Статью 333 тк рф

Статья 333 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Ст 333 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 года.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 333 ТК РФ:

1. Для педагогических работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю, что связано с особым характером их труда, требующего значительного интеллектуального и нервного напряжения.

2. Верхний предел учебной нагрузки установлен для педагогических работников соответствующими типовыми положениями. Учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1440 академических часов; педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования — 900 часов в учебном году; преподавательского состава в образовательном учреждении повышения квалификации — 800 часов.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений иных типов и видов в соответствующих типовых положениях не предусмотрен.

3. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников определена в Постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1289), согласно которому продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:

1) продолжительность рабочего времени:

  • 36 часов в неделю — работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
  • 30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

36 часов в неделю:

  • старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  • педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;
  • руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
  • инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

2) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

  • учителям 5 — 11 (12) классов общеобразовательных учреждений (в т.ч. кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в т.ч. кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;
  • преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;
  • преподавателям специальных дисциплин 1 — 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;
  • преподавателям 3 — 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 5 — 7 классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;
  • педагогам дополнительного образования;
  • тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;
  • учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;
  • 20 часов в неделю — учителям 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений;
  • 24 часа в неделю — преподавателям 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, 1 — 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с 7-летним сроком обучения;
  • 720 часов в год — преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования;

3) норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

  • 20 часов в неделю — учителям-дефектологам и учителям-логопедам;
  • 24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;
  • 25 часов в неделю — воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • 30 часов в неделю — инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;
  • 36 часов в неделю — воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования и науки РФ.

Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.

Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования образовательных учреждений норма часов преподавательской работы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:

  • учителям 1 — 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
  • учителям 1 — 4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
  • учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
  • учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

  • заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
  • заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
  • заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года.

Педагогические работники должны быть поставлены в известность об уменьшении учебной нагрузки в течение года и о догрузке другой педагогической работой не позднее чем за 2 месяца.

4. Нормативные положения, определяющие норму часов педагогической работы за ставку заработной платы учителей-логопедов и педагогов-психологов, разъяснены в письме Минобразования России от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования». Так, ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени учитель-логопед осуществляет педагогическую деятельность. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

5. Для отдельных категорий педагогических работников, работающих в должностях, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, устанавливается 30-часовая рабочая неделя. К числу указанных работников, согласно Перечню, утв. Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России, ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 (БНА РФ. 2003. N 37), относятся учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, инфицированных туберкулезом, учителя, воспитатели и педагоги дополнительного образования Российского санаторно-реабилитационного центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции, учителя и педагоги дополнительного образования общеобразовательных учреждений, работающие в стационарах для детей, страдающих различными формами туберкулезной инфекции.

6. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений предусмотрены в одноименном Положении, утв. Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 (БНА РФ. 2006. N 32). Режим работы и отдыха педагогов определяется с учетом специфики деятельности и режима работы образовательных учреждений различных типов и видов. Это могут быть образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся или воспитанников, пребыванием их в течение определенного времени, сезона и др.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и указанным Положением.

7. Особенности работы по совместительству педагогических работников определены в Постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 8), изданном в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368).

Согласно Постановлению Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству, т.е. выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в т.ч. по аналогичной должности, специальности, профессии, включая случаи, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Продолжительность работы по совместительству педагогических работников (в т.ч. тренеров-преподавателей, тренеров) в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. Следовательно, исходя из того, что продолжительность рабочего времени педагогических работников не должна превышать 36 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 18 часов в неделю.

Для педагогических работников (в т.ч. тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, продолжительность работы по совместительству не может превышать 16 часов работы в неделю. Для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей продолжительность работы по совместительству не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

Для педагогических работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

  • а) литературная работа, в т.ч. работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;
  • б) проведение технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;
  • в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
  • г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;
  • д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;
  • е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
  • ж) работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в т.ч. выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся и др.;
  • з) работа педагогических работников в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы;
  • и) работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Выполнение работ, указанных в подп. «б» — «ж», допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

8. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н (РГ. 2008. N 113).

Профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н (РГ. 2008. N 113).

Статья 333 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Текущая редакция ст. 333 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю .

Часть утратила силу с 1 сентября 2013 года — Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ предыдущую редакцию.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарий к статье 333 ТК РФ

1. В силу прямого предписания комментируемой статьи педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, норма которого устанавливается не более 36 часов в неделю (о рабочем времени и сокращенной продолжительности рабочего времени см. ст. ст. 91, 92 ТК РФ и комментарии к ним).

Следует также обратить внимание на то, что трудовая деятельность большинства иных категорий работников представляет собой целостный процесс, предполагающий систематическое исполнение однородных функций на протяжении длительного периода времени, который ограничивается общей продолжительностью еженедельной работы. Трудовая деятельность педагога подлежит разделению на определенные части: учебная, методическая, воспитательная, научная и другие виды работ. Тем самым закон не ограничивает фактическую трудовую деятельность рассматриваемой категории работников, поскольку установленный максимальный предел еженедельной трудовой нагрузки относится исключительно к учебной деятельности, т.е. охватывает собой лишь, самую существенную часть профессиональной деятельности педагога, оставляя за рамками нормальной продолжительности рабочего времени осуществление им иных видов деятельности.

В этой связи, несмотря на нормативное закрепление сокращенной продолжительности рабочего времени, фактическая трудовая деятельность педагогического работника может превышать 36 часов в неделю. Особенности определения рабочего времени педагогических работников установлены приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 года N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений», который прямо предусматривает, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.

2. Частью 3 комментируемой статьи на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти возложены обязанности по определению:
— продолжительности рабочего времени педагогических работников (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы);
— порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре;
— основания изменения учебной нагрузки;
— случаи установления верхнего предела учебной нагрузки.

В развитие данного положения издан приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

В частности, данным приказом определено, что норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается учителям-дефектологам и учителям-логопедам; норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается музыкальным руководителям и концертмейстерам и т.д.

В соответствии с установленным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 Порядком определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Консультации и комментарии юристов по ст 333 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 333 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Комментарии по ст. 333 ТК РФ

1. Понятие рабочего времени приведено в ст. 91 ТК РФ (см. комментарий к ней). В ней же предусмотрено, что нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Вместе с тем, учитывая особенности труда педагогических работников образовательных учреждений, их интенсивную интеллектуальную нагрузку и нервное напряжение, законодатель предусматривает сокращенную продолжительность рабочего времени для этой категории субъектов трудового права.

2. Сокращение рабочего времени для педагогических работников регламентируется комментируемой статьей, а также ст. 92 ТК РФ и п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 22.08.2004) . Законодателем предусмотрена максимальная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Конкретную продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и специальности педагогического работника, с учетом особенностей труда согласно ч. 3 комментируемой статьи определяет Правительство РФ. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» установлена, в зависимости от должности и (или) специальности, с учетом особенностей их труда, следующая продолжительность рабочего времени:

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 2004. N 35. Ст. 3607.

СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1289.

— 36 часов в неделю — работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

— 30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей);

— 36 часов в неделю:

старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей;

педагогам-психологам, методистам (старшим методистам), социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;

руководителям физического воспитания образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.

3. Вопрос о рабочем времени тесно связан с нормированием труда педагогических работников. Дело в том, что такое нормирование осуществляется самими образовательными учреждениями посредством установления объема учебной нагрузки (объема педагогической работы), который рассчитывается исходя из количества часов по учебному плану и программам с учетом обеспеченности кадрами и других конкретных условий в отдельном образовательном учреждении, поэтому объем учебной нагрузки может меняться из года в год.

Однако Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. 66) устанавливает гарантии стабильности учебной нагрузки. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) устанавливается только с письменного согласия работника. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть в течение учебного года уменьшен по инициативе администрации, за исключением случаев, связанных с сокращением количества часов по учебным планам и программам или количества классов (групп). Более того, указанный объем не может быть уменьшен по инициативе администрации и на следующий учебный год, за исключением случаев, перечисленных выше.

Надо отметить, что фактический объем выполненной учебной нагрузки может быть меньше установленного, например, в связи с отсутствием работника на работе по разным обстоятельствам, а также если учебные часы приходятся на праздничные дни, когда занятия не проводятся.

Типовые положения об отдельных видах образовательных учреждений устанавливают предельное количество часов учебной нагрузки на учебный год. Так, для преподавателей средних специальных учебных заведений предельная нагрузка составляет 1440 часов, для лиц профессорско-преподавательского состава вузов — 900, для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации — 800, для преподавателей факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов — 800.

Нормы учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений установлены в Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 N 94, Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.1976, Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной Приказом Минвуза СССР от 27.08.1987 N 605, и изложены в разд. 2 и 4 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Минобразования России N 20-58-196/20-5 и профсоюза работников народного образования и науки от 16.01.2001 N 7 «О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений»), которые разработаны на основе указанных нормативных правовых актов. Кроме того, в Рекомендациях учтены Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» (в ред. от 20.12.2003) и другие нормативные акты, регулирующие условия оплаты труда работников образовательных учреждений. Указанные выше нормативные правовые акты должны применяться с учетом Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191.

САПП РФ. 1992. N 16. Ст. 1253; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 897; 2001. N 7. Ст. 681; 2003. N 52 (ч. 2). Ст. 5067.

В соответствии с указанным Постановлением педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и некоторых других образовательных учреждений устанавливается продолжительность рабочего времени 18 часов в неделю. Так, например, такая продолжительность рабочего времени устанавливается следующим категориям педагогических работников:

учителям V — XI (XII) классов общеобразовательных учреждений (в том числе кадетских школ), общеобразовательных школ-интернатов (в том числе кадетских школ-интернатов), образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, межшкольных учебных комбинатов, учебно-производственных мастерских;

преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей;

преподавателям специальных дисциплин I — XI (XII) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

преподавателям III — V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с 5-летним сроком обучения, V — VII классов школ искусств с 7-летним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I — IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4-летним сроком обучения;

педагогам дополнительного образования;

тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям) образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений.

В то же время учителям I — IV классов общеобразовательных учреждений установлена продолжительность рабочего времени 20 часов в неделю, а преподавателям I — II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения и I — IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения установлена продолжительность рабочего времени 24 часа в неделю.

В зависимости от квалификации педагогических работников и в зависимости от специфики их труда установлена и иная продолжительность рабочего времени в неделю:

20 часов в неделю — учителям-дефектологам и учителям-логопедам;

24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам;

25 часов в неделю — воспитателям образовательных учреждений, работающим непосредственно в группах с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

30 часов в неделю — инструкторам по физической культуре, воспитателям в школах-интернатах, детских домах, группах продленного дня общеобразовательных учреждений, в пришкольных интернатах;

36 часов в неделю — воспитателям дошкольных образовательных учреждений, дошкольных групп общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждений дополнительного образования детей и учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования.

В отличие от приведенных норм рабочего времени, которые устанавливаются применительно в расчете на одну неделю, преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования установлена продолжительность рабочего времени 720 часов в год.

Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) (далее — учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.

При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе индивидуальными планами педагогического работника.

При отсутствии полной учебной нагрузки педагогических работников в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N 191, они догружаются до установленной нормы часов другой педагогической работой.

Формой догрузки может быть педагогическая работа без дополнительной оплаты в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому с обучающимися, организуемых в соответствии с медицинским заключением, работа по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени учителей I классов определяется с учетом Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02»; п. 2.9.5 СанПиН) , предусматривающих в первые 2 месяца «ступенчатый» метод наращивания учебной нагрузки, а также динамическую паузу, что не должно отражаться на объеме учебной нагрузки, определение которой производится 1 раз в год на начало учебного года в соответствии с учебным планом.

РГ. 2002. 11 декабря.

Режим рабочего времени учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам (сокращение количества часов по учебному плану и учебным программам и (или) классов, групп и др.) в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной им на начало учебного года, до конца учебного года определяется количеством часов пропорционально сохраняемой им заработной платы, с учетом времени, необходимого для выполнения всей педагогической работы, вытекающей из их должностных обязанностей. За часы педагогической работы сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.

Сокращенная продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю) предусмотрена также для помощников воспитателей и младших воспитателей образовательных учреждений для воспитанников с малыми и затихающими формами туберкулеза, недостатками умственного развития, поражением центральной нервной системы с нарушением психики; а также женщинам, работающим в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; специалистам (дефектологии, психологии, логопедии и др.) психолого-педагогических и медико-психологических комиссий.

В тех случаях, когда переработка рабочего времени воспитателями, помощниками воспитателей, младшими воспитателями вызвана неявкой сменяющего работника или родителей и выполняется за пределами рабочего времени установленного графика работы, оплата их труда производится как за сверхурочную работу согласно ст. 152 ТК РФ.

Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ (педагогических колледжей), у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной при тарификации, до конца учебного года выплачивается:

заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической работой;

заработная плата, установленная при тарификации с учетом учебной нагрузки ниже нормы за ставку, если их невозможно догрузить педагогической работой.

Об уменьшении объема учебной нагрузки, изменении размера оплаты труда и о догрузке педагогической работой работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за 2 месяца.

Должностные оклады определенным категориям работников устанавливаются с учетом ведения ими преподавательской (педагогической) работы в объеме:

360 часов в год — руководителям физвоспитания, преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);

10 часов в неделю — директорам начальных общеобразовательных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек (кроме начальных общеобразовательных школ, закрепленных для прохождения педагогической практики студентов педагогических училищ, педагогических колледжей); вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих поселках — до 100 человек);

3 часа в день — заведующим дошкольными образовательными учреждениями с 1-2 группами (кроме учреждений, имеющих одну или несколько групп с круглосуточным пребыванием детей).

Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Необходимое количество учебных часов определяется конкретным образовательным учреждением на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного Приказом Минобразования России от 09.02.1998 N 322.

При установлении учителям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, учебной нагрузки на новый учебный год необходимо, как правило, сохранять ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. Объем учебной нагрузки, установленной учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе работодателя в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).

В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, нагрузка учителей может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.

Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с их письменного согласия.

Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы, а также педагогическим работникам других образовательных учреждений и работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов) возможно только в случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, устанавливается на общих основаниях и передается на этот период другим учителям.

4. Положения, определяющие норму педагогический работы за ставку заработной платы учителей-логопедов и педагогов-психологов, конкретизированы в письме Минобразования России от 22.01.98 N 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» . Так, ставка заработной платы учителей-логопедов всех образовательных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности выплачивается за 20 часов педагогической работы в неделю. При этом не имеет значения, в классах какой ступени преподает учитель-логопед. Учителям-логопедам и педагогам-психологам психолого-медико-педагогических консультаций, являющихся самостоятельными учреждениями, ставка заработной платы выплачивается за 36 часов педагогической работы в неделю.

ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2002. N 1.

Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом:

— выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;

— подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.

5. Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателям курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего профессионального образования ставки заработной платы выплачиваются за 3 часа в день (720 часов в год).

За часы учебной нагрузки сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Объем учебной нагрузки преподавателям устанавливается исходя из количества часов по государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора (контракта), не может быть уменьшен на следующий учебный год, кроме случаев сокращения количества студентов (учащихся) и часов по учебным планам и программам.

В учреждениях среднего профессионального образования объем преподавательской работы для руководящих работников, который они могут выполнять в том же образовательном учреждении (помимо основной работы) за дополнительную оплату, не должен превышать 600, а для заведующего отделением и других работников — 720 часов в год.

В исключительных случаях, когда по предмету остается незначительное количество нераспределенных часов и не представляется возможным найти на этот объем работы преподавателя, руководитель учреждения среднего профессионального образования по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения вправе установить таким работникам учебную нагрузку и выше указанных норм.

6. Педагогическим работникам разрешено совместительство, в том числе по аналогичной должности, специальности, что можно считать особенностью регулирования их труда (см. комментарий к ч. 3 ст. 333 ТК РФ).

По общему правилу, предусмотренному ст. 98 ТК РФ, работодатель имеет право разрешить работнику работу по другому трудовому договору в этой же организации по иной профессии, специальности или должности за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в порядке внутреннего совместительства. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2003 N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» Минтруда России принято Постановление от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» , согласованное с Минобразования России, Минздравом России и Минкультуры России и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которым установлены особенности работы по совместительству указанных категорий работников. В соответствии с этим Постановлением, педагогические работники вправе осуществлять работу по совместительству, т.е. выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФ установлены санитарно-гигиенические ограничения).

СЗ РФ. 2003. N 15. Ст. 1368.

Продолжительность работы по совместительству в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;

для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

В соответствии с указанным Постановлением, для педагогических работников не считается совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;

работа без занятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числе выполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностей по заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственным обучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;

работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств;

работа по организации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплаты без занятия штатной должности.

Указанные виды, за исключением литературной работы, а также работы по организации и проведению экскурсий, которые осуществляются без занятия штатной должности, могут осуществляться в основное рабочее время с согласия работодателя.

Еще по теме:

  • Мировой суд таганрога участок 3 Мировой суд таганрога участок 3 Судебный участок №3 г. Таганрога Ростовской области Аппарат мирового судьи МИРОВОЙ СУДЬЯ Сысоева Елена Евгеньевна ПОМОЩНИК МИРОВОГО СУДЬИ Гришина […]
  • Земельный участок мстихино Мошенники пытались завладеть двухэтажным домом с землей, принадлежащим калужской пенсионерке 24 Июль 2013 года Следственным отделом №1 Следственного управления УМВД России по городу Калуге […]
  • Источник дохода семьи Сайт временно недоступен Если РІС‹ владелец сайта Свяжитесь СЃ поддержкой хостинга. Если РІС‹ РЅРµ […]
  • Когда нужно подать документы на материнский капитал ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ ознакомиться с инфографикой ознакомитьсяс инфографикой скачать брошюру (297 Кб) Материнский (семейный) капитал – это мера государственной […]
  • Чердаклинский мировой суд Чердаклинский мировой суд Судебный участок №1 Чердаклинского судебного района Ульяновской области Аппарат мирового судьи Мировой судья Петрова Наталья Николаевна Ведущий […]
  • Судебный пристав ростов на дону советский район Судебные приставы Ростова-на-дону Советского Района (Советский РОСП г.Ростова-на-Дону) Название подразделения: Советский РОСП г.Ростова-на-Дону Главный судебный пристав: Островский […]