В рассмотрении каких дел участвуют присяжные заседатели

Оглавление:

Тема 20. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

20.1. Общая характеристика деятельности суда присяжных как особой формы осуществления правосудия

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции и ст. 30 УПК судебное разбирательство по уголовным делам о преступлениях, подсудных областному и приравненному к нему суду, может осуществляться судом с участием присяжных заседателей. Особенностью данного суда является раздельное существование в нем двух самостоятельных коллегий и разграничение между ними компетенции: коллегия присяжных заседателей, состоящая из двенадцати человек, в своем вердикте разрешает вопросы факта, а профессиональный судья на основе вердикта присяжных выносит приговор, в котором разрешает вопросы права.

Выбор данного состава суда носит добровольный характер и зависит от волеизъявления обвиняемого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то решается вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При этом судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела в отдельное производство не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения уголовного дела, выделенного в отдельное производство, и уголовного дела, рассматриваемого судом с участием присяжных заседателей. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.

20.2. Особенности судебного разбирательства с участием присяжных

Если обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей, то проводится предварительное слушание. В решении судьи о назначении судебного заседания должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20).

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей предусмотрен ст. 328 УПК. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором сообщает о том, какое дело подлежит рассмотрению, каковы задачи присяжных. Он выясняет у присяжных заседателей их информированность об обстоятельствах дела, и в случае получения сведений об осведомленности кого-либо из кандидатов в присяжные заседатели об этом деле решает вопрос об освобождении его от участия в деле. При заявлении самоотвода председательствующий также решает вопрос об освобождении данного лица от участия в деле.

После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные стороны вправе заявить им мотивированные отводы. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, то список пополняется. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет 18 или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает 14, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов.

Коллегия присяжных заседателей образуется так, что первые 12 образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают старшину, в обязанности которого входит руководство совещанием присяжных, обращение по их поручению к председательствующему, заполнение вопросного листа с ответами присяжных и провозглашение его в судебном заседании (ст. 331 УПК).

После избрания старшины присяжные заседатели принимают присягу, и председательствующий разъясняет им права и обязанности. Присяжный заседатель имеет право участвовать в исследовании всех доказательств, просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к делу, а также иные, неясные для пего понятия, делать письменные заметки во время судебного заседания. Он нс должен отлучаться из зала суда во время слушания дела, общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего, собирать сведения по делу вне судебного заседания (ст. 333 УПК).

Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. Государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. Защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке исследования представленных им доказательств.

В ходе судебного следствия с участием присяжных заседателей не исследуются обстоятельства, связанные с прежней судимостью подсудимого.

После окончания судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон, которые проводятся лишь в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Стороны не вправе касаться обстоятельств, которые рассматриваются после вынесения вердикта без участия присяжных заседателей.

Подсудимому в соответствии со ст. 337 УПК предоставляется последнее слово.

После окончания прений сторон председательствующий формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей.

A. Доказано ли, что соответствующее деяние имело место? Б. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?

B. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Могут быть также поставлены частные вопросы об обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату председательствующий обращается к ним с напутственным словом, в котором приводит содержание обвинения, напоминает исследованные в суде доказательства, излагает позиции государственного обвинения и защиты, разъясняет основные правила оценки доказательств, (ст. 340 УПК).

В совещательной комнате присяжные должны стремиться к принятию единодушных решений, но если в течение трех часов им не удается достичь единодушия, то решение принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

Ответы на поставленные перед присяжными заседателями вопросы должны представлять собой утверждение или отрицание с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим или уточняющим смысл ответа («Да, виновен», «Нет, не виновен» и т.п.).

Подписанный присяжными заседателями вопросный лист оглашается старшиной в зале судебного разбирательства.

Последствия вердикта обсуждаются без участия присяжных заседателей. При вынесении присяжными заседателями оправдательного вердикта исследуются и обсуждаются лишь вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, вещественными доказательствами. В случае вынесения обвинительного вердикта производится исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания, разрешением гражданского иска и другими вопросами, разрешаемыми судом при постановлении обвинительного приговора.

По окончании исследования указанных обстоятельств выслушиваются прения сторон, в которых обсуждаются вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении судом обвинительного приговора, но не может ставиться под сомнение правильность вердикта, вынесенного присяжными заседателями. По окончании прений сторон в случае вынесения обвинительного вердикта подсудимому предоставляется последнее слово, после чего судья удаляется для вынесения решения (ст. 347 УПК).

Судебное разбирательство заканчивается одним из решений, принимаемых судьей единолично (ст. 350 УПК):

1) постановлением о прекращении уголовного дела;

2) оправдательным приговором — в случаях, когда присяжные заседатели дали отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов, разрешаемых ими, либо председательствующий признал отсутствие в деянии признаков преступления;

3) обвинительным приговором с назначением наказания, без назначения наказания, с назначением наказания и освобождением от него;

4) постановлением о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда в случае, если обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления; это постановление не подлежит обжалованию в апелляционном порядке.

10. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия.

Наряду с судьями в отправлении правосудия могут участвовать также и представители народа. Правовая основа участия представителей народа в рассмотрении судебных дел – нормы ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, в соответствии с которыми граждане имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане участвуют в судопроизводстве в качестве присяжных (ч. 4 ст. 123Конституции РФ) и арбитражных заседателей (ч. 2 ст. 8 Закона о судебной системе). Порядок участия конкретизируется в процессуальном законодательстве.

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее — суды).

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (закон о присяжных заседателях).

В арбитражных судах субъектов РФ возможно рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей. При рассмотрении соответствующих дел граждане участвуют в судопроизводстве наравне с судьями и пользуются процессуальными правами и несут обязанности судьи.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. Полномочия арбитражного заседателя прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий (Закон об арбитражных заседателях).

Правовое положение присяжных и арбитражных заседателей имеет общие черты и отличия.

Присяжные заседатели привлекаются с целью усиления доверия населения к суду общей юрисдикции. Арбитражные заседатели – для обеспечения более квалифицированного рассмотрения дела (т. к. они являются специалистами в сфере предпринимательской деятельности).

На присяжных и арбитражных заседателей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности.

В каких случаях уголовное дело может рассматриваться с участием присяжных заседателей?

Для рассмотрения уголовного дела составом суда, включающим судью федерального суда общей юрисдикции и коллегию из двенадцати присяжных заседателей необходимо соблюдение следующих условий:

  • Лицо совершило преступление, которое относится к перечню, указанному в п. 1 ч. 3 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) за исключением преступлений, предусмотренных статьями 131 частью пятой (изнасилование), 132 частью пятой (насильственные действия сексуального характера), 134 частью шестой (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста), 212 частью первой (массовые беспорядки), 275 (государственная измена), 276 (шпионаж), 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти), 279 (вооруженный мятеж), 281 (диверсия) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Например, преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 105 (убийство);
ч. 5 ст. 228.1 (незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконный сбыт или пересылка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества); ч. 4 ст. 229.1 (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ),
ч. 3 ст. 126 (похищение человека); ст. 209 (бандитизм); ст. 227 (пиратство) УК РФ и другие преступления, предусмотренные в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.

  • Ходатайство обвиняемого о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, которое может быть заявлено им:

1) после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии. При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей (п. 1 ч. 5 ст. 217 УПК РФ);

2) или до назначения судебного заседания. По смыслу части 5 статьи 231 УПК РФ обвиняемый имеет право заявить ходатайство о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей непосредственно на предварительном слушании, о проведении которого заявлено ходатайство им или другими участниками процесса по иным основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 229 УПК РФ.

Уголовное дело, в котором участвуют несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны остальных подсудимых. Если один или несколько подсудимых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При этом судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела в отдельное производство не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения уголовного дела, выделенного в отдельное производство, и уголовного дела, рассматриваемого судом с участием присяжных заседателей. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 325 УПК РФ).

Если подсудимый не заявил ходатайство о рассмотрении его уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, то данное уголовное дело рассматривается другим составом суда в порядке, установленном статьей 30 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 325 УПК РФ).

После назначения судебного заседания подсудимый не вправе заявлять ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 5 ст. 231 УПК РФ).

С 1 июня 2018 года Федеральным законом от 23.06.2016 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей» коллегия присяжных, рассматривающая уголовные дела, отнесенные к подсудности судов субъектов РФ, будет теперь состоять из 8 присяжных заседателей.

Расширяется применение института присяжных заседателей путем предоставления обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, права ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда и равного ему федерального суда общей юрисдикции и 6 присяжных заседателей.

Предусматривается, что количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в судебное заседание, должно быть не менее 14 в областных судах и равных им судах и не менее 12 в судах районного уровня.

Уточняется процедура формирования коллегии присяжных заседателей.

Одновременно реализовано право женщин на рассмотрение их уголовных дел судом субъекта РФ с участием присяжных заседателей.

Предусматривается, что уголовные дела о преступлениях, перечисленных в пункте 1 части 3 статьи 31 УПК РФ (в том числе убийство двух и более лиц и др.), совершенных женщинами или мужчинами в возрасте старше 65 лет, теперь подсудны верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, в том числе в составе судьи и коллегии присяжных заседателей.

Присяжные заседатели — это кто? Порядок отбора и полномочия

Присяжным заседателем может стать абсолютно любой человек, которого выберет специальная компьютерная программа субъекта. Происходит данное мероприятие один раз в четыре года. В том случае, когда гражданина выбрали присяжным, но он в силу жизненных обстоятельств не может участвовать в судебном процессе, то нужно обязательно сообщить об этом. Отказаться от участия в процессе человек без уважительных на то причин просто не имеет права.

Определение

Присяжные заседатели — это граждане, которые участвуют в судебном заседании в качестве непрофессиональных судей, принимают решение о виновности или невиновности подсудимого и выносят свой вердикт.

Большинство людей, живущих в государстве, оказывают свое доверие присяжным, а не профессиональным судьям, потому что последние могут быть каким-то образом заинтересованы в исходе дела, тогда как заседатели являются случайными лицами и могут объективно оценить всю картину произошедшего преступления. В этом и состоит весь смысл гражданского общества.

Суд присяжных меньше подвержен коррупции и дает возможность простым людям осуществлять правосудие, но только в том случае, если они подходят на данную роль по всем законодательным нормам.

Присяжные заседатели — это, прежде всего, самые обычные граждане, которые назначаются на роль судей для участия в деле по воле судьбы. Тем самым они должны проявить себя только наилучшим образом и на деле показать, что суд с их участием возможен не только по делам определенных категорий, но и по всем совершенным лицами злодеяниям.

Участники суда присяжных

В данном случае рассмотрение уголовных дел осуществляется присяжными и профессиональным судьей, который в обязательном порядке принимает любое решение заседателей. При этом председательствующий рассматривает все нюансы дела с юридической точки зрения и квалифицирует все преступное деяние полностью, а присяжные только выносят свой вердикт, в котором указывают ответы на поставленные перед ними вопросы.

В уголовном процессе участвуют:

  • судья, являющийся профессионалом;
  • защитник;
  • государственный обвинитель;
  • заседатели (непрофессиональные судьи в количестве 12 человек).

Старшину, который будет общаться с председательствующим судьей, присяжные выбирают из своего круга самостоятельно. Он же озвучивает вердикт, принятый всеми заседателями единогласно.

Законодательное регулирование

Вся деятельность присяжных закреплена в федеральном законе от 20.08.2004 года № 113-ФЗ, который называется «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ». А также в кодексе об уголовном процессе, где прописывается вся детальная информация о правильном ведении дела заседателями, их права и обязанности, порядок взаимодействия председательствующего и присяжных в судебном заседании.

Требования к кандидатам

Выбор лиц, которые будут осуществлять правосудие в качестве заседателей, происходит путем случайного отбора с помощью компьютерной программы, после чего высшим исполнительным органом власти формируются списки. Данная процедура проводится один раз в четыре года. Списков всего два — это общий и запасной.

Кандидат в присяжные заседатели должен обладать следующими критериями:

  • быть старше 25-летнего возраста;
  • не иметь судимости, если она снята или погашена, то лицо имеет полное право стать присяжным;
  • не состоять на учете у психитиатра и нарколога;
  • быть гражданином своего государства и владеть русским языком;
  • не иметь физических недостатков;
  • не находится под следствием, иными словами, он не должен иметь статус подозреваемого или обвиняемого в злодеянии.

В том случае, если лицо подходит по всем признакам на роль непрофессионального судьи, то его должны утвердить в присяжные заседатели.

Случаи участия в деле

Присяжные заседатели принимают участие в рассмотрении дела в суде первой инстанции только в том случае, если на это изъявляет свое желание само лицо, которое обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого злодеяний.

Тяжкими признаются только те преступления, наказание за которые достигает не более 10 лет изоляции от общества. Особо тяжкие — это деяния, которые влекут за собой наказание свыше 10 лет лишения свободы.

Если подсудимый не ходатайствовал о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, то в данном случае ведение процесса проводится профессиональным судьей на основании статьи 30 кодекса об уголовном процессе.

Мотивированный отказ

Гражданин, которого выбрали присяжным, не может просто так взять и отказаться от участия в процессе, потому что работа в суде в качестве заседателя — это его прямая и законодательная обязанность. Потому что присяжные заседатели — это случайно выбранные непрофессиональные судьи, которые могут бескорыстно и объективно принять решение, которое напрямую касается судьбы человека, оправдать его или признать виновным. Но иногда бывают такие ситуации, что человек просто не может быть в этой роли в силу определенных жизненных обстоятельств, и в этом случае лицо в письменной форме обращается в высший орган исполнительной власти того региона, где оно проживает. В заявлении нужно написать причины отказа со ссылкой на норму закона, где прописано, что данный человек по таким-то основаниям не может быть заседателем.

Причины, по которым можно написать такое заявление, следующие:

  • возраст менее 25 лет;
  • наличие судимости;
  • привлечение к уголовной ответственности;
  • недееспособность, установленная судебным органом;
  • плохое состояние здоровья, подтвержденное медицинским документом;
  • нахождение на учете у нарколога или психиатра;
  • физические увечья и недостатки;
  • возраст 65 лет и более;
  • если лицо является священником, либо военнослужащим; замещает государственные должности; является судьей, адвокатом, прокурором, работником полиции и имеет специальные звания, занимается детективной деятельностью.

Заявление рассматривается высшим исполнительным органом власти в течение 5 дней, после чего его решение может быть обжаловано в суде.

В том случае, когда заявление гражданина принимается и подтверждаются все факты того, что он не может быть непрофессиональным судьей, то список присяжных заседателей должен быть изменен и данное лицо из него исключено.

Работа в суде

Если человека все-таки выбрали присяжным и утвердили на данную должность, то он на все время рассмотрения уголовного дела освобождается от своей основной работы, при этом он получает вознаграждение за свой труд в сумме, которая составляет 1/2 размера оклада судьи за то количество дней, которые были отработаны им в суде. При этом за гражданином, выбранным заседателем, сохраняется его рабочее место, и ему возмещаются все расходы на проезд до места рассмотрения дела и обратно. В это время работодатель не может уволить такого человека или перевести на другую должность.

Вызов гражданина для работы в качестве непрофессионального судьи осуществляется один раз в год на 10 дней, если рассмотрение дела с присяжными заседателями продолжается более долгий срок, то на весь период осуществления правосудия до момента вынесения приговора.

После того как заседатели заслушали все стороны процесса, они должны отправиться в совещательную комнату, где и принять свое решение по данному делу. Как правило, перед присяжными встает несколько вопросов и они должны дать четкие ответы на них.

Вердикт присяжных заседателей — это обдуманное и единогласное решение, которое решает судьбу подсудимого. В нем они должны указать: виновен или нет, а также ответить на ряд других вопросов, если такие были указаны председательствующим.

В том случае, если решение заседателей оправдывает обвиняемого, то судья должен вынести оправдательный приговор и согласиться с ним. Если же вердикт будет обвинительным, то судья может с ним и не согласиться, тем самым провозгласив свое решение и распустив коллегию присяжных.

Состав заседателей

Формирование коллегии присяжных происходит в закрытом судебном заседании. При этом все лица, которые были избраны путем случайной выборки на исполнение данной роли, могу заявить самоотводы, если они по определенным причинам не могут участвовать в процессе. Также в таком заседании участвует адвокат и государственный обвинитель, каждый из них вправе задавать вопросы присяжным. После чего суд может просить присяжных заявить мотивированные отводы.

Из всех оставшихся граждан выбираются только первые 14 человек, которые находятся в списке. При этом 12 из них — это коллегия присяжных заседателей, а оставшиеся 2 человека будут являться запасными. После того как весь список непрофессиональных судей оглашен в заседании, этот факт фиксируется секретарем в протоколе судебного слушания.

Все права присяжных заседателей, касающиеся рассмотрения уголовного дела, закреплены в статье 333 кодекса об уголовном процессе. При этом они не могут быть ограничены ни одним из участников процесса.

Заседатели имеют право:

  • принимать участие в исследовании всех обстоятельств дела;
  • через председательствующего задавать свои вопросы всем гражданам, которые будут допрошены в суде;
  • осматривать вещественные доказательства и документы;
  • записывать все интересующие их факты, для последующего их использования при подготовке ответов на поставленные вопросы;
  • выражать просьбу суду о разъяснении непонятных юридических понятий и документов, которые были рассмотрены в процессе.

Присяжные не имеют права покидать зал во время судебного заседания, общаться с кем-то из посторонних лиц, а также выяснять все обстоятельства совершенного злодеяния вне процесса.

В случае нарушения непрофессиональными судьями установленных правил они подлежат исключению из списка и замене другими присяжными.

Судебная практика

В обычной жизни и в маленьких городах участие присяжных заседателей в суде при рассмотрении определенных дел происходит достаточно редко, но, тем не менее, такие случаи на практике иногда встречаются.

Один из примеров уголовного дела полностью подтверждает данный факт.

Гражданин обвинялся в злодеянии, совершенном с особой жестокостью в отношении двух лиц по статье 105 кодекса о преступлениях. Ему грозило наказание вплоть до пожизненной изоляции от общества. Свою вину в совершенном деянии он не признал и дал показания, что в ночь совершения убийства приятелей просто спал под действием снотворных препаратов и ничего не помнит. При этом последний заявил на следствии, что ходатайствует о рассмотрении дела присяжными. Его просьба была выполнена.

Суд с участием присяжных заседателей признал данного гражданина невиновным в совершенном деянии. Потому что проведенная экспертиза показала наличие в его крови снотворных препаратов, которые были приняты подсудимым до момента убийства и действовали еще двенадцать часов. Именно поэтому дело было направлено на новое рассмотрение, а гражданин освобожден в зале суда.

Практика показывает, что присяжные заседатели — это лица, не знающие на профессиональном уровне всех норм закона, но осуществляющие правосудие в иных случаях даже лучше, чем грамотные судьи. И поэтому общество стремится к тому, чтобы все процессы по тяжким и особо тяжким злодеяниям проводились только с участием заседателей, а сами обвиняемые чаще ходатайствовали об этом.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее — суды).

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседетелей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов.

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4.О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена, — лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления), представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

10. Граждане имеют право обращаться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с письменными заявлениями о необоснованном включении в списки кандидатов в присяжные заседатели, об исключении их из указанных списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках.

11. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

12. Изменения и дополнения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования.

13. Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно (или в более короткие сроки по представлению председателя суда) проверять и при необходимости изменять и дополнять в соответствии с положениями настоящей статьи списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них граждан, утративших право быть присяжными заседателями, и включая в них тех, кто был отобран дополнительно.

14. Финансовое обеспечение переданных исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований государственных полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели осуществляется из средств федерального бюджета в порядке и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Обязанности должностных лиц и руководителей организаций по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;
2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

Статья 8. Направление в суд общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Составленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

2. Изменения, внесенные в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с частью 13 статьи 5 настоящего Федерального закона, направляются в соответствующий суд в недельный срок.

3. При выявлении в поступивших в суд общем и запасном списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, или лиц, подавших письменное заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих списков председатель суда вносит в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации

Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела.

2. Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

2. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и настоящим Федеральным законом.

2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков присяжных заседателей в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, — до окончания рассмотрения этих дел.

3. Признать утратившими силу:

1) раздел V Закона РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР» (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, N 28, ст. 976);
2) пункт 5 раздела I Закона Российской Федерации от 16 июля 1993 года N 5451-I «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1313);
3) статью 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3033).

Президент

Российской Федерации
В. Путин

Еще по теме:

  • Семейный кодекс удочерение Семейный кодекс.Глава 19. Усыновление (удочерение) детей Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение) 1. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) […]
  • Глава 23 коап рф 2018 Статья 23.1. Судьи СТ 23.1 КоАП РФ 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью 5 статьи […]
  • Московский юрист юридическая консультация Инфраструктура у дома 26 БАКИНСКИХ КОМИССАРОВ УЛ., дом 7 корпус 6 1 Юридическаяконсультация №6 Москва, Вернадского проспект, 127. … 120 Московский Государственный театр на Юго-Западе […]
  • Отпуск очередной тк рф Правила предоставления очередного отпуска Еще с 30-х годов прошлого столетия рабочие были защищены законом, который освещал все аспекты трудовой деятельности, начиная от норм выработки и […]
  • Коап 23 статья Статья 23.1 КоАП РФ. Судьи (действующая редакция) 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью […]
  • Пример начисления компенсации при увольнении Компенсация при увольнении: как рассчитать сумму, если у сотрудника не было начислений последние 24 месяца? Сотрудница, находясь в отпуске по уходу за ребенком, написала заявление на […]