Из каких элементов состоит система органов государственной власти рф

Оглавление:

Структура государственной власти РФ

Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.

Власть, политическая власть – значение понятий

С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.

По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.

Разделение власти

Структура государственной власти появилась вследствие теории, выдвинутой Джоном Локком. Он утверждал, что власть в государстве должна быть разделена на компоненты, которые будут независимы друг от друга.

Таким образом, появилось учение о том, что структура государственной власти состоит из трёх основных элементов: исполнительной, законодательной и судебной. Способ разделения сферы управления был впервые использован в Древней Персии. Со временем он перекочевал в политическое устройство Древнего Рима. В любом современном правовом государстве принцип деления властей не является новым. Что касается Российской Федерации, то правовой климат в этом государстве развивается в ногу со временем. Структура государственной власти РФ имеет классическое деление на три элемента, каждый из которых будет детальнее рассмотрен далее. Помимо этого, государственная власть в лице определённых органов выполняет ряд функций.

Государственная власть: структура и функции

Конституция РФ детально закрепила принцип разделения властей. Согласно статье 10, государственная власть осуществляется путём деления на законодательную, исполнительную, судебную. В этой же статье указана самостоятельность структурных элементов. Отсюда следует, что государство функционирует на основе права и принципа демократического разделения власти на независимые ветви. В статье 11 Конституции Российской Федерации описываются высшие органы каждого структурного элемента власти: Правительство РФ, Федеральное Собрание, система судов РФ.

Также структура государственной власти содержит ещё один элемент – президента. Этот институт конституционного права не относится ни к одной ветви власти и создан лишь для баланса в системе высших органов. Следует заметить, что каждый из представленных элементов нужно рассматривать отдельно, так как все они имеют внутреннюю структуру и особенности.

Исполнительная власть в России

Структура органов государственной власти РФ – это общее название всех органов, каждый из которых принадлежит той или иной ветви власти. Прежде чем рассматривать исполнительные органы, нужно разобраться, что такое исполнительная власть. Отечественные теоретики права говорят, что это система специальных органов, которые реализуют нормы конституции, федеральных законов, других нормативных актов с целью поддержания правового климата в державе.

Исполнительная власть нужна для реализации и контроля права. Существует мнение, что данная ветка власти полностью зависит от законодательной и находится под её полным контролем, однако этот вопрос спорный, так как органы исполнительной власти самостоятельны во многих вопросах. Структура исполнительных органов государственной власти строится по принципу нерушимой иерархичности, что позволяет максимально оперативно производить реализацию отдельных норм права, законов, конституции, иных нормативных актов.

Структура органов исполнительной власти в России

Как уже говорилось ранее, структура государственной исполнительной власти строится по принципу иерархичности. Всего существует три ступени органов этой ветви. Деление производится в зависимости от субъекта, который координирует и регулирует их деятельность.

  1. Федеральные министерства и службы, координируемые президентом РФ (МВД, Министерство иностранных дел, Министерство обороны РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба охраны, Служба внешней разведки, ФСБ).
  2. Федеральные министерства и подведомственные им органы, координируемые Правительством Российской Федерации (Министерство здравоохранения, Министерство промышленности, Министерство спорта и т. п.).
  3. Агентства и службы, которые подчиняются исключительно президенту РФ (Миграционная служба, Таможенная служба, Федеральная служба по делам национальностей, Космическое агентство и др.).

Любая деятельность данных органов производится на основе конституции и федеральных законов, которые выдаются органом, представляющим законодательную власть.

Органы законодательной власти

Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.

Федеральное собрание: структура

Федеральное собрание наделено правом издавать законы (законодательной властью) и также является представительным органом, так как депутаты назначаются народным голосованием. Парламент РФ состоит из двух палат – верхней и нижней. Совет Федерации состоит из 170 сенаторов, которые выбираются по двое от каждого федеративного субъекта. В этой палате осуществляется представительство от каждого региона, направление и реализация стратегических целей дальнейшего развития государства. Государственная дума является нижней палатой российского парламента. В неё может избираться каждый гражданин, достигший избирательного возраста.

Полномочия и роль в повседневной жизни государства у Думы намного выше, чем у Собрания Федерации. Именно Государственная Дума может выдвигать обвинения против президента РФ, формировать Счётную палату, выносить недоверие Правительству, объявлять амнистии и т. п.

Судебная власть

Ветвь судебной власти является наиболее самостоятельной отраслью. Судебная система не зависит ни от каких других органов власти. Согласно данному принципу построена структура федеральных органов государственной власти. Это позволяет говорить о справедливом рассмотрении дел в судебных инстанциях, потому что давления со стороны других органов не производится. Органами судебной системы или же судебной власти реализуются следующие функции:

  1. Применение уголовно- или административно-правовых мер к лицам, которые совершили соответствующие нарушения права.
  2. Разрешение споров между гражданами.
  3. Проверка и контроль законов на предмет соответствия с Конституцией России.

Признаки судебной власти РФ

Как мы знаем, структура органов государственной власти в России основана на демократических принципах. То же самое можно сказать и о судебной власти. Она имеет ряд характерных признаков, а именно:

  • судебная власть может быть осуществлена исключительно судами;
  • судебная власть ни от кого не зависит;
  • для судебной власти характерно наличие единой судебной системы, которая функционирует по принципу верховенства права.

Представленные признаки имеют основополагающий характер. Они проявляются в построенной системе судебных инстанций, которые на сегодняшний день функционируют в России.

Судебная система РФ

Сам по себе термин «судебная система» означает совокупность специальных учреждений (судов), которые уполномочены осуществлять правосудие. В каждой стране система судов может быть разной, потому что везде существует основной закон, обычаи и ряд других факторов, влияющих на построение данной системы. Всего существует четыре вида судов: общей юрисдикции, военные, арбитражные и Конституционный суд.

Каждая инстанция уполномочена рассматривать только подведомственные ей дела. Отдельным видом является Конституционный суд. Он уполномочен следить и проверять нормативные акты на соответствие с Конституцией РФ, а также рассматривать конституционно-правовые деликты. Судьями, вне зависимости от инстанции, могут стать граждане, достигшие определённого возраста и имеющие высшее образование в сфере юриспруденции.

Политический режим в России

Структура высших органов государственной власти является индикатором политического режима. Принципы структурирования органов, их взаимосвязь – это все характеризует политический режим государства. Как мы знаем, с распадом СССР Российская Федерация идет по пути построения демократической страны. Отсюда следует, что структура государственной власти, и в частности органов, должна основываться на демократических началах. На сегодняшний день Россия добилась позитивных результатов, так как органы власти функционируют относительно самостоятельно с учётом взаимного регулирования. Вследствие этого царит верховенство права, в конституции закреплены и защищены права, свободы человека и гражданина. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в России демократический режим правления.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой представляет структура государственной власти РФ. Этот сложный и довольно разветвлённый механизм призван регулировать и координировать общественные отношения внутри государства, основываясь в своей деятельности на конституции и федеральных законах. В заключение можно сделать вывод, что абсолютно вся структура органов государственной власти РФ создана путём имплементации демократических институтов в правовую систему страны.

Структура власти РФ. Структура федеральных органов власти

Государство представляет собой сложную политико-правовую структуру, которая объединяет большое количество людей. Изначально на планете не существовало держав вообще. Их предшественниками были родоплеменные общины, которые строились на патриархальной основе. По мере своего разрастания, подобного рода формации перестали должным образом справляться с процессом общественного регулирования. То есть необходимо было изобретение новой, более функциональной по своей сути организации. Таковыми стали государства.

На сегодняшний день подобных структур в мире большое количество. Все они функционируют по-разному, однако, имеют общие черты. Например, каждое государство управляется посредством власти. Данный феномен также имеет свои характерные черты и структуру. В Российской Федерации на сегодняшний день структура власти состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый из которых, несет свою информацию о государстве. Таким образом, данная проблематика имеет большое значение для деятельности Российской Федерации как государства, что обуславливает необходимость детального изучения феномена и его системы.

Власть: понятие

Структура власти РФ является исходным понятием и явлением классической формы управления. Поэтому необходимо, прежде всего, проанализировать её особенности. Согласно современным научным тенденциям, власть – это совокупность способов и реальных возможностей навязывать волю с целью управления деятельностью индивидов, социальных групп, общностей и т. п. При этом данный феномен может быть основан на совершенно разных теоретических и практических началах, а также использовать методы определенного характера, например, авторитарные, демократические, насильственные, нечестные, провокационные и т. д. Специфической формой классического вида власти является государственная власть.

Власть государственного характера

Государственное управление подразумевает под собой реальную возможность влиятельной верхушки или политической элиты управлять населением отдельной страны, посредством использования рычагов юридического характера. Власть в державе всегда основывается, прежде всего, на праве, то есть действующем законодательстве, и не может выходить за его рамки или же противоречить ему. Помимо того, в настоящее время государственная власть имеет четкую структуру, существование которой обусловлено переосмыслением этой категории в период Нового времени и создания определенных принципов, на каких в большинстве государств строится вся система управления. Российская Федерация в данном случае не является исключением. Структура власти и весь государственный строй этой страны функционируют на основе определенных положений.

Принципы российской государственной власти

На сегодняшний день существует несколько основных принципов функционирования системы управления в государстве. К ним относятся следующие:

  • Народовластие. Подразумевает под собой существование единого источника суверенитета государства, которым является население. Оно, в свою очередь, влияет на страну через специальные органы.
  • Федерализм, подразумевает федеративное устройство территории.
  • Политическое многообразие – это допустимость существования большого количества партий и движений.

Россия является светским государством, что исключает наличие официальной религии.

Принцип разделения власти

Структура власти РФ функционирует на основе принципа разделения государственного управления. Далеко не все понимают, что собой представляет указанная идея. Она была разработана Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком.

Согласно её положениям, структура власти в любом государстве должна содержать законодательный, исполнительный и судебный сегменты. При этом управление страной не может быть сосредоточено в руках правящей верхушки или же одного человека (монарха, вождя, тирана и т. п.). Этот принцип нашел свое применение практически во всех странах. Конечно, некоторые государства видоизменили принцип трехуровневого устройства, однако, задумка в целом осталась неизменной. На сегодняшний день немного осталось примеров единоличной власти.

Структура федеральной власти России

Сегодня в РФ разработана достаточно функциональная, а, что самое главное, эффективная система государственного управления. Её деятельность строится, во-первых, на тех принципах, которые были упомянуты ранее, а, во-вторых, на демократической направленности российской политики. Помимо этого, структура федеральной власти РФ также вобрала в себя положения принципа разделения государственного управления. В соответствии с ним существует три основных ветви, а именно: законодательная, исполнительная, судебная. На основе этого положения в России функционирует целая структура федеральных органов власти, состоящая из следующих элементов, а именно:

  • Федеральное собрание.
  • Правительство Российской Федерации.
  • Суды России.
  • Президент Российской Федерации.

Из представленных элементов, по сути, состоит система и структура органов власти в РФ. Они, в свою очередь, являются абсолютно самостоятельными и выполняют специфические функции.

Система и структура исполнительной власти

Все три представленных сегмента управления государством важны. При этом каждый из них, выполняет собственные функции. В данном случае большое значение имеет деятельность исполнительной власти. С помощью этой ветви, по сути, происходит реализация политики государства. Основой всей исполнительной ветви власти является президент и правительство Российской Федерации. Далее федеральные структуры исполнительной власти объединяются в министерства и отдельные ведомства разной целевой направленности.

В число функциональных задач главы государства входит охрана суверенитета РФ, неприкасаемости её границ, независимости и т. п. Помимо этого, соответствующие нормативные акты и Конституция возлагают на президента обязанность определять направленность внешней и внутренней политической программы. Правительство Российской Федерации, в свою очередь, является координирующим органом, который возглавляет председатель. Помимо этого, правительство фактически руководит целой структурой министерств, служб федерального характера и агентств.

Законодательный сегмент

Структура федеральных органов власти содержит в себе три взаимосвязанных элемента, о чем уже было указано ранее в статье. Одним из них является законодательная власть. Данный сегмент существует для систематизации нормативной отрасли страны и разработке официальных актов. Иными словами, законодательная власть выдает законы. Её существование необходимо для того, чтобы обеспечить законность и действенность конституционных принципов государства. Таким образом, деятельность законодательной власти направлена на достижение определенных целей, исполнение которых возложено на отдельный государственный орган.

Федеральное собрание – назначение и структура

Согласно Конституции Российской Федерации, структура органов государственной власти содержит в своем составе парламент. Это выборный коллегиальный орган, функционирующий с целью обеспечения законодательного процесса. Федеральное собрание содержит в своей структуре два элемента, называемых палаты, а именно: верхнюю (Совет Федерации) и нижнюю (Государственная Дума). Свою деятельность палаты производят раздельно, однако в некоторых случаях могут проводить общие заседания, например, для заслушивания посланий Конституционного Суда или президента РФ.

Следует отметить, что Федеральное собрание – это сугубо избирательный орган.

То есть его наполнение происходит за счет граждан России, которые выдвигают своих кандидатов. Однако каждая парламентская палата пополняется членами совершенно по-разному. Например, Совет Федерации формируется за счет представителей от каждого субъекта государства. Дума, в свою очередь, состоит из депутатов, которым может стать любое лицо, чей возраст составляет более 21 года.

В своей деятельности Федеральное собрание издает федеральные и конституционные законы. Нормативные акты должны быть приняты обеими парламентскими палатами, после чего разрешается их фактическая выдача.

Судебная сфера России

Структура органов власти РФ не существовала бы без наличия судебной ветви. Это достаточно важный сегмент, основой которого является целая система соответствующих органов. На сегодняшний день высшими судебными органами можно назвать Верховный и Конституционный суды.

Данные учреждения занимаются решением определенных дел или же споров, которые возникают в правовом поле державы. Как правило, судопроизводство проходит в уголовной, административной, гражданской, хозяйственной сферах жизнедеятельности человека. При этом Конституция закрепляет следующий принцип: лишь представленная система органов может осуществлять правосудие. Существование иных ведомств с подобной деятельностью не допускается.

Государственное управление на территории субъектов федерации

Следует отметить, что структура власти имеет специфический вид, если мы говорим о субъектах федерации. Территориальные образования государства управляются посредством собственных органов. При этом разграничение власти общефедеральной и локальной происходит на уровне Конституции. Помимо этого, достаточно интересным является вопрос местного самоуправления. Согласно положениям Конституции, данная сфера регулирования не относится ни к одной ветви власти и является совершенно самостоятельным образованием. Её главной целью есть не что иное как обеспечение нормальной жизнедеятельности территориальной группы населения.

Заключение

Итак, в статье была представлена структура органов государственной власти в Российской Федерации, существующая на сегодняшний день. Стоит отметить, что её деятельность является эффективной, если учитывать особенности современного мира. Но теоретические и практические инновации в этой области необходимы, если мы хотим построить действительно демократическое государство.

22. Из каких элементов (подсистем) состоит судебная система?

Согласно Конституции Российской Федерации, государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Ст. 118 Конституции РФ закрепляет, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Причем в Конституции РФ прямо не определен состав судебной системы. В ее ст. 125, 126, 127 говорится о Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом

Судебная система РФ установлена Федеральным конституционным законом РФ «О судебной системе Российской Федерации» (№1-ФКЗ 1996 г.) в ст. 4 говорится:

«Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

-Конституционный Суд Российской Федерации;

-Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

-Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации»

В РФ суды бывают двух типов: федеральные и суды субъектов Федерации;

К федеральным относятся 3 типа:

1. Конституционный суд РФ (входит в судебную систему, но ему больше никто не подчиняется).

2. Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный Суд РФ — высший судебный орган РФ. Верховный суд осуществляет контроль за Гражданскими и Военными судами.

а) Гражданские суды: Верховные суды республик, краевые, областные, городов ФЗ., суды автономных округов и областей, районные (городские) суды

б) Военные суды — создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов: окружные (флотские) и гарнизонные.

3. Федеральные арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, Федеральные Арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды, Арбитражные суды субъектов Федерации.

К судам субъектов федерации относятся:

1. Конституционные или уставные суды субъектов.

2. Мировые судьи.

Конституционный Суд РФ

Согласно ст. 18 ФКЗ «О судебной системе РФ», Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом №1-ФКЗ от 1994 г. «О Конституционным Суде Российской Федерации»

В состав Конституционного суда входят две палаты, включающие в себя соответственно 9 и 10 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного суда.

Конституционный суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат. В пленарных заседаниях участвуют все судьи, в заседаниях палат — судьи, входящие в их состав. Пленарный состав палат не должен оставаться неизменным более, чем 3 года подряд. В состав одной палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда.

В пленарном заседании Конституционный суд может рассмотреть любой вопрос, входящий в его компетенцию, однако есть и такие дела. которые Суд может рассматривать исключительно на пленарных заседаниях. К делам подобного рода относятся:

— дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик и устав субъектов РФ;

— толкование Конституции Российской Федерации;

— вынесение заключений о соблюдении установленного порядка вы — движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

— утверждение посланий Конституционного суда;

— решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

В заседаниях палат Конституционный суд решает дела, отнесенные к ведению Конституционного суда и не подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях. В их число входят дела о соответствии Конституции Российской Федерации следующих нормативных актов:

— федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

— законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти ее субъектов;

— договоров между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров между органами государственной власти самих субъектов Российской Федерации;

— не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

В заседаниях палат Конституционный суд России решает также споры о компетенции:

— между федеральными органами государственной власти;

— между органами государственных властей Российской Федерации и ее субъектов;

— между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд в заседаниях палат по рассмотрению жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Верховный Суд и другие федеральные суды общей юрисдикции

В соответствии со ст. ст. 19, 20, 21, 22 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды общей юрисдикции как подсистема судебной системы России сами являются системой. Они включают: Верховный Суд РФ; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды (гарнизонные, окружные (флотские) военные суды, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ), осуществляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Конституция четко определяет место и роль судебной власти в системе государственного механизма РФ и разделения властей. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции страны, действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В своей деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов РФ.

Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания, Правительства и др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы).

В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ действует в составе:

1) Пленума Верховного Суда;

2) Президиума Верховного Суда;

3) Судебной коллегии по гражданским делам;

4) Судебной коллегии по уголовным делам;

5) Военной коллегии;

6) Кассационной коллегии.

Верховный Суд РФ является высшей судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к общей юрисдикции. Рассмотрим другие звенья судов общей юрисдикции.

Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями. По этому признаку федеральные суды общей юрисдикции подразделяются на суды звеньев (уровней):

— Основное звено — районные суды, военные суды гарнизонов и им равные;

— Среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов, военные суды видов Вооруженных сил, военных округов, флотов;

Согласно ст. 20 Закона №1-ФКЗ от 1994 г., Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. (ст. 21 ФКЗ)

Система федеральных арбитражных судов

Арбитражные суды рассматривают две категории споров: экономические (имущественные споры, вытекающие из гражданских правоотношений) и споры в сфере управления.

Анализ ч. 3 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» позволяет выделить 4 звена системы федеральных арбитражных судов: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Высший Арбитражный Суд возглавляет систему арбитражных судов, включающую окружные арбитражные суды, высшие арбитражные суды республик в составе РФ, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области, арбитражные суды автономных округов. Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее время состоит из:

— судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений.

Федеральный арбитражный суд округа:

— проверяет в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами;

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 №4-ФКЗ)

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;

— изучает и обобщает судебную практику;

— подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

— анализирует судебную статистику.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Судом первой инстанции системы федеральных арбитражных судов является арбитражный суд субъекта Российской Федерации, он (ст. 36 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации») имеет следующие полномочия:

— рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

— пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

— изучает и обобщает судебную практику;

— подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

— анализирует судебную статистику.

Суды субъектов РФ

К судам субъектов федерации относятся:

1. Конституционные или уставные суды субъектов РФ (осуществляют контроль за исполнением нормативных актов).

2. Мировые судьи.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации — это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции.

Основное предназначение конституционных судов республик как органов конституционного правосудия дается в конституциях через определение понятия этого органа либо обозначения целей его деятельности. Конституционные суды роднят с судами общей юрисдикции через общие принципы судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, устность, непрерывность, состоятельность и равноправие сторон. Они закреплены во всех законах республик о конституционном суде.

Мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 3 Федерального Закона от 17.12.1998 г. №188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2008 г.), мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей;

7) — утратил силу (Федеральный закон от 22.07.2008 №147-ФЗ);

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 №2-ФЗ)

Еще по теме:

  • Гк рф ст 288 с комментариями Статья 288. Собственность на жилое помещение 1. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. 2. […]
  • Адвокат консультация челябинск Бесплатная юридическая консультация в Челябинске Ответим на все ваши вопросы в любой сфере права Оказываем бесплатные юридические консультации в Челябинске, а также жителям и гостям […]
  • Задать вопрос юристу бесплатно онлайн без регистрации беларусь Задать вопрос юристу бесплатно онлайн беларусь Юридическая консультация Как гражданин, Вы постоянно сталкиваетесь с юридическими проблемами: зачастую приходится обращаться за юридической […]
  • Аварийный частный дом получить жилье Можно ли продать аварийное жилье? Содержание статьи В законодательстве нет запрета на продажу аварийного жилья. При приобретении жилья новый владелец обладает определенными гарантиями […]
  • Развод подольской Развод Ольги Бузовой: каким на самом деле был этот «идеальный брак» В сложный период жизни телеведущей ее пытается защитить семья. Отец Ольги Бузовой хочет по-мужски разобраться с […]
  • Военная служба чехов Воинская часть 33877 — Чехов Местом дислокации воинской части 33877 является поселок городского типа Чехов — находится на территории самого города. Воинская часть относится к Министерству […]