Программа начальная военная подготовка

Рабочая программа кружка Начальная военная подготовка согласовано с заместителем директора по увр «02»

Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Центр образование г.Нижнеудинск»

На заседании методического

«Центр образования г.Нижнеудинск»

Приказом директора МБВСОУ «Центр образования г.Нижнеудинск» №____20____

от «__02__» ___09 __ 2015 г.

______________ Е.Н. Зиновьева

Начальная военная подготовка

с заместителем директора

«__02 »__09__2015 г.

учитель дополнительного образ.

I квалификационная категория

Рабочая программа кружка начальной военной подготовки составлена на основе:

  • Базовой программы курса начальной военной подготовки для военно-патриотических и военно-спортивных объединений Самарской области, Самарская область 2008 г.
  • Учебного плана по дополнительному образованию обучающихся МБВСОУ ЦО на 2015-2016 учебный год.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 года №41 СанПиН от 04 июля 2014 года №2.4.4-3172-14
  • Письмо от 18 июня 2003 года. 3 28-02-484.16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» Минобразование РФ.
  • Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г №233 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред.Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 №212,от 08.08.2003№470,от 01.02.2005№49)
  • Положение о дополнительном образовании детей МБВСОУ «Центр образования г.Нижнеудинск»

Рабочая программа рассчитана на 4,5 часа в неделю в течение года, или 4 часа в неделю в одном полугодии и 5 часов в другом полугодии.

Общее количество часов в год — 153 часа.

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма для судеб России и ее граждан начала нового века и нового тысячелетия. Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах в минувшие два десятилетия привели к резкому изменению отечественного общественного сознания, как на обыденном, житейском, так и на идеологических уровнях. По данным социологического исследования «Патриотизм молодежи Самарской области», проведенного по заказу министерства культуры и молодежной политики Самарской области Центром социальных и маркетинговых исследований при ГОУ ВПО «Самарский Государственный архитектурно-строительный университет» в 2007 году, значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, верность героическим традициям, память о павших за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к служению родной стране, защита ее государственных интересов.
Исследование показывает, что патриотические, духовные, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира молодого человека. Патриотизм современной молодежи в большей степени основан на постоянных структурных элементах понятия «Отечество» (таких как территория, народ, культура). Переменные характеристики понятия «Отечество» (общественное устройство, некая система идей и принципов) теряют свою былую доминирующую роль в патриотизме. 62,7% респондентов объяснили это «отношением к нынешнему положению дел в стране», 32% — «оценкой исторического прошлого страны», 42,7% опрошенных молодых людей не считают патриотизм ценностью по сугубо личным убеждениям.

С началом перестроечных процессов в нашем обществе роль и значение патриотического воспитания потеряли былую силу, подверглись неумолимой и деструктивной критике. Это в значительной мере способствовало дискредитации не только существовавшей практики патриотического воспитания, но и самой идеи формирования и развития личности гражданина-патриота. Постепенно был предан забвению накопленный опыт, прекратилась разработка практических основ, открывающих пути комплексной реализации задач, связанных с защитой Отечества.

Однако отрадно отметить, что происходящие сегодня в Российской Федерации общественно-политические и социально-экономические преобразования выдвинули качественно новые важные задачи по совершенствованию государства, превращению его в экономически развитое, цивилизованное, в полном смысле слова демократическое. Вместе с этим приходит осмысление того, что у России нет более важной идеи, ценности, чем патриотизм. Его мощный потенциал направлен на консолидацию российского общества, духовно-нравственное, политическое и экономическое возрождение России.

Сейчас осуществляется заметный поворот системы подготовки подрастающего поколения к защите Отечества на новой основе. Тысячелетие началось с принятия целого ряда основополагающих государственных документов федерального уровня: ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «Положение о военно-патриотических молодежных и детских объединениях», Военная доктрина Российской Федерации, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Нормативно-правовые документы были приняты и на региональном уровне: Концепция патриотического воспитания граждан в Самарской области, Мероприятия по патриотическому воспитанию граждан в Самарской области на 2007-2010 годы. Уже не первый год в области работает межведомственная комиссия по патриотическому воспитанию молодежи.

Опыт отечественного патриотического воспитания свидетельствует, что его целью было и есть обретение человеком опыта служения Отечеству. Совершенствование системы патриотического воспитания граждан, а особо – молодого поколения страны, является на современном этапе одним из важнейших вопросов в жизни общества и государства.

Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерным для России на протяжении веков. Социальную востребованность такой работы в настоящее время подтвердил В.В.Путин в послании Федеральному собранию 10 мая 2006 года. В своём заявлении он отметил, что необходимо не только учить молодёжь, но и воспитывать её. При этом особое внимание следует уделять физической подготовке для повышения эффективности военно-патриотического воспитания молодёжи, подготовки ее к воинской службе, развитию военно-прикладных и военно-технических видов спорта.

Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и приумножение славных воинских традиций.

За основу военно-патриотического воспитания молодежи следует принять:

— формирование высоких моральных и психологических качеств детей, подростков и молодежи, преданности Родине и готовности к ее защите;

— целенаправленную работу по формированию у допризывной молодежи потребности в физическом развитии и физическом совершенствовании;

— воспитание духовности на основе изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историю борьбы за независимость, особенно в ходе Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане и в «горячих точках» на территории России и СНГ.

Целенаправленная подготовка молодежи к службе в ВС РФ – это систематическая деятельность органов государственной власти и различных субъектов патриотического воспитания по формированию у молодых людей готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основной базой для практического воплощения идей военно-патриотического воспитания являются военно-патриотические или военно-спортивные клубы (ВПК и ВСК) — молодежное или детское общественное объединение, созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом о его деятельности военно-патриотическое воспитание молодежи и детей. Основными направлениями и формами деятельности военно-патриотических и военно-спортивных объединений:

— начальная военная подготовка допризывной молодежи;

— организация работы по техническим и военно-прикладным видам спорта;

— проведение военно-спортивных соревнований, игр, походов, экскурсий, показательных выступлений.
Система оценивания

Итоговый контроль — диагностирование уровня качества образованности и развития, в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений и навыков на итоговом занятии. Итоговые занятия могут проводится в форме обычного занятия, зачета, сдачи нормативов, соревнования.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По огневой подготовке. Твердо знать меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами; при проведении стрельб из пневматического и боевого оружия; правила поведения в тире, на стрельбище и полигоне.

— назначение и боевые свойства автомата и ручного пулемета Калашникова; назначение и устройство частей и механизмов автомата, принцип работы автоматики; положение частей и механизмов до заряжания и работа их при заряжании и выстреле (стрельбе); боеприпасы к стрелковому оружию; порядок эксплуатации, хранения и ухода за автоматом; порядок осмотра и подготовки автомата и патронов к стрельбе; способы устранения задержек при стрельбе;

— назначение и общее устройство бинокля; порядок подготовки бинокля к работе, ведения наблюдения и измерения горизонтальных и вертикальных углов для определения дальности;

— назначение и боевые свойства ручных наступательных, оборонительных и противотанковых гранат, реактивных противотанковых и штурмовых гранат; меры безопасности при обращении с ручными и реактивными гранатами, порядок подготовки гранат к применению и устройство и работу частей и механизмов гранаты;

— основы внутренней и внешней баллистики (явление выстрела, начальная скорость пули, отдача оружия и угол вылета пули; образование траектории, и ее элементы; прямой выстрел, прикрытое, поражаемое и мертвое пространство, их практическое значение; нормальные (табличные) условия стрельбы; влияние внешних условий на полет пули; пробивное (убойное) действие пули);

— правила стрельбы по неподвижным и движущимся целям;

— способы определения расстояний до цели.

— быстро и правильно изготавливаться к стрельбе из различных положений, заражать оружие, осуществлять производство стрельбы (устанавливать прицел и переводчик, осуществлять прикладку, прицеливание, спуск курка и удержание оружия), разряжать и осматривать оружие после стрельбы, устранять задержки, возникающие при стрельбе;

— снаряжать магазин патронами, осуществлять подготовку ручных и реактивных гранат к боевому применению;

— осуществлять неполную разборку и сборку автомата Калашникова, производить его чистку и смазку; производить осмотр автомата;

— определять дальности целей (местных предметов) и осуществлять целеуказание различными способами;

— выполнять упражнения учебных стрельб из пневматического, малокалиберного и боевого стрелкового оружия;

— точно метать ручные гранаты из различных положений.

По радиационной, химической и биологической защите. Знать основные поражающие факторы ядерного, химического и биологического оружия и способы защиты от него; знать способы защиты от зажигательного оружия; назначение, устройство и правила пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты.

— осуществлять подбор лицевой части противогаза и респиратора, осуществлять проверку их исправности;

— правильно надевать, снимать, укладывать и переносить средства индивидуальной защиты (противогаз, респиратор и общевойсковой защитный костюм ОЗК).

По строевой подготовке. Знать элементы строя и обязанности солдата перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов.

Уметь выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения.

По физической подготовке. Уметь:

— выполнять упражнения по разделам физической подготовки;

— выполнять приемы рукопашного боя без оружия и с оружием;

— преодолевать единую полосу препятствий;

— преодолевать водную преграду с помощью подручных средств.

Программа Начальная военная подготовка для 10 11 классов общеобразовательных школ

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахская академия образования им. Ы. Алтынсарина
Программа

подготовка
для 10 – 11 классов

Утверждено Приказом № от 653 от 28.09.2005 г. МОиН Республики Казахстан

Согласовано с Министерством обороны Республики Казахстан Министерством здравоохранения Республики Казахстан, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан

Начальная военная подготовка. Программа для 10-11 классов

Аманжолова Начальная военная подготовка. Программы для 10-11 классов общеобразовательной школы. — Алматы, 2006. — 50 с.© Казахская академия образования им. Ы. Алтынсарина, 2006

Основанием для организации и проведения начальной военной подготовки молодежи в организациях образования Республики Казахстан являются:

  1. Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, от 30 августа 1995 г. № 2441; от 11.06.01 г. № 207-И «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования»; от 14 ноября 1995 г. № 2635 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» и др.
  2. Положение о начальной военной подготовке молодежи,
    утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от
    1 ноября 1996 г. №1340 «О начальной военной подготовке».
  3. Совместный приказ Министерства образования, культуры и
    здравоохранения Республики Казахстан от 14 сентября 1998 г. № 490,
    Министерства обороны Республики Казахстан от 14 сентября 1998 г.
    № 166, Председателя Комитета Республики Казахстан по чрезвычайным
    ситуациям от 14 сентября 1998 г. № 198 «О совершенствовании изучения
    начальной военной подготовки и основ безопасности жизнедеятельности
    в учебных заведениях Республики Казахстан».

4. Приказ Министерства образования и науки «О внесении дополнений
в учебную программу начальной военной подготовки».

Начальная военная подготовка является составной частью государственной системы подготовки граждан Республики Казахстан к военной службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан. Начальная военная подготовка является обязательным предметом изучения учащейся молодежи допризывного и призывного возраста в общеобразовательных школах всех типов, средних специальных учебных заведениях (колледжах) и профессионально-технических школах (профессиональных школах) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Начальная военная подготовка молодежи проводится в целях:

  • изучения молодежью положений Конституции Республики Казахстан,
    основ обороны государства;
  • изучения роли Вооруженных Сил Республики Казахстан, их характера
    и особенностей, значения воинской службы как почетной обязанности
    граждан Республики Казахстан, основных требований военной присяги,
    уставов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
  • ознакомление с вооружением и военной техникой воинских частей,
    с размещением и жизнью личного состава;
  • приобретения необходимых военных знаний и практических навыков;

-освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в
чрезвычайных ситуациях.

Военно-патриотическое воспитание тесно увязывается с начальной военной подготовкой и должно способствовать лучшему овладению молодежью военным делом, средствами и способами защиты в чрезвычайных ситуациях.

Настоящая программа состоит из следующих разделов:

  1. Содержание и структура учебного предмета.
  2. Тематическое планирование учебного материала.
  3. Требование к уровню подготовки учащихся.

На изучение начальной военной подготовки общеобразовательных школ отводится ^ 68 учебных часов на учебный год.

Занятия по начальной военной подготовке проводятся в объеме 2 -х часов в неделю во время всего периода обучения.

Занятия по начальной военной подготовке с девушками проводятся совместно с юношами за исключением отдельных занятий. Совместные и раздельные занятия с юношами и девушками представляются в таблице 1.

С целью привития и совершенствования практических навыков и умений обучаемых, предусматривается дополнительное время в объеме 4 часов для контрольных занятий с целью проверки выполнения нормативов и практических упражнений. Материалы контрольных занятий предлагаются перечнем нормативов и упражнений по начальной военной подготовке в таблице 2.

Начальная военная подготовка осуществляется как на теоретических, так и на практических занятиях. Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Практические занятия направлены на закрепление изучаемого материала с исполь­зованием вооружения и военно-технического имущества, приборов и другого оборудования.

Содержание и структура учебного предмета включает вводное занятие, главы по основам военного дела, гражданской обороне и медицинских знаний.

При проведении вводного занятия особое внимание обращается на роль подготовки молодежи к военной службе и защите Республики Казахстан, на необходимость концентрации моральных, нравственных, психологических и физических сил для выполнения требований учебной программы начальной военной подготовки.

^ Основы военного дела являются базовой частью учебной программы начальной военной подготовки, и состоит из следующих глав:

  • Вооруженные Силы на страже суверенитета Республики Казахстан;
  • Уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан;
  • Тактическая подготовка;
  • Огневая подготовка
  • Строевая подготовка
  • Военная топография

В процессе изучения основ военного дела преподаватель — организатор начальной военной подготовки решает одну из главных задач воспитания и обучения молодежи — формирование мировоззрения гражданственности у обучаемой молодежи, убежденности в необходимости защиты суверенитета Республики Казахстан, сознательной готовности к ответственному отношению военной службе. На каждом занятий необходимо добиваться осмысления обучаемой молодежью роли и значения военной присяги, развивать здоровый интерес к Вооруженным Силам Республики Казахстан, их традициям, особенностям службы в видах и родах войск, к военной профессии, стимулировать стремление молодежи к получению военных знаний, а также разъяснять, что уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан — это свод законов, регламентирующий жизнь и быт Вооруженных Сил, а выполнение требований уставов — это обязанность каждого военнослужащего.

Тактическая подготовка является одним из основополагающих глав обучения. Она обеспечивает комплексное изучение содержания учебного материала начальной военной подготовки. Темы занятий по тактической подготовке направлены на изучение основ общевойскового боя, обучение действиям в бою, приобретение навыков применении оружия и гранат для уничтожения живой силы и боевых машин противника. В ходе занятий обучаемые получают прочные навыки по технике применения оружия и ручных осколочных гранат. Для практических занятий по тактической подготовке необходимо предусмотреть наличие макетов винтовок, учебных автоматов (пулеметов), а также сумок для учебных гранат (болванок). Учащиеся должны быть одеты так, чтобы могли совершать практические приемы и действия на местности.

Основное внимание при проведении занятий по огневой подготовке должно быть обращено на меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. В ходе занятий обучаемые изучают основы устройства стрелкового оружия, порядок их подготовки к стрельбе и правила стрельбы, порядок сбережения и хранения.

Занятия по строевой подготовке проводятся на специальной площадке (на плацу). При проведении практических занятий особое внимание обращается на методику обучения учащихся: показ строевого приема преподавателем — организатором в целом и по элементам разучиваемых строевых приемов и тренировка обучаемых.

Привитие навыков к обучаемым в выполнении элементов строевой подготовки должно продолжаться и на занятиях по другим предметам, а также на мероприятиях внеклассной работы по начальной военной подготовке.

Занятия по военной топографии — предусматривают обучение учащихся к ориентированию на незнакомой местности без карты, определению на ней своего местоположения и выбору маршрута движения к цели по заданному азимуту с помощью компаса.

Занятия по гражданской обороне и основам медицинских знаний знакомят обучаемых с мероприятиями, осуществляемыми в мирное и военное время по защите населения Республики Казахстан от последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и применения противником современных средств поражения. Кроме того, с правилами проведения спасательных и других неотложных аварийно — восстановительных работ в районах возникновения чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, а также способами и приемами оказания первой медицинской помощи людям, получившим ранения и травмы.

Планирование начальной военной подготовки осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Программы. Оно должно быть направлено на качественную подготовку юношей и девушек к службе в Вооруженных Силах Республики Казахстан, обеспечить полное выполнение объема программы, комплексное изучение всех ее разделов в тесной связи с другими школьными предметами.

В каждом учебном заведении разрабатываются понедельный план прохождения начальной военной подготовки на весь учебный год. Занятия по начальной военной подготовке включаются в общее расписание и проводятся по классам и учебным группам. Классы и учебные группы именуются взводами и делятся на три отделения. Из числа лучших учащихся приказом директора учебного заведения в каждом классе или учебной группе назначаются командиры взводов и отделений.

Занятия по начальной военной подготовке начинаются с построения учебного взвода в двухшереножном строю и доклада о готовности к занятиям.

На занятиях до начальной военной подготовке взаимоотношения между учащимися и преподавателем-организатором начальной военной подготовки строятся в соответствии с требованиями уставов Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Учащиеся обязаны приходить на занятия подготовленными и аккуратно одетыми. Преподаватель-организатор начальной военной подготовки предварительно до начала занятий, должен довести до личного состава взвода или учебной группы форму одежды.

В общеобразовательных школах создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база НВП, которая включает:

  • учебный кабинет (класс) начальной военной подготовки;
  • комнату для хранения специального имущества по начальной
    военной подготовке, обеспечению безопасности жизнедеятельности,
    гражданской обороне;
  • площадку для занятий по строевой подготовке;

— место для практического изучения обязанностей дневального и

часового, учебный городок для занятий по тактической подготовке и
изучению приемов и правил стрельбы (стрелковый тир);

— учебно-наглядные пособия и технические средства обучения.

Обеспечение учебных заведений учебным оружием, военно-техническим имуществом и пособиями осуществляется по табелям, разработанным и утвержденным Министерством обороны Республики Казахстан, Министерством образования и науки Республики Казахстан, Министерством здравоохранения Республики Казахстан и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

^ ПЛАНИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

Программа по предмету «Начальная военная подготовка»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ИМ.Ы.АЛТЫНСАРИНА

по предметам образовательной области «Физическая культура»

уровня общего среднего образования

(10-11 классы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений)

Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года

Учебные программы по предметам образовательной области «Физическая культура» для 10–11 классов общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений общеобразовательной школы. – Астана, 2013. – 15 стр.

образования им.Ы.Алтынсарина, 2013

Учебная программа по предмету

«Начальная военная подготовка»

(общественно-гуманитарное и естественно-математического направлении)

1. Пояснительная записка

1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.

2. Основанием для организации и проведения начальной военной подготовки молодежи в организациях образования Республики Казахстан являются:

1 ) Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих» от 16 февраля 2012 года ;

2) Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 февраля 2013 года № 118 « Об утверждении Правил подготовки граждан к воинской службе, организации и проведения, а также формирования учебно-материальной базы по начальной военной подготовке».

3. Начальная военная подготовка осуществляется как на теоретических, так и на практических занятиях:

1) теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала, технических средств и инновационных методов обучения;

2) практические занятия направлены на закрепление изучаемого материала с использованием вооружения и военно-технического имущества, приборов и другого оборудования.

4. Содержание и структура учебной программы включает вводное занятие, главы по основам военного дела, гражданской обороне и медицинских знаний.

5. В каждом учебном заведений разрабатывается календарно-тематический план прохождения начальной военной подготовки на весь учебный год.

6. В каждом учебном заведений независимо от типов и форм собственности создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база по НВП, которая включает:

1) оборудованный в соответствии с табелем обеспечения, наглядными пособиями, стендами и оснащенный техническими средствами обучения учебный кабинет по НВП;

2) комнату для хранения специального имущества по начальной военной подготовке, основам безопасности жизнедеятельности и гражданской обороне;

3) площадку для занятий по строевой подготовке;

4) место для практического изучения обязанностей дневального по роте;

5) место для изучения обязанностей часового;

6) тактическое поле;

7) полосу препятствий;

8) стрелковый тир;

9) уголок боевой, трудовой славы.

7. Обеспечение учебных заведений макетами вооружения и других военно-технических средств, учебными пособиями осуществляется за счет средств учебных заведений.

8. Всего предусмотрено 68 учебных часов, в 10 классе 34 учебных часов в год и в 11 классе 34 учебных часов, а также 30 часов отводятся на учебно-полевые сборы.

9. В 10 классе с целью привития и совершенствования практических навыков и умений обучаемых, а также проявления интереса к изучению военного дела в конце учебного года с юношами проводятся пятидневные учебно-полевые сборы (УПС) в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях (ОСОЛ), на базах воинских частей (по согласованию с командованиями в/ч) в объеме 30 часов.

10. Учебно-полевые сборы являются обязательным этапом программы прохождения курса начальной военной подготовки, организуются местными исполнительными органами и обеспечиваются за счет вариативных часов, предусмотренных в организациях образования.

11. В 11 классе с целью оценки выполнения нормативов и практических упражнений на завершающем этапе предусматривается время в объеме 4 часов для контрольно-проверочных занятий (зачетов).

12. При проведении вводного занятия особое внимание обращается на роль подготовки молодежи к военной службе и защите Республики Казахстан, на необходимость концентрации моральных, нравственных, психологических и физических сил для выполнения требований учебной программы начальной военной подготовки.

13. В процессе изучения основ военного дела преподаватель – организатор начальной военной подготовки решает одну из главных задач воспитания и обучения молодежи – формирование мировоззрения гражданственности у молодежи, убежденности в необходимости защиты суверенитета Республики Казахстан, сознательной готовности к ответственному отношению к военной службе.

14. На каждом занятии необходимо добиваться осмысления обучаемой молодежью роли и значения военной присяги, развивать здоровый интерес к Вооруженным Силам Республики Казахстан, их традициям, особенностям службы в видах и родах войск, к военной профессии, стимулировать стремление молодежи к получению военных знаний, а также разъяснять, что уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан – это свод законов, регламентирующий жизнь и быт Вооруженных Сил, а выполнение требований уставов – это обязанность каждого военнослужащего.

15. Тактическая подготовка является одним из основополагающих глав обучения, она обеспечивает комплексное изучение содержания учебного материала начальной военной подготовки:

1) в ходе занятий учащиеся получают прочные навыки по технике применения оружия и ручных осколочных гранат;

2) для практических занятий по тактической подготовке необходимо предусмотреть наличие макетов винтовок, учебных автоматов (пулеметов), а также сумок для учебных гранат (болванок);

16. Основное внимание при проведении занятий по огневой подготовке должно быть обращено на меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами:

1) в ходе занятий учащиеся изучают основы устройства стрелкового оружия, порядок их подготовки к стрельбе и правила стрельбы, порядок сбережения и хранения.

17. Занятия по строевой подготовке проводятся на специальной площадке (на плацу):

1) при проведении практических занятий особое внимание обращается на показ строевого приема преподавателем в целом и по элементам разучиваемых строевых приемов ;

2) тренировка учащиеся.

18. Занятия по военной топографии предусматривают:

1) в 10 классе обучение учащихся к ориентированию на незнакомой местности без карты, определению на ней своего местоположения и выбору маршрута движения к цели по заданному азимуту с помощью компаса и без него;

2) в 11 классе – занятия по гражданской обороне и основам медицинских знаний знакомят учащиеся с мероприятиями, осуществляемыми в мирное и военное время по защите населения Республики Казахстан от последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и применения противником современных средств поражения.

19. В процессе обучения осуществля ю тся межпредметн ые связ и :

1) «Казахский, русский языки»: пополнение словарного запаса терминами из области начальной военной подготовки;

2) «Физика»: использование знаний, полученных о понятиях «сопротивление воздуха», «масса тела», «неравномерное и равномерное скольжение», «мощность» и «сила»;

3) «Биология»: использование знаний о негативном влиянии курения и алкоголя на организм;

4) «Химия»: знание влияния токсических веществ на организм человека;

знание правил безопасного применения взрывчатых веществ, используемых в военном деле;

5) «Всемирная история, История Казахстана»: воспитание патриотизма; воспитание уважения к истории и культуре народов Казахстана;

знание об истории человечества как едином историческом процессе;

6) «Человек. Общество. Право»: знание законодательных основ государства, прав и обязанностей гражданина Казахстана;

7) «География»: знание сторон света, умение ориентироваться на местности по различным признакам, по топографической карте;

определение территории и границ Республики Казахстан на современном этапе;

8) «Физическая культура»: использование строевых упражнений; прохождение полос препятствий;

9) «Технология»: воспитание трудолюбия и способности к длительной трудовой деятельности.

2. Базовое содержание учебного предмета для 10 класса

20. Вводное занятие (1 час):

1) ц ели, задачи и содержание начальной военной подготовки , Законы Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», «О воинской обязанности и статусе военнослужащих», «О национальной безопасности», «О Гражданской обороне» и постановления Правительства Республики Казахстан;

2) п рава и обязанности учащихся.

21. Вооруженные силы на страже суверенитета Республики Казахстан (3 ч аса ) :

1) к онституционные основы Республики Казахстан, Конституция – основной закон Республики Казахстан, Вооруженные Силы в обществе и государстве (1 ч ас );

2) в ооруженные Силы Республики Казахстан в обеспечении безопасности государства, в ооруженные Силы Республики Казахстан — школа патриотизма и интернационализма , т ребования военной присяги к военнослужащим , с имволы Вооруженных Сил Республики Казахстан , Боевое знамя части (1 ч ас ) ;

3) в ооруженные Силы Республики Казахстан на современном этапе, их состав и назначение , в ысшие военные учебные заведения, их роль в подготовке военных кадров (1 ч ас ) .

22. Общевоинские уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан (5 часов):

1 ) о бщевоинские уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан», их значение в жизни и деятельности воинского коллектива , о бщие обязанности военнослужащих, воинские звания и знаки различия (1 ч ас ) ;

2) в оеннослужащие и взаимоотношения между ними, н ачальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности , п равила воинской вежливости и поведения военнослужащих , п риказ, порядок его отдачи и выполнения , о бращение к начальникам и старшим (1 ч ас ) ;

3) воинская дисциплина, ее сущность и значение, обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины, приказ командира — закон для подчиненных, поощрения, применяемые к солдатам, дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат (1 час);

4) назначение, состав, и вооружение суточного наряда роты, обязанности дневального по роте, оборудование и оснащение поста, на котором очередной дневальный выполняет свои обязанности, действия очередного дневального при прибытии прямых начальников, в случае поступления сигнала «Сбор», тревоги, и пожара, обязанности дневального свободной смены, порядок доклада дневального по телефону, действия дневального при прибытии в роту военнослужащих не своей роты, при выносе имущества из расположения роты (1 час);

5) назначение и задачи караульной службы, обязанности часового, пост, его оборудование и оснащение (1 час).

23. Тактическая подготовка (8 часов):

1) организация и боевые возможности мотострелкового отделения, штатное вооружение и боевая техника, боевые возможности отделения (1 час);

2) характеристика современного боя, средства поражения противника, условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач воинами и подразделениями (1 час);

3) боевой и походный порядок отделения, обеспечение боевых действий отделения (разведка, защита от оружия массового поражения, охранение, маскировка, инженерное, химическое, тыловое и техническое обеспечение), управление отделением, обязанности солдата в бою (1 час);

4) инженерные заграждения, основные противопехотные и противотанковые мины Вооруженных сил Республики Казахстан, их тактико-технические данные, общее устройство и принцип действия, места и порядок их установки, демаскирующие признаки (1 час);

5) способы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке, действия по вспышке ядерного взрыва (1 час).

6) солдат в наступлении, действия при подготовке к атаке и порядок движения в атаку из окопа, приемы уничтожения противника в ходе атаки (ручными гранатами, огнем в упор и в рукопашном бою) (1 час);

7) солдат в обороне, выбор и занятие огневой позиции (места для стрельбы) в обороне вне соприкосновения с противником, оборудование и маскировка окопа для стрельбы лежа (1 час);

8) солдат наблюдатель, требования, предъявляемые к выбору и оборудованию места для наблюдения, способы осмотра местности и обнаружения различных целей по демаскирующим признакам, порядок доклада о результатах наблюдения (1 час);

24. Огневая подготовка (8 часов):

1) а втомат и ручной пулемет Калашникова, н азначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы (1 ч ас ) ;

2 ) р азборка и сборка автомата (ручного пулемета) Калашникова, м еры безопасности при обращении с оружием и патронами , н еполная разборка и сборка автомата после неполной разборки (1 ч ас ) ;

3 ) н азначение, устройство частей и механизмов автомата (ручного пулемета) Калашникова (1 ч ас ) ;

4 ) п одготовка автомата (ручного пулемета) Калашникова к стрельбе, п ринадлежности к автомату , п орядок чистки и смазки автомата после стрельбы , х ранение автомата , о смотр и подготовка автомата и патронов к стрельбе , в озможные задержки при стрельбе и способы их устранения (1 ч ас ) ;

5) тренировка в разборке и сборке автомата (ручного пулемета) Калашникова и изучение положения частей и механизмов автомата до заряжания, работы механизмов автомата при заряжании и стрельбе (1 час);

6) тренировка в изготовке к стрельбе из автомата (ручного пулемета) Калашникова, снаряжение магазина патронами и укладывание его в сумку, изготовка к стрельбе лежа с упора (принятие положения для стрельбы и заряжание автомата), производство стрельбы (установка прицела и переводчика, прикладка, прицеливание, спуск курка и удержание автомата при стрельбе), прекращение стрельбы, разряжание и осмотр автомата после стрельбы (1 час);

7) н азначение, боевые свойства ручных осколочных гранат (РГД-5, РГН, Ф-1, РГО) , у стройство гранат и запалов , р абота частей и механизмов гранаты при броске , п одготовка гранаты к метанию(1 ч ас ) ;

8) метание ручных осколочных гранат на дальность и меткость (1 час).

25. Строевая подготовка (7 часов):

1) строи и их элементы, предварительная и исполнительная команды, обязанности солдата перед построением и в строю, ответ на приветствие на месте (1 час);

2) строевая стойка, выполнение команд «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головные уборы (головной убор) — СНЯТЬ», «Головные уборы (головной убор) — НАДЕТЬ» (1 час);

3) повороты на месте, перестроение из одной шеренги в две и обратно (1 час);

4) строевой шаг, повороты в движении (2 часа);

5) выполнение приемов воинского приветствия на месте и в движении, ответ на приветствие в движении (1 час);

6) выход из строя, подход к начальнику, возвращение в строй (1 час).

26. Военная топография (2 часа):

1) ориентирование на местности без карты, понятие об ориентировании, определение сторон горизонта по компасу, небесным светилам и местным предметам, доклад о своем местонахождении;

2) определение магнитного азимута, азимут и его определение, тренировка в определении сторон горизонта и направлений (азимутов) на местные предметы.

27. Примерное тематическое планирование учебного материала на учебный сбор.

28. Тактическая подготовка (16 часов):

1) вооружение и боевая техника воинской части (подразделения), их назначение, тактико-техническая характеристика, показ вооружения и боевой техники в действии (2 часа);

2) боевая характеристика танков и бронированных машин противника и их уязвимые места, боевые возможности вооружения отделения для уничтожения танков и бронированных машин противника, применение ручных противотанковых гранат для уничтожения танков и бронированных машин противника (1 час);

3) средства воздушного нападения иностранных армий, боевая характеристика и тактика действий боевых самолетов и вертолетов противника, их силуэты и опознавательные знаки, применение стрелкового вооружения для борьбы с низко летящими самолетами и вертолетами иностранных армий (1 час);

4) ознакомление с инженерным оборудованием позиции отделения и устройством окопов, траншей, щелей, ниш и минно-взрывных заграждений (1 час);

5) занятие огневой позиции (места для стрельбы) под огнем противника, самоокапывание и маскировка (2 часа);

6) выдвижение солдата в колонне при наступлении с ходу и занятие им места в боевом прядке отделения, преодоление заграждений по проходам и атака, приемы уничтожения противника в траншее огнем, гранатами, в рукопашном бою, овладение объектом атаки, действия на местности, зараженной радиоактивными (отравляющими) веществами в ходе наступления (3 часа);

7) занятие солдатом места на позиции отделения в обороне при отсутствии непосредственного соприкосновения с противником, действия при применении противником ядерного оружия, с началом огневой подготовки, по сигналам оповещения о воздушном противнике, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, отражение атак танков и пехоты противника с различных направлений, ведение огня по воздушным целям (2 часа);

8) солдат наблюдатель, выбор места для наблюдения, его оборудование и маскировка, обнаружение целей и доклад о результатах наблюдения, составление схемы местности и нанесение целей на схему (2 часа);

9) действия солдата, назначенного дозорным, движение дозорных и осмотр местности и местных предметов — оврага, леса, населенного пункта, моста, реки и т. д., доклад о результатах наблюдения, действия по сигналам оповещения о воздушном противнике и при ядерном взрыве (2 часа).

29. Огневая подготовка — 4 часа:

1) стрельба из пневматической винтовки, выполнение четвертого подготовительного упражнения (2 часа);

2) метание ручных осколочных и противотанковых гранат (2 часа).

30. Общевоинские уставы Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан — 4 часа:

1 ) и стория воинской части (подразделения) , р азмещение военнослужащих , к омната информационно-воспитательной работы , к омната для хранения оружия , у чебные городки, спортивная база, солдатская столовая (2 ч аса ) ;

2) положение оружия у часового на посту, порядок заряжания оружия, действия часового при приеме и сдаче поста, при возникновении на посту пожара и при нарушении порядка вблизи своего поста или на соседнем посту (1 час);

3) действия часового при нападении на пост, порядок применения оружия (1 час).

31. Строевая подготовка (4 часа):

1) строевые приемы и движение с оружием, выполнение приемов «Автомат на грудь», «На ремень», «Положить оружие», «К оружию», «В ружье» (1 час);

2) построение отделения в развернутый и походный строи, перестроение отделения из развернутого строя в походный и обратно, размыкание и смыкание отделения (1 час);

3) сигналы управления строем — «Внимание», «Сбор командиров», «Марш», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колону», «Все кругом», «Все направо (налево) » и др. (1 час);

4) действия военнослужащих у машин и на машинах, построение у машин, посадка и размещение, положение оружия при посадке, высадка из машин (1 час).

32. Военная топография (2 часа):

1) ориентирование на местности без карты, движение по азимутам.

3. Базовое содержание учебного предмета для 11 класса

33. Вооруженные силы на страже суверенитета Республики Казахстан (2 часа):

1) законодательные основы обеспечения военной безопасности государства (1 час);

2) история формирования боевых традиций Вооруженных Сил Республики Казахстан, цели и задачи подготовки офицерских кадров на современном этапе (1 час).

34. Строевая подготовка (3 часа):

1) строевой шаг, повороты в движении (2 часа);

2) выполнение приемов воинского приветствия на месте и в движении, ответ на приветствие в движении (1 час).

35. Основы безопасности жизнедеятельности (25 часов):

1) гражданская оборона — составная часть системы общегосударственных оборонных мероприятий и ее задачи, организационная структура гражданской обороны объекта хозяйствования (учебного заведения), невоенизированные формирования гражданской обороны, их назначение и оснащение (1 час);

2) ядерное оружие и его характеристика, виды ядерных взрывов, поражающие факторы ядерного взрыва (ударная волна, световое излучение, проникающая радиация, радиоактивное заражение и электромагнитный импульс) и способы защиты от них, особенности поражающего действия нейтронных боеприпасов (1 час);

3) очаг ядерного поражения, его характеристика, зоны разрушений в очаге ядерного поражения, их характеристика, зоны радиоактивного заражения на следе облака ядерного взрыва и уровни радиации в них, общее понятие о дозе облучения, уровне радиации, единицах их измерения (1 час);

4) химическое оружие, признаки его применения, краткая характеристика отравляющих веществ, их поражающие свойства и способы защиты от них, очаг химического поражения, первичная и вторичная зоны заражения (1 час);

5) бактериологическое (биологическое) оружие, его поражающее действие, признаки применения, краткая характеристика бактериальных средств, их поражающие действия и средства защиты от них, очаг бактериологического поражения, его характеристика, мероприятия, проводимые в очаге бактериологического поражения, карантин и обсервация (1 час);

6) общевойсковой противогаз, его назначение и устройство, особенности устройства противогазов ГП-5, ГП-4у, ПДФ–Ш, подбор шлема-маски (маски), проверка исправности, сборка и укладка противогаза, правила ношения противогаза и пользования им, приемы надевания противогаза на пораженного, пользование неисправным противогазом (1 час);

7) простейшие средства защиты органов дыхания, респиратор Р-2, правила пользования им, простейшие средства защиты органов дыхания (ватно-марлевая повязка, противо пыльная тканевая маска), их назначение, защитные свойства, порядок изготовления их, и пользование ими, аптечка индивидуальная и индивидуальный противохимический пакет, их назначение и порядок пользования ими (1 час);

8) простейшие средства защиты кожи (бытовая, производственная одежда и обувь), повышение их защитных свойств путем дополнительной герметизации и пропитки, общее знакомство с назначением специальной защитной одежды (легкий защитный костюм Л-1, защитная фильтрующая одежда, общевойсковой защитный комплект) и правила пользования ею (1 час);

9) выполнение нормативов № 1 – надевание противогаза, № 2 — надевание респиратора, № 3 – надевание противогаза на «пораженного», № 4 — изготовление и надевание ватно-марлевой повязки, надевание общевойскового защитного комплекта (1 час);

10) средства коллективной защиты — убежища и противорадиационные укрытия, их защитные свойства, общее устройство и внутреннее оборудование помещений, размещение и правила поведения в убежище, приспособление заглубленных и наземных помещений под противорадиационные укрытия, заполнение убежища (укрытия), выход, укрываемых из убежища (укрытия) по сигналу и при завале основного входа, укрытия простейшего типа, перекрытия щель, ее назначение и защитные свойства (1 час);

11) способы и порядок проведения эвакуации и рассредоточения, обязанности эвакуируемых, их экипировка, необходимые личные вещи, документы и продукты питания, правила поведения на сборном эвакопункте, в пути следования и по прибытии на место размещения (1 час);

12) сигналы оповещения гражданской обороны и порядок действия по ним, правила поведения населения в зонах радиоактивного и химического заражения (использование средств коллективной и индивидуальной защиты, применение медицинских средств индивидуальной защиты, применение радиозащитных средств из аптечки индивидуальной — АИ) (1 час);

13) задачи, решаемые при проведении спасательных работ в очаге ядерного поражения, их краткая характеристика, силы и средства, привлекаемые для проведения спасательных работ, задачи, решаемые при проведении неотложных аварийно — восстановительных работ в очаге ядерного поражения (1 час);

14) приемы и способы выполнения спасательных работ — разведка маршрутов движения и участков (объектов) работ, расчистка проходов и проездов в завалах, локализация и тушение пожаров, розыск и спасение пострадавших, вскрытие заваленных защитных сооружений и извлечение пострадавших, подача воздуха в заваленные защитные сооружения, оказание пострадавшим первой медицинской помощи, вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы (1 час);

15) санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация и дезинфекция одежды, обуви, средств защиты, оружия и техники, частичная и полная санитарная обработка людей, порядок проведения частичной санитарной обработки, дезактивация, дегазация и дезинфекция; вещества и растворы, применяемые для их проведения, способы частичной дезактивации, дегазации и дезинфекции одежды, обуви средств защиты, оружия и техники (1 час);

16) приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля, основы ионизационного метода обнаружения радиоактивных веществ и их излучений, измеритель мощности дозы (радиометр — рентгенометр) ДП – 5В, его назначение, тактико-технические данные и устройство, подготовка к работе, измерение уровней радиации на местности и радиоактивного заражения различных поверхностей и воды, уход за прибором, приборы контроля радиоактивного облучения ДП-22В (индивидуальные дозиметры), назначение, устройство, подготовка к работе, измерение дозы облучения, коллективный и индивидуальный контроль облучения (1 час);

17) назначение, устройство войскового прибора химической разведки (ВПХР), порядок определения ОВ в воздухе, на местности, вооружении в опасных и безопасных концентрациях, определение ОВ в воздухе при низких температурах, организация химического контроля, уход за прибором (1 час);

18) разведка, ее задачи, требования, предъявляемые к разведке, способы ее ведения, пост радиационного и химического наблюдения, его предназначение и состав, оборудование и оснащение, порядок ведения наблюдения при применении противником ядерного оружия действия при обнаружении радиоактивного и химического заражения, подача сигналов и доклад о результатах наблюдения, ведение журнала наблюдения (1 час);

19) стихийные бедствия, их характеристика и возможные последствия, порядок оповещения населения о стихийных бедствиях и правила поведения населения при стихийных бедствиях, участие населения в ликвидации последствий стихийных бедствий и проведении спасательных работ, соблюдение общественного порядка и охрана частного и государственного имущества (1 час);

20) понятие о ранах и их осложнениях, виды кровотечений и их характеристика, причины ожогов и их степень тяжести, причины возникновения шока, первая медицинская помощь при ранениях и кровотечении, понятие об асептике и антисептике (1 час);

21) материалы, используемые для наложения жгута, ошибки, которые не следует допускать при наложении жгута, способы остановки венозных и капиллярных кровотечений, виды повязок, основные типы бинтовых повязок, укрепляющие повязки, правила наложения давящей повязки (1 час);

22) правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности (1 час);

23) оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, характеристика ранения в грудную клетку, оказание первой медицинской помощи раненым в грудную клетку и живот (1 час);

24) понятие о переломах костей и их признаки, ушибы, вывихи, растяжение связок, их признаки, основные положения наложения шины, способы оказания первой медицинской помощи при переломах костей черепа, ключицы, рёбер, позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей с использованием табельных и подручных средств (1 час);

25) профилактика обморожений и первая медицинская помощь при них, понятие о солнечном и тепловом ударах, их профилактика и первая медицинская помощь при них, первая медицинская помощь при электротравме, и меры безопасности при ее оказании, способы искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца (1 час).

4. Требования к уровню подготовки учащихся

36. Уровень подготовки оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.

37. Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.

38. Учащиеся 10 класса должны знать:

1) место и роль Вооруженных Сил Республики Казахстан в обеспечении национальной безопасности;

2) символы Вооруженных Сил Республики Казахстан и значение боевого знамени воинской части;

3) виды и рода войск Вооруженных Сил Республики Казахстан, воинские звания офицерского и сержантского состава;

4) конституционные и законодательные права и обязанности граждан Республики Казахстан по защите суверенитета и территориальной целостности государства;

5) назначение уставов Вооруженных Сил Республики Казахстан;

6) особенности и общее содержание требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил;

7) особенности и общее содержание требований устава внутренней службы Вооруженных Сил;

8) особенности и общее содержание требований строевого устава Вооруженных Сил;

9) общую характеристику современного боя;

10) виды боя и их характеристику;

11) организацию мотострелкового отделения и его вооружение;

12) назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата (пулемета);

13) меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

14) определения «строй» и «элементы строя»;

15) команды для построения и движения строя, относительную разницу между предварительным и исполнительным командами;

16) приемы выполнения движения строевым и походным шагом, повороты на месте и в движении;

17) команды и порядок построения отделения в одну и в две шеренги, а также перестроение одношереножного строя в двухшереножный и обратно;

18) команды и действия при выполнении выхода из строя и возвращение в строй;

19) общие понятия об ориентирах и ориентировании на местности;

20) устройства компаса Адрианова;

21) понятия об азимутах: истинный азимут – А, магнитный азимут – мА, магнитное склонение – δ;

22) способы определения сторон горизонта по компасу;

23) сущность движения по магнитному азимуту.

39. Учащиеся 10 класса должны уметь:

1) составлять карточки огня отделения;

2) передвигаться под огнем противника по любой местности;

3) преодолевать препятствия (заграждения);

4) выбирать место для наблюдения и стрельбы, а также самоокапываться в бою;

5) действовать по сигналам «Радиационная опасность!», «Химическая тревога!», «Воздух!», «Отделение к бою!»;

6) выполнить неполную разборку и сборку автомата (пулемета);

7) проверить исправность автомата (пулемета), его чистоту, смазку и готовность к стрельбе;

8) устранять задержки, возникшие при стрельбе из автомата (пулемета);

9) принимать строевую стойку, выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!»;

10) выполнять движение строевым и походным шагом, повороты на месте и в движении;

11) выполнять движение выход из строя и возвращение в строй;

12) выполнять воинское приветствие на месте и движении в головном уборе и без него;

13) ориентироваться на местности;

14) определять направление магнитного азимута на ориентиры по компасу;

15) двигаться на местности по магнитным азимутам.

40. Учащиеся 11 класса должны знать:

1) правовые основы прохождения военной службы;

2) подготовку призывников и допризывников к военной службе;

3) о подготовке по военным специальностям;

4) повороты в движении

5) строевая стойка с оружием;

6) действие солдат у машин и на машинах;

7)сигналы для управления строем и машиной: рукой, флажками и фонарями;

8) приборы радиационной и химической разведки;

9) действия разведчика в составе поста радиационного и химического наблюдения;

10) характеристику основных групп инфекционных болезней;

11) о карантине и обсервации в очагах биологического заражения;

12) меры воздействия на кровообращение с использованием горчичника;

13) основные способы бинтовых повязок;

14) правила наложения укрепляющих и давящих повязок;

15) особенности наложения повязок при проникающих ранениях черепа, груди и живота;

16) способы искусственной вентиляции легких («рот в рот», «изо рта в нос», по Сильвестру, по Каллистову).

41. Учащиеся 11 класса должны уметь:

1) выполнять команды при действиях у машин на машинах;

2) выполнять приемы с оружием;

3) выполнять повороты в движении;

4) управлять строем и машиной с помощью сигналов;

5) работать приборами радиационной и химической разведки;

6) ухаживать за больным;

7) определять артериальное давление;

8) проводить непрямой (закрытый) массаж сердца и искусственную вентиляцию легких;

9) оказывать ПМП при открытых и закрытых переломах наложением шины;

10) оказывать ПМП при переломах костей черепа, ключицы, ребер, позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей (с использованием табельных и подручных средств иммобилизации);

11) наложить повязку на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности;

12) оказывать ПМП при различных несчастных случаях: обморожении, солнечном и тепловом ударе, электрической травме, утоплении.

42. Л ичностны е результат ы, у чащиеся должны проявлять:

1) уважени е к Конституции Республики Казахстан, к закону и правопорядку ;

2) активн ую гражданск ую позици ю , высоки е патриотически е чувств а , готовност ь к служению своей Родине и защите ее интересов ;

3) владени е государственным и родным языками, уважени е к истории, культуре и традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана ;

4) навыки сохранения своей безопасности и безопасности окружающих людей;

5) уважени е к старшему поколению и забот у о младших, доброт у и чуткост ь к другим .

43. С истемно-деятельностны е результат ы, у чащиеся должны применять :

1) систем у знаний по основам наук и сферам применения научных достижений для прогресса человеческого общества ;

2) уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;

3) метод ы познания, конструирования и исследования, творческого применения ;

4) современны е информационно — коммуникационные технологи и.

Еще по теме:

  • Военный комиссариат истра Военный Комиссариат Города Истра и Истринского района Московской области информация актуальна на 28.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы […]
  • Внесение изменений в трудовой договор в связи с переименованием организации Как внести в трудовой договор изменение адреса организации? Вопрос-ответ по теме скажите, пожалуйста, как правильно внести изменения адреса организации в трудовой договор (в пункт […]
  • Воинская часть лесное Войсковая Часть 40274 информация актуальна на 28.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж […]
  • Воинская часть 86655 и информация актуальна на 29.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Арбитраж Связи Выписка из ЕГРЮЛ […]
  • Выплата пособия по уходу за ребенком рб Детское пособие и пособие по уходу за ребенком в Беларуси: какие выплаты положены родителям Основные моменты о детских пособиях в Беларуси: какие выплаты положены родителям в связи с […]
  • Ст 144 ч коап Конференция ЮрКлуба Ст. 14.1 ч. 3 КоАП РФ Eisenfaust 02 Фев 2009 Наверняка обсуждалось на форуме ("Поиск" смотрел), но наблюдение за административной практикой моего Управления и работой […]