Юридическая ответственность за информационные правонарушения

Оглавление:

Глава 6. Юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере

6.1. Правовая ответственность

за правонарушения в информационной сфере

В механизме правового обеспечения в информационной сфере значимое место занимают борьба с нарушениями информационного законодательства и их предупреждение. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

Понятно, что любой вид информационных отношений только тогда приобретает реальные свойства (характеристики), когда существуют гарантии того, что они будут исполнены субъектами, а также если нормативным правовым актом установлена юридическая ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

В настоящее время практически сформирована основная нормативная база по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере, предусматривается как гражданско-правовая, дисциплинарная (включая материальную), административная ответственность, так и уголовная ответственность за совершение правонарушений и преступлений в информационной сфере, разработаны и действуют многочисленные законы и подзаконные акты в информационной сфере. Но их практическое применение довольно слабое, отсутствуют конкретные механизмы применения и соблюдения законодательства на практике, существуют трудности по наложению взысканий за его нарушения, отсутствует систематизация действий правоохранительных органов по осуществлению своих обязанностей и прав в информационной сфере.

Как уже говорилось, основополагающие положения законодательства в информационной сфере содержатся в Конституции РФ. В ней закреплено право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, указано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются и т.д. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» сведения о гражданах (персональные данные), т.е. о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, отнесены к конфиденциальной информации. Законодательством также определены сведения, право свободного доступа к которым не может быть ограничено.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления информационного правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что «важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются: реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере информационной деятельности; совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство; противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере».

При этом особо отмечается, что национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

В Уголовном кодексе РФ к преступлениям в информационной сфере можно отнести более 50 статей, причем отдельная глава УК РФ (глава 28) посвящена составам преступлений в сфере компьютерной информации. В ней содержатся три статьи преступлений (ст. 272 — 274). В Кодексе РФ об административных правонарушениях, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется глава 13 и отдельные статьи в ряде глав, посвященные административным правонарушениям в информационной сфере.

Основанием для возникновения юридической ответственности является совершенное субъектом (участником) информационных правоотношений правонарушение в информационной сфере.

Правонарушением в информационной сфере принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) конкретного субъекта, посягающее на установленный информационный правопорядок и причиняющее вред информационной сфере либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Для реализации юридической ответственности важно установить причинно-следственные связи между негативными последствиями, наступившими в результате правового предписания, и действиями (бездействием) предполагаемого правонарушителя. Основной целью применения юридической ответственности к правонарушителям является поддержание информационного правопорядка, основанного на соблюдении большинства субъектов информационных правоотношений установленным материальным нормам информационного права, а не только наказание виновного субъекта.

К сожалению, не все субъекты правоотношений соблюдают информационный правопорядок. Многие из них нарушают этот правопорядок и подвергаются воздействию норм информационного права, устанавливающих юридическую ответственность. Однако на часть субъектов сам факт наличия таких норм права, которые устанавливают юридическую ответственность, действует как сдерживающий фактор, предупреждающий их неправомерные действия в информационной сфере. Отсюда вытекает, что установление юридической ответственности носит еще и некое нравственно-воспитательное значение.

Таким образом, юридическая ответственность за правонарушения в информационной сфере — это применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер воздействия, предусмотренных санкцией нарушенной нормы информационного права в определенном регламентированном порядке.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава правонарушения в информационной сфере, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и информационного, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

Объектом правонарушения является совокупность общественных отношений в информационной сфере. В качестве объектов могут выступать отношения в области обеспечения информационной безопасности, в области массовой информации, авторского права, библиотечного дела, в области законодательно установленных правил создания, сохранения и использования Архивного фонда Российской Федерации и архивов, отношения в сфере установленного правового режима распространения сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную тайну, тайну частной жизни и т.д.

Информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления), документированная информация, компьютерная информация могут являться предметом правонарушения в информационной сфере.

Сложность регулирования информационных правоотношений заключается также в том, что здесь применяются все виды ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная.

Объективная сторона правонарушения в информационной сфере характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на информацию. В целом ее образуют следующие признаки:

1) нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия);

2) причинение вреда информационным интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;

3) наличие причинной связи между опасным деянием в информационной сфере и наступившими последствиями в виде причинения вреда информационным интересам личности, общества или государства.

По конструкции объективной стороны, составы правонарушений в информационной сфере подразделяются на формальные и материальные.

Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака — нарушение норм права в информационной сфере путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы — это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины — умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным — означает установление того, что правонарушение в информационной сфере совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

В Уголовном кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25), а неосторожности — на легкомыслие и небрежность (ст. 26). Формы вины в конкретных преступлениях либо указываются в диспозициях статей, либо подразумеваются. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины — административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2).

Субъектами правонарушения в информационной сфере могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения — дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.), так и с иными законами РФ — Трудовым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Уголовным кодексом, Гражданским кодексом, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства, включая законы субъектов Федерации.

Так, согласно упомянутому Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации (ст. 11).

Статьей 15 этого же Закона определены обязанности и ответственность владельца информационных ресурсов: владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации предусмотрена ст. 23 Закона: за правонарушения при работе с документированной информацией органы государственной власти, организации и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

При этом ответственность за нарушения международных норм и правил в области формирования и использования информационных ресурсов, создания и использования информационных систем, технологий и средств их обеспечения возлагается на органы государственной власти, организации и граждан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фирмами и другими партнерами с учетом международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией.

Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 24 Закона).

В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс РФ.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать содержание понятий «обеспечение информационной безопасности», «правовой режим информационной безопасности» и «организационный режим информационной безопасности»; виды и особенности юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере, в чем их отличия, систему борьбы с информационными правонарушениями; что такое компьютерная информация в уголовном законодательстве;

уметь определять объекты и субъекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности обеспечения информационной безопасности; субъектов информационной безопасности; функциональную направленность режимов обеспечения информационной безопасности человека, организации, государства; выявлять субъектов проявления угроз информационной безопасности; общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью данных субъектов; определять основные направления установления правового режима информационной безопасности;

владеть навыками определения субъектов правонарушений, функциональной направленности режимов обеспечения информационной безопасности, а также выявления и анализа различий между компьютерной и информационной преступностью, направлений установления правового режима информационной безопасности личности, организации, государства.

Понятие и виды юридической ответственности в области обеспечения информационной безопасности. Субъекты и объекты правоотношений в области обеспечения информационной безопасности

При формировании информационного общества одним из принципов является верховенство права, а соответственно актуальными являются и вопросы юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере. Как справедливо отметил В. Ф. Яковлев, право не только постоянно развивается, но становится все более сложным и дифференцированным. Правовая ответственность тоже совершенствуется, появляются новые ее варианты. Но для того чтобы вопросы ответственности решались правильно законодателем и правоприменителем, следует исходить из того, что есть общее понятие ответственности как общеправовой категории. Однако ответственность в разных отраслях права отличается большим своеобразием [1] . Полагаем, что это утверждение касается в полной мере и особенностей юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере, поскольку информационное право является комплексной отраслью права и имеет различные объекты правонарушений, отличается разнообразием и субъектный состав, а такая сто подотрасль, как правовое обеспечение информационной безопасности (см. параграф 2.4 настоящего учебника), связана с правовым регулированием общественных отношений, направленных на обеспечение состояния защищенности субъектов информационной безопасности.

Ответственность представляет собой сложное, многоплановое социальное явление. Являясь одним из видов социальной ответственности, юридическая ответственность имеет вместе с тем ряд специфических особенностей. Юридическая ответственность — это возложение мер неблагоприятного характера на лицо, которое допустило правонарушение. Однако отнюдь не любое обременение является ответственностью (например, налоги), а лишь возникающее в связи с правонарушением. Мера ответственности устанавливается законом и сопряжена с принуждением. В уголовном праве могут применяться только те меры ответственности (наказания), которые прямо установлены уголовным законом. Вместе с тем в гражданском праве применяются меры, установленные договором, по при этом необходима предпосылка в виде определенной правовой нормы.

Дискуссии об ответственности в российской науке ведутся давно, и в теории нрава долго обсуждалась идея о допустимости объединения в одном понятии восстановительной, компенсационной имущественной ответственности, характерной для гражданского права с так называемой карательной ответственностью, которая применяется в административном и уголовном праве. Представляется важным отметить, что эта дискуссия в советской юридической литературе привела к определенному консенсусу о допустимости их объединения в общее теоретическое понятие ответственности [2] .

В связи с этим заслуживает внимания позиция известного правоведа, ученого-цивилиста С. Н. Братуся, который отмечал, что «нет необходимости искать специфику и принципиальные отличия между отраслями права там, где имеется общее основание для правового регулирования однородных отношений» [3] . Однако Н. В. Витрук в своей работе «Общая теория юридической ответственности» придерживался точки зрения о необходимости дифференциации единой юридической ответственности на ответственность в частном праве и ответственность в публичном праве, которую предлагал подразделять на конституционную, уголовную, административную, процессуальную [4] .

В широком смысле слова юридическая ответственность — это правоотношения между государством в лице его определенных компетентных органов и лицом, направленное на обеспечение реализации правовых предписаний. Юридическая ответственность рассматривается так же, как предусмотренная законом обязанность субъекта отвечать за совершенное правонарушение и претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. А по своему содержанию юридическая ответственность представляет собой применение к лицу мер государственного принуждения в соответствии с санкцией за нарушение правовой нормы.

В качестве общих признаков юридической ответственности можно выделить следующие: регулирование нормами нрава; наличие правонарушения; применение государственно-правового принуждения и наступление неблагоприятных последствий для правонарушителя.

Общими принципами юридической ответственности в праве, применяемыми и в информационной сфере, являются презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер принуждения, наступление ответственности только на основании закона.

Информационное правонарушение как основание юридической ответственности в информационной сфере характеризуется четырьмя элементами, образующими его состав:

— объект — нарушенное материальное или нематериальное благо, защищаемое правом;

— субъект — дееспособное лицо, совершившее правонарушение;

— объективная сторона — само противоправное деяние, наступивший вредоносный результат и причинная связь между деянием и результатом;

— субъективная сторона — вина, т.е. отношение правонарушителя к деянию и его результату в форме умысла или неосторожности.

Правонарушение не причиняет урона и ущерба нормам закона, которые продолжают действовать и считаются обязательными; оно вредно или опасно для общества, стабильности общественных отношений, конкретных прав и охраняемых законом интересов.

Таким образом, юридическая ответственность заключается в применении к правонарушителю компетентным государственным органом и должностным лицом в пределах их полномочий установленных государством мер принуждения (санкций), содержащихся в правоохранительной норме, и наступление отрицательных последствий для правонарушителя в соответствии с законом и соразмерных нанесенному ущербу.

Заслуживает внимания позиция И. Л. Бачило, рассматривающей институт ответственности в сфере действия информационного законодательства как общий институт права, реализуемый в сфере любой отрасли права, и как специальный институт информационного права, учитывая особенности предметной области и методов, применяемых в данной области [5] .

Юридическая ответственность за нарушения законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, имеет ряд следующих особенностей:

— правонарушения, подпадающие под применение тех либо иных мер воздействия на совершившего их субъекта, всегда связаны с информацией;

— правонарушения можно рассматривать в качестве информационно- правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием ее материального носителя [6] .

Кроме того, особенности юридической ответственности в информационной сфере определяются широким составом субъектов, подлежащих ответственности (физические, юридические лица, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления и т.д.), а также субъектов, чьи права могут быть нарушены при совершении информационного правонарушения в информационном пространстве, поскольку, например, при распространении противоправной или вредоносной информации ущерб может быть причинен неограниченному кругу лиц.

Безусловно, необходимо отметить особенности и вопросов юрисдикции, территориальности, времени и места наступления (нанесения) ущерба, фиксации факта совершения информационных правонарушений и использования технических средств, неопределенность правового регулирования юридической значимости электронных документов и электронных доказательств и т.д.

В ст. 17 Закона об информации установлены общие правила наступления ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Нарушение требований указанного Закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Вместе с тем нарушение требований других нормативных правовых актов, касающихся информационной сферы, также может являться информационным правонарушением (например, федеральных законов о персональных данных, о доступе к информации, о связи, о СМИ и др.). Необходимо отметить, что в зависимости от степени общественной опасности информационные правонарушения могут быть разделены: на преступления, административные правонарушения, служебные и дисциплинарные проступки.

Вместе с тем следует обратить внимание, что в указанном Законе закреплена норма о том, что провайдер хостинга и владелец сайта в сети Интернет не несут ответственности перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями указанного Закона.

  • [1]Яковлев В. Ф. О понятии правовой ответственности // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 5
  • [2]Гаджиев Г. А. Конституционные основы юридической ответственности и конституционно-правовая ответственность // Журнал российского права. 2014. № 1. С. 7—15
  • [3]Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 2001. С. 147
  • [4]Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009
  • [5]Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов. М. : Юрайт-Издат, 2009. С. 415-417
  • [6] См.: Указ Президента РФ от 20.01.1994 № 170 «Об основах государственной политики в сфере информатизации»; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. распоряжением Президента РФ от 09.09.2000 № Пр-1895)

Ответственность за правонарушения в сфере информационных технологий

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов РФ при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Согласно законодательству РФ — защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации; соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа; реализацию права на доступ к информации.

Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, содержащая более 30 нормативных правил, устанавливающих основные права и обязанности участников информационных правоотношений. Так, закрепляются конституционные права на свободу информации (ст. 29), на неприкосновенность частной жизни, включая тайну переписки и сообщений (ст. 23); обязанность органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24); гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности (ст. 44). информационный технология правонарушение ответственность

Правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений, детализированы в нормах законодательства: ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О средствах массовой информации» и других регулирующих отношения по использованию информации.

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством РФ, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации включает:

1. Нарушение требований ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством РФ требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

В соответствии с предписаниями ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» целями защиты информационной сферы являются:

— предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

— предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

— предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;

— защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

— сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

— обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

В результате в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности).

Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.

Защита информации и информационных ресурсов, прежде всего, ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.

Защита информационных прав и свобод (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Понятие, основания и виды юридической ответственности за земельные правонарушения

Юридическая ответственность — одно из важнейших средств организации правильного (должного) исполнения предписаний правовых актов, предупреждения и пресечения нежелательного с точки зрения закона поведения субъектов общественных отношений — категория, свойственная всем отраслям права.

Юридическая ответственность — это мера государственного принуждения , основанная на юридическом и общественном осуждении правонарушения и выражающаяся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий .

Земельным правонарушением признается общественно вредное виновное действие или бездействие, нарушающее нормы земельного законодательства.

Субъекты — российские и иностранные граждане и юридические лица, лица без гражданства, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Объекты — установленный порядок использования и охраны земель; право собственности на землю; иные вещные и обязательственные права граждан и юридических лиц на землю.

Основание ответственности — наличие в законе указания о применении соответствующих мер ответственности за противоправное поведение.

Меры административной ответственности за нарушение земельного законодательства установлены КоАП. Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП устанавливает административную ответственность. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в виде предупреждения (официальное порицание) или административного штрафа (денежное взыскание).

ЗК РФ Статья 74:

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред .

Уголовная ответственность . УК предусматривает уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей, искажение учетных данных ГЗК (должностное лицо), порчу земли.

Дисциплинарная ответственность — Статья 75 ЗК РФ предусматривает применение мер дисциплинарного воздействия за нарушение земельного законодательства:

Должностные лица и работники организации , виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Гражданско-правовая ответственность . Возмещение вреда, выплата компенсации.

Статья 76 ЗК РФ Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями:

1. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

2. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

3. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Ответственность за информационные правонарушения

Понятие информационного правонарушения

Информационное правонарушение представляет собой действие, либо бездействие, которое противоречит нормам информационного права, нарушает права участников информационных правоотношений.

Указанные действия представляют определенную опасность для общества и влекут за собой негативные последствия (санкции) для лиц за них ответственных.

В зависимости от того, насколько велика опасность совершаемых информационных правонарушений, они подразделяются на проступки (собственно правонарушения) и преступления.

Тяжесть и характер информационного деликта обусловливает вид ответственности, которая может быть:

  • административной
  • гражданско-правовой
  • дисциплинарной
  • уголовной

Административная ответственность за информационные правонарушения

Составы административных деликтов в сфере информационных правоотношений связаны с порядком сбора и хранения информации, её распространением и использованием, а также незаконной защитой.

Это могут быть нарушения в сфере охраны персональных данных физических лиц, деликты в сфере деятельности средств связи и массовой информации, рекламы, проведения избирательных кампаний. Также к административным информационным деликтам относятся нарушения в сфере хранения и предоставления информации различных архивов и многое другое. Конкретные составы административных информационных правонарушений представлены в КоАП РФ.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Наиболее распространённой санкцией за административное информационное правонарушение выступает штраф, который может также дополняться конфискацией орудия правонарушения.

Уголовная ответственность за информационный деликт

Уголовная ответственность, как наиболее строгий вид юридической ответственности, наступает за совершение преступлений в информационной сфере.

Как и в случае с административными правонарушениями, под информационными понимается широкий круг отношений. Поэтому санкции, предусматривающие уголовную ответственность, за информационный деликт, распространены во многих разделах Особенной части УК РФ. Уголовной ответственности подлежат только физические лица.

Санкции за совершение информационных преступлений:

  • штраф
  • ограничение свободы
  • лишение свободы.

Гражданско-правовая ответственность

Особенность гражданско-правовой ответственности в её имущественном характере. Этот вид ответственности за информационные деликты предусматривает компенсацию убытков, как имущественных, так и моральных, восстановление доброго имени гражданина и деловой репутации юридического лица.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Также при помощи мер гражданско-правового характера могут признаваться или восстанавливаться субъективные права, связанные с информационной сферой. Информационное и гражданское законодательство предусматривают такие санкции как уплата неустойки и возмещение убытков.

Можно выделить два основных вида гражданско-правовой ответственности за информационный деликт:

  • договорную ответственность
  • внедоговорную ответственность

Договорная ответственность за информационные правонарушения вызвана нарушением договора, условия которого предусматривают определенные санкции.

Указанные санкции могу прямо не обеспечиваться нормами существующего законодательства.

Гражданско-правовая ответственность, не связанная тем, что нарушитель не исполнил условия договора, однако своими действиями или бездействием причинил личности или имуществу вред, называется внедоговорной

Так, например, к внедоговорной будет относится ответственность, если вред является следствием непредоставления информации о товаре или услуге, или её неполнотой.

Основанием гражданско-правовой ответственности за информационный деликт является наличие вреда, связи между противоправным поведением и наступившими негативными последствиями.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Понятие и виды экологического вреда

Понятие и формы экологической ответственности. Понятие и состав экологического правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения. Ответственность за экологические преступления. Административная ответственность за экологические правонарушения. и порядок её применения. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения. Прекращение права специального природопользования как форма ответственности за экологические правонарушения. Принципы экологических правонарушений и правовые меры их предупреждения. Понятие и виды вреда природной среде. Понятие экономического вреда. Принципы возмещения вреда природной среде. Возмещение вреда, причинённого источником повышенной экологической опасности. Механизм возмещения вреда природной среде. Порядок возмещения вреда, причинённого здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.

Экологическое правонарушение и юридическая ответственность за его совершение

В механизме правового обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов значимое место занимает борьба с нарушениями экологического законодательства и особенно их предупреждения. Для этого действует так называемый институт юридической ответственности, закрепленный в российском законодательстве.

Российское государство усиливает свое внимание к проблеме укрепления экологического правопорядка. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации среди важнейших поставлена задача по “обеспечению жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире”. При этом особо отмечается, что обеспечение национальной безопасности в сфере экологии становится актуальным направлением деятельности государства и общества. В Уголовном кодексе РФ экологическим преступлениям посвящена целая глава (гл. 26). В ней содержатся 17 статей преступлений, отнесенных к разряду экологических (ст. 246-262). В КоАП РФ, существенным новшеством которого является возможность привлечения за правонарушения к административной ответственности юридических лиц, также имеется отдельная глава, посвященная административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования, содержащая 41 статью правонарушений.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения.

Экологическим правонарушением принято считать виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения.

Ответственности за экологические правонарушения посвящена глава XIV Федерального закона “Об охране окружающей среды” (ст. 75-80). В ст. 75 этого закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлено четыре вида ответственности — имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Юридическим основанием привлечения к ответственности является наличие в деянии (действии, бездействии) правонарушителя состава экологического правонарушения, предусмотренного нормами права.

Состав правонарушения, в том числе и экологического, включает в себя четыре обязательных элемента (признака): объект, объективную сторону, субъективную сторону и субъект.

Объектом экологического правонарушения является совокупность общественных отношений по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и обеспечению экологической безопасности.

В качестве объектов экологического правонарушения могут выступать отношения в сфере управления охраной окружающей среды и рационального природопользования, отношения в сфере установленного порядка использования природных ресурсов, отношения в сфере установленных правил охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности населения, отношения в сфере установленного режима особо охраняемых природных территорий и т.д.

Окружающая природная среда в целом и компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство) могут являться предметом экологического правонарушения.

Объективная сторона экологического правонарушения характеризует внешнее выражение процесса незаконного посягательства на природную среду. В целом, ее образуют следующие признаки:

  1. нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия);
  2. причинение вреда экологическим интересам личности, общества или государства либо создание реальной опасности такого вреда;
  3. наличие причинной связи между экологически опасным деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда окружающей среде или здоровью человека.

По конструкции объективной стороны, составы экологических правонарушений подразделяются на формальные и материальные.

Формальными называются такие составы правонарушений, объективная сторона которых в законе характеризуется с помощью только одного признака — нарушение экологических правил путем деяния (действия, бездействия). Материальные составы – это составы, в объективную сторону которых законодатель включил в качестве обязательных все три выше перечисленных признака объективной стороны.

В предусмотренных законом случаях к объективной стороне относятся место, время, орудия и средства, способы, обстановка, способы совершения правонарушения (см., к примеру ст. 256 УК РФ, 8.26 КоАП РФ и т.п.).

С субъективной стороны могут иметь место две формы вины – умышленная или неосторожная. Признать лицо виновным – означает установление того, что экологическое правонарушение совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

В Уголовном Кодексе РФ предусматривается деление умысла на прямой и косвенный (ст. 25 УК РФ), а неосторожности – на легкомыслие и небрежность (ст. 26 УК РФ). Формы вины в конкретных экологических преступлениях либо указывается в диспозициях статей, либо подразумевается. Причем умышленная форма вины подразумевается во всех случаях, когда при описании преступления нет прямого указания на неосторожность (ч. 2 ст. 24 УК РФ).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях указаны две формы вины, применяемые в отношении физических лиц, – административное правонарушение признается совершенным умышленно или по неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Субъектами экологического правонарушения могут быть физические и юридические лица в зависимости от вида юридической ответственности.

Российская правовая система предусматривает четыре вида ответственности физических лиц за правонарушения — дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую (имущественную) и уголовную. Юридические лица (предприятия, учреждения и организации) привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности.

Ответственность наступает в соответствии как с Федеральным законом “Об охране окружающей среды”, так и с иными законами — Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, другими актами трудового, административного, уголовного, гражданского законодательства. В гражданском праве в области имущественных отношений основным источником является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Отнесение правонарушения к тем или иным видам зависит в основном от степени причиненного природе и обществу вреда, личности правонарушителя, иных обстоятельств дела, влияющих на уровень ответственности. В Уголовном кодексе Российской Федерации и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусматриваются смягчающие и отягчающие обстоятельства, учитываемые при наказании. В определенной степени они имеются также в Трудовом кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

6.1.1. В тех случаях, когда уничтожение или порча природных богатств носят систематический, злостный характер, виновные привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

По современному российскому законодательству преступлением признается виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). При этом не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За экологические преступления уголовной ответственности подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста ко времени совершения преступления (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за экологические преступления.

Экологическое преступление — виновное общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека (такое понятие было дано согласно ст. 85 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды” (ныне утратившего силу в связи с принятием Федерального закона “Об охране окружающей среды”).

Уголовная ответственность определяется Уголовным кодексом Российской Федерации.

Он включает главу 26 “Экологические преступления”, в которой содержится 17 статей преступлений (ст. 246-262).

Все эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие виды:

1. Экологические преступления общего характера (без указания конкретного объекта окружающей среды): ст. 246 — 249 УК РФ.

2. Экологические преступления с указанием природного объекта, которые в свою очередь подразделяются: на основные природные объекты (загрязнение вод, атмосферы, морской среды, нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, порча земли и нарушение правил охраны и использования недр) — ст. 250-255 УК РФ; в области охраны и рационального использования животного мира (фауны) и растительного мира (флоры) — ст. 256 — 262 УК РФ.

Помимо перечисленных статей главы “Экологические преступления”, существуют статьи и в других главах Уголовного кодекса РФ, связанные с элементами окружающей природной среды. В главе “Преступления против мира и безопасности человечества” введен совершенно новый состав преступления “экоцид” (ст. 358). Диспозиция данной статьи предусматривает “массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение действий, способных вызвать экологическую катастрофу”. В главу “Преступления против здоровья населения и общественной нравственности” также включены смежные с экологическим составы преступлений: ст. 234 (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), ст. 236 (нарушение санитарно- эпидемиологических правил), ст. 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей), ст. 238 (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности), ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры).

И, наконец, в главе “Преступления против общественной безопасности” имеются составы преступлений, которые правомерно назвать экологическими: ст. 215 (нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики), ст. 215.2 (приведение в негодность объектов жизнеобеспечения), 216 (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ), ст. 217 (нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах), ст. 219 (нарушение правил пожарной безопасности) и ст. 220 УК РФ (незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами).

Безусловно, перечисленные нормы не охватывают всех возможных противоправных посягательств на окружающую среду. Следует отметить, что не все экологические правонарушения и преступления выделены по признакам в статьях, посвященных экологическому законодательству. Поэтому следует иметь в виду, что целый ряд статей как

Уголовного кодекса РФ, так и КоАП РФ регламентирует ответственность за совершение определенных действий, последствия которых могут иметь экологическое значение, хотя в диспозиции об этом не упоминается.

6.1.2. Административная ответственность является наиболее часто применяемым видом юридической ответственности за нарушения экологического законодательства. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ экологическим административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Причем в ст. 2.1 КоАП РФ законодатели четко определили, что на федеральном уровне только Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит нормы административной ответственности за экологические правонарушения. В связи с принятием нового КоАП РФ были отменены ряд статей действующих федеральных законов, в которых имелись конкретные составы административных правонарушений с указанием административных взысканий в виде предупреждения и штрафа.

К примеру, Федеральным законом РФ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» признаны утратившими силу с 1 июля 2002 г.: пункт 1 статьи 36 Федерального закона РФ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях»; статья 62 Федерального закона РФ от 21 ноября 1995 года «Об использовании атомной энергии»; пункты 2 и 4 статьи 66, пункт 2 статьи 73 Градостроительного кодекса Российской Федерации; статья 56 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» и др.

Существенной новеллой КоАП РФ является привлечение к административной ответственности юридических лиц. До его принятия юридических лиц возможно было привлечь к административной ответственности рядом законодательных актов субъектов Российской Федерации.

Известно, что в процессе работы над проектом КоАП РФ вопрос включения в институт административной ответственности юридических лиц был довольно дискуссионным. В конечном итоге и теоретики, и практики, которые участвовали в разработке кодекса, пришли к единому мнению о необходимости привлечения юридических лиц к ответственности за административные правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ указано, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Административная ответственность за совершение экологических правонарушений помимо главы 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена Федеральным законом “Об охране окружающей среды” (ст. 75), Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 55), Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. (ст. 74), Лесным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Законом РФ “О недрах” (ст. 49), Федеральным законом “Об охране атмосферного воздуха” (ст. 31), Федеральным законом “О животном мире” (ст. 55) и др. В указанных статьях федеральных законов перечислены либо виды юридической ответственности, в том числе и административная, за нарушение экологического законодательства, либо указаны составы экологических правонарушений, которые содержат отсылочные и бланкетные нормы права.

Кодекс РФ об административных правонарушениях группирует экологические правонарушения в главе 8 “Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования”. Здесь предусматривается ответственность за несоблюдение общих экологических требований (ст. 8.1 — 8.5), порчу земель и иные земельные нарушения (ст. 8.6 — 8.8). Статьи 8.9 — 8.11 посвящены нарушениям требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов. Нарушения правил охраны водных ресурсов, водопользования предусматриваются в ст. 8.12 — 8.15 КоАП РФ.

Статьи 8.16 — 8.20 предусматривают административную ответственность за нарушение экологического законодательства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской федерации.

Ряд норм направлен на охрану атмосферного воздуха — выброс вредных веществ в атмосферу, выпуск в эксплуатацию и эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.21-8.23).

Значительная часть административных правонарушений затрагивает такой объект окружающей среды, как леса: нарушение правил лесопользования, незаконная порубка деревьев, уничтожение мест обитания животных, нарушение требований к охране лесов (ст. 8.24 — 8.32).

Статьи 8.33 — 8.38 КоАП РФ посвящены охране животного мира и растений.

Охрана и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях урегулирована административной ответственностью за нарушение соответствующего режима или иных правил охраны, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ.

Статья 8.40 предусматривает административную ответственность за нарушение экологических требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и др.

Статья 8.41 устанавливает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Административная ответственность за нарушение экологического законодательства в соответствии со ст. 72 (п. “к”) Конституции РФ и со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. К примеру, в г. Москве действует Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, предусматривающий административную ответственность за экологические правонарушения.

Значительное место среди мер административного принуждения за нарушение экологического законодательства занимают административные наказания, посредством которых обеспечивается борьба с наиболее распространенными правонарушениями в области охраны окружающей среды.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ст. 3.2 КоАП РФ):

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу (напр., права эксплуатации транспортного средства, права охоты и т.д.);
  6. административный арест;
  7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. дисквалификация;
  9. административное приостановление деятельности.

Причем в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в п. 1 – 4, 9.

Наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к административной ответственности, как правило, путем взыскания административного штрафа с правонарушителей. Целью взыскания административного штрафа с нарушителей правил охраны окружающей среды является: прекращение их противоправного поведения.

В целях охраны атмосферного воздуха и борьбы с шумом применяется такая мера административного пресечения, как запрещение эксплуатации транспорта с повышенным задымлением или с повышенными шумами.

КоАП РФ определены органы, уполномоченные рассматривать дела об экологических правонарушениях, которые будут указаны в постатейном комментарии к кодексу.

Протоколы об экологических правонарушениях, предусмотренных в КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства

6.1.3. Дисциплинарную ответственность за экологические проступки несут работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего трудового распорядка и другими нормативными актами.

Статьей 192 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 г. (в действ. ред.) установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Кроме того, федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. При этом не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством (ст. 193 ТК РФ). До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с трудовым законодательством за экологические правонарушения предусмотрена и материальная ответственность – это имущественная ответственность работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Подробно порядок и условия материальной ответственности рабочих и служащих регламентированы трудовым законодательством. Так, материальной ответственности сторон трудового договора посвящен раздел XI Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 232 сторона трудового договора (в данном случае работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности.

Материальная ответственность за нарушения экологического законодательства наступает наряду с привлечением нарушителя к любым иным видам ответственности (дисциплинарной, административной или уголовной ответственности). Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия) (ст. 233 ТК РФ).

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Установление размеров материальной ответственности работников за ущерб определяется в соответствии со ст. 241-250 ТК РФ.

6.1.4. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает в тех случаях, когда в результате несоблюдения соответствующих норм и правил причиняется вред окружающей природной среде, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Такую ответственность несут как юридические, так и физические лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ имущественный вред возмещается виновной стороной в полном объеме (ст. 1064 ГК РФ).

Возмещение вреда производится добровольно или по решению суда либо арбитражного суда. При этом ущерб подлежит возмещению понесшей его стороне, в том числе и гражданам (их имуществу, собственности, здоровью). С согласия сторон или по решению суда вред может быть возмещен путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей природной среды за счет его сил и средств. Например, проведение дезактивации зараженного участка местности, вывоз токсичных отходов производство в предназначенное для их захоронения или утилизации места и т.п.

Вред, причиненный природным объектам и комплексам, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление.

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона “Об охране окружающей среды” иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением экологического законодательства могут быть предъявлены в суд или арбитражный суд в течение двадцати лет.

Возмещение вреда окружающей среде

6.2.1. Понятие, виды и формы вреда окружающей среде

К юридическим средствам возмещения вреда окружающей среде относится гражданско-правовая ответственность (ГПО). Она наступает по факту правонарушения, т.е. виновного и противоправного поведения. Основная функция ГПО состоит в восстановлении нарушенного состояния природной среды и возмещении причиненного ущерба. Таким образом, для решения вопроса возмещения природе вреда используют нормы гражданского законодательства.

На требования о возмещении вреда природной среде распространяются общие основания ГПО, среди которых основополагающее значение имеют вина и противоправность поведения.

Причинивший вред обязан его возместить, если не докажет, что вред причинен не по его вине.

Вред природной среде с точки зрения последствий можно разделить на вред экономический и вред экологический.

Понятие экономического вреда. Причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.

Вред экологический нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни, окружающей среде.

Материальным объектом причинения вреда является качество окружающей среды, состояние ее экологических систем, те обменные процессы, которые протекают в биосфере.

Вред природной среде причиняется как в результате правомерной (т.е. разрешенной государством) деятельности, так и вследствие нарушения природоохранительного законодательства (экологического правонарушения). Соответственно этому ответственность причинителя вреда может быть эколого-экономической или эколого-правовой.

Эколого-экономическая ответственность причинителя вреда — это ответственность за правомерный, разрешенный, вынужденный по объективным обстоятельствам вред. Она наступает по самому факту причинения вреда независимо от наличия вины в действиях причинителя вреда. А юридическая ответственность наступает при нарушении природоохранительного законодательства. Ее основанием является факт совершения экологического вреда, а не факт возникновения вреда.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

Виды объектов экологического вреда: окружающая среда — антропогенный вред; здоровье человека — физиологический вред; будущее поколение человечества — генетический вред.

Формы вреда: экологический вред: любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства; ущерб (реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды); убытки (экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь) в виде: расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты с/х продукции, рыбных запасов и т.д.; потери товарной продукции (имущества); упущенной выгоды, недополученных доходов.

Экологический вред проявляется в: порче — нерациональном использовании, ведущем к потерям качественных и количественных характеристик природных объектов загрязнении — любом изменении физико-химического состава любым способом и в любой степени истощении — уменьшении полезных природных свойств повреждении — частичном приведении в негодность по качеству и количеству уничтожении — полном качественном и количественном приведении в негодность.

Способы (случаи) возникновения вреда: негативное воздействие последствий аварий и катастроф на объекты природной среды негативное воздействие загрязненных природных объектов с причинением вреда жизни и здоровью (нематериальным благам) физических лиц и имуществу юридических лиц.

В процедуры защиты прав лиц при причинении им экологического вреда входит:

  1. Страхование ответственности за вред, причиненный собственнику природного объекта загрязнением этого объекта (имущественное страхование) или здоровью и имущественным интересам физических и юридических лиц вследствие негативного воздействия загрязненных природных объектов (экологическое страхование).
  2. Обращение собственника природного объекта к предприятию-загрязнителю с требованием возместить вред, причиненный загрязнением природного объекта.
  3. Обращение физических и (или) юридических лиц к специально уполномоченным органам в области ООПС или природоохранную прокуратуру с просьбой о защите их нарушенных прав.
  4. Обращение в суд с иском к предприятию-загрязнителю или к собственнику природного ресурса.
  5. Обращение специально уполномоченных органов или органов природоохранных прокуратур в суд для защиты прав физических или юридических лиц.

6.2.2. Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы: судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению); добровольно и принудительно; установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде; в смешанном (комбинированном) порядке.

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.

Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.

Убыток — материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате: ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды; потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей; упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный ОС, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду.

Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них.

Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно- методической документации, кадастровой оценки природных ресурсов, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

Возмещение вреда потерпевшей стороне может осуществляться в натуральной и стоимостной формах за счет собственных средств виновника или средств страховых организаций, осуществляющих экологическое страхование.

К натуральным формам относятся меры: по восстановлению эквивалента утраченного количества и качества природного ресурса, предоставлению равноценного природного ресурса взамен утраченного, восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда, выделению заменяющих объектов, материалов, технологий, оборудования. строительству сооружений и объектов по воспроизводству и восстановлению утраченного.

К стоимостным формам возмещения вреда относятся: предоставление финансовых средств для восстановления нарушенного состояния окружающей среды до исходного, финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, финансовое обеспечение мер по возмещению вреда, включая упущенную выгоду, компенсация иных дополнительных затрат в связи с восстановлением природного ресурса.

Принципы основаны на ГПО. Это всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред, это принцип полного возмещения, это принцип ответственности юридических лиц и граждан, принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда.

6.2.3. Порядок возмещения вреда, причинённого здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Под неблагоприятным воздействием окружающей среды понимается антропогенное воздействие, т.е. воздействие, осуществляемое хозяйственной или иной деятельностью человека.

Компенсация ущерба населению, вызванного стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, регулируется другим законодательством.

Согласно законодательству вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

А в соответствии с нормами гражданского законодательства возмещению подлежит лишь та часть ущерба, которая оценивается в деньгах. Как правило, это экономический вред.

Экологический вред человеку (здоровье, смерть, дефекты генетического характера) не оцениваются и остается тем грузом, которое несет общество.

Право на предъявление иска к причинителю вреда о возмещении ущерба здоровью граждан имеют сами потерпевшие, или их законные представители. Иск может быть предъявлен в интересах граждан прокурором, органами МПР и экологии России, общественными объединениями граждан.

Еще по теме:

  • Дает ли право на работу временное проживание РВП и разрешение на работу / патент Наши услуги Многих иностраных граждан, которые планируют получить разрешение на временное проживание, интересует вопрос – а дает ли РВП право на работу […]
  • Мировой суд 33 санкт-петербург Судебный участок №33 194021, Санкт-Петербург, пр. М. Тореза, д. 34, литера А Четверг: с 14-00 до 17-00 Среда: с 10-00 до 12-00 Быстрый переход: Информация об участке Территориальная […]
  • Указания о порядке ведения кассовых операций от 11032014 3210-у Указания о порядке ведения кассовых операций от 11032014 3210-у Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, […]
  • Статья кража золота кража золота статья Березовского обвиняют в краже золота скифов Опального олигарха Бориса Березовского обвинили еще в одном смертном грехе – воровстве культурных ценностей из фондов музеев […]
  • Трудовой кодекс рф ст 137 Статья 137. Ограничение удержаний из заработной платы Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными […]
  • Юрист на речном Экскурсия на речном трамвайчике от Храма Христа Спасителя Скидки: есть детский (500р) билет. До 6 лет - бесплатно. Вы увидите: Храм Христа Спасителя Пречистенская […]