Комментарий к главе 19 коап рф

Практический комментарий к главе 12 коап рф

«АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 23 августа 2011 года

Учтены изменения, внесение которых в главу 12 КоАП РФ ожидается с 1 января и 1 июля 2012 года.

Иванов Иван, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин филиала ГОУ ВПО «СГАП» в г. Астрахани.

Глава 12 КоАП РФ в потоке судебной практики.

Опубликованные обзоры судебной практики районных, городских, краевых и областных судов Российской Федерации показывают, что с 2009 по 2011 годы производства по статьям главы 12 КоАП РФ уверенно занимали до половины общего потока административных производств, а в некоторых регионах даже больше половины. Самые «популярные» на сегодня административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрены статьями 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения», 12.15 «Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона», 12.26 «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения», 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» и некоторыми другими.

За восемь месяцев 2011 года в надзорной практике лидирующие позиции занимали дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.15, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (таковы в сумме показатели деятельности Ленинградского областного суда, Свердловского областного суда, Верховного Суда Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Коми, суды отобраны произвольно). Учитывая, что дела об этих правонарушениях пережили наибольшее число инстанций, в настоящем Комментарии им будет уделено особое внимание — как с материальной, так и с процессуальной точек зрения.

Обзоры и обобщения практики рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, регулярно подготавливаемые районными (городскими) и областными (республиканскими, краевыми) судами, говорят о многих, порой хронических недостатках, сопровождающих эти производства. По истине общероссийский масштаб приобрели: неизвещение лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; иные процессуальные нарушения, связанные с надлежащим оформлением процессуальных документов; неустановление обстоятельств, влияющих на вид и размер административного наказания; непривлечение виновных к административной ответственности в связи истечением сроков давности и, конечно же, всевозможные ошибки в квалификации содеянного.

Цели и структура Комментария.

Комментарий замышлялся с таким расчетом, чтобы читатель получил представление о содержании правоприменительной практики по самым применяемым статьям главы 12 КоАП РФ. При этом автор опирался на личный опыт проведения занятий в рамках программы повышения квалификации адвокатов и старался осветить максимальное число вопросов, вызвавших живой интерес у этой категории слушателей. Вместе с тем, учитывая необходимость системного подхода к анализу интересующей группы административно-правовых норм, был подготовлен первый (вводный) раздел «Общие положения», в котором рассмотрены конструктивные особенности главы 12, предложены критерии дифференциации составов, названы разграничительные и квалифицирующие признаки, дана общая характеристика объективной стороны, субъекта и субъективной стороны составов административных правонарушений, наполняющих главу. Применительно к главе 12 рассмотрены положения КоАП РФ о презумпции невиновности и крайней необходимости. В раздел включен параграф о системе наказаний, в котором рассмотрены отдельные их виды, предусмотренные статьями главы, и практика назначения.

Второй раздел «Правоприменительная практика по отдельным статьям главы 12 КоАП РФ: вопросы квалификации» вобрал в себя описание наиболее распространенных случаев правоприменения, в которых решался вопрос о правильной квалификации административных правонарушений в области дорожного движения. Уделено внимание проблемам квалификации по ст. 12.1, 12.2, 12.3, 12.7, 12.8, 12.14, 12.15, 12.24, 12.26, 12.27, 12.28, 12.35, 12.36.1, 12.37 КоАП РФ и некоторым другим. В этом разделе автор сознательно отказался от структуры классического постатейного комментария, чтобы акцентировать внимание только на ситуациях, имеющих практическое значение. Ситуации были предметом рассмотрения (и пересмотра) в районных, областных и приравненных к ним судах, а в некоторых случаях — в Верховном Суде Российской Федерации. Каждый параграф посвящен отдельному аспекту квалификации правонарушений по статьям комментируемой главы, с опорой на примеры последних трех лет.

Третий раздел «Процессуальные аспекты рассмотрения и пересмотра дел об административных правонарушениях в области дорожного движения» содержит комментарий положений КоАП РФ, в соответствии с которыми между судами, органами внутренних дел (полицией) и органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере транспорта, распределяются полномочия по рассмотрению указанных дел. Помимо этого, исследованы процессуальные аспекты создания судом условий, необходимых для реализации права на участие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего; рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц; участия защитника. Показано, как решается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Рассмотрены процессуальные особенности административного расследования, формирования доказательств и доказывания, оценки доказательств. Отдельно рассмотрены некоторые аспекты доказывания по наиболее распространенным делам об административных правонарушениях: сопряженных с состоянием алкогольного опьянения, а также с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, и ряд других вопросов, представляющих интерес для юристов.

Все использованные судебные акты и обзоры судебной практики опубликованы на официальных сайтах судов Российской Федерации.

Комментарии к СТ 19.1 КоАП РФ

Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство

Комментарий к статье 19.1 КоАП РФ:

1. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.

2. Действительным признается право, принадлежащее лицу на основе закона или подзаконного акта. Предполагаемым является право, по добросовестному заблуждению виновного, якобы принадлежащее ему или другому лицу, в интересах которого он действует. В том случае, если лицо действует заведомо незаконно, добиваясь своего действительного или мнимого права вопреки установленному порядку, оно может быть привлечено к ответственности по данной статье, если его действия не содержат состава иного административного правонарушения или преступления.

3. Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Например, гражданин самовольно, вопреки установленному порядку, перепланирует свою квартиру, ослабляя тем самым противошумовую защиту и несущие конструкции в доме.

4. Состав административного правонарушения по данной статье имеется в том случае, если отсутствуют последствия в виде причинения существенного вреда гражданам либо организациям (юридическим лицам), применения насилия или угрозы его применения. Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью) и т.п. Решающее значение для квалификации самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации, деловой репутации и т.п. При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе и в конечном счете определяется судом (судьей).

5. Самоуправство — правонарушение умышленное. Оно может быть совершено только с умыслом — прямым или косвенным.

6. Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, либо должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.

7. Дела об административных правонарушениях в виде самоуправства рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации

1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;

если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;

если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Комментарий к Ст. 19.15.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в РФ.

В соответствии с положениями Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом пребывания гражданина понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

В указанном нормативно-правовом акте содержится также понятие «место жительства», исходя из смысла которого следует, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без регистрации по месту пребывания или по месту жительства или допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков.

В силу ст. 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 документы на регистрацию должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства. Трехдневный срок регистрации по месту пребывания начинает исчисляться с момента истечения 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны — месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

2. Субъектом данных административных правонарушений является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста.

С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность.

Примечанием к комментируемой статье предусмотрены основания освобождения виновных лиц от административной ответственности.

Глава 12 коап рф комментарии

Практический комментарий к главе 12 коап рф

«АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 23 августа 2011 года

Учтены изменения, внесение которых в главу 12 КоАП РФ ожидается с 1 января и 1 июля 2012 года.

Иванов Иван, к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин филиала ГОУ ВПО «СГАП» в г. Астрахани.

Глава 12 КоАП РФ в потоке судебной практики.

Опубликованные обзоры судебной практики районных, городских, краевых и областных судов Российской Федерации показывают, что с 2009 по 2011 годы производства по статьям главы 12 КоАП РФ уверенно занимали до половины общего потока административных производств, а в некоторых регионах даже больше половины. Самые «популярные» на сегодня административные правонарушения в области дорожного движения предусмотрены статьями 12.8 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения», 12.15 «Нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона», 12.26 «Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения», 12.27 «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» и некоторыми другими.

За восемь месяцев 2011 года в надзорной практике лидирующие позиции занимали дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 12.8, ч. 4 ст. 12.15, ч. 1 ст. 12.26 и ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (таковы в сумме показатели деятельности Ленинградского областного суда, Свердловского областного суда, Верховного Суда Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Коми, суды отобраны произвольно). Учитывая, что дела об этих правонарушениях пережили наибольшее число инстанций, в настоящем Комментарии им будет уделено особое внимание — как с материальной, так и с процессуальной точек зрения.

Обзоры и обобщения практики рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, регулярно подготавливаемые районными (городскими) и областными (республиканскими, краевыми) судами, говорят о многих, порой хронических недостатках, сопровождающих эти производства. По истине общероссийский масштаб приобрели: неизвещение лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; иные процессуальные нарушения, связанные с надлежащим оформлением процессуальных документов; неустановление обстоятельств, влияющих на вид и размер административного наказания; непривлечение виновных к административной ответственности в связи истечением сроков давности и, конечно же, всевозможные ошибки в квалификации содеянного.

Цели и структура Комментария.

Комментарий замышлялся с таким расчетом, чтобы читатель получил представление о содержании правоприменительной практики по самым применяемым статьям главы 12 КоАП РФ. При этом автор опирался на личный опыт проведения занятий в рамках программы повышения квалификации адвокатов и старался осветить максимальное число вопросов, вызвавших живой интерес у этой категории слушателей. Вместе с тем, учитывая необходимость системного подхода к анализу интересующей группы административно-правовых норм, был подготовлен первый (вводный) раздел «Общие положения», в котором рассмотрены конструктивные особенности главы 12, предложены критерии дифференциации составов, названы разграничительные и квалифицирующие признаки, дана общая характеристика объективной стороны, субъекта и субъективной стороны составов административных правонарушений, наполняющих главу. Применительно к главе 12 рассмотрены положения КоАП РФ о презумпции невиновности и крайней необходимости. В раздел включен параграф о системе наказаний, в котором рассмотрены отдельные их виды, предусмотренные статьями главы, и практика назначения.

Второй раздел «Правоприменительная практика по отдельным статьям главы 12 КоАП РФ: вопросы квалификации» вобрал в себя описание наиболее распространенных случаев правоприменения, в которых решался вопрос о правильной квалификации административных правонарушений в области дорожного движения. Уделено внимание проблемам квалификации по ст. 12.1, 12.2, 12.3, 12.7, 12.8, 12.14, 12.15, 12.24, 12.26, 12.27, 12.28, 12.35, 12.36.1, 12.37 КоАП РФ и некоторым другим. В этом разделе автор сознательно отказался от структуры классического постатейного комментария, чтобы акцентировать внимание только на ситуациях, имеющих практическое значение. Ситуации были предметом рассмотрения (и пересмотра) в районных, областных и приравненных к ним судах, а в некоторых случаях — в Верховном Суде Российской Федерации. Каждый параграф посвящен отдельному аспекту квалификации правонарушений по статьям комментируемой главы, с опорой на примеры последних трех лет.

Третий раздел «Процессуальные аспекты рассмотрения и пересмотра дел об административных правонарушениях в области дорожного движения» содержит комментарий положений КоАП РФ, в соответствии с которыми между судами, органами внутренних дел (полицией) и органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере транспорта, распределяются полномочия по рассмотрению указанных дел. Помимо этого, исследованы процессуальные аспекты создания судом условий, необходимых для реализации права на участие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего; рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц; участия защитника. Показано, как решается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Рассмотрены процессуальные особенности административного расследования, формирования доказательств и доказывания, оценки доказательств. Отдельно рассмотрены некоторые аспекты доказывания по наиболее распространенным делам об административных правонарушениях: сопряженных с состоянием алкогольного опьянения, а также с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, и ряд других вопросов, представляющих интерес для юристов.

Все использованные судебные акты и обзоры судебной практики опубликованы на официальных сайтах судов Российской Федерации.

Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали

1. Движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или по его состоянию менее 40 километров в час, а равно остановка транспортного средства на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3. Разворот или въезд транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали —

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

Комментарий к Ст. 12.11 КоАП РФ

1. Автомагистраль представляет собой дорогу, имеющую для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. Автомагистраль характеризуется повышенным скоростным режимом передвижения транспортных средств, что также повышает степень опасности любого допущенного на ней нарушения. Объектом рассматриваемых деяний выступают общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения.

Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в нарушении установленного режима передвижения по автомагистрали. В настоящее время максимальная скорость движения по автомагистрали не может превышать 110 км/ч, в недалеком будущем планируется повышение указанного предела до 130 км/ч. В этой связи объективная сторона административного правонарушения заключается в передвижении по автомагистрали со скоростью менее 40 км/ч, а также остановка или стоянка на автомагистрали вне специальных площадок. Объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 2, заключается в движении на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а также учебная езда по автомагистрали. Объективная сторона деяния, регламентированная ч. 3 настоящей статьи, заключается в несоблюдении правил разворота или въезда транспортного средства в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движении задним ходом по автомагистрали.

2. Субъектом рассматриваемых деяний является физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством на автомагистрали, т.е. водитель транспортного средства. По логике закона указанные правонарушения не могут быть совершены по неосторожности, т.е. субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается исключительно в умышленных действиях водителя.

ПРИМЕНЕНИЕ ГЛАВЫ 12 КОАП РФ

Д. ТИМОФЕЕВ
Д. Тимофеев, прокурор отдела прокуратуры Чувашской Республики.
По статистике из общего количества поступающих в органы прокуратуры жалоб о нарушениях административного законодательства более половины связано с применением гл. 12 КоАП РФ (административные правонарушения в области дорожного движения).
Особое внимание к правоприменительной практике в этой сфере обусловлено помимо прочего проблемой возмещения причиненного вреда в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), виновный в котором, как правило, определяется уже на стадии решения вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения. Вместе с тем именно в этом вопросе в правоприменительной практике в последнее время возникают определенные проблемы и противоречия.
Вступивший в силу в 2002 г. КоАП РФ значительно расширил перечень составов административных правонарушений в области дорожного движения. Вместе с тем в новый Кодекс не вошла действовавшая ранее норма, предусматривающая ответственность за нарушение водителем правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение легких телесных повреждений или материального ущерба (ст. 118 КоАП РСФСР). В период действия этой нормы должностное лицо ГАИ, рассмотрев материалы по факту ДТП и приняв решение о привлечении одного из его участников к административной ответственности по ст. 118 КоАП РСФСР, фактически своим постановлением определяло виновника причинения имущественного ущерба. В дальнейшем, при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства вопроса о возмещении вреда, постановление должностного лица ГАИ расценивалось как преюдициальное доказательство.
В новом КоАП сохранена лишь норма, устанавливающая ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 12.30). По всем фактам ДТП, последствие которых только материальный ущерб, лицо подлежит ответственности за нарушение конкретных правил дорожного движения по формальным составам административных правонарушений. В предмет доказывания в этом случае не входит причинно-следственная связь между нарушением правил дорожного движения и причиненным в результате этого вредом.
Возможна ситуация, когда в действиях лица усматривается состав административного правонарушения, при этом лицо не виновно в причинении имущественного ущерба ввиду того, что нет причинно-следственной связи. Напротив, на практике возникают ситуации, когда в действиях виновника ДТП нет состава административного правонарушения, поскольку КоАП не предусмотрел ответственности за нарушение ряда положений Правил дорожного движения. К примеру, нет административной ответственности за нарушение п. 10.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г., когда водитель не принял возможные меры к снижению скорости при возникновении опасности. Не подпадает ни под один состав нарушение п. 8.12 ПДД в случаях, когда водитель совершил столкновение при движении задним ходом, не убедившись в безопасности маневра.
Таким образом, постановление органа ГИБДД о привлечении лица к административной ответственности по факту ДТП за нарушение правил дорожного движения не свидетельствует о его виновности в причинении материального ущерба.
Такой позицией руководствуются и суды при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства исков о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП. При этом постановление по делу об административном правонарушении судами признается лишь одним из доказательств, которое подлежит оценке наряду с другими, а виновный в ДТП определяется по правилам гл. 59 ГК РФ.
Определенные коллизии в правоприменительной практике возникли после вступления в силу ФЗ от 25 апреля 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Руководствуясь этим Федеральным законом, страховые компании выплачивают страховое возмещение только на основании постановлений органов ГИБДД, а при их отсутствии — в судебном порядке. Тем самым постановление по делу об административном правонарушении вопреки сложившейся судебной практике признается доказательством вины в причинении имущественного ущерба. В такой ситуации в большинстве своем граждане полагают, что факт привлечения участника ДТП к административной ответственности — единственное основание предъявления к нему либо к его страховщику требований о возмещении вреда.
На практике проблемы, связанные с различным подходом к правовой природе постановлений ГИБДД, возникают при определении круга участников производства по делу об административном правонарушении, а именно — при определении статуса потерпевшего.
До недавнего времени при рассмотрении дел об административных правонарушениях суды зачастую руководствовались следующим: поскольку составы административных правонарушений, предусмотренные гл. 12 КоАП, по которым к ответственности были привлечены участники ДТП, — формальные и не охватывают последствия нарушений в виде причинения вреда, то по таким делам нет потерпевшего как процессуального лица, чей статус определен ст. 25.2 КоАП.
Так, постановлением ГИБДД по факту ДТП, в ходе которого трактор под управлением И. совершил касательное столкновение с автомобилем под управлением Е., И. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.15 КоАП. Решением суда по жалобе И. постановление ГИБДД отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава правонарушения. Решение суда Е. обжаловал. Определением вышестоящего суда жалоба Е. возвращена, как поданная лицом, не являющимся участником производства по делу.
Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики за II квартал 2004 г., а затем в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что исходя из ч. 3 ст. 25.2 КоАП право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.
Вместе с тем это разъяснение не разрешило до конца возникшую проблему. Суды отказывают в привлечении к участию в деле второго участника ДТП, ссылаясь на ст. 28.2 КоАП, согласно которой сведения о потерпевшем должны содержаться в протоколе.
Инспекторы ГИБДД в случаях, когда виновный в ДТП не очевиден, обычно составляют протоколы об административных правонарушениях на обоих участников ДТП, ссылаясь на то, что конкретный виновный будет определен при рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом. При этом в обоих протоколах нет указания на потерпевшего. Зачастую при составлении протокола просто «забывают» внести сведения о потерпевшем. В таких случаях дальнейшее обжалование потерпевшим незаконного постановления в отношении другого участника ДТП также не представляется возможным.
Сложившаяся практика не согласуется с одним из важнейших принципов осуществления правосудия — состязательности сторон и обеспечения равных прав участников судопроизводства. Кроме того, при таких обстоятельствах возможность реализации потерпевшим своих процессуальных прав фактически зависит от действий должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае отсутствия в протоколе об административном правонарушении данных о потерпевшем он лишается юридических возможностей признания своего статуса.
В то же время анализ сложившейся судебной практики свидетельствует, что полномочия, предоставленные суду п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП, на возвращение протокола для устранения недостатков в подобных случаях не применяются, отсутствие сведений о потерпевшем не признается существенным процессуальным нарушением.
Представляется, решение изложенных проблем применения отдельных положений КоАП возможно путем установления единообразной правоприменительной практики Верховным Судом Российской Федерации.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.04.2002 N 40-ФЗ
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
(принят ГД ФС РФ 03.04.2002)
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
«КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
(утв. ВС РСФСР 20.06.1984)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
«О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
(вместе с «ОСНОВНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ПО ДОПУСКУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СУДОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
«ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2004 ГОДА»
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 06.10.2004)
Законность, 2005, N 9

Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ
«О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
(с изм., внесенными Федеральными законами от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ; от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ; от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ)

Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010.

В книге приводится постатейный научно-практический комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьи комментируются с учетом действующего законодательства и практики его применения по состоянию на дату подписания в печать

Книга рассчитана на широкий круг граждан, работников правоохранительных и иных государственных органов, преподавателей, аспирантов, студентов высших и других учебных заведений

Сведения об авторе:

А.Н. Гуев — кандидат юридических наук, доцент, директор юридической фирмы, автор ряда значительных произведений отечественной правовой литературы, особое место среди которых занимают постатейные комментарии к Гражданскому, Налоговому, Уголовно-процессуальному, Трудовому, Арбитражному процессуальному и другим кодексам Российской Федерации. Спрос на эти книги достаточно высок. Судебный департамент РФ направил некоторые из них судьям общей юрисдикции для использования в практической деятельности

Секрет успеха прост: разносторонняя и фундаментальная подготовка их автора в сочетании с опытом юриста-практика позволяет читателю получить четкие, а главное, учитывающие все аспекты ответы на возникающие в практической деятельности вопросы

Кодексы, основы, уставы

КоАП — Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

БК — Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г.

ВК — Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.

Водный кодекс — Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.

ГК — Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г.; Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 г.; Гражданский кодекс РФ, часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.

ЖК — Жилищный кодекс РФ 29 декабря 2004 г.

ЗК — Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г.

КВВТ — Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г.

КоАП Москвы — Кодекс города Москвы об административных правонарушениях от 21 ноября 2007 г.

КоАП РСФСР — Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.

КТМ — Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.

Лесной кодекс — Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г.

НК — Налоговый кодекс, РФ часть первая от 31 июля 1998 г., часть вторая от 7 августа 2000 г.

ОЗН — Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.

Основы об охране здоровья — Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г.

СК — Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г.

Таможенный кодекс — Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г.

ТК — Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.

ТУЖД — Устав железнодорожного транспорта РФ 10 января 2003 г.

УАТ — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от 8 ноября 2007 г.

УК — Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.

Закон N 380 от 28.12.09 — Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 380 «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 336 от 21.12.09 — Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 261 от 23.11.09 — Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 104 от 03.06.09 — Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 104-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ в части установления административной ответственности за нарушение законодательства РФ в области образования и ст. 12 Закона об образовании»

Закон N 209 от 24.07.09 — Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 213 от 24.07.09 — Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и Территориальные Фонды обязательного медицинского страхования»

Закон N 160 от 17.07.09 — Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ и отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 9 от 09.02.09 — Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 9-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства РФ об акционерных обществах, об ООО, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг»

Закон N 240 от 03.12.08 — Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 240-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 250 от 03.12.08 — Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 148 от 22.07.08 — Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 280 от 25.12.08 — Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 г. и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»

Закон N 281 от 25.12.08 — Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 116 от 22.06.07 — Федеральный закон от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение»

Закон N 333 от 06.12.07 — Федеральный закон от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ «О внесении изменений, в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 210 от 24.07.07 — Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 203 от 04.12.06 — Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам ответственности военнослужащих»

Закон N 225 от 02.10.07 — Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 257 от 08.11.07 — Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 218 от 24.07 07 — Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 211 от 24.07.07 — Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»

Закон N 201 от 04.12.06 — Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса РФ»

Закон N 45 от 09.04.07 — Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 232 от 18.12.06 — Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»

Закон N 57 от 29.04.06 — Федеральный закон от 29 апреля 2006 г. N 57-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 78 от 03.06.06 — Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 78-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон от 02.02.06 — Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Закон от 05.01.06 — Федеральный закон от 5 января 2006 г. N 10-ФЗ «О внесении изменений в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон от 31.12.05 — Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»

Закон от 27.12.05 — Федеральный закон от 27 декабря 2005 г. N 193-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон от 26.12.05 — Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 183-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон от 19.12.05 — Федеральный закон от 19 декабря 2005 г. N 161-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон от 05.12.05 — Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон от 27.09.05 — Федеральный закон от 27 сентября 2005 г. N 124-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон N 86 — Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ, признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»

Закон N 65 от 08.05.06 — Федеральный закон от 8 мая 2006 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 167 — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

Закон N 196 — Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Закон N 41 — Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Закон N 93 — Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ о выборах и референдумах и иные законодательные акты РФ»

Закон N 94 — Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Закон N 112 — Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

Закон N 103 — Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 103-ФЗ «О внесении дополнений в КоАП»

Закон N 118 — Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в КоАП и Таможенный кодекс РФ»

Закон N 39 — Федеральный закон от 29 марта 2007 г. «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 120 — Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в КоАП»

Закон N 125 — Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Закон N 126 — Федеральный закон от 25 октября 2004 г. N 126-ФЗ «О внесении изменений в КоАП»

Закон N 189 от 05.11.06 — Федеральный закон от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства)»

Закон N 45 от 09.04.07 — Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 45 — Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в КоАП и другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ»

Закон N 80 — Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и КоАП РФ»

Закон N 82 — Федеральный закон от 2 июля 2005 г. N 82-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ»

Закон N 121 от 18.07.06 — Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции»

Закон N 130 — Федеральный закон от 30 октября 2002 г. N 130-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в КоАП»

Закон N 133 — Федеральный закон от 31 октября 2002 г. N 133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ, УПК РФ и КоАП»

Закон N 134 от 26.07.06 — Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ»

Закон N 141 — Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках»

Закон N 161 — Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ «О приведении УПК РФ и других законодательных актов РФ в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»

Закон N 187 — Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ»

Закон N 214 — Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

Закон N 134 от 26.07.06 — Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ»

Закон N 203 от 04.12.06 — Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам ответственности военнослужащих»

Закон N 219 — Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 219-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях»

Закон о банках — Закон РФ «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ

Закон о банкротстве — Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Закон о банкротстве кредитных организаций — Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

Закон о беженцах — Федеральный закон «О беженцах» в ред. Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

Закон о безопасности дорожного движения — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Закон о безопасности пищевых продуктов — Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Закон о биржах — Закон РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»

Закон о бухучете — Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»

Закон о валюте — Закон РФ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон о ветеринарии — Закон РФ от 14 мая 1993 г. «О ветеринарии»

Закон о военных судах — Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

Закон о воинской обязанности — Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

Закон о выборах — Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей — Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Закон о географических наименованиях — Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов»

Закон о госрегистрации юридических лиц — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Закон о госслужбе — Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Закон о гостайне — Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»

Закон о гражданстве — Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»

Закон о границе — Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации»

Закон о детективной деятельности — Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»

Закон о драгметаллах — Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Закон о естественных монополиях — Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»

Закон о животноводстве — Федеральный закон от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве»

Закон о животном мире — Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»

Закон о закрытом административно-территориальном образовании — Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальном образовании»

Закон о зерне — Закон РФ от 14 мая 1993 г. «О зерне»

Закон о карантине — Федеральный закон от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ «О карантине растений»

Закон о ККМ — Федеральный закон от 22 мая 2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

Закон о конкуренции — Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Закон о кредитных историях — Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях»

Закон о лицензировании — Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Закон о лотереях — Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях»

Закон о ТР — Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Закон о международных автомобильных перевозках — Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»

Закон о мелиорации — Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»

Закон о милиции — Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»

Закон о мировых судьях — Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

Закон о мобилизации — Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации

Закон о морях — Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Закон о МРОТ — Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»

Закон о муниципальной службе — Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»

Закон о наркотиках — Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Закон о недвижимости — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Закон о недрах — Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах»

Закон о некоммерческих организациях — Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Закон о переселенцах — Закон РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах»

Закон о ПК — Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах»

Закон о поддержке СМИ — Федеральный закон от 1 декабря 1995 г. N 191-ФЗ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации»

Закон о пожарной безопасности — Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию — Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Закон о почтовой связи — Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи»

Закон о правах потребителей — Закон РФ «О защите прав потребителей» в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ

Закон о правовом положении иностранных граждан — Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»

Закон о прокуратуре — Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ

Закон о промышленной безопасности — Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Закон о профсоюзах — Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Закон о рынках — Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ»

Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»

Закон о религии — Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Закон о референдуме — Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии — Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Закон о связи — Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи»

Закон о СМИ — Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»

Закон о ВЭД — Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

Закон о статусе судей — Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»

Закон о судебной системе — Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Закон о ФСБ — Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

Закон об экспертизе — Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 71-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»

Закон о ценных бумагах — Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»

Закон о чрезвычайном положении — Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

Закон о шельфе — Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»

Закон об алкогольной продукции — Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

Закон об АО — Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Закон об арбитражных судах — Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

Закон об атмосферном воздухе — Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»

Закон об атомной энергии — Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»

Закон об инвалидах — Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Закон об иностранных инвестициях — Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Закон об информации — Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Закон об исключительной экономической зоне — Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»

Закон об исполнительном производстве — Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»

Закон о митингах — Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, и пикетированиях»

Закон об обороне — Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне»

Закон об образовании — Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ)

Закон об обязательном документе — Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»

Закон об обязательном страховании — Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Закон об ООО — Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Закон об ОРД — Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

Закон об оружии — Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»

Закон об особо охраняемых территориях — Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Закон об отходах — Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Закон об охране и использовании памятников истории и культуры — Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры»

Закон об охране окружающей среды — Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Закон об экологической экспертизе — Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»

Инструкция N 245 — Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245

Минская конвенция — Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22 января 1993 г.)

Указ N 314 — Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

ПДД — Правила дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090

Положение о воинском учете — Положение о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719

Положение о призыве на военную службу — Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 663

Протокол от 27.09.06 — Протокол заседания ЦИК РФ от 27 сентября 2006 г. N 187-4-4 «О Рекомендациях по некоторым вопросам применения КоАП РФ избирательными комиссиями»

Постановление N 814 — постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»

Постановление N 475 — Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет ТС, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет ТС»

Правила о задержании ТС — Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. N 759 «Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации»

Пост. N 2 — Постановление Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ»

Пост. N 5 — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»

Пост. N 10 — Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

Пост. N 18 — Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части КоАП РФ»

Пост. от 23.11.2005 — Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2005 г. «Ответы на вопросы»

Письмо N 115 — Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 октября 2006 г. N 115 «О некоторых вопросах касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях»

Обзор от 16.09.09 — Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума ВС РФ от 16 сентября 2009 г.)

Обзор от 04.03.09 — Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2008 г. (утв. постановлениями Президиума ВС РФ от 4 марта 2009 г. и от 25 марта 2009 г.)

Обзор от 05.12.08 — Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2008″ (утв. постановлением Президиума ВС РФ от 5 декабря 2008 г.)

Обзор от 28.05.08 — Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 г. (утв. постановлением Президиума ВС РФ от 28 мая 2008 г.)

Обзор от 17.09.08 — Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2008 г. (утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 17 сентября 2008 г.)

Обзор от 30.05.07 — Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 1 квартал 2007 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г.)

Обзор от 29.11.06 — Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2006 г. (утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2006 г.)

Обзор от 01.08.07 — Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2007 г. (утв. постановлением Президиума Верховного суда РФ от 1 августа 2007 г.)

Обзор от 07.03.07 — Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 марта 2007 г.)

АП — административное правонарушение

ДЛ — должностное лицо

ПФР — Пенсионный фонд РФ

ПДД — Правила дорожного движения

ФМС — Федеральная миграционная служба

ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти

ФСС — Фонд социального страхования РФ

ФСНП — федеральная служба по расследованию налоговых преступлений (входит в Департамент экономической безопасности МВД)

ФСН — Федеральная служба по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

ФСБ — Федеральная служба безопасности

МВД — Министерство внутренних дел

ИП — индивидуальный предприниматель

ЮЛ — юридическое лицо

ОМСУ — орган местного самоуправления

Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником

При написании данного комментария использованы нормативные акты по состоянию на 1 января 2010 г.

Еще по теме:

  • Протокол заседания ноу Протокол №1 заседания руководителей секций ноу «луч» заседания руководителей секций НОУ «ЛУЧ» от 14 октября 2011 года. Присутствовали: 19 человек Утверждение плана работы НОУ на […]
  • Ооо юк бизнес юрист челябинск ООО ЮК "Бизнес-Юрист" информация актуальна на 29.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Арбитраж […]
  • Единовременные выплаты в мвд приказ Получение единовременной выплаты сотрудниками МВД на приобретение жилья Начиная с 1 января 2012 года, сотрудники МВД имеют право на получение единовременной выплаты на приобретение жилья. […]
  • Получение взятки проблемы квалификации Актуальность избранной темы исследования обусловлена тем, что хотя коррупция в Республике Беларусь рассматривается как прямая угроза национальной безопасности, в связи с чем принимается […]
  • Повестка в суд по месту работы Повестка в суд как оплачивается Вход на сайт Положением предусмотрено следующее. За лицом, вызываемым в качестве потерпевшего и его представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, […]
  • Доценко адвокат НАТАЛИЯ ДОЦЕНКО-БЕЛОУС TRANSACTIONAL LAW BOUTIQUE Наталия Александровна Доценко-Белоус — украинский адвокат, автор и разработчик финансово-правовых моделей привлечения средств в […]