил: слушатель Корушев Иван Николаевич, 2 группа 1 курс.

Служебный адрес: 6629850

ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68

Зачетная книжка № 1578.

г. Тобольск 2000 год.

1. Конституционо-правовой статус человека и гражданина

2. Сущность прав и свобод человека и гражданина.

3. Классификация прав и свобод человека и гражданина.

а) Социально-экономические права и свободы.

б) Иные права и свободы.

4 Конституционные обязанности граждан РФ

5 Соблюдение прав человека РФ

6. Список использованной литературы.

1. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.

Анализ закрепляемых российской Конституцией прав и свобод личности представляется целесообразным начать с общих принципов, положенных в основу правового регулирования статуса личности. Это, в свою очередь, требует обратиться для начала к общей характеристики действующей Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. ознаменовала собой завершение этапа демонтажа тоталитарного советского государства и переход к длительному и трудному этапу построения в России основ подлинно демократического и правового государства. Конституция РФ 1993 г. является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их общепризнанном в современном миропонимании. Она вобрала в себя многовековой опыт развития зарубежных демократий, теории и практики зарубежного конституционализма, недолгий, но драматический опыт молодой российской демократии. В месте с тем новая Конституция России не могла не воспринять и отдельных фрагментов конституционного опыта советского периода), касается, прежде всего, некоторых чисто “советских” социально-экономических прав).

Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Нормы, посвященные правовому статусу личности сосредоточены в Конституции главным образом в специальной Главе 2 “ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Однако ряд важнейших принципов и норм можно найти уже в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. Отдельные нормы, затрагивающие права человека, обнаруживаются также практически во всех других главах основного закона. Именно в совокупности, со всеми процессуальными и институциональными гарантиями эти нормы образуют единый институт конституционных прав и свобод личности в Российской Федерации.

Какие же принципы заложены Конституцией 1993 г. в основу правового статуса личности? Ответ на этот вопрос мы находим в Главе 1”ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ”. В этой главе закреплены такие фундаментальные принципы, как принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека (статья 2), а также принцип непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации (часть 4 статьи 15). В Главе 2 закреплены принципы неотчуждаемости прав и свобод человека (часть 2 статьи 17), прямого и непосредственного действия прав и свобод человека (статья 18), равноправия (равенства перед законом и судом)(статья 19). Чтобы понять подлинный смысл и значение закрепления в новой Конституции РФ этих принципов, нужно оглянуться назад. Как известно, большинство из вышеперечисленных принципов не признавались советской наукой государственного права, как основанные на “буржуазных” теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека “дарованных” ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

Нужно сказать, что качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающем этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 года Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 года в качестве поправок 21 апреля 1992 года. Нынешняя Конституция РФ как бы подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

Особенно стоит сказать о принципе равноправия (равенства перед законом и судом). Необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства между собой, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий не одинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (часть 1 статьи 19), потом (часть 2 статьи 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т.д.) В этой же части говориться о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в части 3 статьи 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав (?).

Конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющие естественный характер: напр., обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола, особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т.п.

Конституция РФ 1993 года закрепляет один из самых полных в мире каталогов прав и свобод человека из всех, известных современному конституционализму. Конкретный список, содержание, порядок закрепления и обеспечения этих прав и свобод и определяет собственно, качество конституционного регулирования правового статуса личности в Российской Федерации.

Охватывая общим взглядом этот каталог, нельзя не заметить его разительное отличие от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте конституции. Как известно, одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) состоит в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка — права личные. Как знак воспринятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции 1993 года поставили в Главе о правах и свободах на первое место личные права, затем политические и только на третье — социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (часть 1 статьи 35). Это настолько четко и недвусмысленно обозначило идеологическую позицию авторов Конституции, что иначе как “буржуазной” ее в кругах не только коммунистической, но и социал-демократической оппозиции не называют. Между тем, новая Конституция России содержит весьма широкий социально-экономических прав, многие из которых до сих пор не известны ни одному западному государству. Это говорит о сохранении некоторой преемственности по отношению к практике советского государственно-правового строительства.

Заметнейшим образом изменилась юридическая техника конституционного закрепления прав и свобод. На место демагогии советских конституций, говоривших о “материальных гарантиях” прав в виде “неуклонного роста производительных сил” и т.п., пришли четкие, юридически взвешенные формулировки, достаточно конкретные для текста современной демократической конституции.

2. Сущность прав и свобод человека и гражданина.

К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.

Безусловно, важнейшим среди личных прав является право на жизнь. Содержание права на жизнь многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь как вид наказания (Австралия, Австрия, ФРГ, Франция и еще более 40 государств), право на жизнь означает, что ни один человек, ни за какие деяния не может быть лишен жизни даже государством (т.н.абсолютное право на жизнь). В странах, где существуют различные режимы сохранения смертной казни (применение смертной казни, применение смертной казни только в исключительных случаях, отказ от применения смертной казни на практике), под правом на жизнь обычно понимается то, что ни один человек не может быть лишен жизни произвольно, без должной правовой процедуры (т.н. относительное право на жизнь). Как известно, Российская Федерация относится к последним. Так, ст. 29 Конституции РФ, провозглашая право на жизнь, оговаривает, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Закрепление права на жизнь в отечественной государственно-правовой практике также новое явление — его не содержала ни одна из конституций советского периода.

Вторым важнейшим из личных прав является право на личную неприкосновенность. Институт личной неприкосновенности предполагает недопустимость произвола при применении репрессивных мер. Конституционные гарантии личной неприкосновенности заключаются, как пр., в том, что: 1. состав преступления должен быть установлен ранее изданным законом; 2. задержание может быть обжаловано в суд и устанавливается максимальный срок задержания без решения суда; 3. арест должен производится лишь на основе судебного приказа или с санкции прокурора; 4. лишение свободы должно быть наказанием, накладываемым на человека после установления его вины в ходе следствия и суда, проводимых с соблюдением известных процессуальных гарантий. Право на личную неприкосновенность гарантируется ст. 22 Конституции РФ 1993 г.. Согласно п. 2 этой статьи, арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Конституция РФ 1993 года провозглашает право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть 1статьи 23), а также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23). Большим новшеством для нашей страны является содержащееся в этой статье условие, что ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. На протяжении всей истории и до сегоднешнего дня это право произвольно нарушалось “компетентными органами”, которые в лучшем случае обязаны были получить санкцию прокурора.

Резкое усиление процессов информатизации в обществе, связанные с этим явлением новые возможности и опасности вызвали появление, как в зарубежной, так и в отечественной практике целого ряда новых конституционных норм и конструкций. Так. Совершенно новаторски для отечественной государственно-правовой практике выглядит содержание статьи 24: “1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом”. Регулированию комплексного института свободы информации и права на информацию посвящена также статья 29. Сложная конструкция этой статьи содержит целый ряд корреспондирующих друг другу гарантий и ограничений. Среди ограничений наиболее важными являются запрет пропаганды или агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Новым и чрезвычайно актуальным для России является конституционное право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26)

Статья 30 Конституции РФ формулирует право на объединение. Право на объединение является личным, но также и политическим правом, если речь идет об объединениях политического характера (партия, политических движениях и т.п.). Известно также под названием свободы союзов и ассоциаций. Представляет собой право на образование любого союза в рамках требования закона.. Обычно это право предполагает также принцип свободы деятельности общественных объединений и их равноправия. Право на объединение не является абсолютным правом и может быть ограничено в случае введения чрезвычайного или военного положения.

Одним из неизменных атрибутов любого демократического государства, который, не смотря на все перемены, никак не может утвердиться в российской действительности является свобода передвижения и поселения. Представляет собой возможность беспрепятственно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в любой части территории гос-ва, а также покидать территорию гос-ва и возвращаться на нее при соблюдении ряда требований закона. В таком объеме этой свободой пользуются лица на территории гос-ва, гражданами которого они являются. Для иностранных граждан и лиц без гражданства эта свобода обычно имеет значительно более ограниченный характер, но в любом случае должна включать в себя право покидать территорию соответствующего государства по своему усмотрению. Однако и в отношении граждан в демократических гос-вах существует целый ряд ограничений С.п. и п. Так, свобода передвижения ограничивается наличием в большинстве гос-в значительного количества территорий, закрытых по военным, экономическим, природоохранным и иным соображениям для свободного посещения, а также запретом вторгаться в частные владения. Право граждан на выезд из своей страны также может быть ограничено по мотивам обеспечения госбезопасности и сохранения гос. тайны. Свобода передвижения и поселения гарантируется ст. 27 Конституции РФ 1993 г., а осуществление ее регулируется Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. Как и ряд других. Свобода передвижения и поселения не является абсолютным правом и может быть ограничено в период действия режима чрезвычайного положения.

3.Классификация прав и свобод человека и гражданина.

Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в

Еще по теме: