Понятие потерпевший в международном праве

Обязательства из правонарушений в международном частном праве

13.1. Основные проблемы обязательств из правонарушений (деликтов)

Гражданское правонарушение (деликт) представляет собой нарушение субъективных гражданских прав, причинение вреда личности и имуществу физического или юридического лица. Деликты в международном частном праве являются гражданскими правонарушениями с иностранным элементом. Рассмотрим условия возникновения обязательств из причинения вреда в международном частном праве:

  1. потерпевший или деликвент являются иностранцами;
  2. действия деликвента по возмещению вреда зависят от иностранной правовой сферы;
  3. предмет правоотношения поврежден на территории иностранного государства;
  4. субъективное право потерпевшего и юридическая обязанность деликвента возникают в одном государстве, а реализуются в другом;
  5. нарушенные права третьих лиц охраняются по законам иностранного государства;
  6. спор о возмещении вреда рассматривается в иностранном суде;
  7. решение о возмещении вреда должно быть исполнено в иностранном государстве;
  8. право на возмещение вреда производно от преюдиционных фактов, подчиненных иностранному праву (например, договор страхования).

В обязательствах из деликтов выделяется деликтный статут правоотношения. Понятие деликтного статута включает в себя: способность лица нести ответственность за причиненный вред; возложение ответственности на лицо, не являющееся деликвентом; основания ответственности; основания ограничения ответственности и освобождения от нее; способы возмещения вреда; объем возмещения вреда. Основания возникновения коллизий в национальных правовых системах и проблемы выбора применимого права зависят от разного понимания деликтного статута в национальном праве. Перечислим основные коллизионно-правовые проблемы: 1) основания и пределы деликтной ответственности; 2) возможность выбора потерпевшим наиболее благоприятного для него права и применение права страны потерпевшего; 3) исчисление материального и морального ущерба; 4) подсудность деликтных исков.

Общими генеральными коллизионными привязками являются законы: 1) места совершения правонарушения; 2) личный закон причинителя вреда; 3) гражданства потерпевшего и деликвента при их совпадении; 4) личный закон потерпевшего; 5) суда. Традиционные коллизионные привязки деликтных обязательств – закон суда и закон места совершения деликта. Понятие «место совершения деликта» определяется или как место совершения вредоносного деяния, или как место наступления вредоносных последствий.

Объективные предпосылки гражданской ответственности – это «слагаемые» правонарушения: вредоносное поведение (действие или бездействие) деликвента и обусловленный этим поведением вредоносный результат. При локализации элементов фактического состава правонарушения в разных государствах возникает проблема квалификации юридических категорий деликтного статута. В современном праве предусмотрена возможность выбора потерпевшим наиболее благоприятного для него закона. Кроме того, при определении применимого права широко применяется презумпция «общего гражданства» или «общего домицилия» сторон деликтного правоотношения.

В законодательстве многих государств предусмотрены исключения из общепринятых коллизионных правил в пользу личного закона сторон и закона суда (если сами стороны договорились о его применении). Сейчас повсеместно распространен принцип выбора судом права того государства, которое в наибольшей степени учитывает интересы потерпевшего. В деликтных отношениях достаточно широко применяется оговорка о публичном порядке в силу принудительного (публично-правового) характера таких обязательств.

Практически во всех странах используется понятие «локализация деликта» для определения материального права, применимого к де-ликтным обязательствам. В западной судебной практике разработана теория индивидуальной локализации конкретного деликтного отношения. Ранее общая концепция деликтных обязательств предписывала применение к ним только закона суда в связи с принудительным характером этих обязательств. В современной практике к требованиям, вытекающим из нарушения личных исключительных нематериальных прав, применяется закон суда в соответствии именно с общей концепцией деликтных обязательств.

Традиционные деликтные привязки – закон места совершения деликта и закон суда – в современной практике считаются «жесткими». Поскольку в настоящее время в праве всех государств наблюдается тенденция к «гибкому» коллизионному регулированию, постольку и к деликтным обязательствам возможно применение автономии воли, личного закона, права существа отношения, права наиболее тесной связи. Сейчас деликтные обязательства регулируются в основном при помощи гибких коллизионных начал.

13.2. Деликтные обязательства с иностранным элементом в Российской Федерации

Генеральная общая коллизионная норма деликтных обязательств в российском праве – это применение права страны места совершения вредоносного действия или бездействия (п. 1 ст. 1219 Гражданского кодекса). Закон места совершения деликта безусловно применяется во всех случаях, независимо от того, совершено ли правонарушение на территории РФ или за границей. Возможно и применение права места наступления вредоносных последствий, если деликвент предвидел или должен был предвидеть наступление вредных последствий именно на территории этого государства. Российский законодатель учитывает современные тенденции коллизионного регулирования деликтных отношений (п. 2, 3 ст. 1219 Гражданского кодекса): предусмотрено применение личного закона сторон (при их общем гражданстве или общем домицилии) и закона суда (но только по договоренности между сторонами).

Деликтный статут правоотношения определен в ст. 1220 Гражданского кодекса: способность лица нести ответственность за причиненный вред; ответственность лица, не являющегося непосредственным деликвентом; основания ответственности, ее ограничения и освобождения от нее; способы, объем и размер возмещения вреда. Предусмотрена специальная коллизионная привязка для решения вопросов деликтоспособности иностранцев на основании права, подлежащего применению к деликтному обязательству в целом, а не на основании коллизионного принципа личного закона (ст. 1220 Гражданского кодекса).

Установление содержания иностранного деликтного права производится российским судом исходя из правил официального толкования иностранного права (по правилам ст. 1191 Гражданского кодекса). Случаи ограничения применения иностранного права, закрепленные в ст. 1192, 1193 Гражданского кодекса, применяются и к спорам из деликтных обязательств. ВК и КТМ предусматривают специальные случаи ограничения применения закона места причинения вреда. Нормы ВК и КТМ имеют приоритетное применение перед нормами ГК, поскольку и ВК и КТМ являются специальными законами, регулирующими отношения в конкретной области, и в данном случае в соответствии с ГК действует принцип приоритета специального закона перед общим.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ и система двусторонних договоров РФ о правовой помощи устанавливают однотипные коллизионные привязки к обязательствам из деликтов: генеральная – место совершения противоправного действия; субсидиарные – закон общего гражданства или домицилия сторон и закон суда. В договорах имеет место сужение сферы применения права государства гражданства за счет расширения применения закона страны проживания. Деликтные споры подчиняются юрисдикции страны, на территории которой имел место юридический факт, послуживший основанием для требования о возмещении вреда. Закреплено право потерпевшего предъявить иск в суде государства места жительства ответчика. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с хозяйственной деятельностью, 1992 г. стран СНГ устанавливает исключительное применение права страны места совершения деликта.

В разделе о внедоговорных обязательствах ГК закреплены нормы о применимом праве не только к деликтным обязательствам, но и к ответственности за ущерб, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги. Устанавливается право потерпевшего на выбор наиболее благоприятного для него закона: страны местожительства самого потребителя; страны места жительства или места нахождения лица, оказывающего услугу, или производителя; страны, где потребитель приобрел товар или получил услугу, т. е. «цепочка» коллизионных норм (ст. 1221 Гражданского кодекса). Если потерпевший не воспользовался предоставленной ему возможность выбора применимого права, то коллизионное регулирование осуществляется по общим правилам деликтных обязательств (п. 3 ст. 1221 с отсылкой к ст. 1219 Гражданского кодекса).

В праве большинства государств к деликтам относится и неосновательное обогащение. Современное право содержит единое понятие неосновательного обогащения, которое включает в себя уплату несуществующего долга, получение недолжного, заключение «кабальных» соглашений и «тщетных договоров». С материально-правовой точки зрения неосновательное обогащение влечет за собой восстановление сторон в прежнее состояние (реституцию), возврат недолжно полученного и деликтную ответственность виновного лица. Для разрешения коллизионных вопросов обязательств из неосновательного обогащения применяются дифференцированные критерии выбора права, которые устанавливаются при помощи теорий локализации, наиболее тесной связи, существа отношения. Господствующей является выработанная в англо-американской судебной практике теория коллизионной привязки к месту обогащения.

В соответствии с этой теорией российское право устанавливает, что к обязательствам, возникшим вследствие неосновательного обогащения (ст. 1223 Гражданского кодекса), применяется право страны, где обогащение имело место. Возможна и автономии воли сторон, ограниченная правом выбора закона страны суда. Кроме того, применяется право существа отношения (п. 2 ст. 1223 Гражданского кодекса). К сожалению, российский законодатель не дает определения понятия «право существа отношения». К обязательствам, возникшим вследствие недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией (ст. 1222 Гражданского кодекса).

13.3. Унифицированные международно-правовые нормы деликтных обязательств

В современном мире наблюдается тенденция интернационализации деликтных отношений, связанная с рас шире ни ем сферы международного использования объектов, являющихся источником повышенной опасности. Вследствие этого существует настоятельная необходимость разработки новых способов защиты прав потерпевшего и интересов предпринимателей. В данной сфере международных гражданских правоотношений возрастает роль международных многосторонних конвенций.

Международно-правовой режим возмещения вреда обладает особой спецификой. Это наглядно демонстрируют нормы Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами на поверхности Земли, 1952 г. и Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., предусматривающие: 1) ограничение объема компенсации; 2) преобладание унифицированных материально-правовых норм; 3) установление объективной (абсолютной) ответственности деликвента; 4) введение системы мер обеспечительного характера; 5) определение «потолка» ответственности. Конвенции устанавливают более строгие основания ответственности, чем ответственность по принципу вины. Освобождение от ответственности возможно только при действии обстоятельств, подпадающих под понятие непреодолимой силы.

Особой сложностью отличается проблема возмещения вреда, связанного с загрязнением окружающей среды, либо аварией на АЭС, поскольку вредоносные последствия деяния, совершенного на территории одного государства, распространяются на территорию других. Существуют многосторонние соглашения в этих областях: Парижская конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области атомной энергетики 1960 г., Брюссельское соглашение об ответственности владельцев атомных судов 1962 г., Венское соглашение о гражданско-правовой ответственности за ядерный ущерб 1963 г. Приведем основные положения этих Конвенций: 1) сочетание унифицированных материальных и коллизионных норм; 2) исходный принцип – компетентность судов государства, на территории которого произошло соответствующее действие. Генеральная коллизионная привязка – право страны суда; субсидиарная – право государства, ответственного за ядерную установку, или право государства места нахождения установки; 3) капитализация ответственности на опера-торе ядерной установки; 4) принцип ответственности при отсутствии вины деликвента (абсолютная ответственность); 5) ограничение ответственности по размеру и времени; 6) установление системы финансового обеспечения, включающей в себя обязательное страхование, государственное возмещение и определение пределов ответственности страховщика и государства.

Гаагские конвенции о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям, 1971 г. ик ответственности изготовителя, 1973 г. содержат сложную систему унифицированных коллизионных норм, сочетающих различные коллизионные привязки. В Конвенциях предпринята попытка установить гибкое коллизионное регулирование при помощи дифференциации и множественности коллизионных привязок, сужения применения права страны места совершения деликта, закрепления специальных критериев применения определенных коллизионных норм.

Международная деликтная ответственность регулируется: Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г.; Европейской конвенцией о гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортом, 1973 г.; Резолюциями Комитета министров ЕС об обязательном страховании гражданской ответственности и о компенсации за телесные повреждения или смерть. Все эти акты содержат и унифицированные материально-правовые, и коллизионные нормы, определяют условия применимого права.

Ответственность в международном праве

1. Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

2. Виды и формы международной ответственности.

3. Обстоятельства, исключающие ответственность государств.

4. Понятие и виды международных противоправных действий.

5. Международно-правовые санкции.

Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности.

Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, укреплением международного мира и правопорядка. Это один из древнейших институтов международного права, однако, несмотря на Его постоянное практическое применение и совершенствование, правовые нормы этого института не кодифицировано, и поэтому он основывается, как правило, на применении обычных норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.

С 1956 года кодификация данных норм проводится по поручению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссией международного права. Уже рассмотрено и принято в предварительном порядке ряд статей, в которых решаются ряд вопросов возникновения международной ответственности, ее содержания, форм и объема реализации международной ответственности и урегулирования споров.

Общеизвестно, что нарушение законов внутри государства неизбежно влечет ответственность. Такое же положение существует и в международном праве, хотя характер правонарушений и формы ответственности здесь имеют некоторые особенности. Нарушение норм международного права, а также прав и интересов других государств не может оправдываться ссылкой на суверенитет, поскольку такие действия является не осуществлением суверенитета, а злоупотреблением им.

С понятием международно-правовой ответственности тесно связаны процессуальные вопросы, поскольку их изучение позволяет отказаться от распространенной концепции, отождествляет международную ответственность с юридической обязанностью.

Ответственность — важное средство восстановления и обеспечения правопорядка, а это немыслимо вне определенной процедурой, включающей процессуальные стадии, специфические, относительно обособленные комплексы процессуальных правил, характеризуется процессуальным режимом, свойственным конкретной ситуации.

Не однозначны взгляды ученых и на само определение международной ответственности. Одни ее понимают как специфический обязанность нарушителя возместить причиненный им ущерб, другие как реализацию санкций в отношении субъекта, нарушившего свои международные обязательства, третьи — как комплексное образование, включающее одновременно обязанность нарушителя и реализуемые в отношении него санкции. Все эти взгляды в равной степени пользуются поддержкой в международно-правовой доктрине.

Между народно-правовая ответственность — это совокупность правовых отношений, возникающих в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или из-за убытков, причиненных одним государством другому в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других — могут касаться прав и интересов всего международного сообщества.

В науке международного права международно-правовую ответственность понимают как негативные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства. Значение ее обусловлено тем фактом, что это необходимый юридический средство обеспечения соблюдения норм международного права, восстановления нарушенных международных отношений. С точки зрения последствий эти правоотношения могут выражаться в восстановлении нарушенного права, возмещении материального ущерба, наложении санкций и других мер коллективного или индивидуального характера к государствам, которые нарушили свой международный долг, а в случае наступления вредных последствий при правомерной деятельности — в обязанности осуществить соответствующую компенсацию.

Ответственность субъектов международного права выступает как определенный инструмент правового регулирования международных отношений и стимулирует функционирование международного права. Нормы, относящиеся к ответственности государств, охватывают не одну какую-нибудь отрасль международного права, а всю совокупность международно-правовых отношений. Эти нормы способствуют осуществлению всех других норм международного права и является якобы общей гарантией их соблюдения. Поэтому встречается утверждение, что отрицание международно-правовой ответственности равносильно разрушению международного права.

Международная ответственность государств рассматривается в настоящее время и в теории и на практике как один из важных принципов международного права: международно-противоправное деяние субъекта влечет его международно-правовую ответственность.

Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также в резолюциях ООН, других международных организаций. Так, ст. 39,41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации ответственности за совершение международных преступлений против мира и безопасности. Предполагается международная ответственность за нарушение ряда международных договоров, среди которых Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972, Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него 1 948 г..

Комиссия международного права определила содержание международной ответственности как «последствия деяния в плане возмещения ущерба и соответствующих санкций», а также дала следующую классификацию некоторых принципов международно-правовой ответственности

• принцип, устанавливающий ответственность в отношении всех международно-противоправных действий государства;

• принцип, определяющий субъектов таких действий;

• принцип, определяющий наличии международно-противоправных действий;

• принцип неприменения внутреннего права для определения наличия этих действий.

М. А. Ушаков подчеркивает, что международная ответственность как вид юридической ответственности «связана с государственным принуждением», служит «применением и реализацией санкции в случае международного правонарушения».

Отсутствие универсальных правоохранительных органов обусловливает тот факт, что в правоотношениях международной ответственности особенно важное право пострадавших субъектов. Поэтому в международно-правовой доктрине акцент более перемещается не в обязательства ответственного государства, а на право потерпевшей государства. Среди таких прав выделяются права на признание международно-противоправного деяния, возмещения ущерба, репрессалиями, а также право, а иногда и обязанность международных организаций применить международно-правовые санкции.

В случае международных преступлений эти правоотношения многосторонние и состоят, с одной стороны, из правоотношений между потерпевшим государством и государством, совершила агрессию, акты колониализма, геноцида и т.п., с другой — из правоотношений преступного государства с международным сообществом государств.

Признаками, характеризующими международную ответственность, являются:

1) заключается в применении к государству-правонарушителя санкций международно-правовых норм;

2) наступает за совершение международного правонарушения;

3) направлена на обеспечение международного правопорядка;

4) связана с определенными отрицательными последствиями для правонарушителя;

5) реализуется в международных правоохранительных правоотношениях, возникающих между государством-правонарушительницей и потерпевшей государством, а иногда также между государством-правонарушительницей и международным сообществом.

Цель международно-правовой ответственности -это предсказания соответствующего результата, а именно: исключение возможности совершения государством новых правонарушений, влияние на другие государства, побуждение их к добровольному соблюдению международных обязательств. При этом юридическая ответственность как социальное явление имеет характер самозащиты общества от посягательств на его основе. Поэтому функция юридической ответственности имеет двойное значение:

• право возобновляемый (репарационных)

Их различают по тяжести правонарушений. Как правило, репарационная функция проявляется в обычных правонарушений, которым свойственны относительно небольшие содержание и объем рекламаций и исковых требований государств по возмещению материального ущерба.

При совершении международных преступлений действует карательная функция. Однако она вызывает дискуссии как среди отечественных, так и среди зарубежных юристов, особенно о том, что возможность наказания государства противоречит принципу суверенности государств.

В общем функции международно-правовой ответственности — это направленность мероприятий, осуществляемых в рамках правоотношений международной ответственности. То есть функции согласуются с тем, что имеют целью государства и другие субъекты международного права, принимая конкретных допустимых мер в процессе осуществления международно-правовой ответственности.

Субъектами международно-правовой ответственности являются только субъекты международного публичного права. Как правило, это государства, другие субъекты международного права. В определенных случаях ими могут стать и физические лица, например, при осуществлении ими преступлений против человечества. Однако при этом международно-правовая ответственность физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей природе отличается от ответственности других субъектов международного права.

Существует два вида субъектов правоотношений, возникающих в случае международно-правовой ответственности субъектов международного правонарушения и субъекты международных претензий.

К первому относятся государства-правонарушители, непосредственно несут международно-правовую ответственность. Ко второму относятся пострадавшие в результате осуществления международного правонарушения, в широком смысле это те, кто требуют возмещения причиненного правонарушением ущерба или принимают меры относительно государства-правонарушителя.

Иногда в международном праве государств-правонарушителей называют активными субъектами ответственности, а потерпевших -пассивные.

Прежде всего субъектами международного правонарушения могут быть государства как основные субъекты международного права. В связи с этим возникает вопрос о международно-правовую ответственность членов федеративного государства. Принято считать, что за правонарушение, совершенное членом федерации, несет ответственность сама федерация, даже если компетенция федерации не распространяется на вопросы, относящиеся к международному правонарушения,

В некоторых случаях наряду с федеративным государством ответственность несет и сам член федерации. Речь идет о случаях, когда он выступает на международной арене как субъект международного права и является непосредственно международным преступником. В этих случаях, по мнению Фердросс, «ответственность государства-члена дополняется еще ответственностью союзного государства за действия этого государства-члена».

Субъектами международного правонарушения могут быть и международные организации. На практике сложились определенные нормы, связанные с ответственностью международных организаций перед своими должностными лицами и служащими. Она также может нести ответственность перед государствами, является или не является ее членами, за неправомерное деяние органов этой организации, например за ущерб, нанесенный в результате ее военных или политических действий. Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников права. Это предполагается по Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г .; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972

В случае материальной ответственности международных организаций следует иметь в виду, что их средства складываются из взносов государств-членов, поэтому возможны два варианта: 1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов 2) установление ответственности самой организации. В первом случае все претензии об ответственности предъявляемые к организации и государства-члены. Во втором же претензии предъявляются организации непосредственно, а она уже сама решает вопрос о распределении бремени ответственности между своими членами.

Отдельные лица также могут быть привлечены к международно-правовой ответственности, в частности международной уголовной ответственности за международные преступления. Такая ответственность была предусмотрена в Уставе Международного военного трибунала для наказания главных военных преступников европейских стран

1945 p. и в Уставе Международного военного трибунала для Дальнего Востока 1946 Они включали в преступлений преступление против мира, военные преступления и преступления против человечности. Международная уголовная ответственность физических лиц предусматривается также в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 и в Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949

Такие акты предусматривают международную уголовную ответственность физических лиц в двух формах: в форме ответственности перед международным уголовным судом, создаваемым ad hoc, как это было на Нюрнбергском и Токийском процессах, и в форме ответственности перед национальным судом, что предусмотрено нормами международного права, как это имеет место в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него и Женевской конвенции о защите жертв войны.

Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. При этом государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица — международную уголовную ответственность. Осуществление лицом преступных деяний во исполнение приказа не освобождает ее от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция. Официальный статус лица также не освобождает ее от уголовной ответственности.

В международном праве нет срока давности по ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 указывает, что представители государственной власти и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Кроме Нюрнбергского и Токийского трибунала, решениями Совета Безопасности ООН были созданы еще два международных трибуналах: в 1993 году для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года, и в 1994 году для судебного преследования лиц , ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные преступления, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 года.

Также принят устав Международного уголовного суда для наказания лиц, виновных в совершении преступлений против мира и безопасности человечества. Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано передать его суду или выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление.

Субъектами международных претензий, вытекающих из ответственности-правонарушителя, являются субъекты международного права, прежде всего государства. При этом круг государств, которые могут быть субъектами претензий по поводу ответственности, не ограничивается только теми государствами, пострадавших от международного правонарушения. В случае обычных международных правонарушений субъектом претензий об ответственности является потерпевшее государство. Другая ситуация, когда речь идет о международных преступлениях. Например, в случаях агрессии и других нарушений мира и других международных преступлений не только непосредственно потерпевшее государство, но и другие государства вправе выступать субъектами претензий, вытекающих из ответственности, и прибегать к связанным с ней мер в отношении государства-правонарушителя.

Таким образом, в результате международного правонарушения субъектами этих правоотношений могут быть не только государство-правонарушитель и пострадавшие государства, но и в ряде случаев также другие государства. Реальной политической и юридической основой такого положения является заинтересованность всех государств в обеспечении и сохранении мира и безопасности, в соблюдении других основных принципов международного права.

Субъектами международных претензий об ответственности, кроме государств, могут быть и международные организации, обладающие соответствующей правосубъектностью. Прежде всего, это касается случаев нарушения государствами международного мира и безопасности или их угрозы.

По претензиям физических лиц в практике международных отношений считается, что если лицу причинен ущерб в результате действия иностранного государства и государство, гражданином которого он является, выступает в государства-правонарушителя с требованием возместить этот ущерб, то есть осуществляет право на его дипломатическую защиту, то она защищает собственные международные права, нарушенные в лице его гражданина. Это положение признано в ряде решений международных судов.

По общему правилу, физические лица, не будучи полноправными субъектами международного права, не могут быть субъектами международного правонарушения или претензий об ответственности. В случае причинения лицу ущерба со стороны иностранного государства, лицо может защищать свои права или пользуясь статусом иностранца и обращаясь в этом государстве в местные средства правовой защиты, или пользуясь статусом гражданина и обращаясь к государству своего гражданства по дипломатической защитой. Защищая права человека, государство выступает субъекта не этих индивидуальных прав, а права на защиту своих граждан.

Глава 1 СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Международная преступность — сложное явление современ­ного мира, имеющее в своем составе несколько уровней и под­уровней. Традиционно, главным образом по критерию обществен­ной опасности, а также по объекту посягательства в его составе, выделяются международные преступления и преступления меж­дународного характера1. Существуют и другие классификации международных противоправных деяний, учитывающие крите­рии субъекта правонарушения, объекта посягательства, способа совершения деяния2.

ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕКТА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА

Международные преступления и преступления против мира и безопасности человечества

Понятие В первую очередь необходимо остано-

и критерии виться на международных преступлениях.

выделения Комиссия международного права в своей работе над проектами статей об ответственности государств и кодекса преступлений против мира и безопасности человечес­тва пользуется понятиями «международное преступление госу­дарства» и «преступление против мира и безопасности челове­чества».

Первая категория в статье 19 проекта статей определяется в качестве «нарушения международного обязательства, столь ос-

1 Карпец И.И. Международная преступность. М.: Наука, 1988. С.96—105.

2 5аЫапа О,. Ьа .(шНсе репа!е шСегааНошйе // Асайегте йе Огон; 1п1егпа-

Понятие и виды территорий в международном праве

Под территорией в международном праве понимается простран­ство с определенным правовым режимом — часть земного шара (су­хопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законо­дательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государст­венные, территории со смешанным режимом и территории с между­народным режимом.

Государственные территории являются материальной базой су­ществования соответствующего государства и находятся под его су­веренитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют опреде­ленные суверенные права, зафиксированные национальным законо­дательством и международными договорами.

Территории с международным режимом (открытое море за пре­делами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

Государственная территория

Государственная территория — это часть земного шара, находя­щаяся под суверенитетом соответствующего государства. Государст­венную территорию образуют: сухопутная территория (вся суша, расположенная в пределах границ данного государства, острова); водная территория (все водоемы, расположенные на сухопутной тер­ритории и части вод морей и океанов, примыкающие к берегам), воздушная территория (все воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территориями); недра (под сухопутной и водной территориями).

Условной государственной территорией принято считать мор­ские, воздушные, космические корабли, находящиеся вне пределов государственной территории, а также трубопроводы, другие соору­жения и оборудование в пределах международной территории (буро­вые установки, искусственные острова и т.п.).

Правовой режим государственных территорий определяется прежде всего национальным законодательством каждого государст­ва; международные договоры затрагивают отдельные аспекты право­вого статуса внутренних вод и территориального моря, устанавлива­ют договорное прохождение государственной границы, определяют вопросы пограничного режима и т.д.

В пределах государственной территории государство осуществля­ет свое территориальное верховенство и национальную юрисдикцию. Государству принадлежит исключительное право владения, пользо­вания и распоряжения соответствующей территорией и находящими­ся на ней ресурсами.

Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Территория государства не­прикосновенна и не может быть объектом военной оккупации или других насильственных действий. Не признаются никакие территори­альные приобретения или иные выгоды, полученные в результате применения силы или угрозы силой.

Территория государства может изменяться в результате:

разделения существующего государства, выхода части террито­рии из состава государства, объединения двух или нескольких госу­дарств;

национально-освободительной борьбы и реализации права на самоопределение;

обмена государственными территориями по соглашению сторон (так, по Соглашению 1954 г. СССР и Иран обменялись участками своей территории);

применения мер ответственности за агрессию (например, оттор­жение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

цессии — уступки права на территорию (в настоящее время не используется).

Пределы территориального верховенства государства обозначе­ны государственными границами.

Понятие территории и ее виды

Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.

В этом смысле понятие территории не имеет ничего общего с понятием территории в ее природном, естественном смысле, как среды обитания земной фауны и флоры, местонахождения естественных богатств и ресурсов, среды обитания человека и материальной основы его существования, хотя последнее и учитывается в нормах международного и национального права, касающихся природопользования.

Границей земного пространства, отделяющей его от космического пространства, является шаровидная поверхность, повторяющая конфигурацию Земли и расположенная на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Точного высотного расположения этой шаровидной поверхности от уровня Земли не установлено, но, как правило, исходят из того, что она должна располагаться на таком уровне, который позволяет спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Считается, что это примерно 110 км.

Космическое пространство можно условно подразделить на близлежащее, обнимающее Солнечную систему и находящиеся в ее пределах небесные тела, и космическое пространство за этими пределами. Фактически международно-правовое регулирование исследования и использования космического пространства касается главным образом пространства Солнечной системы, границы которого достаточно условны.

Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории — пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

Такие пространства — государственная территория и негосударственная (международная) территория — отделены друг от друга границами. Границы представляют собой линии, обозначенные на картах, а также (когда это возможно) на местности и проходящие по этим линиям вертикальные поверхности до границы земного пространства с космосом и теоретически — до центра Земли в глубь ее недр, а практически — на достигнутую для проникновения в недра глубину.

Указанные пространства охватывают сушу, воды, недра и воздушное пространство над земной поверхностью в пределах государственной и негосударственной территории, правовой режим которых и условия пользования которыми устанавливаются обычно раздельно, составляя, в частности, предмет регулирования международного морского и воздушного права.

Понятие и виды территорий в международном праве

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования соответствующего государства и находятся под его суверенитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая зона) не входят в состав государственных территорий, однако прибрежные государства в этих пространствах имеют определенные суверенные права, зафиксированные национальным законодательством и международными договорами.

Территории с международным режимом (открытое море за пределами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

Еще по теме:

  • Протокол общего собрания собственников участков Протокол № общего собрания собственников земельных долей участников общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 21: 20:, расположенный на территории ПРИМЕРНЫЙ […]
  • Руководитель юридического отдела должностные обязанности Руководитель юридического отдела должностные обязанности Принципы являются связывающим материалом, которые скрепляют воедино все законы, подзаконные акты и другие нормативные […]
  • Страховка пермь авто Каско страхование - Пермь Калькулятор Каско онлайн Экономичная стоимость Каско - от 2 900 руб. * Заказ Каско онлайн или по (342) 276-60-70 Бесплатная доставка полиса […]
  • В какой срок можно вернуть товар украина Как вернуть товар в магазин: правила возврата товара Если, придя домой, вы вдруг разочаровались в покупке, которую только что сделали, знайте, что в подавляющем большинстве случаев товар […]
  • Договор мены квартир с доплатой Договор мены квартиры с доплатой Договор мены квартир гражданин Васильев и гражданка Семенова меняются своими квартирами. Во втором и третьем пункте прописываются документы, на основании […]
  • Адвокат по земельным проблемам АДВОКАТ Попова Диана Александровна ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Земельное право Земельные споры в судах; Юридическое сопровождение сделок с землей; Оформление […]