Статья 16 апк рф комментарий

Статья 17 АПК РФ. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел (действующая редакция)

1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

2. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:

1) утратил силу. — Федеральный закон от 28.06.2014 N 186-ФЗ;

2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 12.07.2011 N 210-ФЗ;

4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;

5) дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

6) дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

3. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

4. Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

5. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 17 АПК РФ

1. Возможность единоличного рассмотрения судьей арбитражных дел позволяет значительно повысить оперативность разрешения споров и снизить судебные издержки.

2. Несоблюдение требования коллегиального рассмотрения указанных в коммент. статье дел в арбитражных судах первой инстанции является нарушением процессуального права, влекущим отмену судебного решения (подп. 1 п. 4 ст. 270 АПК РФ).

3. Гарантии коллегиального принятия решения:

— при рассмотрении дела и принятии решения арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности наравне с профессиональными судьями;

— все судьи в РФ обладают единым статусом (ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);

— все вопросы, стоящие перед судом, решаются простым большинством голосов. Никто не вправе воздержаться;

— председательствующий высказывает свое мнение последним;

— судья или арбитражный заседатель, оставшийся при особом мнении, вправе изложить его письменно. Тем не менее он все равно обязан подписать решение, которое провозглашается от имени всего состава суда. Особое же мнение подшивается в дело, но не оглашается (ст. 20 АПК РФ).

4. Примером дел, которые не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей, являются дела о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ. Согласно названной норме права юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по требованию государственного органа или органа местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Эти дела возникают из публичных правоотношений, поэтому с участием арбитражных заседателей не рассматриваются в силу абз. 2 ч. 3 коммент. статьи.

5. Согласно ст. 8 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

6. Рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей должно производиться во всех регионах нашей страны.

7. Состав суда с участием арбитражных заседателей формируется следующим образом. Если по правилам, установленным в части 1 коммент. статьи, дело может быть рассмотрено судьей единолично, то в состав суда входят один профессиональный судья и два арбитражных заседателя. Председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья.

8. Необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о равенстве прав председательствующего и арбитражных заседателей в судебном заседании при решении всех вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела и постановления судебного решения. В целях полного осуществления указанных прав и повышения активности арбитражных заседателей в судебном разбирательстве надлежит создавать им условия для заблаговременного изучения материалов дел и соответствующего законодательства.

9. В ходе судебного заседания арбитражные заседатели вправе и обязаны принимать активное участие в исследовании собранных по делу доказательств; при необходимости ставить вопрос об истребовании новых доказательств, участвовать в разрешении ходатайств и заявлений, решать совместно с председательствующим другие возникающие по делу вопросы.

10. Рассмотрение дел единолично судьей не противоречит положениям главы 7 Конституции РФ, в которой закреплены основные положения, касающиеся российской судебной системы.

11. Несостоятельность (банкротство), о которой идет речь в настоящей статье, — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

12. В АПК РФ законодателем очерчены границы статуса специализированного арбитражного суда. Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 422-ФЗ дополнены статьи, регулирующие вопросы, связанные с составом арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, специальной подведомственностью и подсудностью Суда по интеллектуальным правам. В этой связи ч. 2 коммент. статьи дополнена новым пунктом. Тем самым законодатель закрепил требование рассмотрения и разрешения дел, относящихся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, коллегиальным составом суда — составом, состоящим из трех профессиональных судей.

13. См. также комментарий к ст. ст. 20, 27 — 33, 41, 135, 167, 270, 310 АПК РФ.

Статья 16. Обязательность судебных актов

1. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

1.1. Специализированный арбитражный суд в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора, может также направлять запросы.

Запросы о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым специализированным арбитражным судом делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы.

Запросы должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен в специализированный арбитражный суд в течение месяца со дня получения этих запросов, если иной срок не указан специализированным арбитражным судом.

2. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

3. Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.

4. Признание и обязательность исполнения на территории Российской Федерации судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных решений определяются международным договором Российской Федерации, федеральным законом.

Комментарий к статье 16 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ

1. О видах судебных актов, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, см. комментарий к ст. 15 АПК РФ.

Необходимо учитывать, что наряду с названными в ч. 1 ст. 15 АПК РФ решениями, постановлениями, определениями арбитражных судов к судебным актам, обязательным к исполнению, относятся также иные акты суда, необходимые для осуществления правосудия. Согласно ст. 6 Закона о судебной системе законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

К числу актов, обязательных к исполнению, относятся:

— распоряжения суда (например, о соблюдении порядка в зале судебного заседания);

— требования (например, запрос на получение доказательств, предусмотренный ч. 4 ст. 66 АПК РФ);

— поручения (в соответствии с ч. 1 ст. 73 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело, в случае невозможности получения доказательств, находящихся на территории другого субъекта РФ, в порядке, предусмотренном ст. 66 настоящего Кодекса, вправе поручить соответствующему арбитражному суду произвести определенные процессуальные действия);

— вызовы (таковые предусмотрены ст. 121 АПК РФ);

2. Исполнение судебных актов обязательно для всех граждан и организаций независимо от каких-либо факторов. Это требование действует также в отношении государственных и муниципальных органов, должностных лиц. Ни для кого не должно быть исключений.

За неисполнение судебного постановления законодательством предусмотрена ответственность, в том числе уголовная. В соответствии со ст. 315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Согласно ст. 17.3 КоАП РФ неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток.

3. Законодательством предусмотрена ответственность за неисполнение и других обязательных судебных актов. Так, в соответствии со ст. 332 АПК РФ за неисполнение судебного акта арбитражного суда о взыскании денежных средств с должника при наличии денежных средств на его счетах на банк или на иную кредитную организацию, которые осуществляют обслуживание счетов этого должника и которым взыскателем или судебным приставом-исполнителем предъявлен к исполнению исполнительный лист, арбитражным судом может быть наложен судебный штраф по правилам гл. 11 настоящего Кодекса в размере, установленном федеральным законом. За неисполнение указанных в исполнительном листе действий лицом, на которое возложено совершение этих действий, на это лицо арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, может быть наложен судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены в гл. 11 настоящего Кодекса. Согласно ч. 9 ст. 66 АПК РФ в случае неисполнения обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным арбитражным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательства вообще или в установленный срок на лицо, от которого истребуется доказательство, судом налагается судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены в гл. 11 настоящего Кодекса.

Часть 2 ст. 96 АПК РФ устанавливает ответственность в виде штрафа за неисполнение определения об обеспечении иска лицом, на которое судом возложены обязанности по исполнению обеспечительных мер. Часть 5 ст. 154 АПК РФ говорит об ответственности лица, нарушающего порядок в судебном заседании или не подчиняющегося законным распоряжениям председательствующего.

4. Принятое арбитражным судом решение может косвенно затрагивать права и законные интересы третьих лиц, которые не участвовали в деле. В этом случае они могут обратиться в суд с заявлением о защите нарушенных прав согласно ч. 3 комментируемой статьи. В соответствии со ст. 42 АПК РФ лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

5. Решения иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) не во всех случаях подлежат исполнению на территории России. К способам приведения в исполнение иностранных судебных решений относятся:

1) проверка правильности решения с формальной точки зрения, установление отсутствия противоречий решения публичному порядку;

2) выдача экзекватуры — принятие судом постановления, которое санкционирует исполнение иностранного судебного решения, придавая ему принудительную силу. Выдача экзекватуры применяется в большинстве стран континентальной Европы (во Франции, в Бельгии и др.).

Экзекватура (от лат. exsequare) — приведение в исполнение в данной стране судебного решения, вынесенного в другой стране (Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 496).

Законодательство разных стран предусматривает различные требования к решению, для того чтобы оно было исполнено. Основное требование большинства стран — это взаимность исполнения судебного решения. В некоторых странах возможна проверка решения по существу, если оно принято против интересов гражданина данной страны (например, во Франции).

Основания для отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения предусмотрены в ст. 244 АПК РФ.

Российская Федерация участвует в ряде международных договоров, которые предусматривают принудительное исполнение решений иностранных судов, например в Соглашении стран СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (Киев, 1992 г.) ; в Конвенции стран СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск, 1993 г.), в которой предусмотрено взаимное исполнение решений судов стран СНГ; в Конвенции Организации Объединенных Наций «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений» (Нью-Йорк, 1958 г.) ; в Соглашении между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 17 января 2001 г. «О порядке взаимного исполнения судебных актов арбитражных судов Российской Федерации и хозяйственных судов Республики Беларусь» . Соответствующие нормы имеются в двусторонних договорах о правовой помощи и правовых отношениях с целым рядом государств (с Италией, Испанией, Польшей и др.).

Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1992. N 4.

Вестник ВАС РФ. 1993. N 8.

Бюллетень международных договоров. 2003. N 3.

Признанию и приведению в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений посвящена гл. 31 АПК РФ (см. соответствующие комментарии).

Статья 17. Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел

1. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.

2. В первой инстанции арбитражного суда коллегиальным составом судей рассматриваются:
1) пункт утратил силу с 6 августа 2014 года — Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ;
2) дела об оспаривании нормативных правовых актов;
3) пункт утратил силу с 15 августа 2011 года — Федеральный закон от 12 июля 2011 года N 210-ФЗ;
4) дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение;
5) дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем судебного состава в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи ;
6) дела, относящиеся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

3. Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.

Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, а также дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, и дела особого производства.

4. Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует в судебном заседании.

5. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальные вопросы, судья действует от имени арбитражного суда.

Комментарий к статье 17 АПК РФ

1. Возможность единоличного рассмотрения судьей арбитражных дел позволяет значительно повысить оперативность разрешения споров и снизить судебные издержки.

________________
См.: Некоторые вопросы судебной практики по применению законов Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», а также практики единоличного рассмотрения в судах гражданских дел: Обзор судебной практики // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1993. N 6. С.10.

2. Несоблюдение требования коллегиального рассмотрения указанных в к.с. дел в арбитражных судах первой инстанции является нарушением процессуального права, влекущим отмену судебного решения (подп.1 п.4 ст. 270 АПК РФ).

3. Гарантии коллегиального принятия решения.

— при рассмотрении дела и принятии решения арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности наравне с профессиональными судьями;
— все судьи в РФ обладают единым статусом (ст. 2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
— все вопросы, стоящие перед судом, решаются простым большинством голосов. Никто не вправе воздержаться;
— председательствующий высказывает свое мнение последним;
— судья или арбитражный заседатель, оставшийся при особом мнении, вправе изложить его письменно. Тем не менее, он все равно обязан подписать решение, которое провозглашается от имени всего состава суда. Особое же мнение подшивается в дело, но не оглашается (ст. 20 АПК РФ).

4. Примером дел, которые не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей являются дела о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных п.2 ст. 61 ГК РФ. Согласно названной норме права юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Эти дела возникают из публичных правоотношений, поэтому с участием арбитражных заседателей не рассматриваются в силу абз.2 ч.3 к.с.

________________
См.: О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 года N 82 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. — 2004. N 10.

5. Согласно ст. 8. Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

6. Рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей должно производиться во всех регионах нашей страны.

7. Состав суда с участием арбитражных заседателей формируется следующим образом. Если по правилам, установленным в части 1 к.с. дело может быть рассмотрено судьей единолично, то в состав суда входят один профессиональный судья и два арбитражных заседателя. Председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья.

8. Необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о равенстве прав председательствующего и арбитражных заседателей в судебном заседании при решении всех вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела и постановления судебного решения. В целях полного осуществления указанных прав и повышения активности арбитражных заседателей в судебном разбирательстве надлежит создавать им условия для заблаговременного изучения материалов дел и соответствующего законодательства.

________________
По аналогии с толкованием гражданско-процессуального института. См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. — 1997. С.284.

9. В ходе судебного заседания арбитражные заседатели вправе и обязаны принимать активное участие в исследовании собранных по делу доказательств; при необходимости ставить вопрос об истребовании новых доказательств, участвовать в разрешении ходатайств и заявлений, решать совместно с председательствующим другие возникающие по делу вопросы.

10. Рассмотрение дел единолично судьей не противоречит положениям главы 7 Конституции РФ, в которой закреплены основные положения, касающиеся российской судебной системы.

________________
См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г.Черновой: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 года N 86-О // Собр.законодательства РФ. — 1998. N 34. Ст.4368.

11. Несостоятельность (банкротство), о которых идет речь в настоящей статье, — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

12. В АПК РФ законодателем очерчены границы статуса специализированного арбитражного суда. Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 422-ФЗ дополнены статьи, регулирующие вопросы, связанные с составом арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, специальной подведомственностью и подсудностью Суда по интеллектуальным правам. В этой связи, ч.2 к.с. дополнена новым пунктом. Тем самым законодатель закрепил требование рассмотрения и разрешения дел, относящихся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, коллегиальным составом суда — составом, состоящим из трех профессиональных судей.

13. См. также комментарий ст. ст. 20, 27-33, 41, 135, 167, 270, 310 АПК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 17 АПК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 17 АПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 16 АПК РФ. Обязательность судебных актов (действующая редакция)

1. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Требования арбитражного суда о представлении доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются также обязательными и подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

1.1. Специализированный арбитражный суд в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора, может также направлять запросы.

Запросы о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым специализированным арбитражным судом делам обязательны для всех органов, организаций и лиц, которым они адресованы.

Запросы должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен в специализированный арбитражный суд в течение месяца со дня получения этих запросов, если иной срок не указан специализированным арбитражным судом.

2. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

3. Обязательность судебных актов не лишает лиц, не участвовавших в деле, возможности обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных этими актами их прав и законных интересов путем обжалования указанных актов.

4. Признание и обязательность исполнения на территории Российской Федерации судебных актов, принятых иностранными судами, иностранных арбитражных решений определяются международным договором Российской Федерации, федеральным законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 16 АПК РФ

1. Исходя из содержания ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу решения, определения, постановления арбитражных судов, в том числе их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Обязательность на территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Туркменистана, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины, Республики Грузия судебных актов арбитражных судов Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

3. Суды вышеуказанных государств, к примеру, признают и исполняют решения арбитражных судов Российской Федерации, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам.

4. Решение белорусского хозяйственного суда признается и исполняется в Российской Федерации в соответствии с Соглашением о разрешении споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.

5. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

6. Согласно ст. 315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

7. Непринятие должностным лицом мер по устранению указанных в определении арбитражного суда нарушений закона влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ст. 17.4 КоАП РФ).

8. Для специализированных арбитражных судов законодателем установлены несколько расширенные по отношению к остальным арбитражным судам полномочия по собиранию доказательств. В частности, законодатель предоставил специализированному арбитражному суду право «направлять запросы» в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора. Определил основания (цели), условия направления таких запросов, а равно закрепил обязанность, порядок и сроки рассмотрения таковых органами, организациями и лицами, которым они адресованы.

9. Заметьте, искомым правом он наделил не все арбитражные суды, а лишь специализированные арбитражные суды. Получается, если у других арбитражных судов появится необходимость в получении разъяснений, консультаций и выяснения профессионального мнения лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора, они должны руководствоваться не коммент. статьей, а ст. 87.1 АПК РФ — привлекать в этих целях для участия в арбитражном процессе специалиста.

10. Это не тот специалист, о котором упоминается в абз. 1 п. 1.1. коммент. статьи. Привлекаемый для участия в судебном заседании (при производстве судебного действия) специалист — это лицо, обладающее специальными знаниями, вызванное (приглашенное) в порядке, установленном АПК РФ, для дачи разъяснений, консультаций и доведения до сведения суда своего профессионального мнения по существу разрешаемого судом спора, и (или) осуществляющее хотя бы один из названных видов деятельности. Основные составляющие статуса такого специалиста закреплены в ст. 55.1 АПК РФ. Данными правами (обязанностями) лицо обладает до момента завершения производства по делу, по которому оно было вызвано, либо изменения его процессуального статуса.

11. Специалист же, в адрес которого направляется запрос в порядке п. 1.1 ст. 16 АПК РФ, — это другого рода субъект. Он вполне может быть не наделен правами и обязанности, предусмотренными ст. 55.1 АПК РФ.

12. Это не обязательно ранее вызванное (приглашенное) для участия в судебном заседании (судебном действии) в качестве специалиста лицо, обладающее теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого арбитражным судом спора. Это не являющееся ученым лицо, у которого в связи с занимаемой им должностью и (или) осуществляемой им профессиональной деятельностью, предполагающей наличие у него указанных знаний, запрашивается мнение по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора.

13. Если прежде данный человек вызывался в арбитражный суд в качестве специалиста, статусу которого посвящена ст. 55.1 АПК РФ, он одновременно является специалистом с позиции арбитражного процессуального законодательства. Если нет, то он является иным субъектом арбитражного процесса. Его статус всецело закреплен лишь в п. 1.1 ст. 16 АПК РФ.

14. Иначе говоря, на такое лицо не распространяются, к примеру, требования явиться в суд (ч. 2 ст. 55.1 АПК РФ), при наличии к тому фактических оснований заявить самоотвод (ч. 1 ст. 24 АПК РФ); давать консультации и пояснения в устной форме (ч. 2 ст. 55.1, ч. 2 ст. 87.1 АПК РФ) и др. Ему не предоставлено права присутствовать при разбирательстве дела в закрытом судебном заседании (ч. 5 ст. 11 АПК РФ); получить возмещение расходов, понесенных в связи с явкой в арбитражный суд, расходов на проезд, расходов на наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных) (ч. 1 ст. 107 АПК РФ); получить вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если он не является советником аппарата специализированного арбитражного суда (ч. 2 ст. 107 АПК РФ); и др.

15. Итак, у специализированного арбитражного суда есть право, которого нет у других арбитражных судов, — «направлять» органам, организациям и лицам «запросы». Под запросом здесь подразумевается оформленный надлежащим образом, с соблюдением требований федерального законодательства, документ, направленный специализированным арбитражным судом органу, организации и (или) лицу, которому он адресован. В данном документе содержатся вопросы, для ответа на которые необходимы знания, выходящие за пределы тех, что принято считать общеизвестными для судей арбитражного суда.

16. «Направить» означает «послать, отправить». Обычно такие запросы в органы, организации и должностным лицам передаются с помощью почтовой связи, нарочным и лично. Не запрещено соответствующие запросы направлять и с помощью иных (помимо почтовой) видов связи. К примеру, таковой можно направить по электронной почте. В этом случае лучше продублировать направление запроса по меньшей мере телефонограммой. Мы же рекомендовали бы и в такой ситуации вне зависимости от того, что запрос уже отослан путем направления электронного сообщения, переслать оригинал запроса в орган, организацию, физическому лицу почтовой связью.

17. Предусмотренный п. 1.1 ст. 16 АПК РФ запрос в орган, организацию, физическому лицу может быть направлен лишь в строго определенных «целях». Таким образом, законодатель ограничил круг вопросов, которые могут содержаться в запросе лишь теми, по которым необходимо и возможно получение нового знания путем разъяснения, консультации и (или) выяснения профессионального мнения ученого, «специалиста», иного лица, обладающего теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора.

18. Причем сразу обратим внимание правоприменителя на то обстоятельство, что словосочетание «по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора» касается лишь круга знаний «лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями». Специализированный арбитражный суд вправе направить в орган, организацию либо лицу запрос в целях получения разъяснения и (или) консультации по любым, имеющим отношение к делу вопросам, ответы на которые выходят за пределы знаний, которые принято считать общеизвестными для судей арбитражного суда.

19. А вот в запросе, в котором всего-навсего выясняется мнение ученых, «специалистов» и иных лиц, обладающих определенными теоретическими и практическими познаниями, вопросы к таковым должны касаться существа разрешаемого специализированным арбитражным судом спора. Вот почему так важно выяснить, есть ли принципиальные отличия разъяснений и консультаций от изложенного в ответе на запрос мнения лица, обладающего специальными теоретическими и практическими познаниями.

20. Первой из целей, для достижения которых может быть направлен запрос, является «получение разъяснений». Следуя логике законодателя, это «разъяснение» вопросов, входящих в профессиональную компетенцию органа, организации и (или) лица, которому адресован данный конкретный запрос. Разъяснить значит «объяснить, сделать ясным, понятным». Соответственно, обязанность получивших запрос органов, организаций и лиц ответить на таковой не будет безусловно выполненной, пока специализированный арбитражный суд не получит документ, из содержания которого судьям станут совершенно ясны обстоятельства, для объяснения которых запрос и был подготовлен.

21. Разъяснения в некоторых нормативно-правовых актах именуются специфического рода актами толкования (см., к примеру: п. 1.1 Положения о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России). Между тем под «разъяснением», касающихся рассматриваемого дела вопросов, понимается не только толкование тех или иных терминов, но и уточнение (конкретизация) и (или) дополнение сведений, которыми располагает специализированный арбитражный суд на момент направления запроса в адрес органа, организации либо физического лица.

22. Запрос специализированный арбитражный суд может подготовить и в целях получения не являющихся разъяснениями консультаций. Консультация — это «совет, даваемый специалистом». Однако под специалистом здесь подразумевается не обязательно лицо, наделенное одноименным арбитражным процессуальным статусом. Специалист здесь — человек, обладающий познаниями в определенной специфической сфере, консультации которого содержат в себе сведения, имеющие отношение к делу.

23. Третья разновидность запроса — запрос профессионального мнения ученых, специалистов и прочих лиц, обладающих теоретическими и практическими познаниями по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора.

24. Мнение есть «суждение, выражающее оценку» чего-нибудь, «отношение к» кому-нибудь (чему-нибудь), «взгляд на» что-нибудь.

25. Принято считать, что ученый — это физическое лицо (гражданин страны, иностранец или лицо без гражданства), имеющее ученую степень и (или) научное звание, осуществляющее профессиональную научную или научно-техническую деятельность с целью проведения научных исследований и опытно-экспериментальных разработок, получившее признанные научным сообществом научные и (или) научно-технические результаты в определенной области знаний, науки и техники (Модельный закон о статусе ученого и научного работника. Принят в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 года Постановлением N 31 — 14 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ).

26. Кто такой «специалист», о котором идет речь в п. 1.1 ст. 16 АПК РФ мы пояснили выше. «Прочим лицом» может быть любое физическое лицо, обладающее теоретическими и (или) практическими познаниями по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора.

27. Под «познаниями» тут подразумевается «совокупность знаний в» какой-нибудь «области», иначе — определенная «совокупность сведений». Эти знания могут быть как теоретическими, так и практическими. Причем, несмотря на то, что в анализируемом словосочетании («лицо, обладающее теоретическими и практическими познаниями») законодатель использовал соединительный союз «и», думается, специализированный арбитражный суд вправе направить запрос о мнении как лицу, располагающему и теоретическими, и практическими познаниями по существу разрешаемого специализированным арбитражным судом спора, так и человеку, который в полной мере владеет лишь знаниями теоретического либо лишь практического характера. Соответственно, в искомом месте абз. 1 п. 1.1 ст. 16 АПК РФ законодателю правильнее было бы употребить сразу два союза — «и (или)». В настоящее же время мы можем лишь рекомендовать имеющийся здесь, а равно в словосочетаниях «в целях получения разъяснений, консультаций и выяснения» и «специалистов и прочих лиц» союз «и» толковать как единство двух союзов «и (или)».

28. В абз. 2 и 3 п. 1.1 ст. 16 АПК РФ закреплена обязанность органов, организаций и лиц, которым был направлен запрос о даче разъяснения, консультации и (или) об изложении профессиональных мнений по вопросу, имеющему отношение к рассматриваемому специализированным арбитражным судом делу, — они должны рассмотреть запрос и ответить на него в течение определенного срока.

29. В этой связи следует помнить, что неисполнение определения суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

30. Согласно ст. 315 УК РФ злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

31. Непринятие должностным лицом мер по устранению указанных в определении арбитражного суда нарушений закона влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ст. 17.4 КоАП РФ).

32. См. также содержание и комментарий к ст. ст. 15, 55, 167, 170, 184, 185 АПК РФ.

Еще по теме:

  • Договор поставки образец заполнения для ип Образец договора поставки Здесь вы можете скачать образец заполнения договора поставки товара. В приведенном тут примере выделен жирным шрифтом и подчеркнут пункт об оплате. Оплата в […]
  • Родился 4 месячный ребенок Сколько спит новорожденный малыш? Прошли сутки или двое после того, как родился ваш малыш. Вы часто подходите к кроватке, где спит кроха, чтобы полюбоваться им, ведь детки так сладко […]
  • Понятие и система источников гражданского права шпора Понятие и виды источников гражданского права СодержаниеВведение I. Понятие и виды источников гражданского права 1. Нормативные акты как источники гражданского права 1.1 Конституция РФ 1.2 […]
  • Закон федеральный бюджет 2018 Принят федеральный бюджет на 2018 - 2020 годы Бюджет сформирован исходя из прогнозируемого объема ВВП 97 462,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента. Предполагается, […]
  • Увольнение по статье 32 Увольнение по 81 статье пункт 5 Меня уволили по статье пункт 5 часть 1 ст 81,я могу найти другую работу или нет?… Вопрос юристу: Ответ юриста на вопрос : увольнение по 81 статье пункт 5 1. […]
  • Если есть судимость можно ли получить разрешение на оружие Юридический консалтинг онлайн В соответствии с п. 16 ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РФ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РФ (Утверждены […]