Как встать в очередь на жильё в спб

Оглавление:

Как встать в очередь за социальным жильем

Предоставление бесплатного жилья – мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье – жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по «Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий — 0,5, для балконов и террас — 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления — «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее — норма предоставления) — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма — минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения ( с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие — как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены – то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве — 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Сведения о прожиточном минимуме в некоторых регионах России за 4 квартал 2011 года приведен в таблице № 1. В представленной выборке дана информация по Москве и области, Санкт-Петербургу и регионам с наименьшим и наибольшим уровнем проживания. Полную сводную таблицу по России можно посмотреть на сайте Росстата http://www.gks.ru/gis/tables/urov-6.htm

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

  • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
  • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
  • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
  • паенакопления в любых кооперативах;
  • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

Исчисление стоимости необходимой жилплощади

Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области – 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве — 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург – 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ – 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике – 20 700 рублей, Чеченской Республике – 21 050 руб. и Республике Ингушетия – 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове – 23 750 рублей, Ульяновской области – 25 400 рублей и Ставропольском крае – 24 500 рублей.

Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html;

2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы о праве собственности на земельный участок, дачу, гараж; о праве собственности на транспортное средство;
  • справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража или иного нежилого строения;
  • справка о кадастровой стоимости земельного участка;
  • справка о стоимости паенакоплений (выдается кооперативом);
  • отчет независимого оценщика о стоимости имущества членов семьи заявителя.

В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ — копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге – 9 кв.м., в Калининграде – 12 кв.м., в Оренбурге – 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке – 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере — Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе – ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме «одного окна» заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru.

Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

  • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
  • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
  • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

  • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
  • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве – окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

На что можно претендовать и кто первый в очереди

В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара – на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь – тяжело больные хроники; в третью – жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

Реально ли получить социальное жилье?

Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве – 9701, в Санкт-Петербурге — 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет — смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», — предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье – доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

Законы и подзаконные акты

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»

Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Где встать на очередь на жилье в спб

Где встать на очередь на жилье в спб

10 декабря `08

Как встать на городскую очередь на расширение жилищной площади в СПб?

Учетная норма площади жилого помещения
на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:

9 квадратных метров общей площади жилого
помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;

15 квадратных метров общей площади
жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и(или) членов
его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма
и(или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня
обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной
общей площади всех указанных жилых помещений.

На учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей
сложности не менее 10 лет (не ухудшившие намеренно своих жилищных условий за
последние 5 лет) и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской
Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:

граждане, признанные малоимущими

многодетные семьи, имеющие трех и более
несовершеннолетних детей;

ветераны Великой Отечественной войны и
ветераны боевых действий;

инвалиды и семьи, имеющие
детей-инвалидов;

Герои Советского Союза, Герои Российской
Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные
кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей.

Реабилитированные лица, утратившие жилые
помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие
родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к
ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке,
высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и
принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На учет в качестве нуждающихся в жилых
помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей
сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и(или) собственниками
(членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в
коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного
члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в
Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.

Гражданам, являющимся нанимателями
и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений
(комнат) в коммунальной квартире, подлежащей расселению в соответствии с
целевой программой Санкт-Петербурга по расселению коммунальных квартир в
Санкт-Петербурге, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Малоимущими признаются граждане, чей
ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в
Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость
находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не
превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей
площади жилья в Санкт-Петербурге.

Для принятия на учет граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в
уполномоченный орган:

заявление о принятии на учет,
подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;

паспорт или иные документы,
удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации
заявителя и членов его семьи;

документы, содержащие сведения о составе
семьи и степени родства;

документы, подтверждающие проживание
заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10
лет;

документы, содержащие сведения о месте
жительства заявителя и членов его семьи;

документы, содержащие сведения об
обеспеченности жилыми помещениями;

документы, содержащие сведения о доходах
заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению
для принятия на учет;

документы, содержащие сведения о стоимости
находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества,
подлежащего налогообложению;

документы, подтверждающие право на
дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь);

документы о техническом состоянии жилого
помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение);

иные документы, необходимые для принятия
граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Перечень документов, подлежащих
рассмотрению при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с
репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с
репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей,
родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, и
граждан, являющихся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи
нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных
квартирах, утверждается уполномоченным органом.

Ильина
Елена Вадимовна, адвокат СПбГКА АК N 10

Очередь на жилье в Санкт-Петербурге. Встаем на учет

Законом Санкт-Петербурга предусмотрено предоставление жилых помещений нуждающимся гражданам по договорам социального найма. Для этого необходимо встать на учет и ждать свою очередь на жильё в Санкт-Петербурге.

Несмотря на кажущуюся простоту, встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий могут не все граждане. Необходимо соответствовать определенным условиям, которые прописаны в законе, а именно: проживать в Санкт-Петербурге не менее 10 лет и быть признанным нуждающимся в жилом помещении.

Категории граждан, которые принимаются на учет:

  • признанные малоимущими (чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге).
  • многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей
  • ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий
  • инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей
  • Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении.

Граждане, если они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), то они имеют право встать в очередь на учет.

Признание граждан малоимущими

Для признания граждан малоимущими необходимо чтобы их ежемесячный доход не превышал двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения (12263 рубля), а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышало десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в СПб (485500 рублей). Если имущество находится в долевой собственности, учитывается только доля членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

Учетная норма площади жилого помещения

Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет:

  • 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах;
  • 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

Если у вас или вашей семьи имеется несколько жилых помещений, то определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Норма предоставления площади жилого помещения

При предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по данному договору, составляет:

  • 18 квадратных метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек;
  • 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.
    Превышение нормы допускается не более чем на половину нормы предоставления площади жилого помещения, полагающейся на одного человека.

В случае совершения за пятилетний период, предшествующий принятию решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, действий и сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, общая площадь предоставляемого жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади жилья. Но при этом общая площадь предоставляемого жилого помещения не может быть меньше учетной нормы площади жилого помещения на гражданина и(или) членов его семьи.

Действиями, повлекшими ухудшение гражданами своих жилищных условий, признаются следующие действия, в результате которых уменьшилась жилищная обеспеченность граждан:

  • раздел или обмен жилого помещения;
  • вселение в занимаемое гражданами жилое помещение иных граждан (за исключением супругов и их несовершеннолетних детей);
  • отчуждение жилого помещения либо доли жилого помещения, принадлежавшей гражданину на праве собственности;
  • невыполнение условий договора социального найма, повлекшее выселение гражданина в судебном порядке;
  • расторжение договора социального найма по инициативе гражданина.

Граждане, жилищная обеспеченность которых уменьшилась в результате указанных действий, могут быть признаны нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет после их совершения.

Порядок принятия на учет

Для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданин и члены его семьи представляют в уполномоченный орган:

  • заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи;
  • паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи;
  • документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства;
  • документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет;
  • документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи;
  • документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями;
  • документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за двенадцать месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет (для граждан, признанных малоимущими);
  • документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими);
  • документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди) и(или) на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения);
  • документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение);
  • документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории граждан, указанных выше;

Перечень документов, подлежащих рассмотрению при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, и граждан, являющихся нанимателями и(или) собственниками (членами семьи нанимателей и(или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах, утверждается уполномоченным органом.

Заявление гражданина о принятии на учет регистрируется в книге регистрации заявлений о принятии на учет. Гражданину выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения уполномоченным органом.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления необходимых документов.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

На каждого гражданина (семью), принятого на учет, формируется учетное дело и хранится до снятия с учета. После регистрации учетного дела ему присваивается номер, который складывается из кода района Санкт-Петербурга, даты принятия на учет, номера дела.

Включение в учетное дело новых членов семьи

Члены семьи, вселенные гражданином после принятия его на учет, включаются в учетное дело по заявлению гражданина только в случае, если они соответствуют категориям, указанным выше. Исключение составляют несовершеннолетние дети, вселенные к родителям.

Снятие с жилищного учета

Граждане подлежат снятию с жилищного учета в случаях:

  1. оказания им содействия в улучшении жилищных условий или предоставления им жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге;
  2. подачи ими в уполномоченный орган заявления о снятии с жилищного учета;
  3. утраты оснований признания их нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий;
  4. их выезда на место жительства за пределы территории Санкт-Петербурга;
  5. выявления в представленных ими документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа;
  6. вступления в законную силу решения суда об объявлении нуждающегося в содействии в улучшении жилищных условий умершим или признании его безвестно отсутствующим без снятия с учета совместно проживавших с ним членов семьи;
  7. смерти нуждающегося в содействии в улучшении жилищных условий без снятия с учета совместно проживавших с ним членов семьи.

Очередность оказания содействия

Содействие в улучшении жилищных условий оказывается в порядке очередности. Уполномоченный орган ежегодно составляет списки граждан, которым планируется оказание содействия. На основании сводного реестра уполномоченный орган составляет план оказания содействия (далее — годовой жилищный план).

Стоимость находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления общей стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, на число членов семьи.

Очередь на квартиру в Санкт-Петербурге движется быстрее, чем в Ленинградской области и если у вас есть все основания встать в очередь на получение жилья, то собирайте необходимый пакет документов и обращайтесь в администрацию по месту жительства.

Как встать в очередь на жилье?

Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях можно подав необходимые документы в МФЦ вашего района:

  1. Заявление о принятии на учет (должно быть подписано всеми совершеннолетними членами семьи и заверено в ОВиРУГ по месту жительства).
  2. Документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи (оригиналы и ксерокопии страниц – фото, место жительства, семейное положение, дети и ранее выданные паспорта (последняя).
  3. Документы, подтверждающие родственные отношения (свидетельства о браке, расторжения брака, об установлении отцовства, о рождении детей,, о смерти и др. – оригиналы и ксерокопии).
  4. Документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи и подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (справки по Форме 7 и Форме 9 и другие документы на основании которых вы зарегистрированы на данной площади, в том числе копии ордеров, договоров передачи в собственность, социального найма, дарения. Если за последние 5 лет постоянная регистрация была не на территории Санкт-Петербурга, то дополнительно предоставляется справка с места постоянной регистрации, характеристика занимаемой там площади и справка о наличии или отсутствии жилой площади в собственности в том населенном пункте. В случае проживания одного из супругов по другому адресу – справки по Форме 7 и Форме 9 с места жительства супруга, если супруг является собственником жилого помещения, то копию и оригинал правоустанавливающего документа, а также копию и оригинал паспорта или другого документа, удостоверяющею его личность.
  5. Документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за год, предшествующий обращению (справки о доходах с места каждого работающего члена семьи, размере стипендии, пенсии, пособия на детей и т.д.). Доход не должен превышать двукратную официально установленную в Санкт-Петербурге величину прожиточного минимума на душу населения. Если гражданин не работал или не работает в настоящее время дополнительно нужно предоставить копию и оригинал трудовой книжки или копию заверенную отделом кадров по месту работы, справки из Центра занятости населения о получении или неполучении пособия по безработице, и нотариально удостоверенное заявление, о том, что за данный период ни где не работал, не имел доходов и на чьем иждивении жил или живет (для проживающих в отдельных квартирах).
    Данные документы не нужно предоставлять многодетным семьям, ветеранам ВОВ и боевых действий, инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, и гражданам, проживающим в коммунальных квартирах.
  6. Документы, содержащие сведения о стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи (справка об инвентаризационной стоимости квартиры, дома или другого строения, сооружения, помещения, выданная районным ПИБ, справка о цене (нормативной цене) земельного участка, выданная Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, оценка находящегося в собственности автотранспорта, выданная любой организацией, имеющей лицензию на проведение оценки и т.д.). Стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не должна превышать десятикратную средне рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге (для проживающих в отдельных квартирах).
    Данные документы не нужно предоставлять многодетным семьям, ветеранам ВОВ и боевых действий, инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, и гражданам, проживающим в коммунальных квартирах.
  7. Копии и оригиналы страховых пенсионных удостоверений и ИНН (если есть)
  8. Льготные документы на предоставление жилых помещений (оригиналы и ксерокопии удостоверений и справок об инвалидности).
  9. Документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, проживающих в непригодном для проживания помещении).
  10. В случае регистрации в течение последних 10 лет в других районах Санкт-Петербурга нужно предоставыть справку из жилищного отдела того района о том, что не стоите там на очереди.

Где встать в очередь на квартиру

Законодательством нашей страны предусмотрено, что все малоимущие граждане могут встать на очередь на квартиру, то есть имеют право на получение от государства жилья безвозмездно. Это право гарантируется ст. 49 ЖК РФ, в соответствии с чем, органы местных администраций выполняют функции по обеспечению жильем таких граждан.

Кто такие малоимущие граждане

Малоимущими гражданами или такими, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, могут признать тех людей, которые принадлежат к одной из следующих категорий:

  • к собственникам или нанимателям жилого имущества, на территории которого проживает несколько семей, и один из сожителей имеет тяжелое неизлечимое заболевание, ставящее под угрозу жизнь и здоровье остальных членов;
  • к собственникам или нанимателям жилья, которое по каким-либо причинам было признано нежилым официально;
  • к семьям, которые проживают в квартире, жилая площадь которой не удовлетворяет потребности членов семьи в должном объеме. Так, в среднем, по сводкам из регионов, на человека должно приходиться не менее 10 кв. метров, в отдельных случаях – 15 кв. метров;
  • к гражданам, не имеющим собственного жилья.

Какие документы нужны

Для осуществления процедуры нужны следующие документы на очередь на квартиру:

  • паспорта, свидетельства о рождении детей и идентификационные коды всех членов семьи;
  • свидетельство о браке, если оно есть;
  • справки о доходах за последние 2 года. Также к доходам относятся пенсии, пособия и стипендии;
  • если семья уже проживает в квартире – нужен документ, подтверждающий право проживания в помещении;
  • документы из Госреестра, подтверждающие наличие или отсутствие недвижимости в собственности членов семьи;
  • если недвижимость имеется в собственности членов семьи – необходим сертификат собственности, справка из БТИ и документ с заключением о стоимости такой собственности.

Льготные очереди

Право на улучшение жилищных условий в особенности имеют некоторые категории населения:

  • инвалиды, которые не могут трудиться;
  • жильцы, проживающие в доме, идущем под снос, или в доме с аварийным состоянием;
  • ветераны труда или ВОВ, а также участники боевых действий;
  • переселенцы по принуждению;
  • пострадавшие в стихийных бедствиях;
  • воспитанники детских приютов, интернатов и дети из приемных семей;
  • инвалиды детства и сироты.

Если вы принадлежите к одной из перечисленных категорий, вы имеете право получить недвижимость вне основной очереди, по ускоренной схеме. Льготная очередь на жилье позволяет получить квадратные метры порой за несколько недель или месяцев, в зависимости от загруженности местной администрации.

Дальнейшие действия

После того, как все документы будут собраны, можно смело отправляться в жилищный отдел местной администрации писать заявление. Оно должно рассматриваться ровно один месяц, после чего сотрудники примут решение – предоставлять ли вам жилье, признавать ли вас гражданами, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Помните, есть несколько дополнительных условий, которые должны соблюдаться гражданами, собирающимися подать заявление на получение жилья:

  • гражданство РФ;
  • отсутствие сделок с недвижимостью за последние 5 лет;
  • постоянное проживание на территории определенного населенного пункта в течение 10 лет.

Если вам по каким-либо причинам отказали – следует уточнить причину. Возможно, все дело в неверно оформленных документах или в самом заявлении. Тогда ситуацию можно быстро исправить и вновь подать соответствующее заявление.

Не стоит расстраиваться, если вам ответили категорическим отказом – помните, у вас есть право подать в суд иск с оспариванием такого решения. Практика показывает, что часто решения местной администрации бывают неверными, в результате чего справедливость восстанавливается.

Основания постановки на учет в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий

В соответствии с Законом Санкт — Петербурга от 28.07.2004 № 409-61 «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий» на учет нуждающихся в содействии Санкт — Петербурга в улучшении жилищных условий принимаются граждане, проживающие в городе на законном основании в общей сложности не менее 10 лет, если:

1) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащей расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге «, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 17 октября 2007 года N 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге «;

2) они являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или(и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеют иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживают в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), и относятся к следующим категориям:

  • инвалиды Великой Отечественной войны;
  • участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

3) они имеют трех и более несовершеннолетних детей и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетного норматива жилищной обеспеченности, применяемого в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий (далее — учетный норматив жилищной обеспеченности), в соответствии со статьей 7 настоящего Закона Санкт-Петербурга ;

4) они проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии в пунктом 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Куда обращаться:

Многофункциональные центры Санкт-Петербурга .

Документы, необходимые для признания граждан нуждающимися в в содействии в улучшении жилищных условий

  1. Заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи.
  2. Справки о прописке и характеристики жилой площади (Ф9,Ф7), подтверждающие проживание заявителя и членов семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах и т.д., в том числе, проживающих в области). Если члены семьи прибыли из другого города, представить архивную справку о регистрации (Ф9, Ф7) и справку Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии с того населенного пункта откуда прибыли, об отсутствии либо наличии собственности.
  3. Если один из супругов проживает по другому адресу, представить справку о регистрации и характеристики жилой площади (Ф9, Ф7) с места регистрации (для проживающих в общежитиях, военной части, в ведомственных домах и т.д.).
  4. Документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства: свидетельство о заключении брака (при наличии брачных отношений), свидетельство о рождении заявителя и всех членов семьи, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об установлении отцовства, свидетельство о смерти.
  5. При наличии льгот: льготные удостоверения, справки об инвалидности.
  6. Паспорта всех членов семьи граждан Российской Федерации, вкладыш гражданства Российской Федерации на детей (при наличии).

Прием на жилищный учет.

В Санкт-Петербурге в целях улучшения жилищных условий граждан осуществляется два вида жилищного учета:

— учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
— учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

Улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, осуществляется в следующих формах:

— предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья;

— предоставления по договорам найма жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования, находящихся в собственности Санкт-Петербурга .

— предоставления возможности приобретения жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования и иных жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга , целевым назначением, в том числе на льготных условиях;

— предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в случаях, установленных законами Санкт-Петербурга ;

— содействия в улучшении жилищных условий граждан с использованием их собственных средств в иных установленных законами Санкт-Петербурга формах.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 № 408-91 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге » и Закона Санкт-Петербурга «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан» прием граждан на учет нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий приостановлен до 1 марта 2013 года, за исключением граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя или (и) собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, не имеющие иного жилого помещения на правах собственности или социального найма, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире) и подлежащие расселению в соответствии с целевой программой Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге ».

Улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях осуществляется путем предоставления таким гражданам жилых помещений в натуральной форме по договору социального найма.

Прием граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях регламентируется Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 года №407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге ».

На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, в том числе граждане без определенного места жительства, и признанные в установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, следующих категорий:

— граждане, признанные малоимущими по установленным Законом основаниям;
— многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
— ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
— инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов;
— герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей;
— реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями;
-граждане, являющиеся нанимателями или собственниками (членами семьи нанимателей или собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге .

Учетная норма площади жилого помещения в Санкт-Петербурге :

9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах;
15 кв.м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности определение уровня обеспеченности общей площади жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).

Перечень документов, необходимых для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1. Заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи и заверенное в отделе вселения и регистрационного учета по месту жительства.

2. Паспорта или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи (оригиналы и ксерокопии страниц – фото, место жительства, семейное положение, дети и ранее выданные паспорта (последняя)

3. Документы, подтверждающие родственные отношения (свидетельства о браке, расторжения брака, о рождении детей, об установлении отцовства, о смерти и др. – оригиналы и ксерокопии).

4. Документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи и подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (справки по Ф-7 и Ф-9 и иные документы, в том числе копии ордеров, договоров социального найма, передачи в собственность, дарения т.е. документы, на основании которых зарегистрированы на данной площади). Если за последние 5 лет постоянная регистрация была не на территории Санкт-Петербурга , то дополнительно предоставляется справка с места постоянной регистрации, характеристика занимаемой там площади и справка о наличии или отсутствии жилой площади в собственности в том населенном пункте. В случае проживания одного из супругов по другому адресу – справки по Ф-7 и Ф-9 с места жительства супруга, если супруг является собственником жилого помещения, то копию и оригинал правоустанавливающего документа, а также копию и оригинал паспорта или иного документа, удостоверяющею его личность.

5.Документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов семьи за двенадцать месяцев, предшествующие обращению (справки о доходах с места каждого работающего члена семьи, размере пенсии, стипендии, пособия на детей и т.д.). Доход не должен превышать двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения. Если гражданин не работал или не работает в настоящее время дополнительно предоставляется копия и оригинал трудовой книжки или копия заверенная отделом кадров по месту работы, справки из Центра занятости населения о получении или неполучении пособия по безработице, и нотариально удостоверенное заявление, о том, что за данный период ни где не работал, не имел доходов и на чьем иждивении жил или живет (для проживающих в отдельных квартирах).

6. Документы, содержащие сведения о стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи (справка об инвентаризационной стоимости квартиры, дома или другого строения, помещения, сооружения, выданная проектно-инвентаризационным бюро (ПИБ) района, справка о цене (нормативной цене) земельного участка, выданная Комитетом по земельным ресурсов и землеустройству, оценка находящегося в собственности автотранспорта, выданная любой организацией, имеющей лицензию на проведение оценки, все справки должны быть по состоянию на год обращения и т.д.). Стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не должна превышать десятикратную средне рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге (для проживающих в отдельных квартирах).

7. Документы, подтверждающие наличие льгот по предоставлению жилых помещений (оригиналы и ксерокопии удостоверений и справок об инвалидности).

8. Копии и оригиналы страховых пенсионных удостоверений и ИНН (если есть)

9. В случае регистрации в течение последних 10 лет в других районах Санкт-Петербурга предоставляется справка из жилищного отдела того района о том, что не стоите там на очереди.

10. Документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение).

Внимание!

Многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей, ветераны ВОВ и ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие в составе детей-инвалидов, а также граждане, являющиеся нанимателями или собственниками (членами семьи нанимателей или собственников комнат в коммунальной квартире, представляют без п.п. 5 и 6.

Еще по теме:

  • Закон о правах потребителя гарантия на ремонт Гарантийный ремонт по закону о защите прав потребителей Гарантийный срок и ремонт по гарантии Ни один продукт не вечен, а значит, у всего есть свой гарантийный срок. Пометка о нем ставится […]
  • Заявление о расторжении брака с разделом квартиры Исковое заявление о расторжении брака и разделе имущества Поэтому, если вы хотите найти решение именно вашей проблемы, тогда задавайте свой вопрос следующими способами (это БЕСПЛАТНО!): […]
  • Юридическая обязанность это мера Юридическая обязанность - это. Юридические права и обязанности Юридическая обязанность – это мера должного поведения, которая установлена нормативными документами. Данное правило может […]
  • Штрафы тк рф Имеет ли право работодатель штрафовать сотрудника? Трудовое взаимодействие между нанимателем и работниками не всегда является безоблачным, наемные лица могут намеренно или по […]
  • Оформление претензии от покупателя Возврат продуктов питания или продовольственных товаров надлежащего и ненадлежащего качества в магазин по закону: возможен ли и в каких случаях? Что делать человеку, который пожелал […]
  • Почему нельзя получить материнский капитал Можно ли продать материнский капитал? Купля-продажа мат. капитала — это незаконно? Поддержка семей, у которых есть дети, осуществляется государством всеми доступными средствами, среди […]