Приемная семья как форма устройства детей презентация

Оглавление:

Приемная семья, как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей МОУ «Новобытовская СШ» Шайкина Л.А. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемПётр Щербатов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Приемная семья, как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей МОУ «Новобытовская СШ» Шайкина Л.А.» — Транскрипт:

1 Приемная семья, как форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей МОУ «Новобытовская СШ» Шайкина Л.А.

2 Цель работы — исследование правовой основы приемной семьи. Задачи работы: 1. понятие приемная семья; 2. условия и порядок передачи детей в приемную семью; 3. права и обязанности приемных родителей и детей.

3 формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей усыновление (удочерение) детей СК РФ Раздел VІ Глава 19, опека и попечительство над детьми СК РФ Раздел VІ Глава 20, приемная семья СК РФ Раздел VІ Глава 21.

4 Понятие приемная семья Приемная семья – это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства.

5 Граждане, желающие взять ребенка на воспитание, именуются приемными родителями, ребенок, передаваемый на воспитание, – приемным ребенком, а такая семья – приемной семьей. На воспитание в приемную семью передается ребенок или дети, оставшийся без попечения родителей дети — сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно- профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.

6 Условия и порядок передачи детей в приемную семью Лица, желающие взять ребенка или нескольких детей на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

7 Договор о передаче ребенка в приемную семью должен содержать: условия воспитания, содержания и образования ребенка; срок, на который ребенок передается в приемную семью; основания и последствия прекращения договора. права и обязанности приемных родителей; обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье.

8 Права и обязанности приемных родителей и детей. Приемные родители в отношении детей, переданных им на воспитание, наделяются правами и обязанностями опекунов или попечителей (ст. 148 и СК РФ).

9 Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей для некоторых детей может стать единственной возможностью обрести семью, дом.

Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Текст работы

Приемная семья как одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей

ГЛАВА 1. История становления и развития системы приемной семьи в России

.1 Становление института приемной семьи в России

.2 Предпосылки появления института приемной семьи

ГЛАВА 2. Особенности современного правового регулирования института приемной семьи

.1 Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

.2 Порядок образования приемной семьи и содержание ребенка, переданного в приемную семью

.3 Особенности договора о передаче ребенка на воспитание в семью

ГЛАВА 3. Проблемы правового регулирования института приемной семьи

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Рисунок А.1 — Варианты попечения детей-сирот

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современной России необходимо создать условия для нормального функционирования института семьи. Необходимо свести на нет нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме. В масштабах России, а не только отдельно взятого субъекта, необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его кровных родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах. Необходимо создать механизм социального сопровождения как кровных, так и замещающих семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тем самым сводя к минимуму случаи устройства детей в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие расторжения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, отмены усыновления.

Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. МУОО администрации ГО «Город Волжск» Проект ИСО Информационные технологии. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmrcpk.marsu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. МУОО администрации ГО «Город Волжск» Проект ИСО Информационные технологии.» — Транскрипт:

1 Основные виды устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. МУОО администрации ГО «Город Волжск» Проект ИСО Информационные технологии в управлении образованием Ершова Нина Георгиевна Инспектор МУОО

2 Аннотация Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими и прочее. Дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с отсутствием или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими и прочее. Ребёнок, признанный по закону социальной сиротой, нуждается в устройстве Ребёнок, признанный по закону социальной сиротой, нуждается в устройстве Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения можно разделить на 3 категории. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения можно разделить на 3 категории.

3 Содержание Семейная форма устройства Семейная форма устройства Семейная форма устройства Семейная форма устройства Государственная форма устройства Государственная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Государственно-общественная форма устройства Об авторе Об авторе Об авторе Об авторе

4 Семейный вид устройства, детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Усыновление (удочерение) Усыновление (удочерение) Опека (попечительство) Опека (попечительство)

5 Усыновление (удочерение) Является приоритетной формой устройства. Является приоритетной формой устройства. Производится судом. Ребёнок, обретая статус родного, получает все его права и обязанности. Производится судом. Ребёнок, обретая статус родного, получает все его права и обязанности. Допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение и только в их интересах. Допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение и только в их интересах.

6 Усыновление (удочерение) Усыновление детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представляется возможным передать этих детей в семьи граждан РФ. Усыновление детей иностранными гражданами допускается в случаях, если не представляется возможным передать этих детей в семьи граждан РФ. Усыновление братьев и сестёр разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Усыновление братьев и сестёр разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

7 Опека и попечительство: Устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания, а также для защиты их прав и интересов Устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания, а также для защиты их прав и интересов Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Является наиболее распространённой формой устройства. Является наиболее распространённой формой устройства.

8 Опека и попечительство: Опекуны и попечители – представители интересов своего подопечного, могут обращаться в любую инстанцию для его защиты. Опекуны и попечители – представители интересов своего подопечного, могут обращаться в любую инстанцию для его защиты. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун вправе требовать по суду возврата своего опекаемого. В случае удержания подопечного другими лицами, в том числе его родственниками, опекун вправе требовать по суду возврата своего опекаемого.

9 Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Дом ребёнка — учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям, оставшихся без попечения родителей и подкинутых в возрасте до 3 лет. Дом ребёнка — учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям, оставшихся без попечения родителей и подкинутых в возрасте до 3 лет.

10 Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Школа-интернат – государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11 Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечиваются содержанием дети от 3 до 18 лет, лишившиеся родительского попечения. Бывают двух типов – для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и школьного от 7 до 18 лет Детский дом – государственное образовательно-воспитательное учреждение, в котором обеспечиваются содержанием дети от 3 до 18 лет, лишившиеся родительского попечения. Бывают двух типов – для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет и школьного от 7 до 18 лет

12 Государственная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приюты – государственные специальные учреждения социальной защиты населения, новая форма помощи детям, оказавшихся в трудной ситуации. Учреждения временного пребывания ребёнка. Главная задача – оказание детям психолого-педагогической поддержки и определение дальнейшей судьбы ребенка. Приюты – государственные специальные учреждения социальной защиты населения, новая форма помощи детям, оказавшихся в трудной ситуации. Учреждения временного пребывания ребёнка. Главная задача – оказание детям психолого-педагогической поддержки и определение дальнейшей судьбы ребенка.

13 Государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приёмная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приёмными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

14 Государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Патронатное воспитание – форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах и школах- интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Патронатное воспитание – форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских домах и школах- интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15 Об авторе ЕршоваНинаГеоргиевна Инспектор по защите прав несовершеннолетних МУОО

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПРИЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ

Приемная семья как форма семейного устройства детей, оставшихся без родительской опеки

На сегодня семья, как социальный институт воспитания и развития детей, при определенных жизненных обстоятельствах остались без родительской опеки, заняла видное место в государственной системе защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. По данным Государственного комитета статистики по состоянию на конец 2012 года в Украине функционировало 3856 приемных семей, в которых воспитывалось 6819 приемных детей. Для сравнения, на конец 2005 года таких семей было только 180 и в них воспитывалось 288 детей-воспитанников.

Создание в Украине приемных семей как семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, началось в 1998 году. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины №1713 от 15.09.1999 года, в г.. Киеве и четырех регионах Украины (Запорожской, Одесской, Харьковской, АР Крым) развернулся эксперимент по созданию приемных семей, который подтвердил жизнедеятельность и положительные моменты альтернативной формы устройства детей- сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. В ходе эксперимента было установлено, что семья позволяет обеспечить надлежащие условия для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, а также позволяет решать вопросы временного устройства судьбы ребенка, родители которого при определенных обстоятельствах (болезнь, осуждение) определенный промежуток времени не могут заниматься воспитанием. В таком случае ребенок устраивается в приемную семью на тот срок, пока семья не справится с проблемами, которые создают препятствия и не позволяют биологическим родителям заниматься ребенком, обеспечивать необходимый уровень его жизни и воспитания.

В отечественной науке особое внимание термина «семья» уделяли исследователи этой проблемы: В.Гопанчук, Л.Дробот, Б.Кобзар, Н.Комарова, А.Капська, И.Пеша, Яременко и др. Раскрывая суть указанного срока, ученые отмечают, что оно содержит двойное значение: 1) ребенок, принятой в семью на короткий срок в связи с осложнениями в ее родной семьи (больные родители, неспособность родителей содержать всех детей), или 2) ребенок, принятая в семью до его совершеннолетия.

Нормативное определение термина «семья» сформулировано Семейным кодексом Украины — это семья, которая добровольно взяла на воспитание и совместное проживание от одного до четырех детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Функционирования приемных семей регулируется Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины №565 от 26 апреля 2002

По определениям Н.М.Комаровои, И.В.Пеши, семья — это семья, которая добровольно взяла из учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, от 1-го до 4-х детей на воспитание и совместное проживание [43, с. 8]. Целью создания приемных семей является обеспечение надлежащих условий для воспитания в семейном окружении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Приемные дети устраиваются в семью до достижения восемнадцатилетнего возраста или до окончания обучения в профессионально-технических или высших учебных заведениях, но не позднее достижения ими 23-летнего возраста [24].

Семья обеспечивает социальную защиту, защиту имущественных и жилищных прав ребенка, уход, воспитание, коррекцию и компенсацию развития, решения медицинских проблем, преодоление психологических травм, удовлетворения ежедневных потребностей ребенка, оставшегося без попечения родителей. Во время пребывания ребенка в приемной семье государство выполняет функции опекуна через социальных работников и работников служб по делам детей. Государство не только финансирует, но и контролирует содержание и воспитание ребенка в приемной семье, оказывает помощь в ее развитие, социализацию, организует социальное сопровождение приемной семьи и ребенка.

Характеризуя категорию приемной семьи, следует отметить, что в ней сочетаются три основные функции. Первая — это реабилитационная, которая помогает ребенку восстановить или улучшить психическое и физическое состояние; вторая — адаптационная функция, способствует вхождению ребенка в новую семью, новый микроклимат; третья — воспитательная, которая позволяет ребенку стать социальной личностью.

Социально-психологические аспекты функционирования приемных семей особенные. С одной стороны, они представлены всем спектром проблем обычной многодетной семьи, а с другой — перед такой семьей возникают дополнительные задачи по осуществлению коррекции и компенсации недостатков развития, отставание и запущенности здоровья, а также по преодолению последствий психологических травм . Эту проблему рассматривали и исследовали украинские ученые как социально-педагогического, так и психологического направления (Г.М.Бевз, Л.С.Волинець, И.Д.Зверева, Г.М.Лактионова, Яременко), а также зарубежные ученые: А.И.Довгалевська, Н.К.Иванова, В.М.Ослон, А.Холмогорова.

Институт приемной семьи должен предусмотреть не только воспитание ребенка до совершеннолетия, но и осуществления временной опеки над ней (на короткий, оговоренный срок — от нескольких недель до совершеннолетия ребенка или на время пребывания ее кровных родителей в заключении или на лечении). Именно этим можно обеспечить социальную защиту ребенка, временно лишенного родительской опеки, и его прав.

Долгосрочные приемные семьи создаются, как правило, для детей, которые не имеют возможности вернуться к кровной семьи: родители умерли, неизвестно, где находятся или вообще неизвестны, или лишены родительских прав и не принимают меры к их обновления, отбывающих наказание и будут уволены после достижения ребенком совершеннолетия и тому подобное.

Во многих странах мира действуют краткосрочные приемные семьи. Часто они специализированы: для детей с девиантным поведением, для детей, переживших издевательства и насилие, для детей, которые потеряли элементарные навыки жизни в социуме и тому подобное. Обычные же краткосрочные приемные семьи выполняют там функции, которые у нас в государстве возложена на приюты для несовершеннолетних: предоставить ребенку, который остался без родительской опеки, «скорую социальную помощь», особенно тогда, когда необходимо как можно быстрее удалить ребенка из агрессивного асоциального окружения .

В Украине начат эксперимент по внедрению приемных семей срочного устройства, которые принимают детей на определенный срок, пока решаются вопросы дальнейшего постоянного устройства, оформление статуса ребенка и тому подобное.

Первую приемную семью срочного устройства создана в г.. Бровары при поддержке Международной благотворительной организации «Партнерство» Каждому ребенку «. Решение о создании такой семьи является городской инициативой: положение о приемной семье срочного устройства принято на уровне решения городского совета на основании Закона «О местном самоуправлении». в городском бюджете предусмотрены деньги на ее функционирование. приемная семья временного устройства в г. Белая Церковь. оформлена как обычная семья, в настоящее время находится на финансировании МБО «Партнерство» Каждому ребенку «.

Идея на уровне эксперимента введена, однако отсутствует законодательное обеспечение функционирования таких семей. В настоящее время нельзя говорить о создании системы приемной семьи срочного устройства, поскольку это будет нарушением действующего законодательства.

Особенностью приемной семьи как формы семейного устройства детей, оставшихся без родительской опеки, является то, что:

— Ребенок, который воспитывается в приемной семье не лишается статуса ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, за ней остаются все льготы, предусмотренные законодательством для таких категорий детей;

— Кандидаты в приемные родители обязательно проходят курс подготовки, рассчитанный на осмысление родителями проблем, связанных с приходом в семью нового питомца, освоения социального статуса — воспитателя приемного ребенка;

— Приемные родители в решении проблем приемного ребенка сотрудничают с социальным работником, осуществляющим социальное сопровождение приемной семьи; социальный работник выступает посредником между приемной семьей и государственными структурами, которые занимаются проблемами детей;

— Содержание приемного ребенка в семье финансируется государством, одному из приемных родителей выплачивается денежное обеспечение;

— Семья получает статус приемной на основании решения местного органа исполнительной власти, между приемными родителями и органом, который принимает решение о создании приемной семьи, заключается договор об устройстве детей на воспитание и совместное проживание, определяющий права и обязанности обеих сторон;

— Контроль за функционированием приемной семьи осуществляет служба по делам детей.

Принципиальное отличие приемных семей от имеющихся в Украине других форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, заключается в том, что семья является формой государственной опеки над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, когда часть функций — материальное обеспечение содержания детей, оплату труда приемным родителям, методическую подготовку приемных родителей и помощь в воспитании сироты, а также контроль за содержанием и воспитанием ребенка — государство оставляет за собой. Основная цель приемной семьи — временное содержание и воспитание ребенка, который приходит в семью из детского институционального учреждения, из кризисной семьи, из приюта или медицинского учреждения.

По особенностям воспитания и педагогическим потенциалом семья имеет особые преимущества перед другими социальными институтами. Прежде всего, имеется в виду: естественность процесса воспитания; эмоциональный контакт ребенка с приемными родителями, основанный на доверии детей до взрослых членов семьи; воспитание в семейном окружении способствует постепенному привлечению ребенка к социальной жизни.

Социально-педагогическая роль приемной семьи обусловила достаточно четкие и жесткие правила их создания. Планирование, набор кандидатов и оценка их пригодности является достаточно сложным процессом, что методическое и нормативное обоснование. Важной организационно-педагогическим условием успешного функционирования приемной семьи и обеспечение оптимизации социализирующую процесса в такой семье является отбор кандидатов в приемные родители. Несмотря на то, что приемные родители должны, по мнению психологов, выполнять четыре основные функции (источник эмоционального тепла и поддержки; пример для подражания; друг, советчик и партнер), то процесс отбора кандидатов является чрезвычайно требовательным.

Одним из важных моментов, необходимо учитывать кандидатам на создание приемной семьи — это необходимость поддерживать контакты с биологическими родителями и родственниками ребенка, приходит на воспитание. Основное условие таких контактов — они не должны идти вопреки интересам ребенка, негативно влиять на ее развитие и жизнь в приемной семье. Приемные родители в процессе подготовки рассматривают необходимость сохранения таких контактов, прежде всего, исходя из учета интересов приемного ребенка, рассматривая их как дополнительную гарантию социальной поддержки питомца в дальнейшей жизни.

Значительное влияние на становление личности ребенка в приемной семье имеет такой социально-педагогический фактор, как общение и отношения родных и приемных детей.

Воспитательный процесс в приемной семье имеет определенные проблемы. Приемные дети, попадают в новую семью, требуют немало внимания приемных родителей, особенно в первые несколько месяцев пребывания в новой социально-педагогической среде. Такая ситуация иногда провоцирует проявление агрессивности, недоброжелательного отношения со стороны родных детей. Поэтому в ходе подготовки приемной семьи специалисты предусматривают возможные проблемы и готовят к таким проявлениям приемных родителей, которые должны быть способны заранее выявлять назревания конфликта и снимать негативизм в атмосфере семьи. В кризисных ситуациях приемные родители могут обратиться, в первую очередь, к специалистам: социального работника, осуществляющего социальное сопровождение приемной семьи, психолога центра социальных служб, других специалистов, по необходимости.

Семья отличается от усыновления и опеки (попечительства) наличием государственной социальной поддержки, реализуемой в форме социального сопровождения. Социальное сопровождение является формой государственной поддержки семьи в интересах ребенка. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в первую очередь, направлена на решение проблемных вопросов жизни и развития именно воспитанников. Однако, учитывая необходимость обеспечения нормальных условий семейного окружения детей, работа проводится и с родителями, и с биологическими детьми. Комплексность в социальной работе с такими семьями и определяется термином «социальное сопровождение приемных семей», в противоположность «социальной сопровождению приемного ребенка в семье».

Социальное сопровождение приемных семей предполагает, с одной стороны, контроль за условиями воспитания и содержания приемного ребенка в семье, с другой — оказание помощи в решении жизненных проблем (в частности, требующих юридического обоснования). Социальный работник, осуществляющий социальное сопровождение семьи, оказывает практическую помощь, осуществляет социальную опеку, выступает посредником между родителями и государственными структурами, призванными решать вопросы жизнеобеспечения приемных детей. Главным направлением работы социального работника является налаживание сотрудничества всех служб, защищающих права детей, с целью обеспечения наилучших условий их воспитания и развития в семьях [43].

Технология осуществления социального сопровождения регламентируется Порядком осуществления социального сопровождения приемных семей и детских домов семейного типа (Приказ Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта от 31 октября 2006). Социальное сопровождение приемных семей осуществляется центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи, предусматривает предоставление комплекса правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских и информационных услуг, направленных на создание надлежащих условий функционирования приемной семьи .

Еще одной социально-педагогическим условием эффективного функционирования приемной семьи как социализирующую института является налаживание взаимодействия с различными социальными институтами, общественными группами и объединениями. Одной из форм такой работы являются группы взаимопомощи приемных родителей, в состав которых могут входить как бывшие приемные родители, так и отдельные люди, которые хотят помочь приемными семьям. В частности, практика показала, что существование таких групп помогает приемным родителям избежать изоляции, предложить поддержку приемных детей со стороны сверстников из других семей, получение квалифицированной и своевременной помощи.

Какие существуют формы семейного устройства детей

Итак, вы решили взять в свою семью приемного ребенка. И, скорее всего, у вас есть смутное представление о том, как это можно сделать.

Итак, для начала, рассмотрим, какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей существуют в России. Их несколько:

• учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и т. д.).

Кроме того, законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в разных регионах России существуют такие инновационные формы устройства детей, как детские деревни «SOS», приходские детские дома, патронатные семьи, а также активно развивается такая форма реабилитации ребенка, как семейно-воспитательная группа.

То, какая форма устройства подходит для ребенка, во многом определяется его социально-правовым статусом. Например, усыновить можно ребенка, про родителей которого (или единственного родителя) точно известно, что они умерли, неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, дали согласие на усыновление либо по неуважительным причинам, не проживают более шести месяцев с ребенком. Если же, к примеру, ничто из вышеперечисленного не относится к родителям ребенка, его нельзя усыновлять, но можно, например, поместить под опеку (попечительство) до того момента, пока статус ребенка не прояснится.

Общепризнанный международный опыт показывает, что оптимальным для развития ребенка методом его жизнеустройства является семья. Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. Выпускники детских учреждений, как правило, совсем не подготовлены к жизни вне коллектива, у них не хватает необходимых знаний об устройстве общества, в котором им предстоит жить. Все это в полной мере можно получить только воспитываясь в условиях семьи, поэтому в настоящее время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат. Рассмотрим подробнее эти формы устройства ребенка.

    • усыновление
    • опека и попечительство
    • приемная семья
    • патронатное воспитание
    • семейно-воспитательная группа.

Усыновление

Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление — это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе РФ (статьи 124-144).

Согласно Семейному кодексу, усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

ü лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ü супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

ü лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

ü лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

ü бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

ü лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

ü лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);

ü лиц, не имеющих постоянного места жительства;

ü лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

ü лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;

ü лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам;

ü лиц, не прошедших подготовки (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10- летнего возраста, также должно быть рассмотрено с того момента, когда ребенок в состоянии его сформулировать и выразить.

Для передачи ребенка на усыновление в случаях, установленных законом, может потребоваться согласие его кровных родителей. Порядок изъявления родителями согласия регулируется статьей 129 Семейного кодекса РФ. При усыновлении ребенка несовершеннолетних родителей, не достигших возраста шестнадцати лет, необходимо также согласие их родителей или опекунов (попечителей), а при отсутствии родителей или опекунов (попечителей) — согласие органа опеки и попечительства.

Факт усыновления составляет семейную тайну усыновителя и усыновленного. Усыновитель сам устанавливает, раскрывать эту тайну, или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности. В течение трех лет после усыновления происходит постоянный контроль за проживание ребенка органом опеки и попечительства.

Опека и попечительство

Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство — принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов.. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над несовершеннолетними — от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество. Биологические родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка.

Опекун или попечитель назначается органом опеки или попечительства. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также желание самого ребенка. Опекун имеет все права и обязанности родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка, и ответственности за ребенка.

Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

В силу того, что опека и попечительство устанавливаются над детьми разных возрастов, опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершенны только лично и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель же, в отличие от опекуна, имеет права и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок. Кроме того есть еще несколько отличий правового характера, зафиксированных в Гражданском Кодексе РФ.

На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, в соответствии с региональным законодательством. Органы опеки осуществляют регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.

Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (это уже решает опекун или попечитель).

Для установления опеки или попечительства также необходимо согласие ребенка, если он достиг десятилетнего возраста.

Прекращение опеки происходит при достижении ребенком возраста 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, вступлении его в брак до 18 лет и в других случаях, например, в случае смерти опекуна или попечителя.

Приемная семья

Приёмная семья – форма воспитания ребёнка (детей) в семье у приемных родителей-воспитателей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки.

Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание). Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек.

Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Помещение ребенка, достигшего возраста 10 лет, в приемную семью осуществляется только с его согласия. Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

При принятии на воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя указывается о наличии у них необходимых для этого условий.

Приемному родителю ежемесячно выплачивается вознаграждение, а также денежные средства на содержание приемного ребенка, а время функционирования приемной семьи засчитывается в общий трудовой стаж. Средства, предусмотренные на вознаграждение приемным родителям, выплачиваются одному из приемных родителей, указанному в их совместном заявлении, с момента передачи ребенка (детей) на воспитание в приемную семью. В приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, в связи с отсутствием необходимого для этого у ребенка юридического статуса или если не удается найти ему опекунов или усыновителей.

Патронатное воспитание

Патронатное воспитание является новой формой семейного устройства детей, при которой права и обязанности по защите прав ребенка разграничены между таким патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства (или его уполномоченным учреждением). Эта форма устройства пока что не вошла в федеральное законодательство и регулируется законами ряда регионов. Так как в Астраханской области патронатное воспитание не выделяется законом в отдельную форму семейного устройства детей, то мы не будем на нем подробно останавливаться, рассмотрим лишь основные моменты.

Патронатное воспитание является более гибкой формой устройства детей и позволяет жить в семье ребенку любого возраста, как при наличии у него установленного статуса сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и непосредственно сразу после изъятия из семьи (вместо помещения его в приют).

В договоре, заключенным между органами опеки и попечительства и патронатным воспитателем, определяются права и обязанности, как семьи, так и учреждения. Наличие такого договора является юридической основой для профессионального сопровождения ребенка в течение всего времени его воспитания в семье. И ребенку и семье гарантированно предоставляется юридическая, социальная, психологическая и любая иная помощь — в зависимости от потребностей ребенка.

Семейно-воспитательная группа

Семейно-воспитательная группа (СВГ) является структурным подразделением приюта (реабилитационного уентра), которое обеспечивает условия семейного воспитания ребенка, а также является подготовительным этапом в оформлении таких форм семейного жизнеустройства ребенка, как опека, усыновление, приемная семья.

Помещение ребенка из учреждения в СВГ позволяет:

• провести социально-психологическую реабилитацию ребенка в условиях семьи, как наиболее благоприятных для полноценного воспитания ребенка, его физического, психического, интеллектуального развития;

• подготовить несовершеннолетнего к последующей передаче его на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство);

Ребенок, находящийся в СВГ, является воспитанником детского учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (приюта).

Воспитатель СВГ зачисляется в штат учреждения, ему выплачивается заработная.

СВГ следует рассматривать как один из этапов создания приемной семьи.

Еще по теме:

  • Конституционное право сша в 19 веке Конституционное право сша в 19 веке 079. Развитие государственно-политической системы США в конце ХVІІІ – ХІХ веков План: 1. Гражданская война 1861-1865 г.г., укрепление федеративных […]
  • Общая сумма долга по договору Сумма процентов не может превышать сумму основного долга Иллюстрация из интернета Новое ограничение для МФО С 1 января 2017г. вступило в силу ограничение на рост долга по займам МФО. […]
  • Закон 115 ст 13 Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 N 115-ФЗ ст 13 (ред. от 03.08.2018) Статья 13. Заключение, изменение и прекращение концессионного соглашения 1. Концессионное […]
  • Адвокат мария беликова Санкт-Петербург-город криминала и любви. Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Санкт-Петербург-город криминала и любви. » Проверка документов » Личное […]
  • Субъекты ответственности за нарушение прав потребителей Субъекты ответственности за нарушение прав потребителей Мы ответим на любые Ваши вопросы +7 (912) 881 19 61 Запишитесь к нам для личной консультации с 9.00 до 21.00 ежедневно Вы можете […]
  • Семейный кодекс удочерение Семейный кодекс.Глава 19. Усыновление (удочерение) детей Статья 124. Дети, в отношении которых допускается усыновление (удочерение) 1. Усыновление или удочерение (далее - усыновление) […]