Досмотр сумки в метро

На каком основании проводят досмотр вещей в метро?

В последнее время все станции метрополитена в Москве оборудовали специальным оборудованием для досмотра крупногабаритных вещей. Т.е. при входе предлагается всем у кого больше сумки просветить их через сканер.

В соответствии с каким нормативным актом происходит данная процедура? И что будет в случае, если человек откажется просвечивать сумку?

Например, если это кофр для перевозки животного, где оно содержится и его нельзя просвечивать.

В данном случае должны проводить досмотр вещей? Если да, то есть ли установленный регалмент.

Ответы юристов (2)

В соответствии с Указом президента Российской Федерации № 403 от 31 марта 2010 года «О создании комплексной системы обеспечения безопасности на транспорте» правительством Российской Федерации разработана и утверждена Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, целью которой является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Сотрудник Службы контроля на метрополитене может предложить пассажиру пройти через рамку лишь в добровольном порядке. В случае отказа добровольно пройти через рамку металлообнаружителя, досмотр пассажира и его багажа может быть произведен только сотрудником полиции в рамках прав и полномочий, предоставленных ему ФЗ «О полиции». Правом же проводить досмотр пассажира и его багажа, сотрудники метрополитена не наделены.

Уточнение клиента

Вы говорите про рамку. Мой вопрос заключался в просвечивании вещей на оборудовании. Или в этом случае аналогичная ситуация? Спасибо!

19 Августа 2016, 13:31

Здравствуйте, Наталья! Досмотр вещей вправе производить только сотрудники полиции в целях предотвращения правонарушений, а также досмотр вещей лиц в целях выявления орудий и средств совершения правонарушения.

Вот некоторая информация по данному вопросу:

В метро в полном объеме заработали досмотровые зоны. С сегодняшнего дня сотрудники службы безопасности имеют право выборочно проверять пассажиров. Тотального досмотра не будет. Как уточняет портал «В Подмосковье», проверять будут только тех, кто вызывает подозрение, например, неадекватных пассажиров или тех, на кого среагировало оборудование.
Досмотровые зоны установлены в 294 вестибюлях. Они состоят из рамок-металлоискателей, оборудования, фиксирующего взрывчатые вещества и наркотики, а также видеокамер, распознающих лица. Таким образом система можно обнаружить находящихся в розыске. «Подозрительных» пассажиров попросят пройти через рамку и добровольно показать свои вещи. Отказавшихся проходить досмотр в метро не пустят. Через пункты контроля также не пропустят пассажиров с неопасными запрещенными предметами.Заработал в столице один из самых скандальных госпроектов затрагивающий прямо миллионы потребителей метро, без обсуждений населения или экспертов и без конкурсов непонятно кем (выгодоприобретатель?) на самом массовом транспорте города введены ужесточения равные аэропортовым и включено в действие невероятно спорное по смыслу оборудование (вроде бы написано, что оно «умеет искать наркотики и даже опр. химическую взрывчатку»-что видимо невероятно изобретение 21 века). Нанят дополнительный персонал метро на дополнительные и долгосрочные убытки городу и пассажирам.Какие советы Общества будут потребителям Московского метрополитена?
Есть множество вопросов, которые НИКТО даже в метро не пытался прорабатывать, очевидно проект готовился в спешке:
1. Гражданский обслуживающий персонал, не имеющий полномочий досмотра. Правомерность отказа в доступе в метро при отказе общения с ними?2. Никто просто не вспомнил целую категорию граждан и пассажиров — носителей кардиостимуляторов, которым во всех мировых аэропортах и правилах авиационной безопасности сделаны исключения по проходу через рамки металлоискателей и иному электро-магнитному оборудованию (во всей Японии до сих пор запрет на сотовую связь на всем общ. транспорте действует по причине этих самых пассажиров с кардиостимуляторами). Кардиостимулятор не отменяет телесного досмотра при посадке в самолет — но гражданский персонал в метро не имеет полномочий его проведения и ведь по закону требуются понятые и протокол.3. Каковы действия пассажира при явно необоснованном отказе доступа в метро? Как документально фиксировать? Например у вас металлический имплант, зубной протез или просто ключи, которые дают сигнал, а вы отказываетесь на досмотр «гражданскими». Или у вас например шляпа и гражданский возможно измываясь пытается заставить пройти вас повторно, но со снятой шляпой чтобы ваше лицо «засняла» камера. Звать полицейского составлять Протокол о нарушении ваших прав доступа в общ. транспорт, подавать заявление? Есть ли судебные перспективы у иска к Московскому метро или городским властям в таком случае? По медицинским показаниям (имплант) вы легко доказываете, что срабатывание оборудования будет 100%, но отказ в доступе неправомерен. Наличие импланта и т.д. охраняется понятием «врачебной тайны» в части отказа разглашения своего мед. состояния гражданским лицам? (статья 13 — 323 ФЗ)http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=168659

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Можно ли отказаться от досмотра на входе в метро?

14 сентября 2015 в 13:30

На станциях метро активно досматривают пассажиров: в подземке установлены рамки-металлоискатели и видеокамеры, распознающие лица, и сотрудники метрополитена выборочно останавливают людей, чтобы просмотреть их сумки в специальном рентген-аппарате. The Village узнал, можно ли отказаться от такого досмотра.

Павел Астафьев

заместитель начальника отдела по связям со СМИ Московского метрополитена

Если пассажир не захочет проходить досмотр через рамку или предоставить вещи на рентген-контроль, ему предложат покинуть территорию Московского метрополитена. Принуждать предоставить сумку на проверку сотрудники службы безопасности метрополитена не могут, поэтому в такой ситуации они предлагают пассажиру выйти и воспользоваться другими видами транспорта.

Александр Борисов

юрист, председатель общества защиты прав потребителей «Росконтроль»

Не предъявить вещи на рентген-контроль при соответствующей просьбе можно. Регламенты Минтранса предусматривают досмотр вещей в зданиях массового скопления — аэропортах и железнодорожных вокзалах. В метро речь идёт о собственной безопасности, там таких регламентов пока нет, поэтому, если человек отказывается предъявлять сумку, его должны пропустить. Сотрудники метрополитена не правоохранительные органы — задерживать и досматривать человека они не могут.

Почему на входе в метро не у всех проверяют багаж и можно ли отказаться от досмотра

Каждую неделю в рубрике «Почему так?» редакция «Инде» ищет ответы на читательские вопросы о жизни в городе.

Несколько недель назад мы получили письмо от читателя:

«Каждый день я езжу в метро с одной и той же сумкой, в которой всегда лежит один и тот же ноутбук. Рамки-металлоискатели срабатывают на ноут каждый раз, но иногда меня просят пройти через рентген-аппарат (естественно, чаще всего это случается, когда я опаздываю), а иногда свободно пропускают в метро. Из чего я делаю вывод, что эта мера не обязательна. Ещё бывает, что люди с большим багажом, заходящие в метро вместе со мной, свободно проходят на перрон без досмотра, в то время как меня отправляют проверять сумку. Почему так происходит? По какому принципу отбирают людей для досмотра личных вещей? Я имею право отказаться от проверки?»

Мы встретились с начальником службы безопасности казанского метро Марселем Равильевичем Гумеровым и законспектировали его монолог:

«Метро — это, во-первых, общественный транспорт, во-вторых — стратегический объект. Сами видите, какая сейчас международная обстановка: там взорвут, здесь взорвут. Слава богу, у нас пока этого нет и, надеюсь, не будет. И по федеральным законам, и по своим должностным обязанностям, и по правилам пользования метрополитеном мы должны обеспечивать безопасность пассажиров.

Естественно, мы не относимся предвзято к отдельным личностям. У нас есть свои методики, которые помогают обезопасить граждан. Предположим, в метро заходит какой-то человек — я уж не говорю о том, что, если это террорист, специальные службы должны были выявить его ещё до того, как он попал к нам. С момента, когда он зашёл в дверь, он под нашим наблюдением: видеокамеры, полицейские, сотрудники службы безопасности метро. Наша задача — произвести психоэмоциональный отбор. Сегодня ты расстроенный, завтра весёлый, послезавтра пьяный, а через два дня с похмелья. У одного и того же человека может быть множество психоэмоциональных состояний. Мы не можем на сто процентов знать, террорист человек или не террорист, это знает только Господь Бог. Но если мы видим, что человек взволнован, как-то необычно реагирует на писк металлорамки или, наоборот, не реагирует вовсе, мы, скорее всего, попросим его показать сумку.

Если человек идёт с большим грузом — сумкой, рюкзаком, коробкой, — мы относимся к нему более внимательно. Формальное основание для проверки багажа — сигнал металлорамки. Сигналы всегда разные. Громкость зависит от количества металла, световой индикатор показывает, на каком уровне у человека спрятан металлический предмет, — ноги, голова, плечи. Дальше всё зависит от потока пассажиров. Условно подозрительных людей в любом случае направляют на досмотр — причём не сотрудник службы безопасности метро, а сотрудник полиции, потому что по закону это может сделать только он. Досмотр на специальном аппарате „Инспектор 60/70Z“ производит работник метро, но если на изображении он увидит опасный предмет, то специальными знаками подзовёт полицейского. Дальше следует либо задержание, либо дополнительный досмотр. Принцип работы нашего оборудования такой же, как у рентгеновского аппарата. При этом он безвреден: мы ведём дозиметрический контроль и уверены в этом.

Гражданин может отказаться от досмотра, но тогда мы просто не станем его перевозить — пусть садится на другой транспорт или идёт пешком. Вы действительно можете каждый день ходить с одним и тем же рюкзаком, и сегодня вас проверят, а завтра — нет. Но это не потому, что мы хотим сделать вам гадость или чтобы вы опоздали на работу. Мы просто пытаемся защитить граждан — не конкретного пассажира, а весь пассажиропоток. При этом мы стараемся подходить к вопросу человечно: если бабушка идёт с большой сумкой, мы не гоняем её до рентген-аппарата и обратно. В этом случае сотрудник полиции может попросить её открыть сумку прямо у турникетов.

Я не могу сказать, какие конкретно психоэмоциональные признаки людей мы отслеживаем. Вы ведь не приходите в правоохранительные органы и не спрашиваете, как следователь раскрыл преступление. В работе службы безопасности есть особенности, которые мы не хотим раскрывать широкой общественности. Раскрытая тайна — это уже не тайна, ею могут воспользоваться нехорошие люди.

Чтобы не опаздывать, выходите заранее — я лично всегда закладываю на дорогу пятнадцать дополнительных минут. Слава богу, поезда в метро ходят регулярно: в час пик — каждые две с половиной минуты, а в обычное время интервал около пяти минут».

Досмотр в метро

Иногда появляется такое стойкое ощущение, что теракты в России — явление страшное для граждан, но отличный повод для пиара определенных высоких лиц. Именно это и произошло после очередного теракта в метро, когда первые лица страны наперебой начали предлагать как можно более помпезные идеи для своего пиара. И кому-то в голову пришла мысль о досмотре граждан на входе в метро. Только в Москве услугами метро пользуются ежедневно 8 миллионов человек, и досмотреть такое количество людей не представляется возможным, а соответственно, было решено проводить выборочный досмотр. Каким образом этот самый досмотр должен повысить безопасность пассажиров, не уточняется. Но деньги были выделены, успешно освоены, и маразм понесся по кочкам.

Досмотр в метро с точки зрения закона

Для начала стоит разобраться в законодательстве. Досмотр — это административная процедура, и она проводится лишь в строго определенных законом случаях. Подозрение человека с синдромом вахтера в этот список не входит. Соответственно, любые поползновения в сторону досмотра гражданина со стороны этих чудесных людей незаконны. Отказать в предоставлении услуги перевозки пассажира метро они также не вправе, поскольку это прямо запрещено ст. 426 ч. 3 ГК РФ.

Спустя несколько лет после успешного освоения денег, был принят федеральный закон от 03.02.2014 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности». Данный закон внес пункт о том, что досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности. И все бы ничего, только вот этот пункт ну никак не отменяет КоАП, а соответственно, и обязанность составить протокол досмотра, разъяснить права, связанные с данной процедурой, а также разъяснить основания, которые дают право проводить досмотр. Т.е. даже этот пункт не позволяет нарушать выборочно конституционные права граждан без каких-либо оснований.

Безопасность от досмотра в метро


Театр безопасности

Более того, появившиеся после рамок лучевые досмотровые устройства с повернутыми ко всем в метро экранами являются прекрасным подспорьем уголовным элементам. Ведь содержимое сумки, показанное нескольким сотням лиц, вполне может привлечь внимание грабителей, которые будут точно уверены в наличии дорогой аппаратуры у жертвы (фотоаппараты, ноутбуки, планшеты и прочее сейчас носят очень и очень многие граждане).

Пользы от всего это маскарада почти нет, как и бюджетных денег, которые могли бы пойти на благие дела в стране. Слишком большое количество людей задействовано в метрополитене, чтобы сделать поездку абсолютно безопасной. Нам продают иллюзию безопасности, вот только я абсолютно убежден, что в случае реальной опасности единицы из этих героев метрополитена реально встанут грудью на защиту граждан, большинство предпочтет гордо ретироваться в направлении выхода, попутно крича что-нибудь не особо вразумительное о смысле жизни и необходимости посещения ретирадного места.

В метро объяснили, как выбирают пассажиров для досмотра

Оказывается, в метро горожан останавливают и приглашают на досмотр не только из-за размера сумки.

УВД по охране Минского метрополитена Кирилл Кислов рассказал корреспонденту «Минск-Новости», по каким критериям работники службы безопасности определяют, кого им проверять.

Оказывается, в метро горожан останавливают и приглашают на досмотр не только из-за размера сумки: на заинтересовавшего пассажира служба безопасности смотрит «в комплексе».

«Нельзя сказать, что это зависит только от габаритов ручной клади. Работники службы безопасности постоянно проходят обучающие курсы, на которых им рассказывают, как распознать в толпе злоумышленника. По сути, они смотрят в комплексе. Обращают внимание не только на ручную кладь, но и на поведение человека, его внешний вид, походку и другое».

В екатеринбургском метро досматривают всех пассажиров после взрывов в Питере. ФОТО

В Екатеринбургском метрополитене усилили меры безопасности после взрывов в подземке Санкт-Петербурга, рассказала «URA.RU» жительница города. По ее словам, на входе на станции у всех пассажиров осматривают даже небольшие сумки и пакеты. «Несмотря на сообщения о взрывах, народу в метро много — час пик. Все ведут себя спокойно», — сказал собеседник агентства.

В УФСБ по Свердловской области «URA.RU» заявили, что специально меры безопасности не усиливали. «Меры безопасности в екатеринбургском метрополитене сохраняются в том же режиме, что и до теракта», — сообщила пресс-секретарь Кристина Леточная.

В ГУ МВД РФ по Свердловской области от комментариев отказались. Здесь лишь уточнили, что «со своей стороны предпринимают необходимые меры».

Еще по теме:

  • Ст 12196 коап рф Статья 7.21 КоАП РФ. Нарушение правил пользования жилыми помещениями Текущая редакция ст. 7.21 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Порча жилых домов, жилых помещений, а […]
  • Как написать рекомендательное письмо сотруднику Рекомендательное письмо сотруднику Рекомендательное письмо сотруднику – это оценка профессиональных качеств, навыков и умений работника со стороны его бывшего начальника или коллеги. […]
  • Ип на осно кассовый метод или начисления ИП: кассовый метод или метод начисления Вообще-то для предпринимателей в гл. 23 НК РФ нет упоминания ни о кассовом методе, ни о методе начисления. В 2010 году ВАС РФ выпустил нашумевшее […]
  • Приговор по ч 1 ст 171 ук рф Судебная практика по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» Не так давно я предлагала вашему вниманию обзорную статью о том, какие гражданско-правовые, административно-правовые и […]
  • Ускорение судебного процесса заявление Заявление об ускорении рассмотрения дела в гражданском процессе образец Ускорение рассмотрения дела в арбитражном суде 2. Рассмотрение заявления об ускорении рассмотрения дела 2.1. […]
  • Мировой суд аксайского района участок 1 Мировой суд аксайского района участок 1 Плотникова Ирина Владимировна Назначена на пятилетний срок полномочий Постановлением Белгородской областной Думы № П - 2-11-5 от 25 ноября 2010 года […]