Договор на оказание образовательных услуг дипломная работа

Договоры возмездного оказания услуг и их система

Текст работы

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… …5 Глава 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ….……… … 1.1 Понятие договора возмездного оказания услуг………….…1.2 Права и обязанности исполнителя… …… 1.3 Права и обязанности заказчика… 15 Глава 2. СИСТЕМА ДОГОВОРОВ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ 2.1 Направленность договора как системный признак… …19 2.2

Субъективные особенности договора как системные признаки…… 2.3 Предмет договора как системный признак… 2.4 Возмездность договора как системный признак… 46 Глава 3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ…3.1 Договоры об оказании услуг связи…53 3.2 Договоры об оказании медицинских услуг и услуг социального характера…3.3 Договоры об оказании аудиторских услуг…64 3.4

Договор об оказании правовых услуг…3.5 Договор об оказании туристско-экскурсионных услуг… ……3.6 Договор об оказании услуг общественного питания… ….3.7 Договор об оказании гостиничных услуг… 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….81 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК… …86 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования объясняется тем, что сейчас данный договор, которому посвящена гл. 39 ГК, занимает все более заметное место в системе обязательственных

отношений. Объясняется это несколькими причинами. Первая из них состоит в неразрывной связи с достаточно широким закреплением категории услуг в части первой ГК. Вторая — вслед за регламентацией соответствующих договорных отношений, в упомянутой главе в части второй ГК содержится ряд других глав, в которых также сосредоточено регулирование возмездных услуг. И, наконец, третья — правила главы следуют за обширным нормативным материалом об отношениях подрядного

Дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг

Предметом настоящего исследования являются нормативные правовые акты, монографические источники, материалы судебной практики и периоди-ческих изданий. Объектом исследования, является правовой институт договора возмездного оказания услуг. Целью настоящей работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг, его особенностей, места и значения в гражданском обороте.

Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести: Введение Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы. Стремительное расширение сферы услуг в экономике России обусловило необходимость формирования механизма гражданско-правового регулирования отношений по оказанию услуг.

Отдельные виды услуг традиционно регулировались в рамках самостоятельных типов обязательств, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации далее — ГК РФ.

Однако нарастающая диверсификация услуг потребовала создания единого правового режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные ГК РФ отношения об оказании услуг. Попытка законодателя урегулировать данные отношения в гл. На наш взгляд, что это явилось следствием недостаточной изученности в цивилистической доктрине категории услуг, хотя ей был посвящен довольно широкий круг исследований, как в советский, так и в постсоветский период.

Значительный вклад в разработку проблем правового регулирования отношений по оказанию дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг внесли ученые цивилисты Н. Их труды стали основой для формирования учения об услугах в российском гражданском праве, которое успешно развивается в работах Е. Однако исследователям не удалось раскрыть сущность услуг и сформулировать такое определение, которое позволило бы отграничить услуги от иных правовых явлений.

Указанные обстоятельства обосновывают актуальность работы. Предметом настоящего исследования являются нормативные правовые акты, монографические источники, материалы судебной практики и периодических изданий. Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод.

К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод. Он дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг в себя: Также были использованы метод историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые.

На странице представлена краткая версия работы. Понятие и виды обязательств по оказанию услуг 1.

Большинство из них Н. Принципиально иную позицию заняли О. Шешенинкоторые рассматривали услуги как предмет обязательств об оказании услуг. В зависимости от понимания сущности услуг предлагались их дефиниции.

Наиболее широко определял услугу Ю. Соответственно, к обязательствам по оказанию услуг он относил любые по своей правовой природе договоры, которые совершаются на льготных условиях, либо с целью создания удобств для управомоченного лица: В целом разделяя данную позицию, Е. Романова разграничивала обязательства по результатам деятельности, относя к обязательствам по оказанию услуг дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг те, которым присущи следующие признаки: Один из основных недостатков такого подхода видится в использовании для характеристики полезного эффекта категорий, не имеющих четких формальных признаков: Довольно широко распространено мнение об услугах как результате деятельности.

Но при этом специфику результата он видит в том, что этот результат существует в форме положительного эффекта, практически неотделимого от деятельности. Кротова, услуга может быть объектом как гражданского, так и трудового правоотношения. Объектом трудового правоотношения является услуга как процесс обслуживания, а гражданского — услуга как продукт труда.

Из приведенных определений видно, что рассмотрение услуг как результата деятельности в отрыве от самой деятельности непродуктивно, так как в конечном итоге все эти авторы определяли услуги через деятельность. Наибольшую поддержку в литературе получило определение услуги как деятельности, не имеющей овеществленного результата.

Шешенин выделял следующие признаки дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг Отсутствие овеществленного результата как основной признак услуг использовался и для их отграничения от работы.

В связи с этим проблема соотношения работ и услуг, а, следовательно, и соотношения договора подряда и договора по оказанию услуг, приобрела самостоятельное значение в дискуссии о понятии услуг. Отсутствие в действовавшем в то время гражданском законодательстве дифференциации правового регулирования отношений по выполнению работ и оказанию услуг позволяло рассматривать услуги как разновидность работы.

В цивилистической литературе высказывалось и прямо противоположное мнение о работе как разновидности услуги. Калмыков также считал, что подряд является разновидностью услуг. Обосновывая необходимость законодательного закрепления нового типа договора — договора по оказанию услуг, Е.

Шешенин настаивал на необходимости разграничения работ и услуг. Признавая единство экономической сущности услуг, он, тем не менее, подчеркивал деление услуг по результату деятельности, которые либо воплощаются в вещах, либо не существуют отдельно от исполнителей. Традиционно специфическим признаком подряда считался результат деятельности как таковой, дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг не только овеществленный.

Следовательно, римскими юристами результат труда не сводился только к его овеществленной форме. В несколько ином аспекте рассматривал результат труда Р. Он выделял два вида обязательств: В дореволюционном русском гражданском праве разграничение работ и услуг практически отсутствовало.

Мейер давал следующее определение подряду: Наличие вещественного результата не рассматривалось русскими цивилистами и в качестве признака, разграничивающего договор личного найма и договор подряда.

  1. В зависимости от понимания сущности услуг предлагались и их дефиниции.
  2. Мейер давал следующее определение подряду. Основным критерием разграничения договоров подряда и возмездного оказания услуг является результат.
  3. Хотя с принятием и введением в действие части второй ГК РФ обязательства по возмездному оказанию услуг были впервые выделены в качестве самостоятельного договорного типа, имеющего собственную нормативно-правовую базу, ситуация принципиально не изменилась. Это, во-первых, обязательства об оказании услуг фактического характера перевозка, хранение, возмездное оказание иных услуг.
  4. Одним из условий договора туристического обслуживания чаще всего является предоставление определенных транспортных средств.

В современном законодательстве материальное выражение результата деятельности положено в основу разграничения работ и услуг как объектов налогообложения. Кроме того, в п. В целом можно согласиться с утверждением М.

Последние материалы

И в учебной литературе, и в комментариях к ГК РФ в основном встречаются традиционные формулировки. Кабатов как на общий признак, свойственный различного рода услугам, перечисленным в п.

  • Однако нарастающая диверсификация услуг потребовала создания единого правового режима, который можно было бы распространить на все специально неурегулированные ГК РФ отношения об оказании услуг;
  • Попытка законодателя урегулировать данные отношения в гл;
  • И, наконец, следующим критерием отличия является ответственность исполнителя в договоре подряда за гибель вещи риск случайной гибели вещи несет подрядчик;
  • Неотделимость результата от деятельности вряд ли можно рассматривать в качестве основного признака услуг.

В связи с этим интерес на наш взгляд интересны попытки Е. Шабловой сформулировать доктринальное определение услуги. Впоследствии это определение уточняется: Исходя из него, практически любой вид деятельности можно отнести к услугам, что соответствует экономической трактовке услуг как вида деятельности, не относящегося к промышленному производству и сельскому хозяйству. Однако при таком подходе большинство договорных обязательств можно отнести к обязательствам об оказании услуг.

Так, передача вещи во временное пользование, несомненно, является способом удовлетворения потребности, результат деятельности арендодателя носит нематериальный характер, так как не связан с созданием улучшением вещи.

  • Например, договоры подряда и возмездного оказания услуг различаются по характеру работы и ее результата;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 19;
  • Общее учение об обязательстве.

Следует также отметить, что сформулированное Е. Шабловой понятие можно рассматривать лишь в качестве определения услуги дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг предмета договора возмездного оказания услуг, так как возмездный характер деятельности исполнителя присущ только этому договору.

Для других договоров, которые в силу косвенного упоминания их в п. Использует традиционный критерий для разграничения работ и услуг В. Но она выделяет услуги в широком и узком смыслах: Однако предлагаемый критерий не универсален, так как применим не ко всем видам услуг.

Это признает и сама В. Кванина, относя к услугам те виды деятельности, которые, хотя имеют определенный материальный результат, непосредственно направлены на личность услугополучателя услуги парикмахеров, визажистов, врачей-косметологов и т.

Договор возмездного оказания услуг

Вместе с тем использование в качестве ключевого признака услуг отсутствие овеществленного результата подвергается в правовой литературе и справедливой критике, которая основана на анализе п. Одним из условий договора туристического обслуживания чаще всего является предоставление определенных транспортных средств.

Левшина также допускает возможность наличия у некоторых видов услуг материального результата. Следовательно, устоявшееся представление об услугах как деятельности, не имеющей овеществленного результата, не в полной мере соответствует действующему законодательству, что ставит исследователей перед необходимостью искать новые подходы к выявлению сущности услуг как объекта обязательства по оказанию услуг. Левшина предлагает рассматривать услугу как совокупность деятельности и результата: На неотделимость результата указывает и Ю.

Неотделимость результата от деятельности вряд ли можно рассматривать в качестве основного признака услуг. При выполнении работ по переработке или обработке вещи результат также не отделим от самой деятельности, но эти отношения регулируются дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг подряда в силу прямого указания закона п.

В то же время при оказании ряда услуг результат может быть отделим в той или иной форме. Например, при оказании аудиторских услуг аудитор обязан предоставить отчет, который может быть выполнен в письменной форме или на электронном носителе. По его мнению, при выполнении работ материальный либо нематериальный объект или создается, или уничтожается, или преобразуется его содержание, а при оказании услуг дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг перемещается в пространстве в частности, при его перевозке или во времени при его хранениилибо преобразуется форма указанного объекта, не затрагивая его содержания.

Существенным недостатком предложенного критерия разграничения работ и услуг является его умозрительный характер. Выводы автора не подкреплены исследованием отдельных видов услуг хотя дипломная работа по теме договор возмездного оказания услуг наиболее распространенныха также положений действующего российского законодательства об услугах, что снижает не только их практическую, но и теоретическую ценность. Отнесение услуг к разряду благ не вызывает возражений, а вот указание на то, что оно служит средством удовлетворения потребностей излишне.

Из приведенного определения можно сделать вывод, что автор рассматривает услугу исключительно как деятельность, не принимая во внимание ее результаты материальные или нематериальные. В отношении ряда услуг можно утверждать, что субъективный интерес кредитора состоит не столько в полезных свойствах самой деятельности, сколько в ее результате. Например, заказчик при оказании ему аудиторских услуг заинтересован, прежде всего, в получении аудиторского заключения.

Так как содержание любого понятия составляет совокупность существенных признаков, выявление признаков услуг представляется чрезвычайно важной задачей. Именно по этому пути пошел Д. Степанов, выделив следующие признаки услуги: Однако указанные признаки присущи услуге прежде всего как экономической категории.

Они и были сформулированы первоначально учеными-маркетологами. Использование данных признаков для характеристики услуги как гражданско-правовой категории на наш взгляд целесообразно только в том случае, если они порождают те или иные юридические последствия, присущие исключительно услуге.

Тем не менее Д. Степанов исходя из выделенных признаков сформулировал следующее определение услуг:

Договор оказания образовательных услуг

Федеральное агентство по образованию

Архангельский государственный технический университет

Институт экономики, финансов и бизнеса

по дисциплине Правоведение

Договор оказания образовательных услуг

Шарыгина Екатерина Сергеевна

1. Нормативные акты, регламентирующие договор оказания образовательных услуг

2. Теоретическая часть

2.1 Понятие, предмет и признаки договора оказания образовательных услуг

2.2 Стороны договора

2.3 Содержание договора и процесс его заключения

2.4 Существенные условия договора

3. Практическая часть

Приложение А. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования

Список использованных источников

Одним из важнейших гарантированных Конституцией РФ социальных прав человека является право на образование. Длительное время образование было призвано обеспечивать в первую очередь потребности государства. Сегодня ситуация несколько изменилась. Образование, особенно высшее, начинает ориентироваться на удовлетворение личных потребностей человека, связанных с его духовным развитием и совершенствованием знаний. В корне изменилась ситуация с финансированием системы образования. Если ранее деятельность образовательных учреждений полностью финансировалась за счет средств бюджета, то в современной России сложилась ситуация бюджетного недофинансирования. Указанные обстоятельства обусловили динамичное включение образовательных учреждений в рыночные отношения. В сфере образования это означает все возрастающее оказание образовательных услуг на возмездной основе, то есть вовлечение образовательных учреждений в имущественный, товарно-денежный оборот.

Отношения между образовательным учреждением (организацией) и гражданином, желающим получить образовательную услугу, облекаются в форму договора возмездного оказания образовательных услуг. До настоящего времени в юридической доктрине не существует единой общепризнанной точки зрения по вопросу о правовой природе указанного договора. Существует мнение, что всякий договор по оказанию услуг является публичным договором. Однако договор, о котором идет речь, на мой взгляд, публичным не является, поскольку не содержит по меньшей мере двух признаков публичных договоров, а именно: он заключается некоммерческой организацией — образовательным учреждением — и лишь с гражданами, успешно выдержавшими вступительные испытания и прошедшими по конкурсу среди претендентов на заключение договора.

Целью данной контрольной работы является комплексное исследование договора возмездного оказания образовательных услуг – понятие договора и предмет, стороны договора, содержание и форма договора, ответственность сторон за нарушение договорных обязательств, анализ его правового регулирования действующим гражданским законодательством и законодательством об образовании, в третьей части работы, которая является практической, будет рассмотрена структура договора.

1. Нормативные акты, регламентирующие договор оказания образовательных услуг

Подготовка специалистов по договору оказания образовательных услуг является сравнительно новым явлением для российской системы высшего профессионального образования. Договор оказания образовательных услуг является одним из видов договора возмездного оказания услуг. Возникающие при этом отношения являются гражданско-правовыми, следовательно, они регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Договор возмездного оказания образовательных услуг это соглашение между образовательным учреждением и потребителем о предоставлении последнему возможности получения объема знаний по соответствующей образовательной программе, сопровождающейся проведением контрольных мероприятий за определенную плату в течение определенного периода времени.

Отношения в сфере оказания образовательных услуг регулируются нормами Общей части Гражданского Кодекса РФ в целом (раздел I), подразделов I и II раздела III «Общая часть обязательственного права», а также нормами главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Кроме того, заключение договора оказания образовательных услуг с учетом его специфики регулируется положениями ст. 447-449 и главы 57 Гражданского Кодекса РФ.

Отношения студента и вуза регулируются также Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года и Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года. Однако эти законы, имеют декларативный характер, а некоторые их положения противоречат Гражданскому Кодексу РФ. Нормы этих законов определяют, что студенты обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития. Согласно п. 9 ст. 16 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к студенту за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом высшего учебного заведения, могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из вуза.

Таким образом, установление запрета вузу расторгать договоры на обучение в связи с невыполнением обучающимся учебного плана противоречит законодательству об образовании и сущности образовательного процесса.

Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 утверждены Правила оказания платных образовательных услуг, которые регламентируют процедуру заключения соответствующего договора. В этих Правилах заказчик – физическое лицо так и именуется «потребитель».

Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования утверждена Приказом Минобразования РФ от 28 июля 2003 г. № 3177. Указанный договор является одним из видов договора возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ), поэтому отношения, возникающие в результате его заключения, регулируются гражданским законодательством, в том числе нормами гл. 39 Гражданского Кодекса РФ «Возмездное оказание услуг».

Учитывая, что одной из сторон договора выступает потребитель услуг, на правоотношения связанные с оказанием образовательных услуг распространяется Закон «О защите прав потребителей в РФ» (с последн. изм. и доп.) и, в частности, глава III Закона (Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

Вместе с тем к этим отношениям применяются нормы законодательства об образовании, в частности подзаконные нормативные акты и локальные акты отдельных вузов.

2. Теоретическая часть

2.1 Понятие, предмет и признаки договора оказания образовательных услуг

Учитывая легальное определение договора возмездного оказания услуг, а также специфику образовательных услуг, понятие договора возмездного оказания услуг в образовательной деятельности можно сформулировать следующим образом: это соглашение, по которому исполнитель (образовательное учреждение) обязуется по заданию заказчика совершить обучение заказчика (или третьего лица), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

С учетом требования п. 1 ст. 161 Гражданского Кодекса РФ, договор возмездного оказания образовательных услуг заключается в письменной форме. Предметом исследуемого договора являются образовательные услуги, полезный эффект которых выражается в знаниях, умениях и навыках, приобретаемых обучающимся в процессе и в результате их оказания. Образовательная услуга обладает всеми признаками предмета договора, а именно — она определенна (ее наименование), объем (в академических часах), сроки предоставления и ряд других характеристик установлены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и могут быть определены в самом договоре со ссылкой на (ГОС ВПО), она возможна (осуществление сторонами прав и обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства, объективно возможно) и, наконец, она дозволена (нет запретов в законе), наоборот, право предоставления образовательных услуг закреплено в ст. 41 Закона об образовании, а также в ст. 29 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Образовательное учреждение не может в полной мере гарантировать достижение высокого результата своей деятельности, поскольку он (результат) зависит не только от исполнителя, но и от самого обучающегося, от его способностей, внимательности, старания и трудолюбия.

Основание договора возмездного оказания образовательных услуг заключается в следующем: для обучающегося — в получении образовательных услуг (при этом мотив может быть различным: удовлетворение духовных потребностей, получение специальности для дальнейшего трудоустройства, получение диплома о высшем профессиональном образовании с целью продвижения по службе, приобретение права на отсрочку от призыва в армию); для заказчика — в удовлетворении потребности в квалифицированном специалисте в производственной, научной, культурной, военной и других видах деятельности; для исполнителя — в получении финансовых средств на осуществление образовательной деятельности.

Можно выделить следующие признаки договора оказания услуг в образовательной деятельности.

Во-первых, это гражданско-правовой договор. На него распространяются общие положения гражданского законодательства о сделках.

Во-вторых, на правоотношения по заключению, исполнению и расторжению рассматриваемого договора распространяются нормы публичного права, связанные со стандартами профессионального обучения, обязательными требованиями к образовательному учреждению. Нарушение этих положений будет означать фактически недействительность договора (ст.173 ГК РФ). Так, например, если у учебного учреждения нет лицензии на профессиональное обучение, учреждение не имеет права вступать в договорные правоотношения.

В-третьих, на стороне заказчика услуг по подготовке, переподготовке и повышении квалификации может выступать как физическое, юридическое лицо, так и органы государственной власти, при этом заказчик приобретает услуги по профессиональному обучению не для себя, а для служащего, работника и т.д.. Сказанное накладывает определенные особенности на правоотношения с каждым из заказчиков (частные лица, юридические лица, публичные органы).

В-четвертых, данный договор можно охарактеризовать как: возмездный, консенсуальный.

2.2 Стороны договора

Сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг являются: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования — исполнитель, студент или слушатель — обучающийся, и физическое или юридическое лицо — заказчик.

Обучающиеся по договору возмездного оказания образовательных услуг — это студенты или слушатели высших учебных заведений. Студентом, согласно п. 1 ст. 16 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, является лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения. Слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в соответствии со ст. 18 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании являются лица, обучающиеся в вузах на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях) повышения квалификации и переподготовки работников; другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование; ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений. Статус слушателя в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения. Обучающимся может быть лицо, не достигшее совершеннолетия. Согласно п. 1 ст. 26 ГК РФ, несовершеннолетние участвуют в договоре с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей, попечителей.

2.3 Содержание договора и процесс его заключения

С учетом требования п. 1 ст. 161 ГК РФ, договор возмездного оказания образовательных услуг заключается в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

— наименование исполнителя, которое должно содержать указание на организационно — правовую форму, характер деятельности и статус, т.е. вид образовательного учреждения, или фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

— место нахождения (юридический адрес) исполнителя;

— фамилия, имя, отчество лица, выступающего от имени исполнителя, документ, на основании которого оно действует;

— фамилия, имя, отчество, паспортные данные заказчика, адрес;

— уровень и направленность основных и (или) дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг. Предмет договора должен четко определять основное содержание предоставляемых образовательных услуг (основные и (или) дополнительные);

— форма получения образования в соответствии со статьей 10 Закона РФ «Об образовании» (очная, очно — заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, форма семейного образования);

— сроки оказания образовательных услуг, которые фиксируются в документах, регламентирующих образовательный процесс (образовательные программы, учебные планы);

— стоимость обучения, порядок оплаты, а также возможность возврата денег с удержанием фактически затраченных;

— документ, какого уровня (степени) образования будет выдан обучающемуся после успешного освоения им соответствующих образовательных программ в установленном порядке;

— заключительная часть договора должна содержать порядок изменения и расторжения договора. Односторонний отказ от исполнения договора возможен только в случаях, предусмотренных законом. Ответственность сторон, которая должна соответствовать ГК РФ и отвечать требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей».

Процесс заключения договора возмездного оказания образовательных услуг состоит из следующих стадий: предварительные переговоры и согласование воли субъектов; подача абитуриентом заявления о допуске к вступительным испытаниям; проведение вступительных испытаний и конкурса по их результатам (если количество мест приема меньше количества поданных заявлений); оформление договора.

2.4 Существенные условия договора

По договору возмездного оказания образовательных услуг исполнитель обязуется создать необходимые условия для обучения, оказать обучающемуся образовательные услуги, объем, и качество которых соответствует ГОС ВПО. По завершении обучения при условии успешной итоговой аттестации исполнитель обязан выдать обучающемуся соответствующий диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. Студенту или слушателю, не завершившему обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедшему промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), может быть выдан диплом установленного образца о неполном высшем профессиональном образовании. Лицам, не закончившим освоение основной образовательной программы, выдается академическая справка.

Обучающийся по договору возмездного оказания образовательных услуг обязан овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав вуза, правила внутреннего распорядка и правила общежития. За неисполнение этих обязанностей к обучающемуся может быть применено в соответствии с п. 9 ст. 16 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании дисциплинарное взыскание вплоть до отчисления из вуза, что влечет прекращение договора возмездного оказания образовательных услуг.

Обязанностью заказчика по договору возмездного оказания образовательных услуг является своевременная, в обусловленном объеме оплата образовательных услуг.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей заказчик и исполнитель несут гражданско-правовую ответственность в форме возмещения убытков, уплаты неустойки, а также процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами.

Договор действует с момента его заключения до момента окончания срока договора при условии надлежащего исполнения сторонами своих обязательств. Этот срок, как правило, совпадает с нормативным сроком обучения студента или слушателя той или иной специальности, установленным ГОС ВПО, и чаще всего составляет 5 лет. Сравнительно новым явлением для российской системы высшего профессионального образования является обучение по сокращенной или ускоренной программе. Такой договор заключается с лицами, имеющими высшее или среднее (соответствующего профиля) профессиональное образование, на срок от 3 до 3,5 лет, так как сокращать период учебы рекомендуется не более чем на 1,5-2 года независимо от формы обучения.

Цена договора определяется каждым вузом самостоятельно, «исходя из уровня и качества оказываемых услуг». Часто в договорах предусматривается право образовательного учреждения на одностороннее повышение платы за обучение. По общему правилу, одностороннее изменение условий договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ). Но в соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Однако заказчик, полностью оплативший образовательные услуги, считается исполнившим свое обязательство, и, следовательно, какие-либо соглашения об изменении уже не действующего обязательства правовой силы не имеют.

Стоимость услуг складывается из затрат на заработную плату профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного, административно-управленческого персонала, на приобретение необходимого оборудования и расходных материалов, на оплату коммунальных услуг, на питание студентов, текущий и капитальный ремонт учебных корпусов, на приобретение книг для вузовской библиотеки и прочих расходов.

Порядок расчетов за оказанную услугу определяется договором между заказчиком и исполнителем. В случае виновного неисполнения договора возмездного оказания образовательных услуг заказчиком последний в соответствии с п. 2 ст. 781 ГК РФ обязан оплатить услуги в полном объеме. Если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, не зависящим от сторон, обязанность по оплате услуг не должна возникать, однако закон предписывает заказчику компенсировать исполнителю расходы, фактически понесенные до момента наступления невозможности исполнения (п. 3 ст. 781 ГК РФ). Компенсация расходов образовательного учреждения не является формой ответственности. Изложенные общие правила имеют диспозитивный характер и могут быть изменены соглашением сторон.

3. Практическая часть

Целью данного раздела контрольной работы является изучение структуры договора оказания образовательных услуг на конкретном примере.

Пример договора приведен в приложении А к контрольной работе. Он содержит:

— дата, место заключения договора и номер договора;

— полное наименование исполнителя, включающее организационно-правовую форму, характер деятельности и статус (вид) или фамилию, имя, отчество, сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, занимающегося индивидуальной трудовой педагогической деятельностью;

— указание на наличие лицензии на ведение образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации (для юридических лиц);

— указание на наличие свидетельства о государственной регистрации (свидетельство о государственной аккредитации указывается в случае, если учебное заведение прошло аттестацию в соответствии с законодательством Российской Федерации);

— фамилию, имя, отчество лица, выступающего от имени исполнителя, устав с указанием наименования зарегистрировавшего органа, даты регистрации и регистрационного номера, а также документ, регламентирующий его полномочия (если договор подписывается руководителем филиала, заместителем руководителя юридического лица или иным должностным лицом юридического лица, то дополнительно должен быть указан документ, регламентирующий его полномочия в сфере заключения договоров на оказание платных образовательных услуг (приказ, распоряжение, доверенность), а также дата и регистрационный номер документа);

— фамилию, имя, отчество заказчика (потребителя) (в том случае если Заказчиком платных образовательных услуг является совершеннолетний гражданин, который самостоятельно оплачивает свое обучение, заключается двусторонний договор. Соответственно раздел 1, пункты 2.2 и 2.3. раздела 2 приведенного договора должны быть объединены в один, разделы 4,5 также должны быть объединены в один. Из п. 7.3. должен быть исключен абзац 2);

— первый раздел предмет договора (определяет основное содержание предоставляемых образовательных услуг — основные и(или) дополнительные), который включает в себя:

— период, уровень, ступень образования, основных и/или дополнительных образовательных программ, виды образовательных услуг, форму реализации образовательной программы;

— форма реализации образовательной программы (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, самообразование, экстернат, форма семейного образования);

— сроки освоения образовательных услуг, которые указаны в документах, регламентирующих образовательный процесс (государственные образовательные стандарты, образовательные программы, учебные планы);

— документ какого уровня (степени) образования будет выдан потребителю после успешного освоения им соответствующих образовательных программ, успешной итоговой аттестации в установленном порядке.

— во втором, третьем, четвертом и пятом разделе перечислены права и обязанности исполнителя, заказчика и потребителя (данные разделы стороны по своему усмотрению вправе дополнить иными условиями). В правах и обязанностях стороны в полном объеме отражают взаимные права и обязанности в процессе образовательной деятельности. При этом стороны обязаны предусмотреть способы ознакомления с информацией о порядке и условиях предоставления платных образовательных услуг, руководствуясь при этом уставом и локальными нормативными актами исполнителя;

— в шестом разделе оплата услуг указывается стоимость обучения, порядок и сроки оплаты (на оказание образовательных услуг, может быть составлена смета, которая становится неотъемлемой частью договора). Установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию запрещено ст.16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»; установление в договорах, помимо платы за обучение, «безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательного учреждения» противоречит п.8 ст.41 Закона Российской Федерации «Об образовании»;

— в седьмом разделе основания изменения и расторжения договора излагаются условия, на которых заключен настоящий договор, порядок изменения и расторжения договора;

— восьмой раздел договора содержит ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору;

— в заключительной части договора указывается срок действия договора и другие условия, а также реквизиты сторон — Ф.И.О., адрес места жительства, паспортные данные и т.д.. В случае, если Заказчиком является родитель (законный представитель) Потребителя, то указываются его родителя (законного представителя). В случае, если Заказчиком является организация, учреждение, предприятие, т. е. составлен трехсторонний договор, то указывается полное наименование, юридический адрес, банковские реквизиты данной организации, учреждения, предприятия. Согласно данному разделу договор будет составлен в трех формах, но только в случаях, если Заказчик и Исполнитель является одним лицом, а также, если Заказчик является законным представителем Исполнителя

Право на получение высшего профессионального образования является конституционным правом каждого гражданина, однако в последние годы государство не может в полной мере гарантировать его реализацию из-за недостатка финансовых средств. Потребность образовательных учреждений в настоящее время обеспечивается за счет бюджетов всех уровней менее чем на четверть. Следствием этого стали ухудшение условий обучения студентов и разрушение материальной базы образовательных учреждений.

В такой ситуации возрастает роль внебюджетного финансирования образования, в том числе за счет средств заказчиков по договору возмездного оказания образовательных услуг. Ежегодно увеличивается число студентов, обучающихся на основе полного возмещения затрат в государственных и негосударственных высших учебных заведениях.

Государственные и муниципальные вузы в пределах, установленных лицензией, вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий по приему студентов подготовку специалистов по договору с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Итак, договор возмездного оказания образовательных услуг, являясь гражданско-правовым, обладает определенной спецификой — особым субъектным составом, предметом, основанием и содержанием. Он является возмездным, взаимным, каузальным. Значение договора оказания образовательных услуг трудно переоценить, поскольку он регулирует отношения, возникающие в связи с получением образования.

Приложение А. Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования

приказом Минобразования России

от 28.07.2003 № 3177

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет» (полное наименование образовательного учреждения, осуществляющего подготовку в сфере профессионального образования в соответствии с Уставом) на основании лицензии № 113556, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (наименование органа, выдавшего лицензию) на срок с «26» мая 2005 г. до «26»августа 2010 г., и свидетельства о государственной аккредитации №1589, выданного выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (наименование органа, выдавшего свидетельство) в лице ректора, Луговской Ирины Робертовны действующего на основании (должность, фамилия, имя и отчество) Устава, (в дальнейшем — Исполнитель), с одной стороны, и Коноплев Александр Дмитриевич (Ф.И.О. совершеннолетнего, заключающего договор от своего имени или Ф.И.О. родителя (законного представителя) несовершеннолетнего или наименование организации, предприятия, с указанием Ф.И.О., должности лица, действующего от имени юридического лица,документов, регламентирующих его деятельность) (в дальнейшем — Заказчик) с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1 Исполнитель предоставляет, а Заказчик оплачивает обучение в период с сентября 2008 г. по 30 июня 2013 г. на историческом факультете по заочной форме обучения (указать период, уровень, ступень образования, основных и/или дополнительных образовательных программ, виды образовательных услуг, форму реализации образовательной программы)

1.2 Нормативный срок обучения по данной образовательной программе в соответствии с государственным образовательным стандартом составляет 5 лет.

1.3.Срок обучения в соответствии с рабочим учебным планом (индивидуальным графиком) составляет 12 600 часов.

1.4 После прохождения Потребителем полного курса обучения и успешной итоговой аттестации ему выдается документ (государственного или иного) образца Диплом либо документ об освоении тех или иных (указать документ) компонентов образовательной программы в случае отчисления Потребителя из образовательного учреждения до завершения им обучения в полном объеме.

2. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЯ

2.1. Исполнитель вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс, выбирать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации Потребителя, применять к нему меры поощрения и налагать взыскания в пределах, предусмотренных Уставом Исполнителя, а также в соответствии с локальными нормативными актами Исполнителя.

2.2. Заказчик вправе требовать от Исполнителя предоставления информации по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего договора.

2.3. Заказчик вправе получать информацию об успеваемости, поведении, отношении Потребителя к учебе в целом и по отдельным предметам учебного плана.

2.4. Потребитель вправе:

2.4.1. Обращаться к работникам Исполнителя по вопросам, касающимся процесса обучения в образовательном учреждении;

2.4.2. Получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений и навыков, а также о критериях этой оценки;

2.4.3. Пользоваться имуществом Исполнителя, необходимым для осуществления образовательного процесса, во время занятий, предусмотренных расписанием;

2.4.4. Пользоваться дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми Исполнителем и не входящими в учебную программу, на основании отдельно заключенного договора;

2.4.5. Принимать участие в социально-культурных, оздоровительных и т.п. мероприятиях, организованных Исполнителем.

3. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

3.1. Зачислить Потребителя, выполнившего установленные Уставом и иными локальными нормативными актами Исполнителя условия приема, в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет» (наименование Исполнителя)

3.2. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных в разделе 1 настоящего договора. Образовательные услуги оказываются в соответствии с (Государственным образовательным стандартом и/или учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий и другими локальными нормативными актами, разрабатываемыми Исполнителем)

3.3. Создать Потребителю необходимые условия для освоения выбранной образовательной программы.

3.4. Проявлять уважение к личности Потребителя, не допускать физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Потребителя с учетом его индивидуальных особенностей.

3.5. Сохранить место за Потребителем в случае пропуска занятий по уважительным причинам (с учетом оплаты услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего договора).

3.6. Восполнить материал занятий, пройденный за время отсутствия Потребителя по уважительной причине, в пределах объема услуг, оказываемых в соответствии с разделом 1 настоящего договора.

4. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

4.1. Своевременно вносить плату за предоставляемые услуги, указанные в разделе 1 настоящего договора.

4.2. При поступлении Потребителя в образовательное учреждение и в процессе его обучения своевременно предоставлять все необходимые документы.

4.3. Извещать Исполнителя об уважительных причинах отсутствия Потребителя на занятиях.

4.4. Проявлять уважение к научно-педагогическому, инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу Исполнителя.

4.5. Возмещать ущерб, причиненный Потребителем имуществу Исполнителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.6. Обеспечить посещение Потребителем занятий согласно учебному расписанию.

5. ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

5.1. Посещать занятия, указанные в учебном расписании.

5.2. Выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогическими работниками Исполнителя.

5.3. Соблюдать требования Устава Исполнителя, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к научно-педагогическому, инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу Исполнителя и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство.

5.4. Бережно относиться к имуществу Исполнителя.

6.1. Заказчик оплачивает услуги, предусмотренные настоящим договором в сумме 30 000 рублей. (указать сумму оплаты)

6.2. Оплата производится в половинном размере не позднее 1 сентября и 1 февраля за наличный расчет, в безналичном порядке, на счет Исполнителя в банке (нужное подчеркнуть)

6.3. Оплата услуг удостоверяется Исполнителем путем предоставления Заказчику чека, подтверждающего оплату Заказчика. (указать документ)

6.4. Оплата услуг, предусмотренная настоящим разделом, может быть изменена по соглашению сторон, о чем составляется дополнение к настоящему договору.

7. ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

7.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон.

7.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов.

7.4. Потребитель вправе в любое время расторгнуть настоящий договор только с письменного согласия Заказчика при условии оплаты Заказчиком Исполнителю фактически понесенных им расходов.

7.5. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по настоящему договору они несут ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и иными нормативными правовыми актами.

9. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ

9.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до «30 » июня 2013 г.

9.2. Договор составлен в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

Список использованных источников

1 Волчанская Л.М. Договор возмездного оказания образовательных услуг. Правовое регулирование, понятие и содержание [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Волчанская, издательство Правоведение, 2002 г. — 270 с.

2 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс]: справочная правовая система Гарант платформа F1 ЭКСПЕРТ

3 Конституции РФ

4 Толстой Ю.К. Гражданское право. Часть 1. [Текст]: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева, М.:Издательство ТЕИС,1996. — 300с.

5 Шершеневич ГФ. Курс гражданского права. Ч. III: Договор и обязательство [Текст]: Учебник русского гражданского права / Победоносцев К.П., СПб., 1996. – 341с.

Еще по теме:

  • Тесты по теме формы и системы оплаты труда Тесты по теме формы и системы оплаты труда Практическая работа № 8. Решите следующие задачи: 1. Рассчитать бригадную расценку при условии: что в бригаде один рабочий 5 разряда, два рабочих […]
  • Закон об оружии билеты ответы Разрешение на оружие билеты Главная / Новости охоты / Разрешение на оружие билеты В соответствии с новыми правилами для получения разрешения на травматическое и охотничье оружие нужно […]
  • Основные права и обязанности иностранного гражданина в рф Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо […]
  • Купить земельный участок в вязьме Земля, земельные участки в Вязьме Земельный участок 15, 5 сот, под ИЖС Земельный участок квадратной формы 15, 5 соток, можайское направление, ровный, переуступка аренды, ИЖС. Продам […]
  • Ст32 коап комментарии Статья 32.2 КоАП РФ. Исполнение постановления о наложении административного штрафа (действующая редакция) 1. Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным […]
  • Гк рф опека устанавливается над Статья 32. Опека СТ 32 ГК РФ 1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. 2. Опекуны являются […]