Система законодательства о предпринимательской деятельности

§ 2. Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности

Систематизация и совершенствование законодательства о предпринимательской деятельности представляют собой непрерывную форму развития и упорядочения действующей правовой системы в сфере предпринимательства. Это объективный и сложный процесс, обусловленный постоянным изменением общественных экономических отношений и необходимостью упорядочения нормативных правовых актов, устранения пробелов, противоречий и дефектов законодательства, стремлением законодателя к улучшению юридического изложения норм права, повышению их эффективности.

Среди ученых-юристов нет единства мнений относительно форм систематизации законодательства. Выделяют: 1) учет, 2) инкорпорацию, 3) консолидацию, 4) кодификацию и 5) создание сводов законодательства. На различных этапах развития законодательства в сфере предпринимательства могут оказаться востребованными разные формы систематизации, в наибольшей степени обеспечивающие решение текущих экономических задач.

Наиболее распространенными формами систематизации законодательства о предпринимательской деятельности являются инкорпорация и консолидация. Инкорпорация может реализовываться в виде подготовки и издания различного рода хронологических и тематических собраний и сборников нормативных правовых актов. При инкорпорации не допускается вносить изменения в содержание правовых норм. В то же время возможна редакционная правка нормативных актов: их изложение с учетом последних официальных изменений; исключение положений, утративших силу; исправление технических опечаток и т.п. Примером официальной инкорпорации могут служить издания «Собрание законодательства Российской Федерации», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Собрание действующего законодательства города Москвы» (СДЗ г. Москвы) и др. Так, в СДЗ г. Москвы имеется гл. 6.2, в которой собраны действующие положения актов г. Москвы, посвященные экономической, предпринимательской и хозяйственной деятельности. В качестве неофициальной инкорпорации можно рассматривать различные электронные справочные правовые системы («КонсультантПлюс», «Гарант» и т.п.), уделяющие большое внимание систематизации предпринимательского законодательства.

В процессе консолидации нормативных правовых актов в сфере предпринимательства устраняется их множественность по одним и тем же вопросам путем создания крупных однородных актов в системе законодательства. В результате консолидации новый укрупненный акт не меняет содержания правового регулирования и не вносит новелл в действующее законодательство. Примером консолидированного акта может служить Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1342, которым были утверждены Правила оказания услуг телефонной связи. Теперь в этом документе объединены нормы, содержавшиеся ранее в Правилах оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и Правилах оказания услуг подвижной связи.

Кодификация как форма правотворчества представляет собой системную переработку и упорядочение действующих нормативных правовых актов в определенной сфере регулирования, в результате которых происходят существенное изменение и обновление содержания правовых норм, отмена устаревших положений и принятие нового кодифицированного акта (кодекса, основ законодательства, уставов и т.д.).

В ряде стран с рыночной экономикой законодательство о предпринимательской деятельности кодифицировано путем принятия предпринимательских, хозяйственных или торговых кодексов (Австрии, Аргентине, Бельгии, Болгарии, Боливии, Бразилии, Венесуэле, Германии, Греции, Египте, Испании, Казахстане, Республике Корея, Колумбии, Кувейте, Люксембурге, Мексике, Панаме, Перу, Польше, Румынии, Словакии, США, Украине, Уругвае, Франции, Чехии, Чили, Швеции, Эстонии, Японии и др.). Система частного права, когда одновременно с гражданским кодексом принят хозяйственный или торговый кодекс, называется дуалистической.

В российской юридической литературе активно обсуждается проблема кодификации предпринимательского законодательства. Ряд ученых полагают достаточным принятие отдельного Торгового кодекса, регулирующего деятельность предпринимателей в сфере торгового оборота и содержащего особенности заключения торговых (предпринимательских) договоров, правил приемки товаров по количеству и качеству, гарантийного обслуживания и т.д.

Вместе с тем многие специалисты в области предпринимательского права склоняются к необходимости принятия Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса РФ, в котором предлагается объединить нормы частного и публичного права, обеспечивающие специальное регулирование отношений в сфере предпринимательской деятельности. При этом сторонники предпринимательского права как самостоятельной отрасли призывают к созданию единого отраслевого кодекса, другие авторы ведут речь о кодексе как комплексном нормативном акте, основанном на нормах различных отраслей права.

Отдельные ученые предлагают не создавать специальный кодифицированный акт типа Предпринимательского кодекса, а сосредоточиться на строгой систематизации норм о предпринимательской деятельности, развитии понятийного аппарата предпринимательского права (предмет, источники, субъект предпринимательской деятельности, объекты предпринимательского оборота, предпринимательские обязательства и т.д.). В качестве основного нормативного акта в системе совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности, например, предлагалось принять Федеральный закон о предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей.

Потребности в принятии отдельного Предпринимательского кодекса обусловлены тем, что Гражданский кодекс как акт частного права не может обеспечить в полной мере регулирование комплексных частно-публичных отношений, возникающих в сфере предпринимательства. Е.П. Губин отмечал, что гражданское законодательство не способно в силу ограниченности инструментальных возможностей адекватно обеспечивать потребности бизнеса.

Вместе с тем развитие экономических отношений объективно требует совершенствования правовых норм. За последние годы предпринимательское законодательство формировалось путем создания актов, регулирующих отдельные элементы рыночной экономики и институты рынка (банковская и страховая деятельность, рынок ценных бумаг, инвестиции, инновации, несостоятельность (банкротство), конкуренция и т.д.), а также различные отрасли народного хозяйства (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство и т.д.). В целом оно обеспечивает надлежащую правовую основу для функционирования рыночных отношений. Однако действующее законодательство в сфере предпринимательства имеет ряд недостатков, сдерживающих предпринимательскую активность. Оно плохо структурировано, не имеет общих положений, обеспечивающих системную связь нормативных положений в различных актах и единство правовых принципов в сфере предпринимательства, изобилует противоречиями и представляет собой неоправданно огромный массив нормативных правовых актов.

В процессе кодификации предпринимательского законодательства возможно объединить и систематизировать оправдавшие себя правовые нормы, переосмыслить и переработать их содержание применительно к новым экономическим реалиям, изложить нормативные правила внутренне согласованно, устранить противоречия между ними, ликвидировать устаревшие положения, пробелы, дублирование норм, обеспечить максимальную полноту регулирования отношений в сфере предпринимательства.

Успешный опыт кодификации предпринимательского законодательства имеется в Казахстане. Так, в октябре 2015 г. принят Предпринимательский кодекс Республики Казахстан, в котором консолидированы законы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Кодекс нацелен на создание законодательной основы для эффективного взаимодействия предпринимателей и государства и определяет правовые, экономические и социальные условия и гарантии, обеспечивающие свободу предпринимательства. При этом отраслевые виды предпринимательской деятельности по-прежнему регулируются специальными законами. В Кодексе закреплены единые принципы: социальной ответственности предпринимательства; ограниченного участия государства в предпринимательской деятельности; саморегулирования в сфере предпринимательства; взаимной ответственности субъектов предпринимательства и государства. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства обеспечивается посредством реализации таких институтов, как участие субъектов предпринимательства в нормотворчестве, государственно-частное партнерство, государственное регулирование, государственная поддержка предпринимательства. Также систематизированы формы и средства государственного регулирования предпринимательства, в частности экономическая конкуренция, разрешения и уведомления, государственное регулирование цен, государственный контроль и надзор за предпринимательством и т.п.

В целях совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности возможна его унификация — выработка единых правовых норм (конструкций) для регулирования сходных отношений. Например, специалисты в области транспортной деятельности обращают внимание на наличие противоречий между транспортными уставами и кодексами и неоправданную дифференциацию законодательства в сфере перевозок, что подчеркивает необходимость унификации.

В целом развитие и совершенствование современного российского законодательства о предпринимательской деятельности и основах рыночной экономики осуществляется по следующим ключевым направлениям, нацеленным на правовое обеспечение реального сектора экономики:

1) правовое обеспечение структурных изменений в народном хозяйстве в целях ухода от сырьевой зависимости национальной экономики, стимулирование развития инновационных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и повышающих конкурентоспособность отечественной продукции;

2) совершенствование инвестиционного законодательства, направленное прежде всего на создание хозяйствующим субъектам условий для вложения средств в приоритетные сферы экономики и виды деятельности, градообразующие проекты и отдельные территориальные зоны;

3) правовая поддержка институциональных преобразований, направленная на формирование эффективной и многоукладной рыночной экономики путем приватизации производственных фондов, развития и защиты различных форм собственности и хозяйствования, прежде всего малого и среднего бизнеса, ликвидации любых противозаконных экономических структур;

4) развитие законодательства о конкуренции и монополии, направленного на создание конкурентной среды для хозяйствующих субъектов, предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции, развитие инфраструктуры товарного рынка;

5) регулирование бюджетных отношений и государственных закупок в целях повышения эффективности формирования доходов бюджетов и оптимизации государственных расходов, достижения согласованности федеральных, региональных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений;

6) регулирование денежно-кредитных отношений, финансового и фондового рынков, в том числе банковской системы и страховой деятельности, стимулирование использования кредитных ресурсов на нужды функционирования и развития экономики;

7) регулирование тарифов и совершенствование правовых основ ценообразования, направленное на обеспечение стабильности оптовых и розничных цен, а также защиту отдельных потребителей;

8) налоговое регулирование, направленное на установление экономически обоснованной налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов, стимулирование предпринимательской деятельности, обеспечение баланса публичных и частных интересов в сфере предпринимательства;

9) законодательное обеспечение ВЭД, направленное на регулирование государством отношений субъектов предпринимательской деятельности с иностранными хозяйствующими субъектами и защиту национального рынка и отечественного товаропроизводителя.

Правовые основы предпринимательской деятельности 2 (стр. 1 из 11)

ГОУ СПО «Владимирский политехнический колледж»

по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»

Студент группы П-405

1. Общие положения о предпринимательской деятельности

1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

1.2. Субъекты предпринимательской деятельности

2. Особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в РФ

2.1. Понятие законодательства о предпринимательстве

2.2. Конституционные основы законодательства о предпринимательстве

2.3. Законодательное регулирование предпринимательской деятельности

2.4. Проблемы и перспективы совершенствования законодательного регулирования предпринимательской деятельности

3. Судебные формы защиты прав предпринимателей

Список используемой литературы

Настоящая курсовая работа посвящена изучению правовых основ предпринимательской деятельности.

Решение этих вопросов приобретает особую актуальность в настоящее время, что обусловлено следующими причинами:

во-первых, в настоящее время имеется немало исследований – монографий, учебников, учебных пособий, статей, в которых анализируются различные аспекты предпринимательской деятельности, однако же наблюдается некоторая односторонность ее освещения в научной литературе. И, в первую очередь, исследователи не обращают внимания на вопросы нормативно-правового регулирования предпринимательства, поскольку в современный период в России в области предпринимательской деятельности система правового регулирования только формируется, что, прежде всего, связано с отсутствием в советский период института предпринимательства как такового.

во-вторых, проводимые в России социально-экономические преобразования привели к стремительному развитию частного сектора в экономике. Создание благоприятной правовой среды является первоочередным условием развития предпринимательской сферы. На сегодняшний день единая и целостная система правоотношений в сфере предпринимательства еще не сложилась. В действующем законодательстве содержится большое количество спорных вопросов и пробелов в части создания, деятельности и ликвидации различных организационно — правовых форм юридических лиц, занимающихся предпринимательством. Нередко правовые акты, принимаемые в этой сфере, являются лишь реакцией (иногда весьма запоздалой) на пробелы в законодательстве, ущемления прав и интересов граждан, кредиторов, злоупотребления, получившие широкую огласку в обществе. Искусственное заимствование неадаптированных для континентальной системы права норм обычного права отрицательно сказалось на развитии российского законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и правоприменительной практики.

Цель настоящей курсовой работы состоит в анализе и критическом осмыслении действующего законодательства, связанного с регулирование отношений в сфере предпринимательства. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1) раскрыть общие положения о предпринимательской деятельности;

2) выявить понятие законодательства о предпринимательстве и его конституционные основы;

3) определить особенности законодательного регулирования предпринимательской деятельности и проблемы, перспективы его совершенствования;

4) выявить особенности судебных способов защиты прав предпринимателей.

Объектом проводимого исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предметомизучения указанной темы являются особенности правового регулирования предпринимательства в РФ.

Методологической основой настоящего исследования послужила совокупность общенаучных методов, к которым относится анализ, синтез, индукция, дедукция, метод системного подхода др., а также частно-научных методов таких, как формально-юридический, метод сравнительного правоведения и функционально-структурный.

Нормативной основойданной курсовой работы явились Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон от 22 марта 1991 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 17 августа 1995 «О естественных монополиях», Федеральный закон от 26 октября 2002 «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

Теоретическая значимость исследования обусловлена актуальностью и научной новизной рассматриваемых аспектов предпринимательской деятельности.

В процессе проведенного исследования разработаны аргументированные предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере предпринимательства, исходя из условий современного состояния процесса становления в России правового и гражданского общества.

В связи с этим полученные в результате исследования выводы могут послужить основанием для дальнейшего изучения правового регулирования предпринимательства – как в целом, так и отдельных его аспектов.

Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в том, что теоретические положения и предложения, сделанные в рамках настоящей курсовой работы, должны способствовать развитию законодательства, регулирующего правовые основы предпринимательства и могут использоваться в практической деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц любых организационно-правовых форм, а также органов власти, осуществляющих контроль и надзор за действиями субъектов предпринимательства.

1. Общие положения о предпринимательской деятельности

1.1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Легальное (законодательное) определение предпринимательской деятельности содержится в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ[1] , согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Предпринимательство обеспечивает освоение перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших, а также развитию конкуренции и «маркетизации», увеличению «открытости» национальной экономики. К тому же, предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и связи между хозяйствующими субъектами (субъектами предпринимательства).

Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.

В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает и на общественные. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.

Обладая самостоятельностью, предприниматель берет на себя личную ответственность за результаты деятельности. Заинтересованность в сочетании с ответственностью заставляет предпринимателя работать в жестком режиме.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. Эффективно работать может только тот, кто обеспечивает высокое качество и постоянно обновляет продукцию. Способность к принятию нестандартных решений, творческий подход к оценке ситуации всегда высоко ценились в деловом мире.[2]

Характерным признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Условия существования требуют от него высокой деловитости и динамизма, духа соперничества. Взлеты и падения неизбежны на этом пути. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

Помимо этого, в указанном выше законодательном определении предпринимательской деятельности закреплен такой признак как легализованный характер этой деятельности, т е. возможность ее осуществления только после регистрации в уполномоченном государственном органе. Однако следует отметить, что включение данного признака в легальное определение предпринимательской деятельности является принципиальной ошибкой законодателя. Это не сущностный признак понятия «предпринимательская деятельность», а требование к ее осуществлению.[3] Отсутствие у явления одного из признаков, составляющих определение какого-либо понятия, означает, что данное явление под это определение не подпадает. В связи с этим получается, что с формальной точки зрения понятия «незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации» вообще не существует, поскольку без такой регистрации любая деятельность не может быть признана предпринимательской.

4. Понятие и система предпринимательского законодательства. Корпоративные (локальные) акты.

Предпринимательское законодательство – это совокупность комплексных нормативно-правовых актов различной юридической силы, содержащие нормы частного и публичного права.

Специфика предпринимательского законодательства в следующем:

1) данное законодательство посвящено особому субъекту – лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность и связанным с этим лицом иным субъектам;

2) предпринимательское законодательство имеет особый объект – отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности;

3) предпринимательское законодательство носит комплексный характер, присутствуют нормы как частного, так и публичного права;

4) предпринимательское законодательство не находится в исключительном ведении РФ, а формируется как на уровне РФ, так и на уровне субъектов РФ, муниципальных образований и организаций.

Под источником права понимается форма выражения правовых норм, имеющая общеобязательный характер.

Источниками предпринимательского права являются:

1) нормативные правовые акты Российской Федерации.

2) международные договоры Российской Федерации.

1. Нормативно-правовые акты являются основным источником права в нашей стране:

а) Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и является базой текущего законодательства;

б) федеральные конституционные законы;

в) федеральные законы (особое место среди них занимают кодексы);

г) подзаконные федеральные акты:

— указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, издаваемых в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;

— постановления, распоряжения Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;

— нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;

д) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

е) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня.

2. Международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью российской правовой системы и поэтому учитываются как источники ее права.

Согласно п. 2 ст. 7 ГК РФ международные договоры Российской Федерации имеют приоритет перед ее гражданским законодательством. При этом международные договоры применяются к гражданским правоотношениям непосредственно, если только из самого договора не следует необходимость издания для его применения внутригосударственного акта. Например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. подлежит непосредственному применению в качестве российского права, а Парижская Конвенция по охране промышленной собственности 1983 г. установила, что условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяется национальным законодательством страны-участницы. В соответствии с этим в России действует часть четвертая ГК РФ, содержащая соответствующие нормы о регистрации товарных знаков (параграф 2 гл. 76 ГК РФ).

Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;

Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);

Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.

3. Обычаи. Согласно ст. 5 ГК РФ обычай — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Например, Международной торговой палатой разработаны Международные правила толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС. Они применяются только в том случае, если есть на них ссылка в договоре между сторонами, но МКАС (Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ) признает ИНКОТРЕМС в качестве обычаев делового оборота.

В системе предпринимательского законодательства заметную роль играют акты локального (внутрикорпоративного) регулирования. Последние в зависимости от характера содержащихся в них предписаний подразделяются на нормативные и индивидуальные. Локальные корпоративные акты принимаются тем же субъектом, которых их и выполняет, принимаются по вопросам внутренней организации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В зависимости от вопросов внутренней деятельности субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, выделяются:

1) правовые акты, которые регламентируют внутриуправленческие отношения (между руководством и структурными подразделениями)

2) правовые акты, которые регламентируют отношения между структурными подразделениями

3) правовые акты, которые регламентируют отношения, связанные с перемещением товарно-материальных ценностей внутри юридического лица.

Вопрос 3. Законодательство о предпринимательской деятельности, понятие, структура, функции и особенности.

Законодательство — совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды в зависимости от юридической силы:

1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

а) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юрид силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

б) ГК рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:

1) состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);

2) правовое положение субъектов ПД (ФЗ «Об акционерных обществах»);

3) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);

4) требования к порядку осуществления ПД (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);

5) иные законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты:

6) указы Президента РФ (не должны противоречить законам);

7) постановления Правительства РФ

8) акты федеральных органов исполнительной власти

2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

а) акты органов законодательной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления .

В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах РФ») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе

Функции законодательства в этой сфере обычные: регулирует, гарантирует, охраняет, защищает.

Вопрос 4. Предприниматель и государство, задачи, цели, средства, формы и методы государственного регулирования предпринимательства.

Государственное регулирование – деятельность государства в лице его органов, направленная на упорядочение отношений в рыночной экономике. Одна из основных функций государства – экономическая – формирование необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений. Объективная необходимость госрегулирования рыночных отношений основывается на ограниченности возможностей рыночной экономики. Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, а госрегулирование экономики – деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и методов.

Задачи:1) обеспечение норм уровня занятости;

2) обеспечение стабильного развития экономики;

3) создание конкурентной среды и др. условия.

4) охрана окружающей среды

Методы : 1) Прямые (административные) – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов ПД (госконтроль, регистрация, лицензирование)

2) Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов (налоговые льготы, прогнозирование, планирование)

1) административное регулирование – лицензирование;

2) экономические средства – прогнозирование и планирование;

3) правовые средства – ограничения и т.п.

Одним из основных средств госрегулирования экономики является налогообложение.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности

Хозяйственная деятельность, в том числе и предпринимательская, – это общественно полезная деятельность членов общества, их союзов (объединений), направленная на изготовление продуктов, оказание услуг, выполнение работ. Общественно полезная деятельность является хозяйственной (предпринимательской), если она отвечает следующим требованиям:

– производство продуктов, выполнение работ, оказание услуг осуществляются не для личных потребностей производителя, а для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц, общества, государства;

– деятельность осуществляется на профессиональной основе;

– результаты деятельности реализуются за плату, т.е. функционируют как товар;

– деятельность объединяет частные интересы производителя и публичные интересы (государства, общества в целом, отдельных его слоев).

Более полное определение хозяйственной (предпринимательской) деятельности можно сформулировать следующим образом: общественно полезная деятельность членов общества и их союзов (объединений), направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их реализации за плату в качестве товара, которая основывается на соединении частных и публичных интересов и осуществляется профессионально.

В зависимости от цели и способа организации, а также осуществления хозяйственная деятельность бывает двух видов – непредпринимательская и предпринимательская.

Непредпринимательская деятельность осуществляется с целью удовлетворения соответствующих общественных потребностей независимо от прибыльности.

Определение предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Налоговое регулирование – это одно из наиболее эффективных средств государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Основой налогового регулирования предпринимательской деятельности является закрепленная Конституцией РФ (ст. 57) всеобщая обязанность уплачивать законно установленные налоги.

Предпринимательская деятельность характеризуется рядом признаков, одним из которых является систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимательства, придает этой деятельности коммерческий характер. Прибылью в соответствии со ст. 247 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, т.е. документально подтвержденных затрат, понесенных (осуществленных) предпринимателем. За достоверностью формирования прибыльного (финансового) результата деятельности предпринимателей осуществляется государственный налоговый контроль. Прибыль, полученная в результате предпринимательской деятельности, подлежит налогообложению. Налогообложение предпринимательской деятельности – это основанное на законе отчуждение имущества субъекта предпринимательской деятельности, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, и носящее обязательный, индивидуально безвозмездный и безвозвратный характер.

Согласно п. 1 ст. 8 НК РФ налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоговый кодекс РФ предусматривает три группы взимаемых налогов, которые изложены в его части второй:

– региональные налоги (налоги субъектов РФ);

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ в законах о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

К федеральным налогам и сборам относятся:

– налог на добавленную стоимость;

– налог на доходы физических лиц;

– налог на прибыль организаций;

– налог на добычу полезных ископаемых;

– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

К региональным налогам относятся:

– налог на имущество организаций;

– налог на игорный бизнес;

К местным налогам относятся:

– налог на имущество физических лиц.

Налоговая деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ (ст. 57, 71, 132). В данных статьях изложены основополагающие положения налогообложения и сборов в Российской Федерации. Дальнейшее развитие этих положений содержится в принятых Государственной Думой РФ законах о налоговой деятельности, таких как НК РФ, Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и др., а также указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и нормативных правовых актах о налогах и сборах, не противоречащих федеральным законам, субъектов РФ, а также нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

В налоговом законодательстве РФ определены единые правила налогообложения для всех участников налоговых отношений, а также отмечены функции, которые выполняют взимаемые налоги.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности – это установление в актах государственных органов правил налогообложения предпринимательской деятельности, контроль соблюдения этих правил компетентными государственными органами и ответственность за нарушение установленных правил налогообложения.

Основными функциями налогового регулирования предпринимательской деятельности являются фискальная, регулирующая и стимулирующая функции. Каждая из функций преследует свои конкретные цели.

Фискальная функция представляет собой стремление к максимальному наполнению государственного бюджета.

Регулирующая функция характеризуется стремлением достичь баланса интересов между различными группами в обществе путем перераспределения налогового бремени между субъектами предпринимательской деятельности. Это позволяет сбалансировать публичные интересы государства и общества и частные интересы субъектов предпринимательской деятельности. Регулирующая функция также способствует решению различных социальных, экономических и политических задач, стоящих перед обществом и государством в настоящее время.

Стимулирующая функция выражается в ослаблении налогового бремени для экономически невыгодных, но социально значимых видов предпринимательской деятельности и усилении налогового бремени для экономически выгодных, но социально нейтральных видов предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности складывается из нескольких этапов.

Первый этап налогового регулирования представляет собой процесс создания правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Второй этап включает в себя применение установленных правил налогообложения субъектами предпринимательской деятельности или компетентными государственными органами. Применение установленных правил – это их практическая реализация, состоящая из следующих действий:

– возникновение налоговых обязательств в результате осуществления предпринимательской деятельности;

– признание возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

– объявление о признании возникших налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности;

– исполнение налоговых обязательств субъектом предпринимательской деятельности.

Третий этап налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой контроль компетентных государственных органов применения правил налогообложения предпринимательской деятельности.

Контроль может быть текущим и последующим. Во время текущего контроля компетентные государственные органы осуществляют формальную фиксацию возникновения, изменения и прекращения налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Последующий контроль представляет собой комплекс действий компетентных государственных органов, направленных на признание государством объявленных налоговых обязательств субъекта предпринимательской деятельности.

Четвертый этап налогового регулирования заключается в привлечении к ответственности субъектов налоговых правоотношений.

Налог является наиболее распространенной формой налогообложения предпринимательской деятельности.

Другой формой налогообложения является сбор.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). При внесении определенного сбора (взноса) конкретным субъектом предпринимательской деятельности государство будет обязано предоставить ему какие-либо услуги или вещи, за которые он платит сбор, т.е. сбор носит возмездный характер.

Для того чтобы предпринимательская деятельность облагалась налогами, необходимо установить соответствующий налог.

Установление налога является процедурой закрепления в нормах права совокупности обстоятельств, которые приводят к возникновению налоговых обязательств у субъекта предпринимательской деятельности.

Конституция РФ содержит конституционные нормы, устанавливающие основные начала налогообложения на территории РФ.

Вся система налогового регулирования предпринимательской деятельности должна соответствовать современным требованиям, которые предъявляются как к государству, так и к обществу.

Налоговое регулирование предпринимательской деятельности проявляется:

– в установлении основных принципов налогообложения предпринимательства;

– определении круга налогоплательщиков, перечня взимаемых налогов, сборов и элементов налогообложения;

– закреплении прав и обязанностей предпринимателей-налогоплателыциков;

– ведении учета налогоплательщиков;

– контроле за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и сборов;

– предоставлении налоговых льгот и применении специальных налоговых режимов;

– обеспечении исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

– привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Характер и содержание правовых механизмов воздействия на предпринимательскую деятельность посредством налогообложения предопределяется принципами, установленными государством.

Эти принципы заключаются в следующем: во-первых, у государства не должно существовать иных интересов, чем те, которые есть у общества, во-вторых, государство существует лишь постольку, поскольку обществу это необходимо, государство обязано полностью обеспечивать потребности общества, а общество согласно оплачивать содержание государства, в-третьих, только общество является источником публичной власти.

Существующие принципы закреплены в НК РФ. Статья 3 НК РФ содержит основные начала налогового регулирования предпринимательской деятельности:

– каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

– законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

– при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

– налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

– не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

– налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

– недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

– не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

– ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

– при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

– все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Под налоговыми правоотношениями понимаются урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с юридических и физических лиц.

Существуют следующие виды налоговых правоотношений:

– по установлению налогов и сборов;

– введению налогов и сборов;

– взиманию налогов и сборов;

– осуществлению налогового контроля;

– обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

– привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В качестве субъектов налоговых правоотношений выступают:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (называемые сборщиками налогов и сборов);

6) органы государственных внебюджетных фондов;

7) сборщик налогов и сборов (лицо, осуществляющее прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов, вместе с тем в качестве сборщика налогов и сборов могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы, должностные лица и организации, осуществляющие перечисление принятых от налогоплательщиков налогов и сборов в бюджет).

Каждый из субъектов налоговых правоотношений наделен определенными правами и обязанностями.

Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

7) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

8) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

9) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

10) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

11) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

12) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

13) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

14) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

15) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

16) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налогоплательщики (плательщики сборов) обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством РФ о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Налоговые органы в Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы имеют право:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ;

6) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов РФ;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены НК РФ;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):

– о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ;

– возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК РФ;

– досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

– в иных случаях, предусмотренных ПК РФ.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется (передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

11) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

12) осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

13) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Еще по теме:

  • Наследственное право в рф кратко Наследственное право в рф кратко Основы гражданского права РФ кратко Оглавление книги открыть закрыть 1. Предмет и методы основ права 2. Основные теории происхождения государства и права […]
  • Коап 23 статья Статья 23.1 КоАП РФ. Судьи (действующая редакция) 1. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.26, частями 2, 5 и 7 статьи 5.27, частью […]
  • Гражданский процесс под ред яркова вВ Гражданский процесс - Под редакцией Яркова В.В. - Учебник Гражданский процесс - Под редакцией Яркова В.В. - Учебник - 2006 - 6 - е издание Учебник написан на основе учебной программы по […]
  • Статья 275 нку Налоговый кодекс Украины Статья 274. Ставка земельного налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения) 274.1. Ставка налога за […]
  • Воинская часть 7437 воронеж Войсковая Часть 7437 информация актуальна на 29.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители […]
  • Презентация на тему права и обязанности родителей и детей Права и обязанности родителей и детей. Закон РФ об образовании. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнгелина Евлашина Похожие презентации Презентация на […]