Консультации дефектолога для родителей школьников

МБДОУ МО г.Краснодар «Детский сад № 76»

Департамент образования г.Краснодара

Министерство образования и науки Российской Федерации

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Статистика

Вход в систему

Консультации учителя-дефектолога

2016-2017 учебный год

29.10.11г. Задержка психического развития . Что это?

Подготовила учитель-дефектолог Лазарева С.А.

Период раннего детства проходит достаточно быстро : казалось бы , ребенка только принесли из роддома , а он уже умеет засыпать и просыпаться , кушать , плакать . Через несколько дней — он уже следит за передвигающимися предметами , реагирует на голод и холод , улыбается . вот уже самостоятельно сидит . стоит . пошел . Читать полностью

23.12.11г. Развитие речи и математических способностей детей с ЗПР.

Подготовила учитель-логопед Долгова Н.В.

Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения , недо­статки фонематического восприятия . Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта . Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей . Читать полностью

31.03.12г. Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии .

Подготовила учитель-дефектолог Лазарева С.А.

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах воспитания и обучения . Вопрос о необходимости лечения в каждом случае решается индивидуально детским психиатром или невропатологом . Родители часто заблуждаются , полагая , что только медикаментозное лечение может ликвидировать отставание в развитии у ребенка . Читать полностью

30.04.12г. Как преодолеть ЗПР?

Подготовила учитель-дефектолог Лазарева С.А.

Задержка психического развития (ЗПР) у детей является следствием многих негативных факторов , в том числе и тех, про которые уже успели забыть . Это и сложная беременность у мамы ( могли быть различные заболевания , например гипертония , сердечно-сосудистая недостаточность , нефропатия , инфекции и др .), осложнения в родах , болезни ребенка до трех лет, частые простуды , хронические заболевания… Читать полностью

26.08.12г. Игры для развития тактильного восприятия

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Читать полностью

30.11.12г. Что значит чтение для ребенка

В наше время, когда телевизоры с самого раннего возраста и без всяких затруднений отрывают детей от книг, вероятно, не стоит медлить с чтением для ребенка. Читать полностью

30.01.13г. Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Читать полностью

24.03.13г. Веселые пальчиковые игры
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Читать полностью

29.10.13г. Развитие памяти дошкольников

Подготовила учитель-дефектолог Серикова Э.В.
Разучивание наизусть стихов или песен, запоминание цепочек никак не связан ных друг с другом слов, вспоминание просмотренных ранее картинок помогают развитию механической памяти. И малыш блистает на утренниках в детском садике, без особого труда справляется с програм мой начальных классов, но уже в средней школе, одной лишь механической памяти становится недостаточно. Читать полность

23.02.14г . Строительные игры в детском саду . Консультация для воспитателей.

Подготовила учитель-дефектолог Серикова Э.В. Читать полностью

Консультации дефектолога для родителей школьников

Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие, обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

«Окошко»
широко открыть рот — «жарко» закрыть рот — «холодно»

«Чистим, зубки»
улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы

«Чашечка»
улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)

«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Заборчик»
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Маляр»
губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить («покрасить») нёбо

«Грибочек»
улыбнуться поцокать языком, будто едешь на лошадке присосать широкий язык к нёбу

«Киска»
губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы;
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

«Поймаем мышку»
губы в улыбке, приоткрыть ро,т произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

«Лошадка»
вытянуть губы, приоткрыть рот, процокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)

«Пароход гудит»
губы в улыбке, открыть рот с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы. «

«Слоник пьёт»
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»,»набирать водичку», слегка при этом причмокивая

«Индюки болтают»
языком быстро двигать по верхней губе — «ба-ба-ба-ба. «

«Орешки»
рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки;на щеках образуются твердые шарики — «орешки»

«Качели»
улыбнуться, открыть рот — кончик языка поместить за верхние зубы, за нижние зубы

«Часики»
улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

«Блинчик»
улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу

«Вкусное варенье»
улыбнуться, открыть рот широким языком в форме «чашечки», облизать верхнюю губу

«Гармошка»
улыбнуться, сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

«Барабанщик»
улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами — «дэ-дэ-дэ. «

«Парашютик»
на кончик носа положить ватку, широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

«Загнать мяч в ворота»
«вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота), дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Советы родителям от учителей-дефектологов

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ

Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ

Ребенок владеет словом на двух уровнях:
понимает его – пассивный словарь,
говорит – активный.
Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ЗВУК
Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).
Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.
Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

Консультация для родителей дошкольников по развитию речи

Консультация для родителей

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.

Современные родители в быстроменяющемся современном информационном мире, просто не находят времени для своих детей. Родители озабочены обеспечить детей всем необходимым, удовлетворить их физиологические жизненно-важные потребности, забывая о такой важной потребности, как общение.

Дефицит общения – проблема развития речи детей.

От того, насколько ребёнок чётко и красиво говорит, умеет ли выразить свои мысли, зависит его успешность в дальнейшей жизни, в учебной и профессиональной деятельности.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со всеми членами семьи, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Не стоит забывать, что речь дети усваивают на подражательном уровне, поэтому взрослым необходимо следить за своей речью, быть для ребёнка примером (исключить из речи жаргонные словечки, не сюсюкать, правильно и чётко говорить).

Очень важным этапом в развитии речи является переход от диалогической речи к различным формам монологической . Диалогическая речь – это простая форма речи, которая состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова. Не имея навыков общения, дети испытывают трудности даже в этой простой форме речи. Необходимо развивать у детей умение строить диалог – спросить, ответить, объяснить, попросить, пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого рекомендуется проводить с детьми беседы на самые различные темы, связанные с жизнью в семье, в детском саду, о его отношениях с друзьями и со взрослыми, о его интересах, желаниях. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

Монологическая речь более сложная и в большей степени произвольная. Говорящий имеет намерение выразить содержание и должен выбрать для этого содержания адекватную языковую форму и построить на ее основе высказывание. Монологическая речь – это организованный и относительно развернутый вид речи. Владение связной монологической речью – одна из центральных задач речевого развития детей.

У детей в период дошкольного детства необходимо развивать и совершенствовать все стороны речи (грамматическую, лексическую, фонетическую, связную). Связной считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики, представляющая собой единое целое, обладающая относительной самостоятельностью, законченностью.

Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

Развивать речь необходимо в игровой форме и делать это можно где угодно, не затрачивая на это много времени. Например: по дороге домой, в магазин, детский сад, на кухне при приготовлении еды, на даче, в транспорте и т.д.

При работе по развитию речи можно использовать следующие игры:

Игра «Отгадай, на что я смотрю? »

Ребёнок (или родитель) по дороге в детский сад находит предмет

для описания и, не называя его, описывает его признаки, его предназначение, а родитель (или ребёнок) отгадывает предмет.

Игра «К чему относится?»

Взрослый называет какой-либо предмет, а ребенок называет обобщающее понятие, к которому этот предмет относится.

Например: заяц – животное, карась – рыба, диван – мебель и т.д.

Игра «Потому и почему»

Цель игры — научить детей задавать вопрос: «Почему? » и отвечать на него, используя союз « …потому что ».

Игра «Назови лишний предмет»

Вы называете ребенку серию обобщающих слов, среди которых

Находится одно, не подходящее данному понятию. Ребенок называет лишнее слово.

Игра «Бывает – не бывает»

Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает – не бывает», например: весной созревают яблоки.

Игра «Отгадай слово».

Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали,

пользуясь подсказками, например: круглое, румяное, красное (яблоко)

Игра «Скажи наоборот».

Вы называете ребенку прилагательное или глагол, ребенок подбирает

противоположное по смыслу слово. Пример: старый – молодой, стоит – идёт и т.д.

Игра «Кто больше придумает слов»

Вы называете ребенку предмет, ребёнок придумывает к нему слова

– прилагательные. Пример: дом – кирпичный, высокий, крепкий и т.д. Затем вы меняетесь ролями: ребенок называет слово, вы подбираете

Наряду с речевыми играми обязательно также развивать у детей навыки: в пересказе текстов, рассказывании сказок, составлении описательных и повествовательных рассказов, в отгадывании загадок, выразительном рассказывании стихов. Мышление – это внутренняя речь. И от того как происходит развитие речи, зависит развитие мышления.

Годовой отчет учителя-дефектолога

Татьяна Белоусова
Годовой отчет учителя-дефектолога

Работаю на группе ЗПР учителем-дефектологом. Группа разновозрастная: средний, старший и подготовительный возраст. Количество человек: 13. Из них 11 мальчиков и 2 девочки. Представляю педагогическому сообществу свой годовой отчет. Возможно, кому то пригодится. С целью соблюдения конфиденциальности информации, фамилии детей из отчета удалены.

Отчет за 2015-2016 учебный год учителя-дефектолога Белоусовой Т. П.

Работа в течение года строилась в соответствии с «Рабочей программой». Программа составлена в сентябре 2015, на основе Программы С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, ФГОС, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

Целью работы в течение года являлось создание условий для психического развития ребенка: речевого, интеллектуального, эмоционального, социального.

Работа велась по следующим направлениям.

1. Аналитическое, диагностическое и коррекционно-развивающее направления.

На основании результатов входной диагностики в сентябре 2015 г. были выявлены следующие речевые нарушения:

• ОНР III уровня- 13 человек (у всех детей группы)

• Дизартрия – 13 человек

• Моторная алалия – 2 человека (М. Ваня, К. Артем.)

• Сенсорная алалия- 1 человек (М. Артем)

Коррекционная работа включала в себя: фронтальные коррекционно-развивающие занятия по подготовке к обучению грамоте и ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, индивиду-альную работу с детьми по постановке звуков, работу по развитию фонематического слуха и разви-тию общей и мелкой моторики.

В период с 15.05. по 30.05.2016. была проведена итоговая диагностика с целью анализа уровня интеллектуального и речевого развития детей. Данная работа была необходима для оценки степени освоения детьми Программы дошкольного образования, определения уровня их речевого и интеллектуального развития. Задачи были следующие:

• Отследить динамику развития детей;

• Определить соответствие выбранных форм, приемов, методов обучения;

• Сопоставить результаты развития детей с ранее полученными показателями развития (сентябрь 2015, январь 2016).

• Определить приоритетные направления работы на следующий год

Методическое оснащение процедуры мониторинга:

• Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования звукопроизношения и слогового состава.

• Белавина Н. Н. Логопедические карточки для обследования лексико-грамматического строя и связной речи.

• Методика «4 лишний»

• Методика «Собери картинку»

• Методика «Перекрестные пробы»

• Методика «Чего не стало?»

• Методика «Повтори слова»

• Методика «Найди время года»

• Беседа на знание основных и промежуточных цветов.

Показателем развития познавательной деятельности ребенка являются: принятие зада-ния, понимание условий этого задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе выполне-ния, интерес к поставленной задаче, интерес к продуктивным видам деятельности, результат и от-ношение к результату деятельности.

Каждое задание оценивается по 5-ти бальной шкале от 1 до 5 баллов:

Шкала баллов:

• 1 балл – ребёнок не может выполнить предложенные ему задания, помощь взрослого не при-нимает;

• 2 балла — ребёнок выполняет предложенные ему задания совмещённо с педагогом, по подра-жанию;

• 3 балла — ребёнок выполняет предложенные ему задания по подражанию, образцу с помощью взрослого;

• 4 балла — ребёнок выполняет предложенные ему задания по образцу, словесной инструкции и с частичной помощью взрослого;

• 5 баллов — ребёнок выполняет предложенные ему задания по словесной инструкции самостоятельно.

На основании оценки результатов обследования определяются 4 уровня развития ребенка: низкий, средний, соответствует возрасту, высокий.

(делее информация идет в табличном варианте и здесь ее читать неудобно)

Подготовительная группа Старшая группа Средняя группа

Высокий уровень 45 баллов 44-40 балл 39-35 баллов

Соответствует возрасту 44-40 баллов 39-35 балл 34-30 баллов

Средний уровень 39-35 баллов 34 -30 балл 29-25 баллов

Низкий уровень 34 балла и меньше 29 баллов и меньше 24 балла и менее

Результаты познавательного развития

Подготовительная группа Средняя группа

Ваня Окс. Дима Тимоша Вова Артем

«Назови на картинке время года» 5 5 3 3 2 2

Перекрестные пробы 3 3 3 3 2 1

«Повтори за мной слова» 3 4 3 3 3 3

«Чего не стало?» 3 4 4 4 3 2

«4 – лишний» 5 5 3 3 3 2

«Сравни мяч и яблоко» 4 4 3 3 3 2

«Собери картинку» 5 5 3 4 3 3

«Составь рассказ» 4 4 3 3 3 2

«Знание цвета» 5 5 3 3 3 3

Всего баллов: 37 39 28 29 25 20

Уровень: Средний Средний Средний Средний Средний Низкий

Старшая группа

Костя Карина Рома Данил Артем Егор Ваня

«Времена года» 4 4 4 3 3 3 3

Перекрестные пробы 4 4 4 3 2 3 3

«Повтори за мной слова» 4 4 4 3 4 3 4

«Чего не стало?» 4 5 3 4 4 4 3

«4 – лишний» 5 5 4 4 3 3 3

«Сравни» 3 4 3 3 3 4 3

«Собери картинку» 5 4 4 4 4 4 4

«Составь рассказ» 4 3 3 4 2 4 3

«Знание цвета» 5 4 4 4 4 4 4

Всего баллов: 38 37 33 32 29 32 30

Уровень: Соот. возр. Соот. возр. Сред. Сред. Низкий Сред Сред

В подготовительной группе: Ваня и Оксана — познавательное развитие на среднем уровне. Ответы дают самостоятельно, но не обосновывают.

В старшей группе: Карина и Костя- познавательное развитие соответствует возрасту, улучши-ли свои показатели по сравнению с сентябрем. Артем – низкий уровень. Причины: позднее поступление в детский сад (в октябре, частые пропуски по болезни, отсутствие занятий до 5 лет (педзапущенность). Остальные дети находятся на среднем уровне.

В средней группе: Артем — низкий уровень, частые пропуски занятий, сложная структура дефекта.

Обследование речи было направлено на выявление уровня сформированности звукопроизношения, лексики, грамматики, фонетики родного языка, умения строить связные высказывания.

Результаты речевого развития:

Звукопр Фонемат. слух. ССС Грам. строй Словарь

1. Ваня Р РЬ Норма Норма Норма Недостат.

2. Оксана Р РЬ Норма Норма Норма Недостат.

3. Костя Норма Норма Норма Недостат. Недостат.

4. Карина Норма Норма Норма Недостат. Недостат.

5. Рома Р- РЬ -Л Норма Недостат. Недостат. Недостат.

6. Данил Ш –Ж –Р-РЬ-Л-ЛЬ Недостат. Недостат. Недостат. Недостат.

7. Егор Ш-Ж-Щ-Р-РЬ-Л-ЛЬ Недостат. Недостат. Недостат. Недостат.

8. Ваня В Ш Ж Щ Л ЛЬ Р РЬ Недост. Нарушена Нарушен Недост.

9. Артем Ш-Ж-Щ-Р-РЬ-Л-ЛЬ Недостат. Недостат. Недостат. Недостат.

10. Дима Ч Ш Ж Щ Л Ль Р РЬ Недостат. Недостат. Недостат. Недостат.

11. Тимоша Щ Л ЛЬ Р РЬ Недостат. Недостат. Недостат. Недостат.

12. Вова Ч Щ Ш Ж Р РЬ Л ЛЬ Недостат. Недостат. Недостат. Недостат.

13. Артем Ц Л ЛЬ Р РЬ Недостат. Недостат. Недостат. Недостат.

У всех детей наблюдается положительная динамика в развитии речи. Подготовительная группа: Ваня и Оксана – поставлены все звуки. Идет процесс автоматизации, необходим контроль со стороны взрослых и самоконтроль. Оба ребенка умеют читать. (Оксана – достаточно бегло, владеют навыками фонематического анализа и синтеза. Старшая группа: Костя и Карина – постановлены все звуки, произношение чистое под контролем взрослого. Оба читают. Речь соответствует возрасту. Ваня: научился повторять цепочку из 3- х звуков, слогов, слышать звук в потоке других звуков. Затрудняется придумывать слово на заданный звук. Данил и Артем поставлены звуки Ш-Ж, требуется автоматизация. Оба ребенка знают зрительные образы букв. Коротких Егор и Рома знают все буквы, сливать пока не умеет. Средняя группа: Все дети усвоили зрительные образы-символы 18 звуков речи (методика Ткаченко, умеют давать полные ответы по вопросу, умеют выделять нужный звук из потока других, придумывать слово на заданный звук, дифференцируют понятия «гласный» — «согласный», «звонкий»-«глухой». У Вовы поставлены и автоУровни освоения Программы по областям

Группа Ф. и. ребенка ОО «Познавательное развитие» ОО «Речевое развитие»

Баллы Уровень Уровень

Подгот. гр. Ваня 37 Средний Средний

Оксана 39 Средний Средний

Стар-шая гр. Костя 38 Соответствует возрасту Соответствует возрасту

Карина 37 Соответствует возрасту Соответствует возрасту

Рома 33 Средний Средний

Данил 32 Средний Средний

Егор 32 Средний Средний

Ваня 30 Средний Низкий

Артем 29 Низкий Низкий

Сред-няя гр. Дима 28 Средний Средний

Тимоша 29 Средний Средний

Вова 25 Средний Средний

Артем 20 Низкий Низкий

Сводная таблица

освоения ОО «Познавательное развитие» ОО «Речевое развитие»

Подгот. Старшие Средн. Подгот. Старш. Средн.

Соот. возр — 2 чел. -15 % — — 2 чел. -15% —

Средний 2 чел – 15% 5 чел. — 38% 3 чел. -23 % 2 чел. -15% 4 чел. -31% 3 чел. -23%

Низкий — — 1 чел. -8% 1 чел-8 % 1 чел. -8%

Итого 2 чел 7 чел 4 чел. 2 чел. 7 чел. 4 чел.

Сравнительный анализ результатов мониторинга на начало, середину и конец учебного года пока-зал наличие положительной динамики как в познавательном, так и в речевом развитии у всех детей группы.

Данные результаты работы были достигнуты благодаря использованию следующих технологий:

• Технология проектов (проект «Куклы и мы»)

• Технология дифференцированного подхода

• Использование театрализованных игр и миниатюр

• Технология наглядного моделирования

• Ряд здоровьесберегающих технологий (на логоритмике и не только).

2. Организационно — методическое направление

С родителями на протяжении всего учебного года проводились индивидуальные кон-сультации по результативности занятий, по обогащению учебного опыта для занятий дома. На каж-дый запрос родителей (состояние речи ребёнка, выполнение домашнего задания, выполнение артикуляционной гимнастики) даны рекомендации и советы.

Также проведены тематические консультации: для родителей подготовительной группы на тему «Звуковой анализ», для родителей старшей и средней группы – «Логопедический массаж в домашних условиях». За год проведены 3 родительских собрания (сентябрь, декабрь, май) с освещением вопросов результатов диагностики и текущей работы, подведены итоги за год, даны рекомендации на лето.

Повышение квалификации и обобщение опыта:

• В течение года посетила 3 стажерских площадки.

• «Развитие кадрового потенциала в условиях реализации ФГОС» Екатеринбург, ИРО, 16 часов.

• Городская стажерская площадка «Куклотерапия»- осень 2015.

• Участник 7 вебинаров (14 часов) по актуальным вопросам коррекции и развития речи у до-школьников.

• Победитель конкурса публикаций «Золотой пост» с конспектом занятия интерактивная игра «Репка» на международном проекте Maam.ru

• Участие в мастер-классе “Постановка трудных звуков. Комплексный подход. Этапы и приемы коррекции» (4 часа)- на портале «Мерсибо»

• Звание «Серебряный блог» за публикацию 50 материалов на международном портале «Ма-ам. Ру».

• Участник областной научно-практической конференции «Система ранней помощи детям с ОВЗ и их семьям: опыт, проблемы, перспективы». – апрель 2016.

• Участник Международной конференции «Аутизм: междисциплинарный подход». – 2015, осень.

В плане развития кабинета приобретены:

• Учебно-дидактический комплект по освоению опыта социального поведения, З. Н. Никифорова, С. И. Никифорова, Ф. Ф. Костина, 5 игр, ОО «Социально-коммуникативное развитие». «Учитель», Волгоград, 2015.

• Учебно-дидактический комплект по освоению опыта социального поведения, О. А. Романович, 5 игр, ОО «Речевое развитие». «Учитель», Волгоград, 2015.

• Учебно-дидактический комплект по освоению опыта речевой деятельности, О. А. Романович, 5 игр, ОО «Речевое развитие». «Учитель», Волгоград, 2015.

• Учебно-дидактический комплект по формированию элементарных математических представ-лений, Математическое лото, Е. А. Татаренко, Н. Н. Гладышева, 3 игры, ОО «Социально-коммуникативное развитие». «Учитель», Волгоград, 2015.

• Учебно-дидактический комплект по формированию познавательно-исследовательской дея-тельности: ознакомление с миром природы, Л. Ю. Григорян, Е. Г. Григорян, 5 игр, ОО «Позна-вательное развитие». «Учитель», Волгоград, 2015.

• Серия «Информационные стенды для ДОУ». Готовим будущего первоклассника. Информация для родителей.

• Информационно-деловое оснащение ДОУ. В. В. Чичканева. Консультации логопеда для родителей младших школьников. СПб, «Детство-Пресс», 2013.

• Л. В. Омельченко. Игротека речевых игр. Выпуск 13, Магазин, Москва, Издательство «Гном», 2015.

• Развивающая игра для детей 5-9 лет «Продолжи слова»

• Развивающая игра «Прочитай по первым буквам».

• Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально «Дере-венский дворик».

• Ю. А. Афонькина, Н. А. Кочугова, Рабочая Программа учителя-логопеда ДОУ, Волгоград, «Учитель», 2013.

• Набор логопедических зондов – 7 штук

В течение года в группе реализовывался совместный проект «Куклы и мы». Результаты работы были представлены на городской стажерской площадке и городских педагогических чтениях. В течение года были поставлены 2 кукольных спектакля: «Храбрый заяц» и «Теремок», проведено интерактивное занятие «В гостях у Маши», которое на международном портале МААМ. РУ заняло номинацию «Золотой пост». Также в рамках данного проекта группа была участником Международной акции «Гирлянда Дружбы».

Приоритетными направлениями (задачами) работы на следующий год считаю:

1. Усиление работы с родителями с целью своевременного полноценного лечения детей у узких специалистов (невропатолог, психиатр).

2. Повышение квалификации в плане работы с оргтехникой и современным оборудованием (интерактивная доска).

3. Продолжение работы по проекту «Куклы и мы».

4. Укоренение традиций группы — проведение игры «Что? Где? Когда?».

5. С целью повышения речевого развития — обучение родителей логопедическому массажу в до-машних условиях — («Массажный сундучок»).

6. С целью укрепления здоровья детей и повышения мозговой активности — введение в содержание занятий по логоритмике элементов йоги.

Интегрированное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия «Вертикаль» СП ДО №1 «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя логопеда в подготовительной.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-дефектолога Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании,.

Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР ГБОУ Гимназия № 1748 «Вертикаль» СП ДО «Теремок» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ.

Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога воспитателями Основная цель коррекционно-педагогической работы направлена на развитие эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сферы,.

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА. Копаницкая И. В. учитель-дефектолог Основная.

Паспорт кабинета учителя-дефектолога Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №11 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск.

Паспорт комплексно-методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» компенсирующего вида Паспорт комплексного методического.

Проект организации предметно-развивающей среды кабинета учителя — дефектолога 1. Цель проекта Создание и совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Рабочая программа учителя-дефектолога Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи и принципы коррекционного обучения детей с ЗПР. 1.3. Принципы и.

Взаимодействие учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ Одной из главных задач в образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – это всестороннее развитие их речи.

Комментарии

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4 — 5 ГОДА ЖИЗНИ

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

— не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки;

— у некоторых недостаточно развита интонационная

— имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде, числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания.

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Ребенок к 5 годам должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Могут исчезнуть, а могут и не исчезнуть. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере, на пруду привлекайте внимание малыш.

Полезные советы для родителей от учителя- дефектолога

◈ Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Сейчас идет естественный и активный процесс усвоения родного языка. Наберитесь терпения. У малыша еще не настолько развит артикуляционный аппарат, чтобы превратиться в оратора. Придет его звездный час, и он научится красиво и грамотно изъясняться.

◈ Не будьте слишком критичны: «Это неправильно! Повтори за мамой!». Не превращайте упражнения по постановке звуков в скучное занятие. Это еще один вид игры.

◈ Четко и внятно произносите все звуки в словах, правильно ставьте ударения и стройте предложение. Говорите с детьми медленнее, чуть громче и эмоциональнее.

◈ Когда вы занимаетесь с ребенком, садитесь друг напротив друга. Он должен видеть вашу артикуляцию.

◈ Для работы с правильным звукопроизношением вам понадобится дидактический материал: картинки, кубики, детское лото или домино с изображением животных, овощей, предметов быта, одежды.

◈ Больше читайте и пойте, делайте массаж пальчиков и кистей, занимайтесь пальчиковыми играми, развивайте мелкую моторику.

◈ Приучайте малыша самостоятельно следить за своей речью, слышать самого себя.

◈ Развивайте дыхание. Купите игрушку-вертушку и как можно чаще дуйте на нее. Научите малыша правильно дуть: делайте глубокий вдох и выдох, складывая губы трубочкой. Не надувайте щеки при выдохе!

◈ Пусть вашим другом станет зеркало. Вы можете гримасничать перед ним с пользой. Растягивайте губы, складывайте их трубочкой, широко открывайте рот, высовывайте язык, — таким образом, вы делаете артикуляционную гимнастику.

Еще по теме:

  • Задать вопрос юристу бесплатно онлайн без регистрации беларусь Задать вопрос юристу бесплатно онлайн беларусь Юридическая консультация Как гражданин, Вы постоянно сталкиваетесь с юридическими проблемами: зачастую приходится обращаться за юридической […]
  • Развод подольской Развод Ольги Бузовой: каким на самом деле был этот «идеальный брак» В сложный период жизни телеведущей ее пытается защитить семья. Отец Ольги Бузовой хочет по-мужски разобраться с […]
  • Адвокат консультация челябинск Бесплатная юридическая консультация в Челябинске Ответим на все ваши вопросы в любой сфере права Оказываем бесплатные юридические консультации в Челябинске, а также жителям и гостям […]
  • Усыновление судебные решения Усыновление ребенка жены: когда чужой становится родным Повторные браки в наше время уже никого не удивляют. Чаще люди встречаются, влюбляются и женятся не по одному разу, а развод стал […]
  • Военная служба чехов Воинская часть 33877 — Чехов Местом дислокации воинской части 33877 является поселок городского типа Чехов — находится на территории самого города. Воинская часть относится к Министерству […]
  • Согласие на ребенка для выезда за границу на английском Как оформить согласие на выезд ребенка за границу: образец и перевод на английский Путешествия – это всегда приятно. Дети могут путешествовать не только с родителями, но с руководителями […]